Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.01.2013 ПО ДЕЛУ N А55-23115/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 января 2013 г. по делу N А55-23115/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 16 января 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Засыпкиной Т.С., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчиков:
Министерства имущественных отношений Самарской области - не явился, извещен,
Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - Хайрулова Л.А., доверенность от 18.09.2012 г. N Д05-01/2353,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 января 2013 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 октября 2012 года по делу N А55-23115/2012 (судья Стенина А.В.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Ильина Сергея Викторовича, г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
третье лицо:
администрация городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконными ненормативных актов,

установил:

Индивидуальный предприниматель Ильин Сергей Викторович (далее - заявитель, ИП Ильин С.В., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением
- о признании незаконными заключения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - первый ответчик, Департамент) от 22.03.2012 г. N СП-6/5588-1-1 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории и отказа Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - второй ответчик, Министерство) от 16.04.2012 г. N 12-4/1579/11-а в предоставлении ИП Ильину С.В. в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, город Самара, Железнодорожный район, ул. Спортивная, в районе д. 5, площадью 24,00 кв. м, под установку временного торгового павильона без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией;
- о признании незаконными заключения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 22.03.2012 г. N СП-6/5585-0-1 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории и отказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 10.05.2012 г. N 12-4/1581/11-а в предоставлении ИП Ильину С.В. в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, город Самара, Октябрьский район, ул. Ново-Садовая, возле дома 24б, площадью 12,00 кв. м, под установку временного торгового павильона "Продукты" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией;
- об обязании Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара и Министерства имущественных отношений Самарской области по вступлении судебного решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением суда первой инстанции от 26 октября 2012 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части признания незаконными отказов Министерства от 16.04.2012 г. N 12-4/1579/11-а и от 10.05.2012 г. N 12-4/1581/11-а, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в указанной части, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что судом первой инстанции не применен закон, подлежащий применению (пункт 2.6 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанным со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74).
Представитель Департамента в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу Министерства, просил решение суда первой инстанции отменить в полном объеме.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Департамента, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 30.11.2011 г. ИП Ильин С.В. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Самара, Железнодорожный район, ул. Спортивная, в районе д. 5, площадью 24,00 кв. м, под установку временного торгового павильона без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией и земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, город Самара, Октябрьский район, ул. Ново-Садовая, возле дома 24б, площадью 12,00 кв. м, под установку временного торгового павильона "Продукты" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
На основании вышеназванных обращений заявителя Министерство направило в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара обращения об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории.
Заключениями от 22.03.2012 г. N СП-6/5588-0-1, N СП-6/5585-0-1 Департамент сообщил о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемых заявителем земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории.
Заключения Департамента мотивированы отсутствием утвержденной схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара со ссылкой на ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
На основании указанных заключений Министерство сообщениями от 16.04.2012 г. N 12-4/1579/11-а, от 10.05.2012 г. N 12-4/1581/11-а отказало ИП Ильину С.В. в предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков.
Не согласившись с вынесенными заключениями и отказами, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (ст. 29 ЗК РФ).
Статьей 34 ЗК РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В их обязанность входит:
- - принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- - уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- - обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ.
Орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 ЗК РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного Кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в п. 4 ст. 34 ЗК РФ, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 (далее - Порядок).
Согласно пунктам 2.1., 2.2, 2.3 и 2.4 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, Министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном п. 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении Министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Пунктом 2.5 Порядка установлено, что в месячный срок с момента поступления обращения Министерства, указанного в п. 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в Министерство либо в адрес лица, которое обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
Согласно п. 2.6. Порядка в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения Министерства, указанного в п. 2.4 настоящего Порядка, направляет в Министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
В двухнедельный срок с момента получения министерством заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка министерство направляет в адрес лица, которое обратилось за предоставлением земельного участка, уведомление об отказе в предоставлении земельного участка с указанием причин невозможности его предоставления.
Постановлением главы городского округа Самара от 19.09.2006 г. N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством" определены уполномоченные органы по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий. На основании указанного постановления на Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара возложены полномочия по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, в том числе предоставляемым под размещение временных объектов.
В силу п. 1 ст. 4 Закона Самарской области от 04 марта 2011 г. N 16-ГД "О Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" основаниями для отказа в утверждении Схемы являются:
- 1) несоответствие площади земельного участка предельным (максимальным и минимальным) размерам земельных участков, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- 2) пересечение границ испрашиваемого земельного участка с границами муниципальных образований и (или) границами населенных пунктов;
- 3) несоответствие заявленной цели использования испрашиваемого земельного участка назначению расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости и (или) градостроительным регламентам;
- 4) наличие ограничений, обременений, не позволяющих использовать земельный участок в соответствии с предполагаемым разрешенным использованием;
- 5) наличие данных о том, что формирование земельного участка приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам;
- 6) невозможность образования испрашиваемого земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- 7) иные случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае, как уже отмечено выше, отказы Департамента от 22.03.2012 г. N СП-6/5588-0-1, N СП-6/5585-0-1 в утверждении схем расположения земельных участков основаны на ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ), поскольку отсутствует утвержденная в установленном порядке схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 10 Закона N 381-ФЗ).
Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (ч. 5 ст. 10 Закона N 381-ФЗ).
В силу ч. 6 ст. 10 Закона N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Отсутствие утвержденной в установленном порядке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования не может являться основанием для отказа в утверждении схемы расположения конкретного земельного участка, испрашиваемого для целей, не связанных со строительством.
С учетом изложенного Департамент не доказал законность принятых им 22.03.2012 г. заключений N СП-6/5588-0-1, N СП-6/5585-0-1 N СП-6/9-0-1 о невозможности утверждения схем расположения испрашиваемых заявителем земельных участков.
На основании указанных заключений Министерство сообщениями от 16.04.2012 г. N 12-4/1579/11-а, от 10.05.2012 г. N 12-4/1581/11-а отказало ИП Ильину С.В. в предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков.
Оспариваемые заключения и отказы нарушают права и законные интересы заявителя, т.к. препятствуют в осуществлении им хозяйственной деятельности на испрашиваемом земельном участке.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Министерство в жалобе ссылается на то, что оспариваемые решения об отказе были приняты Министерством в связи с получением заключений Департамента от 22.03.2012 г. N СП-6/5588-0-1, N СП-6/5585-0-1 о невозможности утверждения схем расположения испрашиваемых ИП Ильиным С.В. земельных участков независимо от их содержания, и что Министерство действовало в четком соответствии с требованиями Порядка.
Между тем оставление в силе отказов Министерства приведет к нарушению прав заявителя, так как в таком случае будет невозможно устранить в полном объеме допущенные нарушения прав Предпринимателя.
По заявлению Министерство, в зависимости от содержания заключения Департамента, либо отказывает заявителю, либо продолжает работу по предоставлению испрашиваемого земельного участка.
Министерство на основе заключений Департамента отказало в предоставлении земельных участков. Поскольку заключения Департамента признаны судом незаконными, то незаконными являются и отказа Министерства. Департамент обязан дать другие заключения, а Министерство обязано, в соответствии с п. 2.6. Порядка, продолжить в соответствии с заключениями Департамента работу по предоставлению испрашиваемых земельных участков. Именно эта обязанность и возложена судом на Министерство.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно, в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ, удовлетворил заявленные требования.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Доводы, приведенные Министерством в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 октября 2012 года по делу N А55-23115/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК

Судьи
Т.С.ЗАСЫПКИНА
В.В.КУЗНЕЦОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)