Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.05.2013 N 15АП-5197/2013 ПО ДЕЛУ N А32-20415/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 2013 г. N 15АП-5197/2013

Дело N А32-20415/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ильиной М.В., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ильенко А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Инкомус" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.03.2013 по делу N А32-20415/2012 (судья Тарасенко А.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Инкомус" к администрации муниципального образования Кавказский район, Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования Кавказский район при участии третьего лица Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Кавказский район по Краснодарскому краю об обязании совершить действия по восстановлению земельного участка на кадастровом учете, понуждении к заключению договора,
при участии: от истца: представитель Гарькуша Е.Н. (доверенность N б/н от 28.12.2011)
- от ответчиков: от администрации муниципального образования Кавказский район: не явился, извещен (почтовое уведомление N 34400261450571);
- от Управления имущественных отношений администрации муниципального образования Кавказский район: не явился, извещен (почтовое уведомление N 34400261450588);
- от третьих лиц:
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии": не явился, извещен (почтовое уведомление N 34400261450595);
- от Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Кавказский район по Краснодарскому краю: не явился, извещен (почтовое уведомление N 34400261450618);
-
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Инкомус" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с требованиями к администрации муниципального образования Кавказский район (далее - администрация), управлению имущественных отношений администрации муниципального образования Кавказский район (далее - управление) и с учетом уточненных в судебном заседании 19.02.2013 требований (л.д. 4) просит суд обязать администрацию и управление отозвать заявку из ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю (далее - орган кадастрового учета) о снятии с кадастрового учета земельного участка 23:044:0503027:359, обязать направить письмо в орган кадастрового учета о восстановлении земельного участка 23:044:0503027:359 в ГКН, обязать заключить с обществом договор купли-продажи указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Кавказский район по Краснодарскому краю
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.03.2013 требования об обязании заключить договор аренды земельного участка оставлены без рассмотрения. В удовлетворении остальных требований отказано. Суд указал, что по существу участником спорного материального правоотношения в связи с оценкой судом правомерности снятия земельного участка с кадастрового учета является орган кадастрового учета, а не публичный собственник (представитель публичного собственника) земельного участка. Общество никаких требований к органу кадастрового учета не предъявляет, а возложение на администрацию либо управление обязанности отозвать свое письмо о снятии земельного участка с кадастрового учета, направить письмо о постановке земельного участка на кадастровый учет невозможно, поскольку никакие действия указанный органов власти в рамках настоящего арбитражного процесса не оспариваются.
Общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Инкомус" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, просит судебный акт отменить, иск удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что земельный участок по зданием истца прошел временный кадастровый учет в 2010 году, истцом подготавливались документы о предоставлении земельного участка на праве аренды. Накануне подачи документов в МФЦ истцом получено решение ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю от 04.04.2011 об исключении земельного участка из государственного кадастра недвижимости, в связи с чем истец обратился в суд в рамках дела N А32-21942/2011. Из материалов указанного дела истец узнал о том, что на основании заявления Управления имущественных отношений Администрации МО Кавказский район от 04.03.2011 участок снят с учета. Предоставленный участок был фактически изъят из под здания письмом начальника управления, отменившим Постановление администрации о выделении земельного участка. Манипуляции ответчика с земельным участком можно рассматривать как резервирование земли согласно статье 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Суд не учел права истца и вынес решение формально.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление имущественных отношений администрации муниципального образования Кавказский район Краснодарского края просит решение оставить без изменения. Считает, что выводы общества о предоставлении участка временно и его, якобы, изъятии основаны на неверном толковании норм права. Решения о предоставлении земельного участка не принималось, снятие его с кадастрового учета обусловлено необходимостью формирования земельного участка для размещения ярмарки. Общество не лишено возможности подать заявление о предоставлении земельного участка той площадью, которая необходима для завершения строительства объекта недвижимости. при этом для эксплуатации здания обществу необходимо площадь 240 кв. м, что подтверждается градостроительным заключением. В апелляционной жалобе общество заявляет новые требования и приводит новые доводы, что в силу закона недопустимо.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, обществу на праве собственности принадлежит объект незавершенного строительства литер А, расположенный по адресу г. Кропоткин ул. Речная, 6/1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.02.2001 (л.д. 35).
На основании постановления администрации от 21.07.2010 N 641/1 утверждена схема расположения земельного участка, на котором расположен указанный выше объект незавершенного строительства (л.д. 26).
Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 08.09.2010 (л.д. 27).
Указывая, что на основании заявления управления от 04.03.2011 указанный земельный участок снят с кадастрового учета (л.д. 38) незаконно, общество обратилось в суд.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ, Закон о кадастре недвижимости) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно части 5 статьи 4 Закона N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Статьей 7 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, а именно:
- 1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);
- 2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;
- 3) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;
- 4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства.
На основании статьи 16 Закона о кадастре недвижимости кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В силу части 2 этой же статьи кадастровый учет в связи с постановкой на учет и снятием с учета объекта недвижимости, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов.
Согласно статье 20 Закона N 221-ФЗ с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица, а с заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства - собственники таких объектов недвижимости и собственники земельных участков, на которых были расположены такие объекты недвижимости.
Таким образом, проведение государственного кадастрового учета носит заявительный характер и предусматривает обращение заинтересованного лица в уполномоченные органы с предоставлением документов, необходимых для кадастрового учета.
В соответствии с частью 4 статьи 24 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.
На основании части 5 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
На основании статьи 23 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
Действительно, после подачи частным лицом заявки на приватизацию земельного участка по статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации этот участок не может быть расформирован в административном порядке по заявке публичного собственника земли (Постановление Президиума ВАС РФ от 20.10.2010 N 6200/10).
Однако, соответствующая заявка обществом не подавалась. Более того, судом первой инстанции правомерно указано, что принадлежащее обществу строение является объектом незавершенного строительства, в связи с чем правила ст. 36 ЗК РФ применению не подлежат (Постановление Президиума ВАС РФ от 10.04.2012 N 15874/11).
Более того, требований в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обществом не заявлено.
По существу из текста заявления в суд и доводов апелляционной жалобы следует, что общество оспаривает действия публичного собственника, направившего заявление о снятии земельного участка с кадастрового учета. Понуждение к восстановлению нарушенного права общества путем обязания публичного собственника совершить какие-либо действия может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: оспариваемые действия (направление заявления о снятии с кадастрового учета) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Суд первой инстанции верно отметил, что администрация и управление не привели доводов в подтверждение наличия правомерного экономического интереса в волеизъявлении, направленном на снятие земельного участка 23:044:0503027:359 с кадастрового учета. В то же время общество не доказало, что оно имеет право на предоставление всего спорного земельного участка.
Так, площадь земельного участка, необходимая для эксплуатации принадлежащего обществу административного здания по данным градостроительного заключения составляет 240 кв. м. В суде апелляционной инстанции представитель общества не смог обосновать, почему общество претендует на земельный участок иной площади (500 кв. м).
Таким образом, спорный земельный участок не предоставлялся заявителю для эксплуатации и обслуживания здания, находящегося на нем, не формировался под объектом недвижимости, право на которое зарегистрировано в установленном законом порядке. Возможность использования предпринимателем земельного участка само по себе не означает, что весь земельный участок необходим для эксплуатации недвижимого имущества, и не предоставляет заявителю право на приватизацию этого участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Учитывая, что в иных предусмотренных законом случаях получение земли предполагает более сложную процедуру либо проведение конкурса, незаконное предоставление приоритетного права на приобретение земельного участка исключает возможность продажи его с торгов, что влечет соответствующие потери для местного бюджета.
В соответствии со статьей 23 Закона N 221-ФЗ постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
На основании части 1 статьи 25 названного Закона внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер.
Поскольку действия по подаче заявления в орган кадастрового учета не устанавливают для заявителя каких-либо обязанностей, не содержат властных распоряжений и требований, обязательных для исполнения, не порождают непосредственно каких-либо правовых последствий для общества, заявление публичного собственника соответствует действующему земельному и кадастровому законодательству.
Суд первой инстанции также пришел к правильному выводу, что в полномочия Управления, Администрации кадастровый учет не входит, решение о снятии земельного участка с кадастрового учета они не принимали.
При названных обстоятельствах основания для возложения обязанности на ответчиков совершить действия (подать заявление в соответствующие органы) по постановке на учет земельного участка отсутствуют.
Требование о понуждении к заключению договора купли-продажи правомерно на основании ст. 445 ГК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ оставлено без рассмотрения, доводы апелляционной жалобы в данной части также подлежат отклонению.
Доводы о резервировании земель в суде первой инстанции не заявлялись и не рассматривались, из материалов дела таких обстоятельств не следует, поэтому в этой части апелляционная жалоба также отклоняется.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании норм материального права заявителем, апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
При подаче апелляционной жалобы заявителем приложено платежное поручение N 4 от 19.03.2013 об оплате госпошлины в размере 1000 рублей.
В соответствии с подпунктами 4, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении в арбитражный суд с апелляционной жалобой подлежит уплате государственная пошлина в размере 50 процентов государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера в размере 2000 рублей. Таким образом, с заявителя апелляционной жалобы следует довзыскать в доход федерального бюджета 1 000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.03.2013 по делу N А32-20415/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Инкомус" 1000 рублей государственной пошлины в доход федерального бюджета.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты изготовления в полном объеме.

Председательствующий
И.Н.ГЛАЗУНОВА

Судьи
М.В.ИЛЬИНА
Т.Р.ФАХРЕТДИНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)