Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.07.2013 ПО ДЕЛУ N А55-1377/2013

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июля 2013 г. по делу N А55-1377/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июля 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровым С.С.,
с участием:
- от заявителя - Антошкина Г.В., доверенность от 09 января 2013 г. N 01;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - извещен, не явился;
- от третьего лица - Колесова Ю.В., доверенность от 26 июля 2010 г. N 5046-18,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
открытого акционерного общества "Вираж-2", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 марта 2013 г. по делу N А55-1377/2013 (судья Бойко С.А.),
по заявлению открытого акционерного общества "Вираж-2" (ОГРН 1026301511840), г. Самара,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
третье лицо - ГУ МЧС по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
установил:

Открытое акционерное общество "Вираж-2" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом изменения предмета требований) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - заинтересованное лицо, теруправление) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу г. Самара, угол Заводского шоссе и Гаражного проезда, площадью 60 600,4 кв. м, образованного из земельного участка с кадастровым номером 63:01:0930001:7, и об обязании принять решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 63:01:0930001:7 на пять земельных участков и заключить с заявителем договор купли-продажи земельного участка площадью 60 600,4 кв. м.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26 марта 2013 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что принятие решения исполнительных органов государственной власти об образовании земельного участка без проведения кадастрового учета (хотя бы временного) и без наличия кадастрового паспорта в силу требований ст. 11.3. Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) невозможно.
Между тем кадастровый учет испрашиваемого в собственность земельного участка, образованного из земельного участка с кадастровым номером 63:01:0930001:7, не производился.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе указывает, что заявитель в 2008 году обращался в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области с заявлением о внесении изменений в сведения государственного земельного кадастра о ранее учтенном земельном участке, а именно: поставить на учет земельные участки, образующиеся в результате преобразования земельного участка с кадастровым номером 63:01:093001:7. Управление Роснедвижимости по Самарской области приняло решение об отказе внесения изменений в сведения государственного земельного кадастра в связи с тем, что этот земельный участок предоставлен заявителю на праве постоянного пользования.
В 2010 году заявитель обратился в теруправление с заявлением о разделе занимаемого земельного участка, в ответ на которое теруправление своим письмом от 02 ноября 2010 г. N 24/836 указало, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0930001:7, на котором расположено защитное сооружение, относится исключительно к федеральной собственности и вопрос о разделе указанного земельного участка будет рассмотрен после государственной регистрации права собственности Российской Федерации. Право собственности Российской Федерации на данный земельный участок до настоящего времени не зарегистрировано.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2013 г. судебное разбирательство было отложено.
Согласно ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в связи с нахождением судьи Марчик Н.Ю. в очередном отпуске в составе суда была произведена замена судьи Марчик Н.Ю. на судью Холодную С.Т.
После замены судьи согласно положениям указанной статьи дело рассмотрено сначала.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель третьего лица - ГУ МЧС по Самарской области считает решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание представитель теруправления не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В силу ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ по делу объявлялся перерыв с 01 июля 2013 г. до 14 час. 45 мин. 08 июля 2013 г.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель владеет на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 68 000 кв. м с кадастровым номером 63:01:0930001:7, расположенным по адресу: г. Самара, угол Заводского шоссе и Гаражного проезда, что подтверждается свидетельством о праве от 07 сентября 1992 г. N 1550.
На данном земельном участке, помимо объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, расположен и объект гражданской обороны, находящийся в собственности Российской Федерации, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества от 28 апреля 2009 г. N 3521.
28 июня 2012 г. заявитель обратился в теруправление с заявлением, в котором просил заключить с ним договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу г. Самара, угол Заводского шоссе и Гаражного проезда, площадью 60 600, 4 кв. м, образованного из земельного участка с кадастровым номером 63:01:0930001:7, и выдать доверенность для осуществления кадастрового учета раздела этого участка.
Сообщением от 04 декабря 2012 г. N 24/471 заявителю было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Отказывая заявителю в предоставлении государственной услуги по продаже (приватизации) земельного участка, теруправление в данном письме указало на следующие обстоятельства: заявителем не представлен документ, предусмотренный п. 1 Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок; на испрашиваемый земельный участок государственная регистрация права собственности не осуществлена, в связи с чем этот участок не может быть объектом договора купли-продажи; обязанность органа государственной власти принять решение о разделе земельного участка законодателем не установлена; полномочия по принятию решений об образовании земельных участков территориальным органам Росимущества не делегированы; для осуществления раздела земельного участка заявителю необходимо обратиться непосредственно в адрес Росимущества. Кроме того, в данном письме теруправление предложило заявителю представить копии платежных поручений, подтверждающих соблюдение заявителем принципа платности использования земельного участка за последние 3 года.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции не принял во внимание следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 36 ЗК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
Приказом Минэкономразвития РФ от 13 сентября 2011 г. N 475 утвержден Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Пунктом 1 данного перечня предусмотрено предоставление копии документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица.
Однако, как следует из материалов дела и не опровергнуто теруправлением, заявление от 28 июня 2012 г. вместе с пакетом документов было представлено заинтересованному лицу лично генеральным директором (единоличным исполнительным органом) заявителя. При этом должностным лицом теруправления была проверена личность генерального директора и документ, удостоверяющий его личность. Заявление и пакет документов, приложенных к нему, были приняты без каких-либо замечаний.
Исполнительный орган юридического лица не является его представителем в соответствии со ст. 53 ГК РФ, согласно которой юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Действия органов юридического лица, направленные на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей юридического лица, признаются действиями самого юридического лица.
Таким образом, у заявителя отсутствовала обязанность по представлению копии документа, удостоверяющего личность представителя юридического лица, так как заявление подписано не представителем юридического лица, а его единоличным исполнительным органом - генеральным директором.
Кроме того, приказом Минэкономразвития РФ от 07 ноября 2011 г. N 622 утвержден Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости (далее - Административный регламент).
Пунктами 3.2.1, 3.2.2 и 3.2.3 Административного регламента предусмотрено, что при поступлении документов, необходимых для выполнения административной процедуры от заявителя, ответственный исполнитель Росимущества осуществляет их рассмотрение на предмет комплектности, а также оснований для отказа в предоставлении государственной услуги. Максимальный срок выполнения данного действия составляет 1 рабочий день.
В случае, если представлен неполный комплект документов, указанных в пункте 2.8 Административного регламента, ответственный исполнитель Росимущества обеспечивает подготовку, согласование и подписание в адрес заявителя письма об отказе в предоставлении государственной услуги с информированием о возможности повторно представить заявление с приложением необходимого комплекта документов.
В случае, если представлен неполный комплект документов, к письму об отказе в предоставлении государственной услуги прилагаются (возвращаются) представленные заявителем документы. Максимальный срок подготовки такого письма составляет 1 рабочий день.
Между тем в указанный срок (два рабочих дня) ответственный исполнитель теруправления не подготовил и не направил в адрес заявителя письмо об отказе в предоставлении государственной услуги с информированием о возможности повторно представить заявление с приложением необходимого комплекта документов.
То есть теруправление согласилось с тем, что заявителем представлен полный пакет документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
Более того, теруправление письмом от 27 августа 2012 г. N 6122 (спустя два месяца с момента поступления заявления о продаже земельного участка) информировало заявителя о продлении срока рассмотрения заявления на приватизацию земельного участка. При этом теруправление также не информировало заявителя о предоставлении неполного пакета документов.
Таким образом, заинтересованное лицо незаконно отказало в предоставлении государственной услуги по причине непредоставления копии документа, удостоверяющего личность исполнительного органа заявителя.
Другим основанием для отказа в предоставлении государственной услуги послужил вывод заинтересованного лица о том, что испрашиваемый земельный участок не может быть объектом договора купли-продажи, поскольку государственная регистрация права собственности Российской Федерации на него не осуществлена.
С данным выводом теруправления арбитражный апелляционный суд также не согласен по следующим основаниям.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (ст. 29 ЗК РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 4 Постановления от 24 марта 2005 г. N 11 указал на то, что рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Статья 36 ЗК РФ не ставит возможность приобретения юридическим лицом в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в зависимость от наличия государственной регистрации прав на него.
Отсутствие государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ранее возникшего права государственной собственности на земельный участок не может являться основанием для отказа в предоставлении в собственность этого участка в порядке ст. 36 ЗК РФ.
Право на приватизацию земельного участка физическими либо юридическими лицами, предусмотренное ст. 36 ЗК РФ, не должно ставиться в зависимость от желания уполномоченного органа государственной власти зарегистрировать соответствующие права на этот участок.
Согласно ст. 3.1. Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук.
Из материалов дела следует и заинтересованным лицом не оспаривается, что на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0930001:7 находится защитное сооружение гражданской обороны. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из реестра федерального имущества (т. 1 л.д. 26).
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0930001:7 право собственности Российской Федерации возникло в силу закона.
Таким образом, заинтересованное лицо незаконно отказало заявителю в предоставлении государственной услуги по продаже (приватизации) земельного участка по причине отсутствия государственной регистрации права федеральной собственности на этот участок.
Необоснованными являются и выводы заинтересованного лица о том, что законодателем не установлена обязанность органа государственной власти принять решение о разделе земельного участка, что полномочия по принятию решений об образовании земельных участков территориальным органам Росимущества не делегированы и что для осуществления раздела земельного участка заявителю необходимо обратиться непосредственно в адрес Росимущества.
Согласно п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.
В силу п. 2 ст. 11.3 ЗК РФ решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, необходимы следующие документы:
1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;
2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Пунктом 2.1 ст. 11.3 ЗК РФ предусмотрено, что исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления запрашивают документы, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них). Землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков при подаче заявления, указанного в пункте 2 настоящей статьи, прилагают к нему правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, если указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
Образование земельных участков, по своему содержанию, является одним из полномочий собственника, в связи с чем доводы теруправления об отсутствии полномочий по разделу участка несостоятельны.
При поступлении от собственника объекта недвижимости заявления о предоставлении в собственность земельного участка в порядке ст. 36 ЗК РФ уполномоченный орган государственной власти обязан принять решение о предоставлении такого участка, в том числе и о разделе участка, на котором расположен объект недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 ст. 28 ЗК РФ.
Из материалов дела следует, что заявитель обратился к заинтересованному лицу с требованием о разделе земельного участка с кадастровым номером 63:01:0930001:7 и представил правоустанавливающий документ на данный участок. Оснований для отказа в разделе этого участка не имелось.
Следовательно, теруправление обязано было осуществить действия по разделу указанного участка с целью дальнейшего предоставления в собственность заявителю части этого участка в соответствии со ст. 36 ЗК РФ.
Теруправление в силу возложенных на него обязанностей и предоставленных ему полномочий обязано в установленный ст. 36 ЗК РФ срок рассмотреть обращения заявителя и принять соответствующие решения по заявлению, предусмотренные законом.
Ошибочное толкование норм земельного законодательства приводит к необоснованному затягиванию рассмотрения заявлений собственников объектов недвижимости.
Согласно п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 г. N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. В пункте 4 названного Положения указано, что на территории субъектов Российской Федерации Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность через соответствующие территориальные управления. На территории Самарской области таким органом является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи, аренды федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности и аренды на это имущество.
Полномочия теруправления определены в Положении о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденном приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29 сентября 2009 г. N 278.
Пунктом 4.1. Положения предусмотрено, что теруправление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам в случаях, когда реализация указанных полномочий прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Пунктом 4.6 Положения о Территориальном управлении Росимущества в Самарской области определено, что управление заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Согласно п. 2.2. Административного регламента государственную услугу предоставляет Росимущество, а также территориальные органы Росимущества.
Пунктом 2.6. Административного регламента предусмотрено, что государственная услуга предоставляется в срок не позднее 2-х месяцев со дня регистрации заявления в Росимуществе или в территориальном органе Росимущества.
С учетом изложенного арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что именно теруправление является государственным органом, уполномоченным в порядке ст. 36 ЗК РФ принимать соответствующие заявления и решения по заявлениям собственников объектов недвижимого имущества о предоставлении в собственность земельных участков на территории Самарской области, в том числе и решения о разделе (образовании) таких земельных участков.
Необоснованным является и требование теруправления о необходимости представления заявителем копий платежных поручений, подтверждающих соблюдение заявителем принципа платности использования земельного участка за последние 3 года, поскольку данное требование не основано на нормах законодательства и не является обязательным условием для принятия решения о продаже (приватизации) земельного участка.
Согласно п. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
При этом в целях принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти обязан совершить все необходимые действия, в том числе и разделить находящийся в государственной собственности земельный участок и поставить вновь образованные участки на кадастровый учет.
Отсутствие кадастрового паспорта вновь образованного земельного участка не может являться основанием для отказа заявителю в реализации его права на приватизацию земельного участка.
Поскольку именно на заинтересованном лице лежит обязанность предоставить заявителю в собственность испрашиваемый земельный участок, то оно и обязано совершить все действия, связанные с разделом этого участка.
При указанных обстоятельствах арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что отказ теруправления в предоставлении в собственность заявителя земельного участка, расположенного по адресу г. Самара, угол Заводского шоссе и Гаражного проезда, площадью 60 600, 4 кв. м, образованного из земельного участка с кадастровым номером 63:01:0930001:7, является незаконным и противоречащим ст. 36 ЗК РФ и ст. 3 закона N 137-ФЗ.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Из буквального толкования данной нормы не следует, что при применении п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ суду необходимо указать, каким образом необходимо устранить нарушение прав и законных интересов заявителя, поскольку на необходимость подобного указания содержится лишь в п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ, касающейся оспаривания действий (бездействия).
Таким образом, законодатель конкретно предусмотрел, каким образом подлежит восстановлению нарушенное право заявителя.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 апреля 2009 г. по делу N А55-17523/2008.
С учетом изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что в связи с неправильным применением норм материального права, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ, решение суда следует отменить, заявленные требования - удовлетворить.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат взысканию с теруправления в пользу заявителя в сумме 3 000 руб.
Учитывая, что при подаче апелляционной жалобы в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ государственная пошлина в рассматриваемом случае уплачивается в размере 1 000 руб., а податель апелляционной жалобы уплатил государственную пошлину в сумме 2 000 руб. платежным поручением от 15 апреля 2013 г. N 174, то согласно ст. 333.40 НК РФ излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 марта 2013 г. по делу N А55-1377/2013 отменить.
Заявленные открытым акционерным обществом "Вираж-2", г. Самара, требования удовлетворить.
Признать незаконным отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, в предоставлении открытому акционерному обществу "Вираж-2", г. Самара, в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, угол Заводского шоссе и Гаражного проезда, площадью 60 600,4 кв. м, образованного из земельного участка с кадастровым номером 63:01:0930001:7.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Вираж-2", г. Самара в установленном порядке.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара в пользу открытого акционерного общества "Вираж-2", г. Самара, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Возвратить открытому акционерному обществу "Вираж-2", г. Самара, из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 руб.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Т.С.ЗАСЫПКИНА
Судьи
П.В.БАЖАН
С.Т.ХОЛОДНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)