Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Шапошник М.Н.
город Калуга
Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Амеличевой С.А.,
судей Кропоткина В.И., Сидоренкова И.А.,
при секретаре Новиковой Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Амеличевой С.А. дело по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества "Горстройзаказчик" на решение Жуковского районного суда Калужской области от 25 марта 2013 года по заявлению прокурора Жуковского района Калужской области об оспаривании в части решения Районного Собрания муниципального образования "Жуковский район" Калужской области от 24 августа 2012 года N 42 "О внесении изменений в схему территориального планирования муниципального района "Жуковский район",
решением Районного Собрания МО Жуковский район Калужской области от 24 августа 2012 года N 42 внесены изменения в схему территориального планирования МО "Жуковский район", утвержденную решением Районного Собрания МО "Жуковский район" от 24 декабря 2009 года N 87. С учетом указанных изменений раздел 11 схемы территориального планирования изложен в новой редакции.
В таблицу 1 "Планируемый перевод земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов" внесены дополнительные земли сельскохозяйственного назначения, площадью 62,42 га в сельском поселении "Деревня Чубарово". В примечании к таблице 1 предусмотрено, что земельные участки с кадастровыми номерами 40:07:011801:151, 40:07:011801:152 и 40:07:011801:0055 общей площадью 62,42 га планируются к переводу из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов в срок с 01 января 2013 года по 01 января 2015 года. До 01 января 2013 вид разрешенного использования указанных земельных участков подлежит изменению с "для сельскохозяйственного производства" на "для организации дачного некоммерческого партнерства".
В таблицу 6 "Планируемое изменение вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения" внесены дополнительные площади земель сельскохозяйственного назначения, а именно: земельные участки в районе деревни Инино в Сельском поселении "Деревня Чубарово" с кадастровыми номерами: 40:07:011801:151 (площадью 44,83 га), 40:07:011801:152 (площадью 10,39 га), 40:07:011801:0055 (площадью 7,2 га), 40:07:011801:0058 (площадью 3,9 га), 40:07:011801:0054 (площадью 1,5 га), 40:07:011801:0059 (площадью 0,63 га), 40:07:011801:0056 (площадью 1,64 га), 40:07:011801:0057 (площадью 0,74). В качестве предполагаемого вида разрешенного использования указано: "для организации дачного некоммерческого партнерства". Согласно примечанию к таблице 6, вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 40:07:011801:151, 40:07:011801:152 и 40:07:011801:0055 общей площадью 62,42 га до 01 января 2013 года подлежит изменению с "для сельскохозяйственного производства" на "для организации дачного некоммерческого партнерства". В срок с 01 января 2013 года по 01 января 2015 года указанные земельные участки планируются к переводу из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов. В отношении остальных земельных участков срок реализации указан до 1 января 2013 года.
Прокурор Жуковского района Калужской области 13 февраля 2013 года обратился в суд с заявлением, в котором просил признать недействующими следующие положения названного нормативного правового акта:
- примечание к таблице 1 в части слов: "до 01 января 2013 года вид разрешенного использования указанных земельных участков подлежит изменению с "для сельскохозяйственного производства" на "для организации дачного некоммерческого партнерства";
- примечание к таблице 6 в части слов: "вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 40:07:011801:151, 40:07:011801:152 и 40:07:011801:0055 общей площадью 62,42 га до 01 января 2013 года подлежит изменению с "для сельскохозяйственного производства" на "для организации дачного некоммерческого партнерства";
- таблицу 6 в части указания на изменение вида разрешенного использования указанных в ней земель сельскохозяйственного назначения на территории Сельского поселения "Деревня Чубарово".
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что земельные участки являются сельскохозяйственными угодьями в составе земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем, изменение вида разрешенного использования названных земельных участков для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, без изменения категории земли противоречит положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В судебном заседании старший помощник прокурора Жуковского района Калужской области Демидова Т.В. заявление поддержала.
Представители Районного Собрания МО "Жуковский район" по доверенностям Панкова А.В., Баженов А.А., представитель ЗАО "Горстройзаказчик" по доверенности Иванова Л.Н., представитель администрации МО СП "Деревня Чубарово" Чижиков А.И. против удовлетворения заявления возражали.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица ДНП "Маленькая Европа", который в письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении заявления отказать.
Решением Жуковского районного суда Калужской области от 25 марта 2013 года заявление прокурора удовлетворено, оспариваемый в части нормативный правовой акт признан недействующим со дня его принятия.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
Выслушав представителя ЗАО "Горстройзаказчик" по доверенности Иванову Л.Н., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора прокуратуры Калужской области Маркову Т.С., возражавшую против отмены решения суда, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов. Пунктом 1 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации среди документов территориального планирования муниципальных образований названы схемы территориального планирования муниципальных районов.
Статьей 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации определены общие положения о документах территориального планирования, согласно которой, территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1). Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений (часть 3).
Судом при рассмотрении дела установлено, что земельные участки, в отношении которых принято решении о планируемом изменении вида разрешенного использования, принадлежат на праве собственности ЗАО "Горстройзаказчик", являются землями сельскохозяйственного назначения и имеют вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Согласно информации, предоставленной Управлением Росреестра по Калужской области N 49 от 7 марта 2013 года, названные земельные участки бывшего АОЗТ имени Артемова относятся к сельскохозяйственным угодьям (пашни, сенокосы, пастбища) (л.д. 173).
Как следует из положений частей 6, 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются, использование названных земельных участков определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
В силу части 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Возможность изменения вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения существует применительно к действующему законодательству только при одновременном изменении категории земельного участка.
В силу статьи 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" при наличии генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов изменение границ населенных пунктов до 31 декабря 2012 года может осуществляться путем внесения изменений в указанные генеральные планы, схемы территориального планирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации либо путем включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном данной статьей (пункт 1.1. части 1).
В случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов (часть 2).
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных положений законодательства районный суд пришел к обоснованному выводу о том, что изменение вида разрешенного использования названных земель для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством без перевода их из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию противоречит приведенным в решении положениям федерального законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом изложенного решение суда о признании недействующими оспариваемых прокурором положений Решения, предусматривающих изменение вида разрешенного использования указанных в ней земельных участков без изменения категории земли, является правильным.
Доводы представителя ЗАО "Горстройзаказчик" о том, что названные земельные участки в соответствии с Правилами землепользования и застройки СП деревня Чубарово Жуковского района Калужской области, утвержденными Решением Сельской Думы муниципального образования СП деревня Чубарово N 36 от 24 октября 2007 года, расположены в территориальной зоне Ж-5 (зона садово-дачных участков) не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о незаконности принятого решения. Указанные обстоятельства сами по себе не могут служить основанием для изменения вида разрешенного использования земельных участков из состава сельскохозяйственных угодий, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, до изменения в установленном порядке правового статуса земли.
Апелляционная жалоба, по сути, повторяющая доводы, приводившиеся со стороны ЗАО "Горстройзаказчик" в суде первой инстанции, не может повлечь за собой отмену состоявшегося по делу судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
решение Жуковского районного суда Калужской области от 25 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Горстройзаказчик" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЛУЖСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 19.08.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1977/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КАЛУЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 августа 2013 г. по делу N 33-1977/2013
Судья Шапошник М.Н.
город Калуга
Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Амеличевой С.А.,
судей Кропоткина В.И., Сидоренкова И.А.,
при секретаре Новиковой Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Амеличевой С.А. дело по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества "Горстройзаказчик" на решение Жуковского районного суда Калужской области от 25 марта 2013 года по заявлению прокурора Жуковского района Калужской области об оспаривании в части решения Районного Собрания муниципального образования "Жуковский район" Калужской области от 24 августа 2012 года N 42 "О внесении изменений в схему территориального планирования муниципального района "Жуковский район",
установила:
решением Районного Собрания МО Жуковский район Калужской области от 24 августа 2012 года N 42 внесены изменения в схему территориального планирования МО "Жуковский район", утвержденную решением Районного Собрания МО "Жуковский район" от 24 декабря 2009 года N 87. С учетом указанных изменений раздел 11 схемы территориального планирования изложен в новой редакции.
В таблицу 1 "Планируемый перевод земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов" внесены дополнительные земли сельскохозяйственного назначения, площадью 62,42 га в сельском поселении "Деревня Чубарово". В примечании к таблице 1 предусмотрено, что земельные участки с кадастровыми номерами 40:07:011801:151, 40:07:011801:152 и 40:07:011801:0055 общей площадью 62,42 га планируются к переводу из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов в срок с 01 января 2013 года по 01 января 2015 года. До 01 января 2013 вид разрешенного использования указанных земельных участков подлежит изменению с "для сельскохозяйственного производства" на "для организации дачного некоммерческого партнерства".
В таблицу 6 "Планируемое изменение вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения" внесены дополнительные площади земель сельскохозяйственного назначения, а именно: земельные участки в районе деревни Инино в Сельском поселении "Деревня Чубарово" с кадастровыми номерами: 40:07:011801:151 (площадью 44,83 га), 40:07:011801:152 (площадью 10,39 га), 40:07:011801:0055 (площадью 7,2 га), 40:07:011801:0058 (площадью 3,9 га), 40:07:011801:0054 (площадью 1,5 га), 40:07:011801:0059 (площадью 0,63 га), 40:07:011801:0056 (площадью 1,64 га), 40:07:011801:0057 (площадью 0,74). В качестве предполагаемого вида разрешенного использования указано: "для организации дачного некоммерческого партнерства". Согласно примечанию к таблице 6, вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 40:07:011801:151, 40:07:011801:152 и 40:07:011801:0055 общей площадью 62,42 га до 01 января 2013 года подлежит изменению с "для сельскохозяйственного производства" на "для организации дачного некоммерческого партнерства". В срок с 01 января 2013 года по 01 января 2015 года указанные земельные участки планируются к переводу из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов. В отношении остальных земельных участков срок реализации указан до 1 января 2013 года.
Прокурор Жуковского района Калужской области 13 февраля 2013 года обратился в суд с заявлением, в котором просил признать недействующими следующие положения названного нормативного правового акта:
- примечание к таблице 1 в части слов: "до 01 января 2013 года вид разрешенного использования указанных земельных участков подлежит изменению с "для сельскохозяйственного производства" на "для организации дачного некоммерческого партнерства";
- примечание к таблице 6 в части слов: "вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 40:07:011801:151, 40:07:011801:152 и 40:07:011801:0055 общей площадью 62,42 га до 01 января 2013 года подлежит изменению с "для сельскохозяйственного производства" на "для организации дачного некоммерческого партнерства";
- таблицу 6 в части указания на изменение вида разрешенного использования указанных в ней земель сельскохозяйственного назначения на территории Сельского поселения "Деревня Чубарово".
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что земельные участки являются сельскохозяйственными угодьями в составе земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем, изменение вида разрешенного использования названных земельных участков для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, без изменения категории земли противоречит положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В судебном заседании старший помощник прокурора Жуковского района Калужской области Демидова Т.В. заявление поддержала.
Представители Районного Собрания МО "Жуковский район" по доверенностям Панкова А.В., Баженов А.А., представитель ЗАО "Горстройзаказчик" по доверенности Иванова Л.Н., представитель администрации МО СП "Деревня Чубарово" Чижиков А.И. против удовлетворения заявления возражали.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица ДНП "Маленькая Европа", который в письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении заявления отказать.
Решением Жуковского районного суда Калужской области от 25 марта 2013 года заявление прокурора удовлетворено, оспариваемый в части нормативный правовой акт признан недействующим со дня его принятия.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
Выслушав представителя ЗАО "Горстройзаказчик" по доверенности Иванову Л.Н., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора прокуратуры Калужской области Маркову Т.С., возражавшую против отмены решения суда, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов. Пунктом 1 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации среди документов территориального планирования муниципальных образований названы схемы территориального планирования муниципальных районов.
Статьей 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации определены общие положения о документах территориального планирования, согласно которой, территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1). Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений (часть 3).
Судом при рассмотрении дела установлено, что земельные участки, в отношении которых принято решении о планируемом изменении вида разрешенного использования, принадлежат на праве собственности ЗАО "Горстройзаказчик", являются землями сельскохозяйственного назначения и имеют вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Согласно информации, предоставленной Управлением Росреестра по Калужской области N 49 от 7 марта 2013 года, названные земельные участки бывшего АОЗТ имени Артемова относятся к сельскохозяйственным угодьям (пашни, сенокосы, пастбища) (л.д. 173).
Как следует из положений частей 6, 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются, использование названных земельных участков определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
В силу части 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Возможность изменения вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения существует применительно к действующему законодательству только при одновременном изменении категории земельного участка.
В силу статьи 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" при наличии генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов изменение границ населенных пунктов до 31 декабря 2012 года может осуществляться путем внесения изменений в указанные генеральные планы, схемы территориального планирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации либо путем включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном данной статьей (пункт 1.1. части 1).
В случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов (часть 2).
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных положений законодательства районный суд пришел к обоснованному выводу о том, что изменение вида разрешенного использования названных земель для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством без перевода их из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию противоречит приведенным в решении положениям федерального законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом изложенного решение суда о признании недействующими оспариваемых прокурором положений Решения, предусматривающих изменение вида разрешенного использования указанных в ней земельных участков без изменения категории земли, является правильным.
Доводы представителя ЗАО "Горстройзаказчик" о том, что названные земельные участки в соответствии с Правилами землепользования и застройки СП деревня Чубарово Жуковского района Калужской области, утвержденными Решением Сельской Думы муниципального образования СП деревня Чубарово N 36 от 24 октября 2007 года, расположены в территориальной зоне Ж-5 (зона садово-дачных участков) не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о незаконности принятого решения. Указанные обстоятельства сами по себе не могут служить основанием для изменения вида разрешенного использования земельных участков из состава сельскохозяйственных угодий, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, до изменения в установленном порядке правового статуса земли.
Апелляционная жалоба, по сути, повторяющая доводы, приводившиеся со стороны ЗАО "Горстройзаказчик" в суде первой инстанции, не может повлечь за собой отмену состоявшегося по делу судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Жуковского районного суда Калужской области от 25 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Горстройзаказчик" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)