Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.03.2013 ПО ДЕЛУ N А33-8130/2012

Разделы:
Земли особо охраняемых территорий и их объектов; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2013 г. по делу N А33-8130/2012


Резолютивная часть постановления объявлена "19" марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "25" марта 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Севастьяновой Е.В.,
судей: Дунаевой Л.А., Колесниковой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Казенновой Е.С.,
при участии:
от заявителя: Лавриковой Т.А., представителя по доверенности от 03.06.2012, паспорт; Клюева А.И., представителя по доверенности от 21.01.2013, паспорт,
от ответчика: Евсюковой Е.И.. представителя по доверенности от 06.07.2012, паспорт,
от администрации Шарыповского района: Ляхова А.Г., представителя по доверенности от 29.12.2012 N 2182, паспорт,
от индивидуального предпринимателя Риделя Д.В.: Андреевой О.А., представителя по доверенности 10.09.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Агентства лесной отрасли Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "27" декабря 2012 года по делу N А33-8130/2012, принятое судьей Куликовой Д.С.,

установил:

Агентство лесной отрасли Красноярского края (ИНН 2466146986, ОГРН 1072466002091) (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Краевому государственному автономному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования "Краевой центр подготовки работников ЖКХ" (ИНН 2460003036, ОГРН 1022401799496) с требованиями:
- 1. о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования краевого государственного образовательного учреждения "Краевой центр подготовки работников ЖКХ" на земельный участок с кадастровым номером 24:41:0801017:186, расположенный в Шарыповском районе Красноярского края, примерно в 1 к. м. д. Сартачуль, по направлению на юго-восток, категории земель: земли особо водоохраняемых территорий, общей площадью 8005 кв. м;
- 2. о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером N 24:41:0801017:186, расположенного в Шарыповском районе Красноярского края, примерно в 1 к. м. д. Сартачуль, по направлению на юго-восток, категории земель: земли особо водоохраняемых территорий, общей площадью 8005 кв. м.
Определением от 18.06.2012 для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Ридель Дмитрий Владимирович (далее - ИП Ридель Д.В.). Определением от 15.08.2012 для участия в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю; ФГУ "Ужурский лесхоз"; администрация Шарыповского района.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 27.12.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель в апелляционной жалобе указал, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении требования о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером N 24:41:0801017:186, расположенного в Шарыповском районе Красноярского края, примерно в 1 к. м. д. Сартачуль, по направлению на юго-восток, категории земель: земли особо водоохраняемых территорий, общей площадью 8005 кв. м, так как судом первой инстанции должен был быть поставлен вопрос о необходимости замены ненадлежащего ответчика либо привлечении второго ответчика. По мнению заявителя, суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования краевого государственного образовательного учреждения "Краевой центр подготовки работников ЖКХ" на земельный участок с кадастровым номером 24:41:0801017:186, расположенный в Шарыповском районе Красноярского края, примерно в 1 к. м. д. Сартачуль, по направлению на юго-восток, категории земель: земли особо водоохраняемых территорий, общей площадью 8005 кв. м, поскольку для избранного истцом способа защиты права факт владения им спорным имуществом не имеет значения, указанный способ защиты позволяет восстановить нарушенное право истца.
Кроме того, в апелляционной жалобе указано, что при рассмотрении спора суд первой инстанции не дал надлежащей правовой оценки действиям администрации Шарыповского района, в превышение своих полномочий распорядившейся землями лесного фонда.
Краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Краевой центр подготовки работников ЖКХ" в представленном отзыве не согласилось с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя изложил доводы апелляционной жалобы. Просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 27 декабря 2012 года отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель ответчика изложила доводы отзыва на апелляционную жалобу. Просит суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу Агентства лесной отрасли Красноярского края - без удовлетворения.
Представитель администрации Шарыповского района письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил, озвучил возражения по доводам апелляционной жалобы. Просит суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу Агентства лесной отрасли Красноярского края - без удовлетворения.
Представитель ИП Риделя Д.В. изложила доводы отзыва на апелляционную жалобу. Пояснила, что поддерживает правовую позицию Агентства лесной отрасли Красноярского края. Просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 27 декабря 2012 года отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГУ "Ужурский лесхоз" о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как определение о принятии апелляционной жалобы от 21.02.2013 им направлено, публичное извещение о назначении рассмотрения апелляционной жалобы размещено на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/)).
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц, участвующих в деле.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 12.03.2013 объявлялся перерыв до 09 часов 20 минут 19.03.2013 (публичное извещение о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещено 12.03.2012 на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/).
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
Согласно приказу Агентства лесной отрасли Красноярского края от 27.08.2010 N 2453 разделен лесной участок, общей площадью 118 936,7200 га, отнесенный к защитным и эксплуатационным лесам, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, предназначенный для использования лесов в соответствии с видами, разрешенными лесохозяйственным регламентом Ужурского лесничества, утвержденным приказом министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края от 22.12.2008 N 119-0, расположенный по адресу: Красноярский край, Шарыповский, Ужурский, Балахтинский и Назаровский районы, Ужурское лесничество, Парнинское участковое лесничество в кварталах: NN 1 - 138, 139 (за исключением части выделов 12, 13, 15, 17, 28, 45), 140 - 156, 157 (за исключением части выделов 24, 25, 26, 34, 42), 158 (за исключением части выделов 19, 20, 25, 33, 35), 159 - 180, 183 - 184, 188 - 191, 194 - 198, 201 - 208, 213 - 215, 226 - 230, 241 - 245, 257, 259, 262, 263, 265; Ужурское участковое лесничество в кварталах: NN 1 - 109; Солгонское участковое лесничество в кварталах: NN 1 - 48; Петропавловское участковое лесничество в кварталах: NN 1 - 54; Ужурское сельское участковое лесничество, в том числе: совхоз "Ленинский путь" в кварталах: NN 1 - 5; Ужурская опытная станция в квартале N 1; совхоз "Андроновский" в квартале N 1; совхоз "Солгонский" в кварталах: NN 1 - 20; совхоз "Искра" в кварталах: NN 1 - 27; овцеплемзавод "Учумский" в кварталах: NN 1 - 24; овцеплемсовхоз "Ужурский" в кварталах: NN 1 - 16; совхоз "Малоимышский" в кварталах: NN 1 - 21, с номером учетной записи в государственном лесном реестре N 24-0605-2009-09-3329-200, в том числе на лесной участок площадью 1,8000 га, отнесенный к защитным лесам, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, расположенный по адресу: Красноярский край, Шарыповский район, Ужурское лесничество, Парнинское участковое лесничество, в квартале: N 139 (часть выдела 15), с номером учетной записи в государственном лесном реестре N 24-0506-2010-08-3351-8, предназначенный для осуществления рекреационной деятельности.
В соответствии со свидетельством от 09.09.2010 24ЕИ 836462 лесной участок, категории земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: осуществление рекреационной деятельности, общей площадью 1,8 га, адрес объекта: Красноярский край, Шарыповский район, Ужурское лесничество, участковое лесничество Парнинское, квартал (раздел) 139 (часть выдела 15) является собственностью Российской Федерации (запись регистрации N 24-24-27/016/2010-580). Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 19.12.2011 N 27/017/2011-131 кадастровый (условный) номер указанного земельного участка 24:41:0000000:247.
Постановлением администрации Шарыповского района от 04.05.2010 N 274-п утвержден акт выбора и обследования земельного участка N 38 от 29.01.2010 для строительства базы отдыха, имеющего местоположение: Красноярский край, Шарыповский район, в 1 км к юго-востоку от д. Сартачуль, площадью 8005 кв. м. В соответствии с актом выбора и обследования от 29.01.2010 N 38 земельный участок пригоден по санитарным и пожарным основаниям под строительство базы отдыха круглогодичного использования на 50 мест после перевода из земель запаса в земли особо охраняемых территорий и объектов.
Согласно решению ФГУ "ЗКП" по Красноярскому краю от 28.05.2010 N Ф24/10-2-60148 в соответствии с базой данных государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 24:41:0801017:186 относится к землям запаса; с заявлением о внесении изменений в сведения о разрешенном использовании земельного участка представлена копия постановления администрации Шарыповского района N 309-п от 19.05.2010, согласно которому вышеуказанный земельный участок отнесен к категории земель - земли населенных пунктов.
Статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена процедура перевода земель из одной категории в другую в отношении: - земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации; - земель, находящихся в собственности Красноярского края, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - Правительством Красноярского края; - земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления. До разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель, или земельных участков в составе таких земель, из одной категории в другую осуществляется правительством Красноярского края или в случаях, установленных законом Красноярского края, органами местного самоуправления (на территории Красноярского края такой закон не принят) (ст. 15 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую").
Таким образом, в зависимости от нахождения земельного участка, имеющего местоположение: Красноярский край, Шарыповский район, в 1 км к юго-востоку от д. Сартачуль, в федеральной собственности или собственности субъекта РФ решение о его переводе из категории земель "земли запаса" в категорию "земли населенных пунктов" вправе принимать либо Правительство Российской Федерации, либо Правительство Красноярского края с обязательным соблюдением требований Закона о переводе.
Постановлением администрации Шарыповского района от 02.06.2010 N 348-п внесено в постановление N 309-п от 19.05.2010 "Об изменении разрешенного использования земельного участка" следующее изменение: в пункте 1 слова "земель населенных пунктов" заменены словами "земель запаса".
Постановлением администрации Шарыповского района от 07.07.2010 N 432-п и постановлением администрации Парнинского сельсовета Шарыповского района от 25.08.2010 N 109-П согласован перевод земельного участка с кадастровым номером 24:41:0801017:186, площадью 8005 кв. м, имеющего местоположение: Красноярский край, Шарыповский район, в 1 км к юго-востоку от д. Сартачуль, из категории земель запаса в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.
Постановлением администрации Шарыповского района от 06.09.2010 N 607-п осуществлен перевод из категории земель запаса в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов для последующего предоставления в установленном порядке краевому государственному образовательному учреждению "Краевой центр подготовки работников ЖКХ" для строительства базы отдыха земельного участка с кадастровым номером 24:41:0801017:186, площадью 8005 кв. м, имеющего местоположение: Красноярский край, Шарыповский район, в 1 км к юго-востоку от д. Сартачуль.
Постановлением администрации Шарыповского района от 13.10.2010 N 689-п краевому государственному образовательному учреждению "Краевой центр подготовки работников ЖКХ" предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования для строительства базы отдыха земельный участок с кадастровым номером 24:41:0801017:186 из категории земель особо охраняемых территорий и объектов, имеющий местоположение: Красноярский край, Шарыповский район, в 1 км к юго-востоку от д. Сартачуль, площадью 8005 кв. м.
Решением ФГУ "ЗКП" по Красноярскому краю от 29.11.2010 N Ф24/10-2-132618 внесены сведения о ранее учтенном объекте недвижимости - лесной участок с кадастровым номером 24:41:0000000:247.
12.12.2010 истцом (арендодатель) и ИП Ридель Д.В. (арендатор) подписан договор аренды лесного участка N 250/р, по условиям которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании протокола от 07.12.2010 N 4 о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 1,8 га, расположенный по адресу: Красноярский край, Шарыповский район, Ужурское лесничество, Парнинское участковое лесничество, квартал 139 (часть выдела 15), имеющий номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-0506-2010-08-3351-8, предназначенный для осуществления рекреационной деятельности (пункты 1, 2 договора). Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях N 1 и 2 (границы лесного участка определены на кадастровой карте (плане) лесного участка, являющейся неотъемлемой частью договора) (пункт 3 договора). Согласно выписке из ЕГРП от 13.07.2012 N 27/006/2012-952 право аренды на данный земельный участок зарегистрировано за Ридель Д.В. 11.07.2012.
Решением ФБУ "Кадастровая палата" по Красноярскому краю от 23.11.2011 N Ф24/11-2-105029 приостановлен кадастровый учет земельного участка, т.к. при нанесении границ земельного участка с кадастровым номером 24:41:0000000:247 на кадастровую карту Шарыповского района происходит пересечение с границами земельных участков с кадастровыми номерами 24:41:0801017:186, 24:41:0801017:322; в ходе проверки обстоятельств, препятствующих учету, не выявлено причин, связанных с наличием технической ошибки, допущенной органом кадастрового учета в отношении указанных земельных участков; возможной причиной возникновения пересечения границ является ошибка, допущенная при выполнении кадастровых работ в отношении формируемого объекта недвижимости.
Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 19.12.2011 N 27/017/2011-129 в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:41:0801017:186, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для строительства базы отдыха, площадью 8005 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир д. Сартачуль, участок находится примерно в 1 км от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Шарыповский район, 29.10.2010 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования за краевым государственным образовательным учреждением "Краевой центр подготовки работников ЖКХ".
В соответствии с кадастровой выпиской от 23.12.2011 N 24ЗУ/11-216916 земельный участок с кадастровым номером 24:41:0801017:186 поставлен на кадастровый учет 11.09.2009.
Согласно письму филиала ФГУП "Рослесинфорг" "Востсиблеспроект" от 01.06.2012 N 03-50/1017 лесоустроительные работы на территории лесного фонда Ужурского лесхоза проводились в 2004 году Восточно-Сибирским государственным лесоустроительным предприятием; все планшеты, согласованные с территориальным отделом N 5 по Ужурскому району Федерального управления Роснедвижимости по Красноярскому краю, сданы в Ужурский лесхоз по акту приема-передачи; выдел 15 площадью 7.2 га квартала 139 Парнинского участкового лесничества отнесен к землям лесного фонда.
Ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером 24:41:0801017:186 был сформирован администрацией Шарыповского района с превышением полномочий по распоряжению лесными участками, а также что указанный земельный участок полностью налагается на земельный участок федеральной собственности, истец обратился иском в суд.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителей заявителя, ответчика индивидуального предпринимателя Риделя Д.В. и администрации Шарыповского района, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований на основании следующего.
Из материалов дела следует, что Агентством лесной отрасли Красноярского края заявлено требований о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования краевого государственного образовательного учреждения "Краевой центр подготовки работников ЖКХ" на земельный участок с кадастровым номером 24:41:0801017:186, расположенный в Шарыповском районе Красноярского края, примерно в 1 к. м. д. Сартачуль, по направлению на юго-восток, категории земель: земли особо водоохраняемых территорий, общей площадью 8005 кв. м; по тому основанию, что указанный участок был сформирован администрацией Шарыповского района с превышением полномочий по распоряжению лесными участками и налагается на земельный участок федеральной собственности.
Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 19.12.2011 N 27/017/2011-129 в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:41:0801017:186, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для строительства базы отдыха, площадью 8005 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир д. Сартачуль, участок находится примерно в 1 км от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Шарыповский район, 29.10.2010 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования за краевым государственным образовательным учреждением "Краевой центр подготовки работников ЖКХ".
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Пунктом 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В абзаце 4 пункта 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Пунктом 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что применяя статью 301 ГК РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. Иск об истребовании имущества, предъявленный к лицу, в незаконном владении которого это имущество находилось, но у которого оно к моменту рассмотрения дела в суде отсутствует, не может быть удовлетворен.
Согласно пункту 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Право собственности на движимое имущество доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Из изложенного выше следует, что исковые требования Агентства лесной отрасли Красноярского края о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования Краевого государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Краевой центр подготовки работников ЖКХ" могут быть заявлены только в случае фактического владения истцом спорным имуществом и при отсутствии иных способов защиты. В связи чем, суд апелляционной инстанции находит несостоятельным довод заявителя о том, что для избранного истцом способа защиты права факт владения им спорным имуществом не имеет значения
Материалами дела подтверждается факт отсутствия права владения Агентством лесной отрасли Красноярского края спорным земельным участком и факт нахождения спорного земельного участка во владении и пользовании ответчика.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требования заявителя о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования краевого государственного образовательного учреждения "Краевой центр подготовки работников ЖКХ" на земельный участок с кадастровым номером 24:41:0801017:186, расположенный в Шарыповском районе Красноярского края, примерно в 1 к. м. д. Сартачуль, по направлению на юго-восток, категории земель: земли особо водоохраняемых территорий, общей площадью 8005 кв. м, в связи с избранием заявителем ненадлежащего способа защиты.
Доводы заявителя о том, что спорный земельный участок был сформирован Администрацией Шарыповского района с превышением полномочий, в связи с чем, у Краевого государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Краевой центр подготовки работников ЖКХ" отсутствует право на данный участок; при рассмотрении спора суд первой инстанции не дал надлежащей правовой оценки действиям администрации Шарыповского района, в превышение своих полномочий распорядившейся землями лесного фонда, не имеют правового значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку не влияют на правильность вывода суда первой инстанции об избрании заявителем ненадлежащего способа защиты.
При этом, в силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 7, статьи 103 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 4, 13 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", части 2 статьи 17.1 Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае", суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, и об отсутствии законодательно установленного запрета или ограничения на перевод спорного земельного участка.
Суд первой инстанции пришел также к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером N 24:41:0801017:186, расположенного в Шарыповском районе Красноярского края, примерно в 1 к. м. д. Сартачуль, по направлению на юго-восток, категории земель: земли особо водоохраняемых территорий, общей площадью 8005 кв. м, на основании следующего.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется, в том числе в связи с образованием объекта недвижимости либо прекращением его существования.
В силу части 2 указанной статьи постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Приказом Минэкономразвития РФ от 30.09.2011 N 529 "Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества" утверждены, в том числе формы заявлений о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости.
Согласно части 1 статьи 23 указанного Федерального закона постановка на учет объекта недвижимости, снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных настоящей статьей
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется специально уполномоченным органом. Краевое государственное автономное образовательное учреждению дополнительного профессионального образования "Краевой центр подготовки работников ЖКХ" таким специально уполномоченным органом в силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации не является.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно указал на то, что требование о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером N 24:41:0801017:186, расположенного в Шарыповском районе Красноярского края, примерно в 1 к. м. д. Сартачуль, по направлению на юго-восток, категории земель: земли особо водоохраняемых территорий, общей площадью 8005 кв. м заявлено истцом к ненадлежащему лицу.
Довод заявителя о том, что судом первой инстанции неправомерно не был поставлен вопрос о необходимости замены ненадлежащего ответчика либо привлечения второго ответчика, подлежит отклонению, поскольку положения части 1 статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не обязывают суд, рассматривающий дело, по своей инициативе производить замену ненадлежащего ответчика надлежащим. С соответствующим ходатайством заявитель к суду не обращался. Заявитель не лишен возможности обратиться с иском к надлежащему ответчику.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу части 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Учитывая отказ в удовлетворении требований апелляционной жалобы, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы (Агентство лесной отрасли Красноярского края обратилось в Арбитражный суд Красноярского края). Однако, при подаче апелляционной жалобы государственный орган на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении апелляционной жалобы не понесены и не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от "27" декабря 2012 года по делу N А33-8130/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА

Судьи
Л.А.ДУНАЕВА
Г.А.КОЛЕСНИКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)