Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 30.09.2013 N Ф09-9763/13 ПО ДЕЛУ N А07-22223/2012

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2013 г. N Ф09-9763/13

Дело N А07-22223/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Татариновой И.А., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания "Селена" (ИНН 0258012280, ОГРН 1080277010725; далее - общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.04.2013 по делу N А07-22223/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан (ИНН 0274132270, ОГРН 1080278007886; далее - министерство, административный орган) о признании недействительным предписания от 05.12.2012 N 35-ХА по устранению выявленных нарушений требований лесного законодательства.
Решением суда от 02.04.2013 (судья Гилязутдинова Р.Х.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2013 (судьи Плаксина Н.Г., Арямов А.А., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств дела, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права. По мнению общества, по результатам патрулирования лесных участков должностные лица не вправе выносить предписание, выдача предписания возможна только по результатам проведенной проверки. Кроме того, оспариваемое предписание является незаконным, не содержит сведений, касаемо оснований к его выдачи, сведений о составлении акта проверки; по мнению заявителя кассационной жалобы, протокол осмотра территории от 21.11.2012 не является надлежащим доказательством нарушения требований лесного законодательства; доказательств совершения обществом правонарушений не имеется. Общество также отмечает, что в ходе проверки административным органом допущены нарушения положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ), внеплановая проверка проведена при отсутствии оснований к ее проведению, общество не было уведомлено о проведении проверки.

Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не установил оснований для их отмены.
Судами установлено, что Федеральным государственным лесным и пожарным инспектором Хасановым А.Ф. и ведущим специалистом-экспертом отдела ФГП и ПН по Белорецкому лесничеству Сулеймановым А.Ф. на основании патрульной путевки от 21.11.2012 N 258 проведено маршрутное патрулирование лесного фонда по маршруту N 4 в квартале N 155 выдела N 29 Белорецкого участкового лесничества ГБУ РБ "Белорецкое лесничество".
В ходе патрулирования выявлены нарушения обществом Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах N 417), а именно: в квартале 155 выдела 29 Белорецкого участкового лесничества на площади 2,1 га обществом велась рубка лесных насаждений (вид рубки - сплошная) на основании договора аренды лесного участка от 11.09.2009 N 31 и лесной декларации от 23.12.2011, выявлен факт осуществления рубки деревьев с нарушением лесного законодательства. При рубке лесных насаждений обществом порубочные остатки полностью не собраны и не сложены в кучи; имеющиеся кучи с порубочными остатками не сожжены в непожароопасный период; на делянке оставлены подпадающие к рубке сухостойные деревья; на погрузочной площадке оставлены неликвидные части древесины и другие лесные материалы; оставленная древесина уложена вплотную к стене хвойного леса.
Указанные обстоятельства явились основанием для составления протокола осмотра территории от 21.11.2012 с приложением фотоматериалов; на основании протокола осмотра территории 05.12.2012 административным органом выдано предписание N 35-ХА об устранении выявленных нарушений требований лесного законодательства, которым обществу предписано произвести очистку места рубки от порубочных остатков путем сбора в небольшие кучи и сжечь в непожароопасный период, имеющиеся кучи с порубочными остатками сжечь, погрузочную площадку очистить от вершинных частей деревьев и от других лесных горючих материалов; оставленную древесину вывести в срок до 15.12.2012.
Не согласившись с указанным предписанием, общество оспорило его в арбитражном суде.
Суды пришли к выводу о законности предписания от 05.12.2012 N 35-ХА по устранению выявленных нарушений требований лесного законодательства, в силу чего отказали в удовлетворении заявленных требований общества.
Выводы судов являются правильными, соответствуют нормам права и обстоятельствам дела.
Согласно ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия в области лесных отношений, в том числе осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), за исключением случаев, предусмотренных п. 36 и 37 ст. 81 Кодекса, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных п. 1 и 2 ч. 1 ст. 68 Кодекса.
Пунктами 36 и 37 ст. 81 Лесного кодекса к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений отнесено установление порядка организации и осуществления федерального государственного надзора в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий.
Согласно ч. 2 ст. 96 Лесного кодекса федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора, применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с ч. 1 ст. 83 настоящего Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с ч. 2 ст. 83 Кодекса (ч. 2.1 ст. 96 Лесного кодекса).
На основании п. 2, 6, 8 ч. 3 ст. 96 Лесного кодекса должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в ч. 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства; составлять по результатам проверок соблюдения лесного законодательства акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение; давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
Данные полномочия также предусмотрены в пункте 8 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394 (далее - Положение). В силу п. 12 Положения к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Суды установили, что полномочия по патрулированию лесов отнесены Лесным кодексом и Положением к правам должностных лиц органов государственного лесного надзора. В силу этого суды правомерно заключили, что в результате патрулирования должностные лица государственного лесного надзора вправе выносить предписание, поскольку нормы Лесного кодекса и Положения о праве выносить предписание по результатам проверки не исключают полномочия по вынесению предписания по результатам патрулирования лесных участков.
Доказательств, подтверждающих нарушение прав и законных интересов общества оспариваемым предписанием, в материалы дела не представлено.
Довод общества о том, что в ходе проверки административным органом допущены нарушения положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, судом кассационной инстанции не принимается.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 1 Федерального закона N 294-ФЗ положения Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
При проведении патрулирования лесов должностные лица государственного лесного надзора не вступают во взаимодействие с юридическим лицами и предпринимателями.
Таким образом, суды выявили, что проверка соблюдения лесного законодательства в смысле, придаваемом ей Федеральным законом N 294-ФЗ, и на основании которой могло быть вынесено обжалуемое предписание, министерством не проводилась, нарушения лесного законодательства в порядке, установленном Федеральным законом N 294-ФЗ, не зафиксированы и не оформлены.
При таких обстоятельствах вывод судов о законности оспариваемого предписания является правильным.
Доводы общества, указанные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены и получили надлежащую правовую оценку. Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (ст. 286 и ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.04.2013 по делу N А07-22223/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2013 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Лесопромышленная компания "Селена" - без удовлетворения.

Председательствующий
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ

Судьи
И.А.ТАТАРИНОВА
Н.Н.СУХАНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)