Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.04.2013 ПО ДЕЛУ N А49-8078/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 2013 г. по делу N А49-8078/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 апреля 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гараниной М.В.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Ледяной дом" - Баева Е.А., по доверенности от 20.03.2013 года,
от Администрации рабочего поселка Мокшан Мокшанского района Пензенской области - не явился, извещен,
от Администрации Мокшанского района Пензенской области - Ольхов С.Г., по доверенности от 12.07.2012 года,
от Комитета местного самоуправления рабочего поселка Мокшан Мокшанского района Пензенской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 марта 2013 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
Администрации Мокшанского района Пензенской области, р.п. Мокшан, Мокшанский район, Пензенская область,
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 20 декабря 2012 года по делу N А49-8078/2012, судья Дудорова Н.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ледяной дом" (ОГРН 1025801199797. ИНН 5835037320),
к Администрации рабочего поселка Мокшан Мокшанского района Пензенской области (ОГРН 1025800899420. ИНН 5823003408),
Администрации Мокшанского района Пензенской области (ОГРН 1035801400238, ИНН 5823007561),
Комитету местного самоуправления рабочего поселка Мокшан Мокшанского района Пензенской области (ОГРН 1055805000096, ИНН 5823008283),
об оспаривании бездействия органов местного самоуправления,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Ледяной дом" обратилось в арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Администрации рабочего поселка Мокшан Мокшанского района Пензенской области, Администрации Мокшанского района Пензенской области, Комитету местного самоуправления рабочего поселка Мокшан Мокшанского района Пензенской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неинформировании населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка площадью 30000 кв. м с кадастровым номером 58:18:941301:127 для строительства, а также с требованием обязать органы местного самоуправления Мокшанского района и р.п. Мокшан осуществить действия по информированию населения путем публикации в газете Издательский дом "Пензенская правда" о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка площадью 30000 кв. м с кадастровым номером 58:18:941301:127 для строительства, и обязать Администрацию Мокшанского района Пензенской области осуществить в порядке статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации выбор земельного участка по заявлению ООО "Ледяной дом" о предоставлении земельного участка.
Решением суда первой инстанции от 20 декабря 2012 года признано незаконным проверенное на соответствие нормам Земельного кодекса Российской Федерации бездействие Администрации Мокшанского района Пензенской области, выразившееся в неинформировании населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка площадью 30000 кв. м с кадастровым номером 58:18:941301:127 для строительства, с обязанием Администрацию Мокшанского района Пензенской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем совершения действий по информированию населения посредством публикации в газете Издательский дом "Пензенская правда" о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка площадью 30000 кв. м с кадастровым номером 58:18:941301:127 для строительства.
В удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал.
В апелляционной жалобе Администрация Мокшанского района Пензенской области просит решение суда первой инстанции отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований заявителя, ссылаясь на то, что при принятии решения судом первой инстанции были нарушены нормы материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель Администрации Мокшанского района Пензенской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме и заявил ходатайство о приобщении к материалам дела решения от 14.12.2012 года филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пензенской области о снятии с учета объекта недвижимости - земельного участка площадью 30000 кв. м.
Представитель заявителя считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве (вх. от 26.02.2013 г.) и письменных пояснениях к отзыву. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Относительно заявленного ходатайства считает, что снятие спорного земельного участка с кадастрового учета произведено после вынесения решения судом по настоящему делу. На момент вынесения решения арбитражным судом Пензенской области испрашиваемый земельный участок прошел кадастровый учет, и снятие его с кадастрового учета произошло из-за бездействия администрации Мокшанского района Пензенской области, нарушившего требование статьи 31 Земельного кодекса РФ.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев в порядке статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявленное представителем Администрации Мокшанского района Пензенской области ходатайство о приобщении решения филиала ФБГУ от 14.12.2012 г., принятое после принятия решения судом первой инстанции, отказывает в приобщении указанного документа к материалам дела.
Администрация рабочего поселка Мокшан Мокшанского района Пензенской области и Комитет местного самоуправления рабочего поселка Мокшан Мокшанского района Пензенской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, отзывы на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя и Администрации Мокшанского района Пензенской области, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Общество с ограниченной ответственностью "Ледяной дом" 29.09.2010 года обратилось в Администрацию Мокшанского района с заявлением N 298 от 16.09.2010 г. о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка в районе федеральной трассы возле р.п. Мокшан площадью 3 га под строительство капитального объекта - холодильного терминала со вспомогательными помещениями (том 1 л.д. 13).
По результатам проведения межевых работ принадлежащий на праве собственности муниципальному образованию "Мокшанский район Пензенской области" (том 1 л.д. 31) земельный участок с кадастровым номером 58:18:941301:119 площадью 700000 кв. м категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование "для жилищного строительства" (том 1 л.д. 30) разделен на два земельных участка площадью 670000 кв. м и 30000 кв. м.
Земельный участок площадью 30000 кв. м был поставлен на кадастровый учет 13.11.2010 года с присвоением кадастрового номера 58:18:941301:127 (том 1 л.д. 38 - 40).
Постановлением Администрации рабочего поселка Мокшан Мокшанского района Пензенской области N 3 от 17.01.2011 года изменен разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 58:18:941301:127 с "для жилищного строительства" на "для строительства и размещения капитального объекта - холодильного терминала с вспомогательными помещениями" (том 1 л.д. 37).
Общество с ограниченной ответственностью "Ледяной дом" обратилось в Администрацию Мокшанского района с заявлениями от 16.08.2011 года N 131 (том 1 л.д. 149) и от 19.08.2011 года N 135 о согласовании акта выбора земельного участка для строительства и размещения холодильного терминала (том 1 л.д. 41).
Постановлением Администрации Мокшанского района Пензенской области N 1046 от 01.09.2011 года предварительно было согласовано место выбора земельного участка для строительства и размещения холодильного терминала, цеха по производству стаканчиков для мороженого по адресу: примерно в 930 метрах по направлению на юго-восток от дома N 62 по ул. Совхозная р.п. Мокшан Мокшанского района Пензенской области и утвержден соответствующий Акт выбора земельного участка (том 1 л.д. 42).
Заявитель 03.10.2011 года обратился в Администрацию Мокшанского района с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет указанного земельного участка для строительства и размещения холодильного терминала с вспомогательным оборудованием (том 1 л.д. 43).
31.10.2011 года заявитель повторно направил в адрес Администрации Мокшанского района заявление о предоставлении земельного участка в аренду (том 1 л.д. 45).
Администрация Мокшанского района письмом N 3165 от 22.11.2011 г. сообщила заявителю, что положительно решить его вопрос не представляется возможным в связи с тем, что в соответствии с Генеральным планом р.п. Мокшан, утвержденным Комитетом местного самоуправления р.п. Мокшан N 510-80/4 от 27.02.2009 г., Правилами землепользования и застройки р.п. Мокшан, утвержденными решением Комитета местного самоуправления р.п. Мокшан N 388-75/5 от 07.11.2011 г., установлен разрешенный вид использования испрашиваемого земельного участка - зона перспективной индивидуальной жилой застройки. В данном письме указано, что данное обстоятельство является основанием для отмены постановления Администрации Мокшанского района N 1046 "О предварительном согласовании места выбора земельного участка для строительства и размещения холодильного терминала, цеха по производству стаканчиков для мороженого по адресу: примерно в 930 м по направлению на юго-восток от дома N 62 по ул. Совхозная р.п. Мокшан Мокшанского района Пензенской области" (том 1 л.д. 48).
Администрацией Мокшанского района 28.11.2011 года было издано Постановление N 1399 "О признании утратившим силу постановления Администрации Мокшанского района N 1046 от 01.09.2011 года "О предварительном согласовании места выбора земельного участка для строительства и размещения холодильного терминала, цеха по производству стаканчиков для мороженого по адресу: примерно в 930 м по направлению на юго-восток от дома N 62 по ул. Совхозная р.п. Мокшан Мокшанского района Пензенской области" (том 1 л.д. 49).
Согласно материалам дела заявителем в Арбитражном суде Пензенской области были оспорены Правила землепользования и застройки муниципального образования рабочий поселок Мокшан Мокшанского района Пензенской области и постановление Администрации Мокшанского района N 1399 от 28.11.2011 года.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 21 мая 2012 года по делу N А49-10548/2011 указанные Правила землепользования и застройки были признаны полностью не действующими как не соответствующие Градостроительному кодексу Российской Федерации (том 1 л.д. 51 - 56).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 17.09.2012 г. по делу N А49-3868/2012 заявителю было отказано в удовлетворении требований о признании недействительным постановления Администрации Мокшанского района N 1399 от 28.11.2011 г. (том 1 л.д. 57 - 67).
При этом арбитражный суд установил по делу N А49-3868/2012, что постановление N 1046 от 01.09.2011 г. о предварительном согласовании места выбора испрашиваемого заявителем земельного участка принято с нарушением установленной нормами Земельного кодекса Российской Федерации процедуры, в отсутствие информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка, что не позволило населению надлежащим образом обеспечить реализацию в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю. Суд пришел к выводу, что постановление N 1399 от 28.11.2011 г., признавшее утратившим силу постановление N 1046 от 01.09.2011 г. о предварительном согласовании места выбора земельного участка, вынесено органом местного самоуправления правомерно, в порядке самоконтроля, в целях устранения допущенных ранее нарушений земельного законодательства.
Заявитель, полагая, что органами местного самоуправления р.п. Мокшан и Мокшанского района допущено бездействие по не информированию населения о возможном или предстоящем предоставлении спорного земельного участка, которое противоречит нормам Земельного кодекса Российской Федерации, препятствует получению земельного участка в аренду, обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в неинформировании населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка площадью 30000 кв. м с кадастровым номером 58:18:941301:127 для строительства, а также с требованием обязать органы местного самоуправления Мокшанского района и р.п. Мокшан осуществить действия по информированию населения путем публикации в газете Издательский дом "Пензенская правда" о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка площадью 30000 кв. м с кадастровым номером 58:18:941301:127 для строительства, и обязании Администрацию Мокшанского района Пензенской области осуществить в порядке статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации выбор земельного участка по заявлению ООО "Ледяной дом" о предоставлении земельного участка.
Заявитель в обоснование заявленных требований указал на то, что допущенное органами местного самоуправления р.п. Мокшан и Мокшанского района бездействие противоречит статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации и препятствует заявителю в получении в аренду спорного земельного участка.
20 декабря 2012 года Арбитражный суд Пензенской области принял обжалуемое решение.
Принимая судебный акт, арбитражный суд правомерно руководствовался и обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно статьям 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органа местного самоуправления.
Порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства по правилам статьи 32 Земельного кодекса РФ.
Заинтересованное лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением, в котором указывается назначение объекта, предполагаемое место размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок (пункт 1 статьи 31 ЗК РФ).
Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства (пункт 3 статьи 31 ЗК РФ).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. В дальнейшем по правилам статьи 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
Предусмотренное указанной нормой условие об информировании населения является обязательным и направлено на реализацию основных принципов земельного законодательства, направленных на обеспечение гарантий каждого гражданина на участие в решении вопросов, касающихся прав на землю.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Акт выбора спорного земельного участка для строительства холодильного терминала - цеха по производству стаканчиков для мороженого согласован и подписан членами комиссии по выбору земельного участка, созданной распоряжением Администрации Мокшанского района, в том числе председателем комиссии - представителем Администрации Мокшанского района (том 1 л.д. 35 - 36).
Администрацией Мокшанского района было издано постановление о предварительном согласовании места выбора земельного участка, в силу пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ утверждающее акт о выборе. Впоследствии это постановление было признано утратившим силу ввиду несоблюдения условия о публичном информировании.
При этом решения об отказе в размещении объекта органом местного самоуправления не принималось.
Администрация Мокшанского района невозможность принятия положительного решения по заявлению Общества о предоставлении в аренду земельного участка объясняла несоответствием установленного Правилами землепользования и застройки вида разрешенного использования земельного участка целям, для которых участок испрашивается заявителем.
Поскольку решением арбитражного суда Правила землепользования и застройки признаны недействующими, следовательно, указанные обстоятельство не могут являться препятствием в продолжении процедуры выбора земельного участка.
О наличии каких-либо иных обстоятельств, ограничивающих и делающих невозможной дальнейшую процедуру выбора земельного участка по правилам статьи 31 Земельного кодекса РФ, ответчиками не представлено, следовательно, органы местного самоуправления обязаны обеспечить выполнение пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ, осуществить информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
Судом установлено, что испрашиваемый заявителем в аренду земельный участок сформирован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 58:18:941301:119, являвшегося собственностью муниципального образования Мокшанский район Пензенской области.
Согласно статье 4 Устава Мокшанского района к вопросам местного значения Мокшанского района относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Мокшанского района.
В силу статьи 10 Устава Администрация Мокшанского района, в том числе, решает вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, находящимся в собственности Мокшанского района, в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Собранием представителей.
Решением Собрания представителей Мокшанского района Пензенской области N 631-63/2 от 16.03.2010 г. утверждено Положение об управлении собственностью Мокшанского района Пензенской области, согласно пункту 51 которого Администрация Мокшанского района осуществляет в соответствии с действующим законодательством, названным Положением распоряжение муниципальным имуществом Мокшанского района.
Заявитель обратился с заявлением о выборе земельного участка в Администрацию Мокшанского района. Администрация, реализуя полномочия собственника в отношении испрашиваемого земельного участка, приступила к выполнению предусмотренной статьей 31 Земельного кодекса РФ процедуры выбора земельного участка. Таким образом, именно этот орган и обязан продолжить процедуру выбора посредством информирования населения.
Акт выбора спорного земельного участка был утвержден постановлением Администрации Мокшанского района N 1046 от 01.09.2011 года.
Постановление отменено в порядке самоконтроля, что признано судом правомерным, поскольку постановление вынесено без соблюдения условия об информировании.
Таким образом, до вынесения постановления об утверждении акта выбора Администрация обязана была принять меры к информированию населения о возможном или предполагаемом предоставлении земельного участка для строительства, но не сделала этого, допустила бездействие, которое противоречит нормам статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку препятствует утверждению акта выбора и дальнейшей процедуре предоставления земельного участка в аренду.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Пензенской области от 20 декабря 2012 года по делу N А49-8078/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ

Судьи
П.В.БАЖАН
Е.М.РОГАЛЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)