Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Купреенкова В.А., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (ИНН: 0274108133, ОГРН: 1050204063810; далее - администрация) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.01.2013 по делу N А07-9839/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия совхоз "Алексеевский" (далее - совхоз "Алексеевский"), администрации в суд кассационной инстанции поступили ходатайства о рассмотрении спора в отсутствие их представителей. Ходатайства судом кассационной инстанции рассмотрены и удовлетворены в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Министерство) о признании недействительным приказа от 22.04.2011 N 804 в части установления права государственной собственности на земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:0208, а также в части установления права государственной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 02:47:000000:315, 02:47:000000:1181, 02:47:000000:398, 02:47:110901:10, 02:47:110901:11, 02:47:110901:12, 02:47:110901:13, 02:47:110901:14, 02:47:110901:15, 02:47:110901:16, 02:47:000000:355, 02:47:000000:540, 02:47:000000:1157, 02:47:020301:33, 02:47:000000:9, 02:47:092101:286, 02:47:092101:311, 02:47:092101:312, 02:47:110502:276, 02:47:110502:311, 02:47:110502:312, 02:47:110502:313, 02:47:110701:368, 02:47:110701:373, 02:47:110701:642.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление земельных и имущественных отношений Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - Управление земельных отношений), Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Уфимскому району (далее - Комитет), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее - Управление Росимущества), совхоз "Алексеевский", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление Росреестра), филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Башкортостан (далее - Кадастровая палата).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.01.2013 (судья Вальшина М.Х.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 (судьи Ермолаева Л.П., Богдановская Г.Н., Пивоварова Л.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами п. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, абз. 2 ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. 11, 124, 125, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Заявитель жалобы указывает, что в результате издания Министерством приказа от 22.04.2011 N 804 администрация лишена возможности осуществлять полномочия в отношении спорного земельного участка, а также как орган местного самоуправления лишена права выступать в отношениях, регулируемых гражданским законодательством на равных началах с иными участниками этих отношений. По мнению заявителя жалобы, нарушены нормы конституционного права ст. 132 Конституции Российской Федерации, так как в отношении спорных земельных участков орган местного самоуправления утратил самостоятельность решать вопросы местного значения. Также полагает, что оспариваемым приказом нарушены нормы международного права (п. 2, 4, 6 Европейской хартии местного самоуправления от 15.10.1985), так как орган местного самоуправления относительно спорных земельных участков, по причине последствий приказа Министерства от 22.04.2011 N 804 уже не обладает полной свободой действий для реализации собственной инициативы. Заявитель жалобы указал, что о существовании приказа от 22.04.2011 N 804 в момент издания администрации не было известно, следовательно ставить в вину администрации то, что ею не оспаривался в момент его издания приказ Министерства, полагает необоснованным вывод суда. Кроме того, заявитель считает, что поскольку администрация приняла решение о предоставлении земельного участка в аренду, то соответственно, приказ Министерства направлен на нарушение права администрации.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что постановлением администрации от 21.11.2006 N 723 государственному унитарному предприятию совхоз "Алексеевский" предоставлен земельный участок с кадастровым номером 02:47:00 00 00:0208 общей площадью 6471 га угодий согласно приложению N 1 в аренду сроком на 25 лет для сельскохозяйственного производства.
Тем же постановлением прекращено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 5094 га и право аренды на земельный участок площадью 1377 га, ранее предоставленные государственному унитарному предприятию совхоз "Алексеевский".
Государственная регистрация права собственности Республики Башкортостан на земельный участок общей площадью 64 710 000 кв. м с кадастровым номером 02:47:000000:0208 произведена 05.02.2007, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена запись о регистрации за N 02-04-01/016/2007-356.
Приказом министерства от 22.04.2011 N 804, изданным на основании ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Республики Башкортостан от 10.05.2006 N 126 "О некоторых вопросах, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в государственной собственности Республики Башкортостан", свидетельства о государственной регистрации права собственности Республики Башкортостан на земельный участок от 05.02.2007, были образованы земельные участки с кадастровыми номерами 02:47:000000315, 02:47:000000:1181, 02:47:000000:398, 02:47:110901:10, 02:47:110901:11, 02:47:110901:12, 02:47:901:13, 02:47:110901:14, 02:47:110901:15, 02:47:110901:16, 02:47:000000:355, 02:47:000000:540, 02:47:000000:1157, 02:47:020301:33, 02:47:000000:9, 02:47:092101:286, 02:47:092101:311, 02:47:092101:312, 02:47:110502:276, 02:47:110502:311, 02:47:110502:312, 02:47:110502:313, 02:47:110701:368, 02:47:110701:373, 02:47:110701:642 путем раздела находящегося в государственной собственности Республики Башкортостан земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:0208, площадью 64 710 000 кв. м, имеющего местоположение: Республика Башкортостан, в административных границах муниципального образования Алексеевский сельсовет Уфимского района Республики Башкортостан.
Выписками из государственного кадастра недвижимости на вышепоименованные земельные участки (за исключением земельного участка с кадастров номером 02:47:090201:286) подтверждено, что образование названных земельных участков не связано с разделом земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:208, поскольку в качестве предыдущего номера вновь образованных участков земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:208 в кадастровых выписках не значится.
Земельный участок с кадастровым номером 02:47:090201:286 образован из земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:111001:52, 02:47:111001:49, 02:47:000000:208. В отношении земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:315 сведений о предыдущем земельном участке не имеется.
Предыдущим номером земельного участка 02:47:000000:9 указан земельный участок 02:47:000000:0009, кадастровый номер которого согласно содержащейся в паспорте особой отметке является равнозначным номеру вновь образованного участка.
Из письма Кадастровой палаты следует, что земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:0208, площадью 63 647 597 кв. м поставлен на кадастровый учет 17.12.2006. В последующем на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет, постановления администрации муниципального района Уфимский район от 30.11.2007 N 1617 был образован земельный участок с кадастровым номером 02:47:11 10 01:52 и поставлен на кадастровый учет 25.12.2007. В связи с выявленным несоответствием кадастровых сведений в виде расположения земельного участка в ином кадастровом квартале Кадастровой палатой принято решение об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях, в результате чего земельный участок был перенесен в другой кадастровый квартал с присвоением кадастрового номера 02:47:000000:1181. В результате проведения учетно-кадастровых процедур из земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:208 также образован земельный участок 02:47:000000:311, впоследствии из которого в результате перераспределения образовался земельный участок 02:47:000000:352. Далее в результате перераспределения последнего образовались земельные участки 02:47:000000:397 и 02:47:000000:398. Затем были образованы спорные земельные участки.
В отношении земельных участков 02:47:092101:312, 02:47:110502:276, 02:47:110502:311, 02:47:110502:312, 02:47:110502:313, 02:47:110701:368, 02:47:110701:373, 02:47:110701:642 в материалы дела представлены свидетельства о государственной регистрации права собственности Республики Башкортостан.
Вступившими в силу судебными актами по делу N А07-15101/2012, установлены обстоятельства, из которых следует, что из состава спорных земельных участков в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельные участки с кадастровым номером 02:47:000000:208; 02:47:000000:315; 02:47:020301:33.
В отношении остальных земельных участков зарегистрировано право собственности Республики Башкортостан.
Полагая свои права как органа местного самоуправления в области земельных отношений на распоряжение земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, нарушенными оспариваемым ненормативным актом, администрация обратилась в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшим их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Заявитель должен доказать факт нарушения его права оспариваемым действием либо правовым актом, а также подтвердить факт несоответствия (противоречия) данного действия либо ненормативного правового акта закону.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что на момент издания приказа от 22.04.2011 N 804 о разделе земельного участка с кадастровым номером 02:47:00 00 00:0208, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержалась запись о регистрации права собственности Республики Башкортостан в отношении названного участка.
Кроме того, право собственности Республики Башкортостан зарегистрировано на все вновь образованные земельные участки за исключением двух участков, доказательств регистрации прав на которые Министерством не представлено.
Согласно Положению о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (утв. Указом Президента Республики Башкортостан от 12.07.2007 N УП-335) Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции права собственника земельных ресурсов и государственного имущества Республики Башкортостан, функции в области землеустройства (п. 1.1 Положения).
В соответствии с п. 1.5 Положения о министерстве Министерство и его территориальные органы - районные, городские комитеты по управлению собственностью образуют единую систему органов по приватизации, управлению и распоряжению земельными ресурсами и государственным имуществом Республики Башкортостан.
В полномочия Министерства входит осуществление приватизации, управления и распоряжения земельными ресурсами и государственным имуществом в пределах своей компетенции.
Согласно п. 3.12 Положения о министерстве Министерство принимает решение об образовании земельных участков при разделе, объединении, перераспределении земельных участков, находящихся в собственности Республики Башкортостан. Согласовывает местоположение границ земельного участка в случае выполнения соответствующих кадастровых работ, в результате которых уточняется местоположение границ земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Башкортостан.
При названных обстоятельствах приказ от 22.04.2011 N 804 издан Министерством, осуществляющим правомочия собственника, на основании и в пределах предоставленных ему нормативными актами Республики Башкортостан полномочий и в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, действия Министерства по изданию оспариваемого приказа соответствуют требованиям законодательства и в силу отсутствия у заявителя доказательств того, что на момент издания приказа от 22.04.2011 N 804 право собственности Республики Башкортостан на исходный земельный участок с кадастровым номером 02:47:00 00 00:0208 было оспорено, либо не являлось возникшим, суды пришли к правильному выводу о том, что права заявителя оспариваемым приказом не нарушаются и правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств и имеющихся доказательств. Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, представленные сторонами доказательства полно и всесторонне исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.01.2013 по делу N А07-9839/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий
А.А.СТОЛЯРОВ
Судьи
В.А.КУПРЕЕНКОВ
Н.Г.БЕЛЯЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 19.07.2013 N Ф09-6887/13 ПО ДЕЛУ N А07-9839/2012
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июля 2013 г. N Ф09-6887/13
Дело N А07-9839/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Купреенкова В.А., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (ИНН: 0274108133, ОГРН: 1050204063810; далее - администрация) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.01.2013 по делу N А07-9839/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия совхоз "Алексеевский" (далее - совхоз "Алексеевский"), администрации в суд кассационной инстанции поступили ходатайства о рассмотрении спора в отсутствие их представителей. Ходатайства судом кассационной инстанции рассмотрены и удовлетворены в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Министерство) о признании недействительным приказа от 22.04.2011 N 804 в части установления права государственной собственности на земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:0208, а также в части установления права государственной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 02:47:000000:315, 02:47:000000:1181, 02:47:000000:398, 02:47:110901:10, 02:47:110901:11, 02:47:110901:12, 02:47:110901:13, 02:47:110901:14, 02:47:110901:15, 02:47:110901:16, 02:47:000000:355, 02:47:000000:540, 02:47:000000:1157, 02:47:020301:33, 02:47:000000:9, 02:47:092101:286, 02:47:092101:311, 02:47:092101:312, 02:47:110502:276, 02:47:110502:311, 02:47:110502:312, 02:47:110502:313, 02:47:110701:368, 02:47:110701:373, 02:47:110701:642.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление земельных и имущественных отношений Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - Управление земельных отношений), Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Уфимскому району (далее - Комитет), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее - Управление Росимущества), совхоз "Алексеевский", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление Росреестра), филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Башкортостан (далее - Кадастровая палата).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.01.2013 (судья Вальшина М.Х.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 (судьи Ермолаева Л.П., Богдановская Г.Н., Пивоварова Л.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами п. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, абз. 2 ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. 11, 124, 125, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Заявитель жалобы указывает, что в результате издания Министерством приказа от 22.04.2011 N 804 администрация лишена возможности осуществлять полномочия в отношении спорного земельного участка, а также как орган местного самоуправления лишена права выступать в отношениях, регулируемых гражданским законодательством на равных началах с иными участниками этих отношений. По мнению заявителя жалобы, нарушены нормы конституционного права ст. 132 Конституции Российской Федерации, так как в отношении спорных земельных участков орган местного самоуправления утратил самостоятельность решать вопросы местного значения. Также полагает, что оспариваемым приказом нарушены нормы международного права (п. 2, 4, 6 Европейской хартии местного самоуправления от 15.10.1985), так как орган местного самоуправления относительно спорных земельных участков, по причине последствий приказа Министерства от 22.04.2011 N 804 уже не обладает полной свободой действий для реализации собственной инициативы. Заявитель жалобы указал, что о существовании приказа от 22.04.2011 N 804 в момент издания администрации не было известно, следовательно ставить в вину администрации то, что ею не оспаривался в момент его издания приказ Министерства, полагает необоснованным вывод суда. Кроме того, заявитель считает, что поскольку администрация приняла решение о предоставлении земельного участка в аренду, то соответственно, приказ Министерства направлен на нарушение права администрации.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что постановлением администрации от 21.11.2006 N 723 государственному унитарному предприятию совхоз "Алексеевский" предоставлен земельный участок с кадастровым номером 02:47:00 00 00:0208 общей площадью 6471 га угодий согласно приложению N 1 в аренду сроком на 25 лет для сельскохозяйственного производства.
Тем же постановлением прекращено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 5094 га и право аренды на земельный участок площадью 1377 га, ранее предоставленные государственному унитарному предприятию совхоз "Алексеевский".
Государственная регистрация права собственности Республики Башкортостан на земельный участок общей площадью 64 710 000 кв. м с кадастровым номером 02:47:000000:0208 произведена 05.02.2007, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена запись о регистрации за N 02-04-01/016/2007-356.
Приказом министерства от 22.04.2011 N 804, изданным на основании ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Республики Башкортостан от 10.05.2006 N 126 "О некоторых вопросах, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в государственной собственности Республики Башкортостан", свидетельства о государственной регистрации права собственности Республики Башкортостан на земельный участок от 05.02.2007, были образованы земельные участки с кадастровыми номерами 02:47:000000315, 02:47:000000:1181, 02:47:000000:398, 02:47:110901:10, 02:47:110901:11, 02:47:110901:12, 02:47:901:13, 02:47:110901:14, 02:47:110901:15, 02:47:110901:16, 02:47:000000:355, 02:47:000000:540, 02:47:000000:1157, 02:47:020301:33, 02:47:000000:9, 02:47:092101:286, 02:47:092101:311, 02:47:092101:312, 02:47:110502:276, 02:47:110502:311, 02:47:110502:312, 02:47:110502:313, 02:47:110701:368, 02:47:110701:373, 02:47:110701:642 путем раздела находящегося в государственной собственности Республики Башкортостан земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:0208, площадью 64 710 000 кв. м, имеющего местоположение: Республика Башкортостан, в административных границах муниципального образования Алексеевский сельсовет Уфимского района Республики Башкортостан.
Выписками из государственного кадастра недвижимости на вышепоименованные земельные участки (за исключением земельного участка с кадастров номером 02:47:090201:286) подтверждено, что образование названных земельных участков не связано с разделом земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:208, поскольку в качестве предыдущего номера вновь образованных участков земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:208 в кадастровых выписках не значится.
Земельный участок с кадастровым номером 02:47:090201:286 образован из земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:111001:52, 02:47:111001:49, 02:47:000000:208. В отношении земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:315 сведений о предыдущем земельном участке не имеется.
Предыдущим номером земельного участка 02:47:000000:9 указан земельный участок 02:47:000000:0009, кадастровый номер которого согласно содержащейся в паспорте особой отметке является равнозначным номеру вновь образованного участка.
Из письма Кадастровой палаты следует, что земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:0208, площадью 63 647 597 кв. м поставлен на кадастровый учет 17.12.2006. В последующем на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет, постановления администрации муниципального района Уфимский район от 30.11.2007 N 1617 был образован земельный участок с кадастровым номером 02:47:11 10 01:52 и поставлен на кадастровый учет 25.12.2007. В связи с выявленным несоответствием кадастровых сведений в виде расположения земельного участка в ином кадастровом квартале Кадастровой палатой принято решение об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях, в результате чего земельный участок был перенесен в другой кадастровый квартал с присвоением кадастрового номера 02:47:000000:1181. В результате проведения учетно-кадастровых процедур из земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:208 также образован земельный участок 02:47:000000:311, впоследствии из которого в результате перераспределения образовался земельный участок 02:47:000000:352. Далее в результате перераспределения последнего образовались земельные участки 02:47:000000:397 и 02:47:000000:398. Затем были образованы спорные земельные участки.
В отношении земельных участков 02:47:092101:312, 02:47:110502:276, 02:47:110502:311, 02:47:110502:312, 02:47:110502:313, 02:47:110701:368, 02:47:110701:373, 02:47:110701:642 в материалы дела представлены свидетельства о государственной регистрации права собственности Республики Башкортостан.
Вступившими в силу судебными актами по делу N А07-15101/2012, установлены обстоятельства, из которых следует, что из состава спорных земельных участков в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельные участки с кадастровым номером 02:47:000000:208; 02:47:000000:315; 02:47:020301:33.
В отношении остальных земельных участков зарегистрировано право собственности Республики Башкортостан.
Полагая свои права как органа местного самоуправления в области земельных отношений на распоряжение земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, нарушенными оспариваемым ненормативным актом, администрация обратилась в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшим их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Заявитель должен доказать факт нарушения его права оспариваемым действием либо правовым актом, а также подтвердить факт несоответствия (противоречия) данного действия либо ненормативного правового акта закону.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что на момент издания приказа от 22.04.2011 N 804 о разделе земельного участка с кадастровым номером 02:47:00 00 00:0208, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержалась запись о регистрации права собственности Республики Башкортостан в отношении названного участка.
Кроме того, право собственности Республики Башкортостан зарегистрировано на все вновь образованные земельные участки за исключением двух участков, доказательств регистрации прав на которые Министерством не представлено.
Согласно Положению о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (утв. Указом Президента Республики Башкортостан от 12.07.2007 N УП-335) Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции права собственника земельных ресурсов и государственного имущества Республики Башкортостан, функции в области землеустройства (п. 1.1 Положения).
В соответствии с п. 1.5 Положения о министерстве Министерство и его территориальные органы - районные, городские комитеты по управлению собственностью образуют единую систему органов по приватизации, управлению и распоряжению земельными ресурсами и государственным имуществом Республики Башкортостан.
В полномочия Министерства входит осуществление приватизации, управления и распоряжения земельными ресурсами и государственным имуществом в пределах своей компетенции.
Согласно п. 3.12 Положения о министерстве Министерство принимает решение об образовании земельных участков при разделе, объединении, перераспределении земельных участков, находящихся в собственности Республики Башкортостан. Согласовывает местоположение границ земельного участка в случае выполнения соответствующих кадастровых работ, в результате которых уточняется местоположение границ земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Башкортостан.
При названных обстоятельствах приказ от 22.04.2011 N 804 издан Министерством, осуществляющим правомочия собственника, на основании и в пределах предоставленных ему нормативными актами Республики Башкортостан полномочий и в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, действия Министерства по изданию оспариваемого приказа соответствуют требованиям законодательства и в силу отсутствия у заявителя доказательств того, что на момент издания приказа от 22.04.2011 N 804 право собственности Республики Башкортостан на исходный земельный участок с кадастровым номером 02:47:00 00 00:0208 было оспорено, либо не являлось возникшим, суды пришли к правильному выводу о том, что права заявителя оспариваемым приказом не нарушаются и правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств и имеющихся доказательств. Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, представленные сторонами доказательства полно и всесторонне исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.01.2013 по делу N А07-9839/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий
А.А.СТОЛЯРОВ
Судьи
В.А.КУПРЕЕНКОВ
Н.Г.БЕЛЯЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)