Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 мая 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Филипповой Е.Г., при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И., с участием:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Урманче" Дроздов Р.П. - не явился, извещен,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 мая 2013 года в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 февраля 2013 года по делу N А65-30962/2012 (судья Бредихина Н.Ю.), принятое в порядке упрощенного производства по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Урманче" Дроздова Руслана Петровича (ОГРН 304161635900125, ИНН 161602467934), Республика Татарстан, с. Высокая Гора, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным и отмене постановления от 08 ноября 2012 года о назначении административного наказания по делу N 65-2 по ч. 1.1 ст. 8.8 КоАП РФ,
установил:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Урманче" Дроздов Руслан Петрович (далее - глава КФХ "Урманче" Дроздов Р.П., заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в лице Высокогорского отдела (далее - Управление Росреестра по Республике Татарстан, административный орган) от 08 ноября 2012 года о назначении административного наказания по делу N 65-2 по ч. 1.1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 4000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 февраля 2013 года оспариваемое постановление Управления Росреестра по Республике Татарстан в лице Высокогорского отдела от 08 ноября 2012 года о назначении главе КФХ "Урманче" Дроздову Р.П. административного наказания по делу N 65-2 по ч. 1.1 ст. 8.8 КоАП РФ признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Республике Татарстан просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, оспариваемое постановление оставить в силе, ссылаясь на законность оспариваемого постановления административного органа, правильную квалификацию противоправного деяния заявителя.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в адрес Управления Росреестра по Республике Татарстан поступило требование прокуратуры Республики Татарстан от 30 июля 2012 года в связи с поступившей информацией о неиспользуемых по назначению земельных участках сельскохозяйственного назначения, выявленных в ходе обследования земель. Указанное требование прокурора явилось основанием для проведения внеплановой выездной проверки заявителя. На основании распоряжения от 27 сентября 2012 года N р/2835 сотрудником Управления Росреестра по Республике Татарстан проведена проверка, в ходе которой административным органом было выявлено, что земельный участок, расположенный по адресу: Высокогорский район, в границах кадастрового квартала 16:16:250401, из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, принадлежит КФХ "Урманче" на основании государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, с указанной площадью 100 га, и на основании договора аренды земель сельскохозяйственного назначения от 12 октября 2001 года (срок аренды 49 лет). При этом установлено, что на земельном участке прорастают сорные растения, местами мелкие деревца, что свидетельствует о неиспользовании земельного участка, в нарушение ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанные обстоятельства нашли свое отражение в акте N 160 от 03 октября 2012 года, по результатам которой заявителю было выдано предписание от 03 октября 2012 года по делу N 65, которым установлен срок для устранения нарушения - до 31 октября 2012 года, а также уведомление о времени проведения повторной проверки, назначенной на 01 ноября 2012 года.
Административным органом 31 октября 2012 года было издано распоряжение N Р/3159 о проведении внеплановой выездной проверки с целью проверки исполнения предписания от 03 октября 2012 года N 65.
В ходе повторной проверки административным органом было установлено следующее: за неиспользование земельного участка площадью 139 га, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский район, Шапшинское СП, в границах кадастрового квартала 16:16:250401 гр. Дроздову Руслану Петровичу было выдано предписание об устранении нарушения земельного законодательства N 65 от 03 октября 2012 года сроком исполнения до 31 октября 2012 года на момент повторной проверки 01 ноября 2012 года нарушение земельного законодательства не устранено, предписание об устранении нарушения земельного законодательства N 65 от 03 октября 2012 года не исполнено, то есть земельный участок не используется для производства сельскохозяйственной продукции, что нашло отражение в акте проверки N 160-2 от 01 ноября 2012 года.
По итогам повторной проверки административным органом в отношении заявителя был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, а также протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 8.8 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении Управлением Росреестра по Республике Татарстан в лице Высокогорского отдела было вынесено постановление по делу N 65-2 от 08 ноября 2012 года о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 1.1 ст. 8.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4000 руб.
В обоснование заявленных требований заявитель указал на следующие нарушения, допущенные административным органом при производстве по делу об административном правонарушении: осмотр территорий в нарушение положений ст. 27.8 КоАП РФ осуществлялся в отсутствие понятых; в протоколе об административном правонарушении от 01 ноября 2012 года не указан кадастровый номер спорного земельного участка, а также способ определения его площади; земельные участки, используемые заявителем, не определены на местности и не имеют конкретных границ; отсутствуют достаточные доказательства того, что земельные участки не используются по целевому назначению. Кроме того, на момент проверки на земельных участках была проведена глубокая вспашка земельных участков, а дальнейшее проведение сельскохозяйственных работ было невозможно в связи с погодными условиями.
Как следует из представленных в деле документов, администрацией Высокогорского района и КФХ "Урманче" 12 октября 2001 года заключен договор аренды земель сельскохозяйственного назначения, в силу которого заявителю по настоящему делу был передан земельный участок общей площадью 39 га, расположенный в границах подсобного сельского хозяйства Высокогорского РАЙПО, сроком на 49 лет. Договор аренды зарегистрирован постановлением администрации Высокогорского района N 748 от 12 октября 2001 года.
Постановлением администрации Высокогорского района от 12 октября 2001 года N 733 КФХ "Урманче" выдан гос. акт N РТ-16-003276 с закреплением за ним на праве пожизненного наследуемого владения земельного участка общей площадью 100 га, в том числе 71,6 - га пашни, пастбища - 8,4 га, кустарников - 17,5 га, под водой - 1,0, под дорогами - 1,5 га.
Постановлением администрации Высокогорского района N 851 от 29 ноября 2001 года зарегистрировано КФХ "Урманче", главой КФХ утвержден Дроздов Р.П.
Пунктом 4 указанного постановления определено, что КФХ "Урманче" осуществляет свою деятельность на земельном участке, находящемся в пожизненном наследуемом владении, общей площадью 100 га, согласно государственному акту N РТ-16-003276 от 12 октября 2001 года).
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Целевое назначение земельных участков определяется в процессе предоставления их в собственность или пользование и фиксируется в правоустанавливающих документах.
При этом собственники земельных участков и землепользователи не имеют права самовольно изменять целевое назначение земельного участка.
Исходя из подп. 4 п. 2 ст. 45 Земельного кодекса Российской Федерации срок неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, по истечении которого наступает административная ответственность, предусмотренная ч. 1.1 ст. 8.8. КоАП РФ, составляет три года.
В соответствии с положениями ч. 1.1 ст. 8.8 КоАП РФ неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Привлечение к административной ответственности выражается в установлении всех элементов состава административного правонарушения, его юридической квалификации и определении меры юридической ответственности, выраженной в санкции соответствующей статьи Кодекса.
Право юридической квалификации административного правонарушения согласно взаимосвязанным положениям статьи 22.1 и пункта 5 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ принадлежит судье, органу или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях.
Поскольку предметом настоящего дела является оспаривание постановления административного органа, суд не вправе самостоятельно квалифицировать действия заявителя, в данном случае судом лишь проверяется правильность вынесения оспариваемого постановления.
В ходе производства по делу об административном правонарушении административным органом были выявлены признаки административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и ч. 1.1. ст. 8.8 КоАП РФ, по указанным статьям составлены протоколы об административных правонарушениях.
Оспариваемое заявителем постановление содержит сведения о квалификации действий заявителя по ч. 1.1 ст. 8.8 КоАП РФ и назначении наказания именно в соответствии с санкцией данной статьи.
Однако, как следует из описания объективной стороны правонарушения, содержащегося в оспариваемом постановлении, заявителю вменяется совершение следующего нарушения: "за неиспользование земельного участка площадью 139 га а главе КФХ Дроздову Р.П. было выдано предписание об устранении нарушения земельного законодательства N 65 от 03 октября 2012 года сроком исполнения до 31 октября 2012 года на момент повторной проверки 01 ноября 2012 года нарушение земельного законодательства не устранено, предписание об устранении нарушения не исполнено, то есть земельный участок не используется для производства сельскохозяйственной продукции..", что по своему содержанию содержит признаки правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, а не части 1.1. ст. 8.8 КоАП РФ.
Приведенное выше описание также соответствует описанию правонарушения, изложенному в протоколе об административном правонарушении от 01 ноября 2012 года по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Описания события правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 8.8 КоАП РФ, оспариваемое заявителем постановление не содержит.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из невозможности расценить приведенное в оспариваемом постановлении описание в качестве технической опечатки, поскольку сведений о внесении исправлений представленные ответчиком материалы не содержат. Кроме того, исправление всего описания правонарушения в тексте будет противоречить положениям ч. 1 ст. 29.12.1 КоАП РФ, поскольку полностью меняет содержание постановления.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемое постановление является немотивированным и необоснованным, в связи с чем правомерно признал его незаконным и отменил.
Доводы апелляционной жалобы о выявлении административным органом, помимо административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, правонарушения, состав которого установлен ч. 1.1 ст. 8.8 КоАП РФ, подлежат отклонению, поскольку протокол об административном правонарушении не содержит надлежащего описания события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.1 ст. 8.8 КоАП РФ. Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются, помимо прочего, место, время совершения и событие административного правонарушения. В этой связи административный орган ограничен теми обстоятельствами, которые указаны в качестве события правонарушения в протоколе об административном правонарушении, и не вправе иным образом описывать факт правонарушения, кроме как в рамках, определенных протоколом, и соответственно квалифицировать противоправное деяние вопреки описанию события правонарушения, отраженному в протоколе об административном правонарушении.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного решение суда от 19 февраля 2013 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного органа - без удовлетворения.
Исходя из положений ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 229, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 февраля 2013 года по делу N А65-30962/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Е.Г.ФИЛИППОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.05.2013 ПО ДЕЛУ N А65-30962/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 мая 2013 г. по делу N А65-30962/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 мая 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Филипповой Е.Г., при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И., с участием:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Урманче" Дроздов Р.П. - не явился, извещен,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 мая 2013 года в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 февраля 2013 года по делу N А65-30962/2012 (судья Бредихина Н.Ю.), принятое в порядке упрощенного производства по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Урманче" Дроздова Руслана Петровича (ОГРН 304161635900125, ИНН 161602467934), Республика Татарстан, с. Высокая Гора, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным и отмене постановления от 08 ноября 2012 года о назначении административного наказания по делу N 65-2 по ч. 1.1 ст. 8.8 КоАП РФ,
установил:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Урманче" Дроздов Руслан Петрович (далее - глава КФХ "Урманче" Дроздов Р.П., заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в лице Высокогорского отдела (далее - Управление Росреестра по Республике Татарстан, административный орган) от 08 ноября 2012 года о назначении административного наказания по делу N 65-2 по ч. 1.1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 4000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 февраля 2013 года оспариваемое постановление Управления Росреестра по Республике Татарстан в лице Высокогорского отдела от 08 ноября 2012 года о назначении главе КФХ "Урманче" Дроздову Р.П. административного наказания по делу N 65-2 по ч. 1.1 ст. 8.8 КоАП РФ признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Республике Татарстан просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, оспариваемое постановление оставить в силе, ссылаясь на законность оспариваемого постановления административного органа, правильную квалификацию противоправного деяния заявителя.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в адрес Управления Росреестра по Республике Татарстан поступило требование прокуратуры Республики Татарстан от 30 июля 2012 года в связи с поступившей информацией о неиспользуемых по назначению земельных участках сельскохозяйственного назначения, выявленных в ходе обследования земель. Указанное требование прокурора явилось основанием для проведения внеплановой выездной проверки заявителя. На основании распоряжения от 27 сентября 2012 года N р/2835 сотрудником Управления Росреестра по Республике Татарстан проведена проверка, в ходе которой административным органом было выявлено, что земельный участок, расположенный по адресу: Высокогорский район, в границах кадастрового квартала 16:16:250401, из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, принадлежит КФХ "Урманче" на основании государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, с указанной площадью 100 га, и на основании договора аренды земель сельскохозяйственного назначения от 12 октября 2001 года (срок аренды 49 лет). При этом установлено, что на земельном участке прорастают сорные растения, местами мелкие деревца, что свидетельствует о неиспользовании земельного участка, в нарушение ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанные обстоятельства нашли свое отражение в акте N 160 от 03 октября 2012 года, по результатам которой заявителю было выдано предписание от 03 октября 2012 года по делу N 65, которым установлен срок для устранения нарушения - до 31 октября 2012 года, а также уведомление о времени проведения повторной проверки, назначенной на 01 ноября 2012 года.
Административным органом 31 октября 2012 года было издано распоряжение N Р/3159 о проведении внеплановой выездной проверки с целью проверки исполнения предписания от 03 октября 2012 года N 65.
В ходе повторной проверки административным органом было установлено следующее: за неиспользование земельного участка площадью 139 га, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский район, Шапшинское СП, в границах кадастрового квартала 16:16:250401 гр. Дроздову Руслану Петровичу было выдано предписание об устранении нарушения земельного законодательства N 65 от 03 октября 2012 года сроком исполнения до 31 октября 2012 года на момент повторной проверки 01 ноября 2012 года нарушение земельного законодательства не устранено, предписание об устранении нарушения земельного законодательства N 65 от 03 октября 2012 года не исполнено, то есть земельный участок не используется для производства сельскохозяйственной продукции, что нашло отражение в акте проверки N 160-2 от 01 ноября 2012 года.
По итогам повторной проверки административным органом в отношении заявителя был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, а также протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 8.8 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении Управлением Росреестра по Республике Татарстан в лице Высокогорского отдела было вынесено постановление по делу N 65-2 от 08 ноября 2012 года о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 1.1 ст. 8.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4000 руб.
В обоснование заявленных требований заявитель указал на следующие нарушения, допущенные административным органом при производстве по делу об административном правонарушении: осмотр территорий в нарушение положений ст. 27.8 КоАП РФ осуществлялся в отсутствие понятых; в протоколе об административном правонарушении от 01 ноября 2012 года не указан кадастровый номер спорного земельного участка, а также способ определения его площади; земельные участки, используемые заявителем, не определены на местности и не имеют конкретных границ; отсутствуют достаточные доказательства того, что земельные участки не используются по целевому назначению. Кроме того, на момент проверки на земельных участках была проведена глубокая вспашка земельных участков, а дальнейшее проведение сельскохозяйственных работ было невозможно в связи с погодными условиями.
Как следует из представленных в деле документов, администрацией Высокогорского района и КФХ "Урманче" 12 октября 2001 года заключен договор аренды земель сельскохозяйственного назначения, в силу которого заявителю по настоящему делу был передан земельный участок общей площадью 39 га, расположенный в границах подсобного сельского хозяйства Высокогорского РАЙПО, сроком на 49 лет. Договор аренды зарегистрирован постановлением администрации Высокогорского района N 748 от 12 октября 2001 года.
Постановлением администрации Высокогорского района от 12 октября 2001 года N 733 КФХ "Урманче" выдан гос. акт N РТ-16-003276 с закреплением за ним на праве пожизненного наследуемого владения земельного участка общей площадью 100 га, в том числе 71,6 - га пашни, пастбища - 8,4 га, кустарников - 17,5 га, под водой - 1,0, под дорогами - 1,5 га.
Постановлением администрации Высокогорского района N 851 от 29 ноября 2001 года зарегистрировано КФХ "Урманче", главой КФХ утвержден Дроздов Р.П.
Пунктом 4 указанного постановления определено, что КФХ "Урманче" осуществляет свою деятельность на земельном участке, находящемся в пожизненном наследуемом владении, общей площадью 100 га, согласно государственному акту N РТ-16-003276 от 12 октября 2001 года).
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Целевое назначение земельных участков определяется в процессе предоставления их в собственность или пользование и фиксируется в правоустанавливающих документах.
При этом собственники земельных участков и землепользователи не имеют права самовольно изменять целевое назначение земельного участка.
Исходя из подп. 4 п. 2 ст. 45 Земельного кодекса Российской Федерации срок неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, по истечении которого наступает административная ответственность, предусмотренная ч. 1.1 ст. 8.8. КоАП РФ, составляет три года.
В соответствии с положениями ч. 1.1 ст. 8.8 КоАП РФ неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Привлечение к административной ответственности выражается в установлении всех элементов состава административного правонарушения, его юридической квалификации и определении меры юридической ответственности, выраженной в санкции соответствующей статьи Кодекса.
Право юридической квалификации административного правонарушения согласно взаимосвязанным положениям статьи 22.1 и пункта 5 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ принадлежит судье, органу или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях.
Поскольку предметом настоящего дела является оспаривание постановления административного органа, суд не вправе самостоятельно квалифицировать действия заявителя, в данном случае судом лишь проверяется правильность вынесения оспариваемого постановления.
В ходе производства по делу об административном правонарушении административным органом были выявлены признаки административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и ч. 1.1. ст. 8.8 КоАП РФ, по указанным статьям составлены протоколы об административных правонарушениях.
Оспариваемое заявителем постановление содержит сведения о квалификации действий заявителя по ч. 1.1 ст. 8.8 КоАП РФ и назначении наказания именно в соответствии с санкцией данной статьи.
Однако, как следует из описания объективной стороны правонарушения, содержащегося в оспариваемом постановлении, заявителю вменяется совершение следующего нарушения: "за неиспользование земельного участка площадью 139 га а главе КФХ Дроздову Р.П. было выдано предписание об устранении нарушения земельного законодательства N 65 от 03 октября 2012 года сроком исполнения до 31 октября 2012 года на момент повторной проверки 01 ноября 2012 года нарушение земельного законодательства не устранено, предписание об устранении нарушения не исполнено, то есть земельный участок не используется для производства сельскохозяйственной продукции..", что по своему содержанию содержит признаки правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, а не части 1.1. ст. 8.8 КоАП РФ.
Приведенное выше описание также соответствует описанию правонарушения, изложенному в протоколе об административном правонарушении от 01 ноября 2012 года по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Описания события правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 8.8 КоАП РФ, оспариваемое заявителем постановление не содержит.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из невозможности расценить приведенное в оспариваемом постановлении описание в качестве технической опечатки, поскольку сведений о внесении исправлений представленные ответчиком материалы не содержат. Кроме того, исправление всего описания правонарушения в тексте будет противоречить положениям ч. 1 ст. 29.12.1 КоАП РФ, поскольку полностью меняет содержание постановления.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемое постановление является немотивированным и необоснованным, в связи с чем правомерно признал его незаконным и отменил.
Доводы апелляционной жалобы о выявлении административным органом, помимо административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, правонарушения, состав которого установлен ч. 1.1 ст. 8.8 КоАП РФ, подлежат отклонению, поскольку протокол об административном правонарушении не содержит надлежащего описания события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.1 ст. 8.8 КоАП РФ. Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются, помимо прочего, место, время совершения и событие административного правонарушения. В этой связи административный орган ограничен теми обстоятельствами, которые указаны в качестве события правонарушения в протоколе об административном правонарушении, и не вправе иным образом описывать факт правонарушения, кроме как в рамках, определенных протоколом, и соответственно квалифицировать противоправное деяние вопреки описанию события правонарушения, отраженному в протоколе об административном правонарушении.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного решение суда от 19 февраля 2013 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного органа - без удовлетворения.
Исходя из положений ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 229, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 февраля 2013 года по делу N А65-30962/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Е.Г.ФИЛИППОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)