Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.08.2013 ПО ДЕЛУ N А23-3890/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2013 г. по делу N А23-3890/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 15.08.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 22.08.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Рыжовой Е.В., судей Дорошковой А.Г. и Каструбы М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Феоктистовой Д.О., при участии представителей истца - открытого акционерного общества "Калужский турбинный завод" (город Калуга, ОГРН 1024001337360, ИНН 4026007424) - Гребенникова И.В. (доверенность от 01.01.2013 N 30/17-6); ответчиков - Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (город Москва, ОГРН 1047796940465, ИНН 7706560536) (далее - Росреестр) - Клочковой Н.Ю. (доверенность от 02.04.2013 серии 40 АА N 0503149), Черкашиной О.Н. (доверенность от 14.02.2013 N 02/7-23/11), Управления Росреестра по Калужской области (город Калуга, ОГРН 1044004426498, ИНН 4027066800) - Клочковой Н.Ю. (доверенность от 25.12.2012 N 169-09-102) и третьего лица - Правительства Калужской области (город Калуга, ОГРН 1024001188727, ИНН 4027059305) - Бондарева А.А. (доверенность от 04.10.2012 N 01-49/914-12), рассмотрев в судебном заседании исковое заявление ОАО "Калужский турбинный завод" о признании недействительной стоимости земельного участка, признании кадастровой стоимости земельного участка равной ее рыночной стоимости и внесении изменений в государственный кадастр недвижимости,

установил:

следующее.
ОАО "Калужский турбинный завод" обратилось в Арбитражный суд Калужской области с иском к Управлению Росреестра по Калужской области и Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" (город Москва, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Калужской области о признании недействительной стоимости земельного участка с кадастровым номером 40:26:000184:0055 площадью 6 729 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Калужская область, город Калуга, улица Московская, дом 212, признании кадастровой стоимости указанного земельного участка равной ее рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 37 084 000 рублей и внесении изменений в государственный кадастр недвижимости (с учетом уточнения) (том 1, л.д. 3-5; том 2, л.д. 2).
Определением суда от 22.01.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Калужской области (том 2, л.д. 45-46).
Определением суда от 22.01.2013 по делу назначена судебная экспертиза по оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 40:26:000184:0055 площадью 6 729 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Калужская область, город Калуга, улица Московская, дом 212 по состоянию на 01.01.2007. Проведение экспертизы поручено ООО "Росэкспертиза Консалтинг" (том 2, л.д. 45-46).
18.02.2013 в суд поступило экспертное заключение ООО "Росэкспертиза Консалтинг" от 15.02.2013, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 40:26:000184:0055 площадью 6 729 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Калужская область, город Калуга, улица Московская, дом 212 по состоянию на 01.01.2007 составляет 25 974 600 рублей (том 2, л.д. 122-139).
На основании полученного экспертного заключения истец заявил об изменении предмета иска, указав истребуемый размер рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2007 в сумме 25 974 600 рублей (том 3, л.д. 1-2).
Определением от 18.03.2013 уточненные исковые требования приняты судом к рассмотрению по существу в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (том 2, л.д. 6-7).
Также определением от 18.03.2013 суд произвел замену ответчиков - Управления Росреестра по Калужской области на Росреестр в лице Управления Росреестра по Калужской области; ФГБУ "ФКП Росреестра" по Калужской области на ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Калужской области и третьего лица - администрации Калужской области на Правительство Калужской области (том 2, л.д. 6-7).
Решением суда от 18.03.2013 исковые требования удовлетворены: установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 40:26:000184:0055 площадью 6 729 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Калужская область, город Калуга, улица Московская, дом 212, равной его рыночной стоимости в размере 25 974 600 рублей.
На ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Калужской области возложена обязанность внести изменения в государственный кадастр недвижимости посредством изменения, внесенного в государственный кадастр недвижимости, кадастровой стоимости указанного земельного участка на его рыночную стоимость в размере 25 974 600 рублей.
На Росреестр в лице Управления Росреестра по Калужской области возложена обязанность внести изменения в государственный кадастр недвижимости посредством изменения внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 40:26:000184:0055 площадью 6 729 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Калужская область, город Калуга, улица Московская, дом 212, на его рыночную стоимость в размере 25 974 600 рублей. ОАО "Калужский турбинный завод" возвращена из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 12 000 рублей (том 3, л.д. 10-12).
Не согласившись с указанным судебным актом, Росреестр и Управление Росреестра по Калужской области обратились в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение Арбитражного суда Калужской области от 18.03.2013 отменить в части удовлетворения требований к Росреестру в лице Управления Росреестра по Калужской области (том 3, л.д. 29-31, 37-39).
В обоснование доводов апелляционных жалоб заявители указали на то, что Управление Pocpeeстpa по Калужской области является самостоятельным юридическим лицом, как и Росреестр. В связи с чем полагают, что в данном случае замена судом ненадлежащего ответчика надлежащим в день вынесения решения нарушает требования пункта 3 статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявители жалоб отметили, что судом нарушены права Росреестра, который был лишен возможности участвовать в рассмотрении дела.
По мнению заявителей апелляционных жалоб, на Росреестр в лице Управления Росреестра по Калужской области незаконно возложена обязанность по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости, поскольку приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" (далее - приказ Росреестра от 11.03.2010 N П/93) полномочиями органа кадастрового учета на территории Калужской области наделено ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Калужской области (в настоящее время - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Калужской области).
Управление Росреестра по Калужской области представило в суд апелляционной инстанции дополнение к апелляционной жалобе (том 3, л.д. 65-66), в котором заявитель указал на то, что в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Калужской области от 06.07.2009 N 257 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Калужской области" (далее - постановление Правительства Калужской области от 06.07.2009 N 257) результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Калужской области были утверждены на 01.01.2007, следовательно, кадастровая стоимость спорного земельного участка была установлена на 01.01.2007 и, соответственно, оценка рыночной стоимости спорного земельного участка на предмет соответствия утвержденной кадастровой стоимости должна быть произведена на 01.01.2007.
Заявитель отметил, что в резолютивной части обжалуемого решения суда не указано, по состоянию на какую дату необходимо внести изменения в государственный кадастр недвижимости.
От ОАО "Калужский турбинный завод" в Двадцатый арбитражный апелляционный суд поступил отзыв на апелляционные жалобы, в котором истец указал на то, что считает апелляционные жалобы безосновательными и просит обжалуемое решение суда оставить без изменения (том 3, л.д. 70-71).
Правительство Калужской области представило в суд апелляционной инстанции отзыв на апелляционные жалобы, в котором третье лицо просит решение Арбитражного суда Калужской области от 18.03.2013 отменить полностью по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах, и принять по делу новый судебный акт (том 3, л.д. 76-77).
Поскольку из материалов дела усматривается наличие безусловных оснований для отмены судебного акта, предусмотренных пунктом 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, - рассмотрение дела в отсутствие Росреестра и ФГБУ "ФКП Росреестра", не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, определением от 25.06.2013 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела N А23-3890/2012 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, для рассмотрения дела в суде первой инстанции (том 3, л.д. 86-92).
С учетом положений пункта 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которым по результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), и принимает новый судебный акт.
В связи с рассмотрением дела в отсутствие Росреестра и ФГБУ "ФКП Росреестра", не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, решение Арбитражного суда Калужской области от 18.03.2013 по делу N А23-3890/2012 подлежит отмене в силу пункта 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как рассмотрение дела в отсутствие указанных лиц нарушает права Росреестра и ФГБУ "ФКП Росреестра", и является безусловным основанием для отмены судебного акта.
Предварительное судебное заседание определением суда от 25.06.2013 назначено на 24.07.2013 (том 3, л.д. 86-92).
До начала предварительного судебного заседания в суд апелляционной инстанции от Правительства Калужской области поступил отзыв на исковое заявление, в котором третье лицо просит в удовлетворении исковых требований отказать (том 3, л.д. 103-106).
Правительство Калужской области считает установленную постановлением Правительства Калужской области от 06.07.2009 N 257 кадастровую стоимость земельного участка и расчеты государственной кадастровой оценки земель законными и произведенными в соответствии с законодательством и в рамках имеющихся полномочий.
Полагает, что нельзя принимать во внимание проведение оценки спорного земельного участка для определения его рыночной стоимости, поскольку рыночная стоимость указанного земельного участка установлена на дату 21.05.2012, отличную от даты, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость - 01.01.2007.
В заседании суда апелляционной инстанции 24.07.2013 представитель истца заявил ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Управление Росреестра по Калужской области.
Росреестр представил отзыв на исковое заявление, в котором указал на то, что вопросы, связанные с ведением государственного кадастра недвижимости, относятся к компетенции ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Калужской области, Росреестр и Управление Росреестра по Калужской области такими полномочиями не обладают, в связи с чем полагает, что требования истца об изменении сведений в государственном кадастре недвижимости к Росреестру в лице Управления по Калужской области предъявлены необоснованно (том 3, л.д. 114-118).
Отмечает, что при проверке расчета кадастровой стоимости спорного земельного участка наличие технической либо кадастровой ошибок не выявлено. По мнению ответчика, поскольку кадастровая стоимость спорного земельного участка была установлена на 01.01.2007, то оценка его рыночной стоимости на предмет соответствия утвержденной кадастровой стоимости должна быть произведена на 01.01.2007.
Определением суда от 24.07.2013 ходатайство ОАО "Калужский турбинный завод" удовлетворено, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Росреестра по Калужской области. Дело назначено к судебному разбирательству на 15.08.2013 (том 3, л.д. 123-129).
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал заявленные исковые требования, а также представил заявление о том, что истец не возражает принять на себя судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в суде первой инстанции (том 3, л.д. 150).
Представители Росреестра, Управления Росреестра по Калужской области представили письменные пояснения (том 3, л.д. 151), полагают, что надлежащим ответчиком по данному делу является орган кадастрового учета - ФГБУ "ФКП Росреестра", в полномочия которого входит ведение государственного кадастра недвижимости и осуществления государственного кадастрового учета.
С установлением кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 25 974 600 рублей по состоянию на 01.01.2007 не возражали. С требованиями о возложении на Росреестр и Управление Росреестра по Калужской области обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость не согласились.
Представитель Правительства Калужской области представил дополнительные письменные пояснения, где указал, что третье лицо не возражает против установления кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 25 974 600 рублей по состоянию на 01.01.2007 (том 3, л.д. 152).
Изучив материалы дела, оценив исковые требования, отзывы на иск и пояснения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
ОАО "Калужский турбинный завод" является собственником земельного участка с кадастровым номером 40:26:000184:0055, относящего к землям населенных пунктов, разрешенное использование: под трехэтажным кирпичным зданием дворца культуры, общей площадью 6 729 кв. м, расположенного по адресу: Калужская область, город Калуга, улица Московская, дом 212 (том 1, л.д. 133).
Удельный показатель кадастровой стоимости указанного земельного участка, утвержден постановлением Правительства Калужской области от 06.07.2009 N 257 и составил 88 166 587 рублей 92 копейки (том 1, л.д. 72).
Исполнителем работ по государственной кадастровой оценке спорного земельного участка являлось экспертно-оценочная фирма ООО "Экспертиза плюс".
В целях определения достоверности кадастровой стоимости земельного участка общество обратилось оценочную организацию ООО "Росэкспертиза Консалтинг" для получения заключения о рыночной стоимости участка. Согласно отчету ООО "Росэкспертиза Консалтинг" от 25.06.2012 N КД-3318/0512, рыночная стоимость спорного земельного участка истца по состоянию на 31.05.2012 составила 37 084 000 рублей (том 1, л.д. 74-122).
ОАО "Калужский турбинный завод" обратилось в адрес филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Калужской области с запросом от 17.08.2012 N 30117-329 о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка (том 1, л.д. 65-66).
Письмом от 28.08.2012 N 3674-4 во внесении изменений в государственный кадастр недвижимости истцу отказано (том 1, л.д. 57).
Ссылаясь на то, что права и законные интересы общества нарушены несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, ОАО "Калужский турбинный завод" обратилось в арбитражный суд с иском (с учетом уточнения) (том 1, л.д. 3-5; том 2, л.д. 2; том 3, л.д. 1-2).
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
Определением суда от 22.01.2013 по делу была назначена судебная экспертиза по оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 40:26:000184:0055 площадью 6 729 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Калужская область, город Калуга, улица Московская, дом 212 по состоянию на 01.01.2007 (том 2, л.д. 45-46).
Согласно поступившему 18.02.2013 в суд экспертному заключению ООО "Росэкспертиза Консалтинг" от 15.02.2013, рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2007 составляет 25 974 600 рублей (том 2, л.д. 122-139).
Оценив экспертное заключение ООО "Росэкспертиза Консалтинг" от 15.02.2013, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о его соответствии требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки.
Таким образом, суд апелляционной инстанции признает экспертное заключение ООО "Росэкспертиза Консалтинг" от 15.02.2013 надлежащим доказательством рыночной стоимости спорного земельного участка, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 40:26:000184:0055 площадью 6 729 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Калужская область, город Калуга, улица Московская, дом 212 по состоянию на 01.01.2007 составляет 25 974 600 рублей (том 2, л.д. 122-139).
При таких обстоятельствах, с учетом уточненных исковых требований и отсутствия возражений со стороны Росреестра, Управления Росреестра по Калужской области и Правительство Калужской области, суд апелляционной инстанции считает необходимым установить кадастровую стоимость спорного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 25 976 600 рублей по состоянию на 01.01.2007.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка предъявляется к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
В соответствии с пунктом 5 Положения о Росреестре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Росреестр осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе, осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; ведение государственного реестра кадастровых инженеров; государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения); государственный земельный контроль; предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости; организует проведение государственной кадастровой оценки; проведение землеустройства в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 409-р к ведению Росреестра отнесены организации, ранее находившиеся в ведении Роснедвижимости, включая федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации.
Таким образом, федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации (в настоящее время - филиалы ФГБУ "ФКП Росреестра" по субъектам Российской Федерации) являются учреждениями, подведомственными Росреестру.
В соответствии с Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации, подведомственные Росреестру, наделяются полномочиями органа кадастрового учета.
То есть, ФГБУ "ФКП Росреестра" является непосредственным исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости.
При этом восстановление нарушенного права заявителя возможно только путем исключения недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка из кадастра недвижимости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
ОАО "Калужский турбинный завод" в суд апелляционной инстанции представило заявление о том, что истец принимает на себя судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в суде первой инстанции (том 3, л.д. 150).
В порядке статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации ОАО "Калужский турбинный завод" подлежит возвращению из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина при подаче искового заявления в сумме 12 000 рублей.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за подачу апелляционных жалоб в сумме 2 000 рублей не подлежит уплате в доход федерального бюджета заявителями - Росреестром и Управлением Росреестра по Калужской области.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Калужской области от 18.03.2013 по делу N А23-3890/2012 отменить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 40:26:000184:0055 площадью 6 729 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Калужская область, город Калуга, улица Московская, дом 212, равной его рыночной стоимости в размере 25 974 600 рублей по состоянию на 01.01.2007.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" (город Москва, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала по Калужской области (город Калуга, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 40:26:000184:0055 площадью 6 729 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Калужская область, город Калуга, улица Московская, дом 212, равную его рыночной стоимости в размере 25 974 600 рублей.
Возвратить открытому акционерному обществу "Калужский турбинный завод" (город Калуга, ОГРН 1024001337360, ИНН 4026007424) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 12 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
Е.В.РЫЖОВА

Судьи
А.Г.ДОРОШКОВА
М.В.КАСТРУБА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)