Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 11.12.2013 ПО ДЕЛУ N А66-2351/2013

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 2013 г. по делу N А66-2351/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Сергеевой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 04.06.2013 (судья Пугачев А.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2013 (судьи Романова А.В., Зайцева А.Я., Шадрина А.Н.) по делу N А66-2351/2013,

установил:

Закрытое акционерное общество "Тандер", место нахождения: 350000, г. Краснодар, ул. Левашевского, д. 185, ОГРН 1022301598549 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 33, ОГРН 1026900561071 (далее - Министерство), об обязании заключить с истцом договор от 25.07.2012 N 561 купли-продажи земельного участка площадью 1997 +/- 15 кв. м с кадастровым номером 69:40:0100626:46, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка по адресу: г. Тверь, Сахаровское шоссе, д. 24, в редакции покупателя с определением цены отчуждаемого земельного участка в размере 243 216 руб.
Решением от 04.06.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.09.2013, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 04.06.2013 и постановление от 17.09.2013 и отказать в иске.
Податель жалобы указывает на следующее: суды пришли к неправильному выводу о том, что Общество вправе приобрести спорный земельный участок по льготной цене, установленной статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), поскольку находящийся на этом участке объект недвижимости не был приобретен Обществом из муниципальной собственности; истец не оспорил в установленном порядке решение Министерства о продаже участка по цене 1 459 296 руб. 77 коп.; данное решение является основанием для заключения договора купли-продажи участка на указанных в нем условиях.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых решения и постановления проверена в кассационном порядке исходя из доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником здания магазина площадью 916,1 кв. м (повторное свидетельство о государственной регистрации права от 28.04.2010 серии 69-АБ N 719506 взамен ранее выданного свидетельства от 09.07.2008 серии 69-АБ N 224527), которое ранее находилось в муниципальной собственности и было приватизировано товариществом с ограниченной ответственностью "Лесное" в 1992 году на основании плана приватизации муниципального предприятия розничной торговли магазина N 83 "Продукты", утвержденного решением Комитета по управлению имуществом города Твери от 10.08.1993 N 125.
Названное здание расположено на земельном участке площадью 1997 +/- 15 кв. м с кадастровым номером 69:40:0100626:46, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка по адресу: г. Тверь, Сахаровское шоссе, д. 24. Данный участок относится к землям, право государственной собственности на которые не разграничено.
Общество 12.01.2012 обратилось в Министерство, осуществляющее полномочия по распоряжению в г. Твери земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, с заявлением о выкупе земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), приложив необходимые документы, в том числе свидетельство о праве собственности на объект недвижимости и кадастровый паспорт испрашиваемого участка.
Министерство 28.06.2012 приняло распоряжение N 1366 о продаже Обществу испрашиваемого земельного участка по цене 1 459 296 руб. 77 коп. и направило в адрес истца проект договора купли-продажи земельного участка, в котором определило выкупную цену в соответствии с указанным распоряжением.
Не согласившись с названной выкупной ценой участка, Общество направило в Министерство проект договора купли-продажи участка, рассчитав его выкупную цену в размере 2,5% от его кадастровой стоимости.
Министерство письмом от 16.10.2012 N 15911-09 отказало Обществу в пересчете выкупной цены земельного участка в размере 2,5% от кадастровой стоимости, указав на отсутствие основания для применения льготной цены выкупа, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ.
Общество, ссылаясь на то, что выкупная цена спорного участка должна определяться в соответствии со льготным порядком, установленным названной нормой права, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства и установив, что принадлежащий Обществу объект недвижимости, расположенный на испрашиваемом земельном участке, был приобретен из муниципальной собственности, пришли к выводу о том, что право приватизации земельных участков по льготной цене распространяется не только на первых собственников приватизированных зданий, строений и сооружений, но и на последующих, и обязали Министерство заключить с истцом договор купли-продажи спорного земельного участка в редакции представленного им договора по цене в размере 243 216 руб.
Суды правомерно исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 1.1 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органом исполнительной власти и органами местного самоуправления.
В силу пунктов 5, 6, 7 статьи 36 ЗК РФ правоотношения по предоставлению земельного участка в собственность собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникает в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 разъяснено, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Законом N 137-ФЗ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ до 1 июля 2012 года в соответствии с этим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в определенной местности.
Из содержания приведенной нормы следует, что ее действие распространяется на собственников строений, зданий, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ, достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
При таком положении суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод о том, что Общество относится к категории собственников, для которых действовала льготная цена выкупа земельного участка в силу пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ, поскольку здание магазина на спорном земельном участке ранее было приобретено в процессе приватизации муниципального имущества, в связи с чем истец вправе приобрести в собственность испрашиваемый земельный участок по льготной цене, действовавшей до 01.07.2012.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права суды обеих инстанций обоснованно обязали Министерство заключить договор купли-продажи спорного земельного участка в размере 2,5% его кадастровой стоимости.
Ссылка Министерства на наличие неоспоренного Обществом распоряжения от 28.06.2012 N 1366 о продаже испрашиваемого земельного участка по цене в размере 1 459 296 руб. 77 коп. не может служить основанием для отказа в иске, поскольку выкупная цена участка в этом распоряжении определена с нарушением законодательства, действовавшего на момент подачи Обществом заявки на приватизацию участка.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что суды обеих инстанций, правильно применив нормы материального и процессуального права, обоснованно удовлетворили заявленные требования, поэтому обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
В связи с принятием настоящего постановления подлежит отмене приостановление исполнения решения от 04.06.2013.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 04.06.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2013 по делу N А66-2351/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения от 04.06.2013 отменить.

Председательствующий
И.Л.ГРАЧЕВА

Судьи
А.В.КАДУЛИН
И.В.СЕРГЕЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)