Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Носач Е.В. и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "СТАЛЬЭМАЛЬ" представителя Громова Е.Н. по доверенности от 29.12.2012, от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области представителя Воробьева С.В. по доверенности от 10.02.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 7 ноября 2012 года по делу N А13-5890/2012 (судья Селиванова Ю.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СТАЛЬЭМАЛЬ" (ОГРН 1023501249991; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области (ОГРН 1027700485757; далее - Кадастровая палата) об определении кадастровой стоимости земельного участка, кадастровым номером 35:21:0102001:695, на основании среднего удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего 9 группе видов разрешенного использования земель - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений, промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (с учетом принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) изменения иска).
Определением суда от 01.08.2012 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Вологодской области Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Вологодской области (далее - Управление).
Решением суда от 07.11.2012 требования удовлетворены.
Кадастровая палата с судебным актом не согласилась, в апелляционной жалобе просила решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Доводы подателя жалобы к следующему. Земельный участок, кадастровым номером 35:21:0102001:695 образован путем раздела земельного участка, кадастровым номером 35:21:0102001:265. Кадастровая стоимость земельного участка, кадастровым номером 35:21:0102001:695, площадью 21 984 кв. м, определена в соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания N 222) путем умножения площади участка на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка, кадастровым номером 35:21:0102001:265, площадью 96 182 кв. м, внесена в кадастр на основании приложения N 1 к постановлению Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 и составляет 646 175 683 руб. 32 коп. Удельный показатель стоимости земельного участка, кадастровым номером 35:21:0102001:265, получен в результате деления кадастровой стоимости данного участка на его площадь. Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка, кадастровым номером 35:21:0102001:265, площадью 21 984 кв. м, определена путем умножения его площади на удельный показатель кадастровой стоимости исходного земельного участка (35:21:0102001:265) и составляет 147 694 227 руб. 84 коп. Выводы суда являются необоснованными и несоответствующими действительности, так как средние удельные показатели кадастровой стоимости при расчете кадастровой стоимости земельного участка, кадастровым номером 35:21:0102001:695, не применялись. Кадастровая стоимость данного земельного участка определена постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154.
Представитель Кадастровой палаты в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы и требования, изложенные в жалобе.
Общество в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции возразили против ее доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило. Управление представило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителей. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав представителей явившихся лиц, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок, кадастровым номером 35:21:0102001:695, площадью 21 984 кв. м, расположенный по адресу: Вологодская область, город Череповец, улица Окружная, дом 9, с разрешенным использованием - эксплуатация административного, лабораторного, производственного, бытового корпусов, установки очистки и нейтрализации сточных вод и газоочистки, отделение приготовления фритты, проходной, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.03.2012 серии 35-АБ N 057551.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 09.02.2012, сведения о вышеназванном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 06.04.2009. Предыдущий номер земельного участка 35:21:0102001:265. Кадастровая стоимость нового участка указана в размере 147 694 227 руб. 84 коп.
Земельный участок, кадастровым номером 35:21:0102001:695, площадью 21 984 кв. м, расположенный по адресу: Вологодская область, город Череповец, улица Окружная, дом 9, образован в результате раздела земельного участка, кадастровым номером 35:21:0102001:265, площадью 96 182 кв. м, местоположение - участок находится примерно в 5000 м по направлению на северо-запад от ориентира ТЭЦ ТВС, от ориентира, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Вологодская область, город Череповец, улица Мира, дом 30, кадастровой стоимостью 94 231 429 руб. 04 коп., с разрешенным использованием - эксплуатация административного, лабораторного, производственного, бытового корпусов, установки очистки и нейтрализации сточных вод и газоочистки, отделение приготовления фритты, проходной, на три земельных участка с кадастровыми номерами: 35:21:0102001:694; 35:21:0102001:695; 35:21:0102001:696.
Из материалов дела видно, что кадастровая стоимость земельного участка, кадастровым номером 35:21:0102001:695, рассчитана путем умножения значения среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель 7 вида функционального использования - земли под промышленными объектами, установленного постановлением Правительства Вологодской области от 15.12.2002 N 844 для кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка, кадастровым номером 35:21:0102001:695, в размере 21 538 164 руб. 48 коп. внесены в государственный кадастр недвижимости в 2009 году.
Постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" (далее - Постановление N 2154) с 01.01.2011 установлена новая кадастровая стоимость земельных участков.
На основании приложения N 1 к указанному постановлению в государственный кадастр недвижимости внесена кадастровая стоимость земельного участка, кадастровым номером 35:21:0102001:265, в размере 646 175 683 руб. 32 коп.
Поскольку земельный участок, кадастровым номером 35:21:0102001:695, был образован в 2009 году и не вошел в перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке, его кадастровая стоимость определена путем умножения значения среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель 7 вида разрешенного использования, установленного Постановлением N 2154, с учетом удельного показателя в размере 6718 руб. 26 коп. для кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка составила 147 694 227 руб. 84 коп.
Общество 21.02.2012 обратилось в Кадастровую палату, ссылаясь на то, что участок, кадастровым номером 35:21:0102001:695, относится к 9 группе видов разрешенного использования, просило внести изменения в кадастровые сведения относительно кадастровой стоимости земельного участка.
Кадастровая палата в письме от 17.04.2012 указала, что кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в соответствии с Методическими указаниями.
Полагая, что кадастровая стоимость указанного земельного участка не соответствует фактическому функциональному использованию земельного участка и должна быть определена по 9 группе видов разрешенного использования Типового перечня видов разрешенного использования (приложение 2 к Техническим рекомендациям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 "Об оценке земель населенных пунктов), Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их обоснованными.
Апелляционная коллегия считает принятое решение законным.
В силу пункта 1 статьи 65 (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата.
Статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, отсылает к порядку определения кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с земельным законодательством.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных этим Кодексом и федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ в редакции, применимой к спорным правоотношениям, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 названной статьи - при расчете кадастровой стоимости в процентах от рыночной стоимости земельного участка). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утвердило Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Согласно пунктам 1 и 9 названных Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
В силу пунктов 4 и 8 Правил государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Согласно пункту 2.3.2 Методических указаний N 222, в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель поселений его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
В силу пункта 2.2 Технических рекомендаций по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 "Об оценке земель населенных пунктов", (далее - Технические рекомендации N П/0152) (действовавших в период возникновения спорных правоотношений) определение номера вида разрешенного использования земельных участков производится в соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования (таблица 1 приложения 2).
Указанным Типовым перечнем предусмотрены, в том числе:
- - группа видов разрешенного использования N 7: земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии;
- - группа видов разрешенного использования N 9: земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений, промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
Постановлением N 2154 с 01.01.2011 установлена новая кадастровая стоимость земельных участков.
На основании приложения 1 к указанному постановлению в государственный кадастр недвижимости внесена кадастровая стоимость земельного участка, кадастровым номером 35:21:0102001:265, в размере 646 175 683 руб. 32 коп.
Суд установил, что земельный участок, кадастровым номером 35:21:0102001:695, образован в 2009 году, не вошел в перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке. Соответственно его кадастровая стоимость определена путем умножения значения среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель 7 вида разрешенного использования, установленного Постановлением N 2154 (удельный показатель 6718 руб. 26 коп.) для кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка составила 147 694 227 руб. 84 коп.
В Постановлении N 2154 виды разрешенного использования также разграничены исходя из Типового перечня таблицы 1 приложения 2 Технических рекомендаций N П/0152.
Фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр. Правильное установление вида разрешенного использования является необходимым условием для правильного определения кадастровой стоимости.
Земельный участок, кадастровым номером 35:21:0102001:695, имеет разрешенное использование - эксплуатация административного, лабораторного, производственного, бытового корпусов, установки очистки и нейтрализации сточных вод и газоочистки, отделение приготовления фритты, проходной.
При постановке на кадастровый учет в 2009 году стоимость земельного участка рассчитана с применением удельного показателя группы 7 - земли под промышленными объектами.
На земельном участке расположены принадлежащие обществу на праве собственности объекты недвижимости: установка очистки и нейтрализации сточных вод и гозоочистки (нежилое 2-этажное здание), административный корпус, лабораторный корпус (2-этажное промышленно-производственное здание).
Согласно градостроительному плану земельного участка N RU35328000-0651, утвержденному постановлением мэрии города Череповца от 14.07.2010 N 2639, земельный участок, кадастровым номером 35:21:0102001:695, отнесен к территориальной зоне П-1 - зоне предприятий 1 - 2 класса санитарной опасности.
Установив, что основным видом экономической деятельности Общества является производство столовых, кухонных, и прочих бытовых изделий, кроме столовых и кухонных приборов, а также исходя из фактического использования земельного участка, суд первой инстанции правомерно указал, что данное использование соответствует 9 группе видов разрешенного использования.
Объективных доказательств, свидетельствующих о наличии правовых оснований для применения к земельному участку, используемому для промышленных целей, удельного показателя, относящегося к 7 виду разрешенного использования, не связанному с производственной деятельностью, и исчисления в соответствии с ним кадастровой стоимости земельного участка, в материалах дела не имеется, ответчиком не представлено.
Сведения об изменении фактического использования земельного участка с момента его формирования и постановки на кадастровый учет отсутствуют.
Поскольку неправильное определение вида разрешенного использования земельного участка привело к нарушению прав истца, требования Общества удовлетворены судом обоснованно.
Ссылки подателя жалобы на не обращение Общества с заявлением об изменении вида разрешенного использования, а также на ненадлежащий способ защиты не принимаются во внимание, поскольку в данном случае требования истца направлены не на изменение вида разрешенного использования, а на приведение в соответствие содержащихся в государственном кадастре недвижимости сведений.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 7 ноября 2012 года по делу N А13-5890/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.01.2013 ПО ДЕЛУ N А13-5890/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2013 г. по делу N А13-5890/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Носач Е.В. и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "СТАЛЬЭМАЛЬ" представителя Громова Е.Н. по доверенности от 29.12.2012, от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области представителя Воробьева С.В. по доверенности от 10.02.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 7 ноября 2012 года по делу N А13-5890/2012 (судья Селиванова Ю.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СТАЛЬЭМАЛЬ" (ОГРН 1023501249991; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области (ОГРН 1027700485757; далее - Кадастровая палата) об определении кадастровой стоимости земельного участка, кадастровым номером 35:21:0102001:695, на основании среднего удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего 9 группе видов разрешенного использования земель - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений, промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (с учетом принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) изменения иска).
Определением суда от 01.08.2012 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Вологодской области Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Вологодской области (далее - Управление).
Решением суда от 07.11.2012 требования удовлетворены.
Кадастровая палата с судебным актом не согласилась, в апелляционной жалобе просила решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Доводы подателя жалобы к следующему. Земельный участок, кадастровым номером 35:21:0102001:695 образован путем раздела земельного участка, кадастровым номером 35:21:0102001:265. Кадастровая стоимость земельного участка, кадастровым номером 35:21:0102001:695, площадью 21 984 кв. м, определена в соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания N 222) путем умножения площади участка на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка, кадастровым номером 35:21:0102001:265, площадью 96 182 кв. м, внесена в кадастр на основании приложения N 1 к постановлению Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 и составляет 646 175 683 руб. 32 коп. Удельный показатель стоимости земельного участка, кадастровым номером 35:21:0102001:265, получен в результате деления кадастровой стоимости данного участка на его площадь. Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка, кадастровым номером 35:21:0102001:265, площадью 21 984 кв. м, определена путем умножения его площади на удельный показатель кадастровой стоимости исходного земельного участка (35:21:0102001:265) и составляет 147 694 227 руб. 84 коп. Выводы суда являются необоснованными и несоответствующими действительности, так как средние удельные показатели кадастровой стоимости при расчете кадастровой стоимости земельного участка, кадастровым номером 35:21:0102001:695, не применялись. Кадастровая стоимость данного земельного участка определена постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154.
Представитель Кадастровой палаты в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы и требования, изложенные в жалобе.
Общество в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции возразили против ее доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило. Управление представило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителей. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав представителей явившихся лиц, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок, кадастровым номером 35:21:0102001:695, площадью 21 984 кв. м, расположенный по адресу: Вологодская область, город Череповец, улица Окружная, дом 9, с разрешенным использованием - эксплуатация административного, лабораторного, производственного, бытового корпусов, установки очистки и нейтрализации сточных вод и газоочистки, отделение приготовления фритты, проходной, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.03.2012 серии 35-АБ N 057551.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 09.02.2012, сведения о вышеназванном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 06.04.2009. Предыдущий номер земельного участка 35:21:0102001:265. Кадастровая стоимость нового участка указана в размере 147 694 227 руб. 84 коп.
Земельный участок, кадастровым номером 35:21:0102001:695, площадью 21 984 кв. м, расположенный по адресу: Вологодская область, город Череповец, улица Окружная, дом 9, образован в результате раздела земельного участка, кадастровым номером 35:21:0102001:265, площадью 96 182 кв. м, местоположение - участок находится примерно в 5000 м по направлению на северо-запад от ориентира ТЭЦ ТВС, от ориентира, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Вологодская область, город Череповец, улица Мира, дом 30, кадастровой стоимостью 94 231 429 руб. 04 коп., с разрешенным использованием - эксплуатация административного, лабораторного, производственного, бытового корпусов, установки очистки и нейтрализации сточных вод и газоочистки, отделение приготовления фритты, проходной, на три земельных участка с кадастровыми номерами: 35:21:0102001:694; 35:21:0102001:695; 35:21:0102001:696.
Из материалов дела видно, что кадастровая стоимость земельного участка, кадастровым номером 35:21:0102001:695, рассчитана путем умножения значения среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель 7 вида функционального использования - земли под промышленными объектами, установленного постановлением Правительства Вологодской области от 15.12.2002 N 844 для кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка, кадастровым номером 35:21:0102001:695, в размере 21 538 164 руб. 48 коп. внесены в государственный кадастр недвижимости в 2009 году.
Постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" (далее - Постановление N 2154) с 01.01.2011 установлена новая кадастровая стоимость земельных участков.
На основании приложения N 1 к указанному постановлению в государственный кадастр недвижимости внесена кадастровая стоимость земельного участка, кадастровым номером 35:21:0102001:265, в размере 646 175 683 руб. 32 коп.
Поскольку земельный участок, кадастровым номером 35:21:0102001:695, был образован в 2009 году и не вошел в перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке, его кадастровая стоимость определена путем умножения значения среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель 7 вида разрешенного использования, установленного Постановлением N 2154, с учетом удельного показателя в размере 6718 руб. 26 коп. для кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка составила 147 694 227 руб. 84 коп.
Общество 21.02.2012 обратилось в Кадастровую палату, ссылаясь на то, что участок, кадастровым номером 35:21:0102001:695, относится к 9 группе видов разрешенного использования, просило внести изменения в кадастровые сведения относительно кадастровой стоимости земельного участка.
Кадастровая палата в письме от 17.04.2012 указала, что кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в соответствии с Методическими указаниями.
Полагая, что кадастровая стоимость указанного земельного участка не соответствует фактическому функциональному использованию земельного участка и должна быть определена по 9 группе видов разрешенного использования Типового перечня видов разрешенного использования (приложение 2 к Техническим рекомендациям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 "Об оценке земель населенных пунктов), Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их обоснованными.
Апелляционная коллегия считает принятое решение законным.
В силу пункта 1 статьи 65 (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата.
Статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, отсылает к порядку определения кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с земельным законодательством.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных этим Кодексом и федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ в редакции, применимой к спорным правоотношениям, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 названной статьи - при расчете кадастровой стоимости в процентах от рыночной стоимости земельного участка). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утвердило Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Согласно пунктам 1 и 9 названных Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
В силу пунктов 4 и 8 Правил государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Согласно пункту 2.3.2 Методических указаний N 222, в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель поселений его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
В силу пункта 2.2 Технических рекомендаций по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 "Об оценке земель населенных пунктов", (далее - Технические рекомендации N П/0152) (действовавших в период возникновения спорных правоотношений) определение номера вида разрешенного использования земельных участков производится в соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования (таблица 1 приложения 2).
Указанным Типовым перечнем предусмотрены, в том числе:
- - группа видов разрешенного использования N 7: земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии;
- - группа видов разрешенного использования N 9: земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений, промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
Постановлением N 2154 с 01.01.2011 установлена новая кадастровая стоимость земельных участков.
На основании приложения 1 к указанному постановлению в государственный кадастр недвижимости внесена кадастровая стоимость земельного участка, кадастровым номером 35:21:0102001:265, в размере 646 175 683 руб. 32 коп.
Суд установил, что земельный участок, кадастровым номером 35:21:0102001:695, образован в 2009 году, не вошел в перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке. Соответственно его кадастровая стоимость определена путем умножения значения среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель 7 вида разрешенного использования, установленного Постановлением N 2154 (удельный показатель 6718 руб. 26 коп.) для кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка составила 147 694 227 руб. 84 коп.
В Постановлении N 2154 виды разрешенного использования также разграничены исходя из Типового перечня таблицы 1 приложения 2 Технических рекомендаций N П/0152.
Фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр. Правильное установление вида разрешенного использования является необходимым условием для правильного определения кадастровой стоимости.
Земельный участок, кадастровым номером 35:21:0102001:695, имеет разрешенное использование - эксплуатация административного, лабораторного, производственного, бытового корпусов, установки очистки и нейтрализации сточных вод и газоочистки, отделение приготовления фритты, проходной.
При постановке на кадастровый учет в 2009 году стоимость земельного участка рассчитана с применением удельного показателя группы 7 - земли под промышленными объектами.
На земельном участке расположены принадлежащие обществу на праве собственности объекты недвижимости: установка очистки и нейтрализации сточных вод и гозоочистки (нежилое 2-этажное здание), административный корпус, лабораторный корпус (2-этажное промышленно-производственное здание).
Согласно градостроительному плану земельного участка N RU35328000-0651, утвержденному постановлением мэрии города Череповца от 14.07.2010 N 2639, земельный участок, кадастровым номером 35:21:0102001:695, отнесен к территориальной зоне П-1 - зоне предприятий 1 - 2 класса санитарной опасности.
Установив, что основным видом экономической деятельности Общества является производство столовых, кухонных, и прочих бытовых изделий, кроме столовых и кухонных приборов, а также исходя из фактического использования земельного участка, суд первой инстанции правомерно указал, что данное использование соответствует 9 группе видов разрешенного использования.
Объективных доказательств, свидетельствующих о наличии правовых оснований для применения к земельному участку, используемому для промышленных целей, удельного показателя, относящегося к 7 виду разрешенного использования, не связанному с производственной деятельностью, и исчисления в соответствии с ним кадастровой стоимости земельного участка, в материалах дела не имеется, ответчиком не представлено.
Сведения об изменении фактического использования земельного участка с момента его формирования и постановки на кадастровый учет отсутствуют.
Поскольку неправильное определение вида разрешенного использования земельного участка привело к нарушению прав истца, требования Общества удовлетворены судом обоснованно.
Ссылки подателя жалобы на не обращение Общества с заявлением об изменении вида разрешенного использования, а также на ненадлежащий способ защиты не принимаются во внимание, поскольку в данном случае требования истца направлены не на изменение вида разрешенного использования, а на приведение в соответствие содержащихся в государственном кадастре недвижимости сведений.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 7 ноября 2012 года по делу N А13-5890/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Я.ЗАЙЦЕВА
А.Я.ЗАЙЦЕВА
Судьи
Е.В.НОСАЧ
А.В.РОМАНОВА
Е.В.НОСАЧ
А.В.РОМАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)