Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 28.11.2013 ПО ДЕЛУ N А26-5147/2012

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 2013 г. по делу N А26-5147/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Константинова П.Ю. и Сергеевой И.В., при участии от закрытого акционерного общества "Карелиянефтепродукт" Пеккоевой Н.В. (доверенность от 01.01.2013), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2013 по делу N А26-5147/2012 (судьи Старовойтова О.Р., Барканова Я.В., Серикова И.А.),

установил:

закрытое акционерное общество "Карелиянефтепродукт", место нахождения: 185005, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Володарского, д. 6, ОГРН 1021000509650 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия, место нахождения: 185000, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Анохина, д. 29а, ОГРН 1091001009285 (далее - Управление Росимущества), оформленного письмом от 21.02.2012, в предоставлении в собственность заявителя за плату земельного участка общей площадью 20 153,28 кв. м с кадастровым номером 10:14:0060201:5, расположенного по адресу: Республика Карелия, Олонецкий р-н, юго-восточная часть кадастрового квартала 10:14:060201, а также об обязании Управления Росимущества принять решение о предоставлении Обществу в собственность названного земельного участка по цене, определенной в размере 2,5% его кадастровой стоимости.
Решением от 11.07.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.10.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.01.2013 решение от 11.07.2012 и постановление от 10.10.2012 отменены, дело передано в Арбитражный суд Республики Карелия на новое рассмотрение.
Решением суда первой инстанции от 15.05.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.08.2013 решение от 15.05.2013 отменено. Суд признал отказ Управления Росимущества в предоставлении Обществу в собственность испрашиваемого земельного участка незаконным и обязал Управление Росимущества принять решение о предоставлении указанного земельного участка в собственность заявителя.
В кассационной жалобе Управление Росимущества просит отменить постановление от 12.08.2013, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела, и отказать в удовлетворении требований заявителя.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить без изменения обжалуемое постановление, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Общества, ссылаясь на необоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, просил оставить жалобу без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, комплекс АЗС N 2 с оборудованием, расположенный по адресу: Республика Карелия, Олонецкий район, деревня Верховье, построенный в 1993 году, внесен в уставный капитал Общества его учредителем в 1998 году. Ранее комплекс АЗС N 2 находился в федеральной собственности и перешел в частную собственность в результате приватизации в 1993 году государственного предприятия по обеспечению нефтепродуктами "Карелнефтепродукт" (план приватизации от 22.01.1993).
Общество зарегистрировало право собственности на здание АЗС N 2 площадью 62 кв. м и здание склада площадью 49,2 кв. м, расположенные по вышеуказанному адресу.
Постановлением главы администрации местного самоуправления Олонецкого района (далее - Администрация района) от 18.08.2000 N 393 Обществу предоставлен в аренду земельный участок общей площадью 20 000 кв. м, для размещения и обслуживания АЗС N 2, сроком на 5 лет. На основании данного постановления администрация района и Общество 14.09.2000 заключили договор аренды земельного участка указанной площади с кадастровым номером 10:14:071501:001.
В последующем в связи с образованием на территории Республики Карелия Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Республике Карелия, правопреемником которого является Управление Росимущества, с Обществом заключен новый договор от 21.10.2004 N 120 аренды земельного участка площадью 20 153 кв. м, с кадастровым номером 10:14:0060201:5, находящегося в федеральной собственности, относящегося к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, имеющего вид разрешенного использования, для обслуживания автозаправочной станции на срок по 24.05.2053. По акту приема-передачи указанный земельный участок передан Обществу.
24.11.2010 Общество обратилось в Управление Росимущества с заявлением N 10-01/20050 о предоставлении ему в собственность за плату в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) арендуемого земельного участка, на котором расположен принадлежащий заявителю комплекс АЗС N 2.
Управление Росимущества в письме от 02.12.2010 N 03/7228 указало Обществу на необходимость представить выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) на здание склада, справки из государственного унитарного предприятия Республики Карелия "Недвижимость" (далее - ГУП РК "Недвижимость"), подтверждающие, что здание АЗС N 2 и здание склада расположены на испрашиваемом земельном участке и что на нем нет объектов недвижимости, принадлежащих другим лицам. Кроме того, Управление Росимущества сообщило, что может принимать решения о предоставлении земельных участков, являющихся федеральной собственностью, гражданам и юридическим лицам только по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Общество письмом от 16.08.2011 N 10-01/16182 направило в Управление Росимущества справки из ГУП РК "Недвижимость", выписку из ЕГРП о праве собственности на здание склада, технические паспорта на объекты. Управление Росимущества направило пакет документов Общества в Росимущество.
Росимущество в письме от 16.02.2012 N ПП-10/3856 сообщило Управлению Росимущества о том, что испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен в собственность Общества, поскольку он относится к землям транспорта и в силу статьи 27 ЗК РФ ограничен в обороте.
Управление Росимущества в письме от 21.02.2012 N 03/872 отказало Обществу в приватизации испрашиваемого земельного участка, сославшись на основания, приведенные в письме Росимущества от 16.02.2012.
Считая, что Управление Росимущества незаконно отказало в приватизации спорного земельного участка, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции в постановлении от 29.01.2013 указал на необходимость дополнительной проверки обстоятельств, названных Управлением Росимущества в качестве препятствий для приватизации испрашиваемого земельного участка (принадлежность земельного участка к землям транспорта, предоставленным для нужд организаций транспорта).
При новом рассмотрении дела суд первой инстанции установил, что оспариваемый отказ Управления Росимущества не соответствует закону, поскольку испрашиваемый Обществом земельный участок не относится к землям транспорта, ограниченным в обороте, приватизация которых запрещена. Однако суд первой инстанции признал, что права Общества данным отказом не нарушены, так как Общество представило правоустанавливающие документы только на объекты недвижимости площадью 62,0 кв. м и 49,2 кв. м, расположенные на испрашиваемом земельном участке общей площадью 20 153 кв. м, тогда как Общество ссылается на принадлежность ему имущественного комплекса АЗС, технический паспорт на который находится в стадии изготовления.
Суд апелляционной инстанции, с выводами суда первой инстанции не согласился. Апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления и признал оспариваемый отказ незаконным, обязав Управление Росимущества устранить допущенные нарушения прав Общества.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает обжалуемый судебный акт законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
Предоставленное собственникам зданий, строений, сооружений статьей 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию занятого этими объектами земельного участка направлено на реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 данного Кодекса принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Исключительность этого права на приватизацию земельного участка собственником здания, строения, сооружения, на нем расположенных, означает, что такой собственник вправе приватизировать исключительно земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования.
Суд апелляционной инстанции установил, что Общество вместе с заявлением о выкупе спорного земельного участка представило все необходимые документы для принятия решения о предоставлении участка в собственность заявителя.
Суд также установил и материалами дела подтверждается, что на спорном земельном участке расположены только здания и сооружения, принадлежащие Обществу на праве собственности. Объектов, принадлежащих иным лицам, на указанном земельном участке нет. Принадлежащее Обществу имущество, по сути, образует имущественный комплекс АЗС, который строился как единый объект.
Суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что площадь испрашиваемого земельного участка определена в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства с учетом фактического землепользования, необходимого для обслуживания и эксплуатации комплекса АЗС.
Апелляционный суд также установил, что существующее землепользование в границах испрашиваемого Обществом земельного участка существует с 1993 года. Земельный участок в указанных границах был предоставлен Обществу для обслуживания АЗС в аренду на 49 лет, при этом каких-либо возражений относительно несоразмерности участка указанной цели Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Республике Карелия, правопреемником которого является Управление Росимущества, не выразило.
При таком положении суд апелляционной инстанции обоснованно признал отказ Управления Росимущества незаконным, противоречащим действующем законодательству и обязал Управление Росимущества устранить допущенные нарушения прав Общества.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
В связи с принятием настоящего постановления подлежит отмене приостановление исполнения постановления апелляционной инстанции от 12.08.2013.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2013 по делу N А26-5147/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия - без удовлетворения.
Приостановление исполнения постановления от 12.08.2013 отменить.

Председательствующий
А.В.КАДУЛИН

Судьи
П.Ю.КОНСТАНТИНОВ
И.В.СЕРГЕЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)