Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 14.05.2013 N Ф09-3526/13 ПО ДЕЛУ N А47-11846/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 мая 2013 г. N Ф09-3526/13

Дело N А47-11846/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 мая 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Абозновой О.В.,
судей Гайдука А.А., Тимофеевой А.Д.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" в лице филиала "Оренбургский" (ИНН: 7702707386, ОГРН: 1097746264219; далее - общество "Славянка") на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 01.11.2012 по делу N А47-11846/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2013 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" (ИНН: 5610077370, ОГРН: 1035605520334; далее - общество "Оренбург Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к обществу "Славянка" о взыскании 2 563 742 руб. 80 коп. платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в систему городской централизованной канализации.
Решением суда от 01.11.2012 (судья Бочарова О.В.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2013 (судьи Махрова Н.В., Логиновских Л.Л., Вяткин О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Славянка" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, неправильное применение норм материального права. Заявитель кассационной жалобы считает, что судами первой и апелляционной инстанции не учтено, что установление превышения норм допустимых концентраций осуществляется путем сравнения показателей, указанных в протоколах с нормативным документом; соответствующие нормативы установлены Распоряжением N 498-р от 19.07.1996, которыми необходимо руководствоваться. По мнению общество "Славянка", нормативы в распоряжении N 3404-р от 27.08.1999 приведены без указаний и ссылок на какие-либо исследовательские или расчетные работы. Также общество "Славянка" ссылается на то, что суды не ознакомились в полном объеме с представленными истцом расчетными данными; расчет содержит необоснованные показатели; коэффициент равный 1 принят безосновательно. По мнению заявителя кассационной жалобы, указанные обстоятельства свидетельствуют о намеренном завышении платы.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Оренбург Водоканал" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения; считает доводы заявителя жалобы необоснованными и подлежащими отклонению, направленными на переоценку имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов. Считает, что судами сделан правильный вывод о том, что распоряжение N 498-р от 19.07.1996 носит рекомендательный характер, на что указано в приложении N 5 к нему. Расчет платы является обоснованным и содержащим применимые величины и коэффициенты.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между обществом "Оренбург Водоканал" (поставщик) и обществом "Славянка" (абонент) заключен государственный контракт от 26.07.2011 N 4673/87-р на обеспечение водой и водоотведение (далее - контракт), по условиям которого поставщик обязался отпускать абоненту воду и принимать сточные воды, а абонент - оплачивать поставщику отпущенную воду и сброшенные сточные воды в объеме, сроки и в соответствии с условиями контракта.
Прием сточных вод от абонента осуществляется в канализационную сеть поставщика согласно разрешительной технической документации на присоединение объектов абонента к канализационным сетям поставщика, выданной организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Объекты абонента, присоединенные к канализационной сети поставщика определяются приложением N 1, 2 к контракту (п. 1.1, 1.3).
Согласно п. 5.1 контракта за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ в систему канализации поставщика с абонента взимается плата. Размер платы определяется исходя из объема общего водоотведения, фактических концентраций загрязняющих веществ, количества превышений (кратности), определяемых путем выполнения анализов проб сточных вод (Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов").
Согласно п. 5.2 контракта сточные воды, сбрасываемые абонентом в систему централизованной канализации, не должны содержать вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему канализации, а также загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих установленные абоненту нормы допустимых концентраций (допустимых нормативных показателей при приеме промышленных стоков в городской коллектор), утвержденные Распоряжением N 3404-р либо временно согласованные в дополнительном соглашении к настоящему договору нормы допустимых концентраций - при их наличии.
Кроме того, в п. 2.1.5 контракта стороны предусмотрели обязанность поставщика систематически производить контроль качества состава питьевой воды в источнике водоснабжения и качества сточных вод, отводимых абонентом в систему канализации поставщика, путем отбора проб. Отбор проб может быть произведен в любое время суток в присутствии представителя абонента. Полученный результат считается действительным до следующего отбора.
28, 29, 30 марта и 02 апреля 2012 года работниками общества "Оренбург Водоканал" в присутствии представителей абонента был произведен отбор проб сточных вод, отводимых в системы канализации, по объектам: войсковая часть 40265 (г. Оренбург, ул. Харьковская, д. 2), войсковая часть 39994 (г. Оренбург, ул. Мира, д. 3), Областной сборный пункт (г. Оренбург, ул. Маршала Г.К. Жукова, д. 36а), войсковая часть 44296 (п. Кушкуль, ул. Гражданская, д. 40), войсковая часть 21350 (2-й Авиагородок), филиал N 6 ФБУ "354 РВГК" МО РФ (г. Оренбург, пр. Парковый, д. 3), войсковая часть 63180 (г. Оренбург, ул. Мира, д. 3), войсковая часть 40263 (г. Оренбург, Нежинское шоссе, д. 1), Президентское кадетское училище (г. Оренбург, ул. Пушкинская, д. 63), о чем составлены соответствующие акты.
На основании анализа проб сточных вод, что подтверждается протоколами результатов анализа сточной воды, установлено, что в отобранных пробах сточных вод загрязняющие вещества превышают нормы допустимых концентраций, установленных Распоряжением N 3404-р, на которое указано в п. 5.2 контракта.
Согласно расчетам общества "Оренбург Водоканал", сумма платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ составила 2 563 742 руб. 80 коп., о чем абоненту - обществу "Славянка" были выставлены соответствующие счета для оплаты.
Неисполнение последним обязанности по оплате стоимости сверхнормативного сброса загрязняющих веществ в указанном размере явилось основанием для обращения общества "Оренбург Водоканал" в арбитражный суд с настоящим иском.
Признавая исковые требования подлежащими удовлетворению, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия у ответчика соответствующей обязанности по оплате, обоснованности расчета заявленной стоимости и отсутствии доказательств по погашению возникшей задолженности.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов соответствующими установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167) регулируются отношения между абонентами (юридическими лицами, а также предпринимателями без образования юридического лица) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования центральными системами водоснабжения и (или) канализацией населенных пунктов.
Согласно пунктам 64, 88 Правил N 167 абонент должен обеспечить соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод и нести обязанность по осуществлению контроля за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации сточных вод, включая сточные воды субабонентов, и предоставлению организации водопроводно-канализационного хозяйства сведений о результатах такого контроля.
В соответствии с пунктами 63, 64, 65 Правил N 167 в системы коммунальной канализации запрещаются сброс и прием сточных вод, содержащих вещества, превышающие предельно допустимые концентрации.
Согласно п. 6, п. 7 Распоряжения N 498-р абоненты обеспечивают соблюдение нормативов водоотведения в сточных водах, отводимых в системы канализации, что должно быть закреплено в обязательствах абонентов при заключении договоров с владельцами систем канализации населенных пунктов на прием сточных вод и загрязняющих веществ.
Взимание платы владельцами систем канализации населенных пунктов с абонентов за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации производится за общий объем фактически сброшенных сточных под по установленным ценам (тарифам) за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ на основании заключенных договоров на прием сточных вод и загрязняющих веществ. В состав цен (тарифов) за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ включается плата владельцев систем канализации населенных пунктов за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов в пределах установленных нормативов.
Оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, суды установили, что факт превышения ответчиком пределов норм допустимых концентраций подтверждается протоколами результатов анализа сточной воды.
Иного обществом "Славянка" в порядке ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано.
Довод о том, что нормативы допустимых концентраций установлены Распоряжением N 498-р, следовательно, Распоряжение N 3404-р не подлежит применению, являлся предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно был отклонен со ссылкой на то, что применение к отношениям сторон Распоряжения N 3404-р не противоречит условиям контракта (п. 1.4) и положениям статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Использованная в расчете задолженности величина 0,077 применена в соответствии с п. 23.1 Распоряжения N 498-р, согласно которому при расчете платы за сброс в горколлектор загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих установленные нормативы допустимых концентраций, с показателями, не влияющими на режим работы сетей и сооружений канализации.
Коэффициент 1, учитывающий долю сточных вод абонента на выпуске в канализацию, а также равный 1 компенсационный коэффициент на дополнительные затраты поставщика по вынужденному приему сброшенных загрязняющих веществ с превышением нормативов допустимых концентраций, применены обоснованно, расчет платы соответствует требованиям действующего законодательства.
Ссылка на невозможность представления контррасчета обоснованно признана судом апелляционной инстанции несостоятельной, с указанием на то, что информация об объеме стоков, прошедших за 2011 год через городские очистные сооружения, имеется на Интернет-сайте общества "Оренбург Водоканал" и была представлена в материалах дела.
При таких обстоятельствах, учитывая доказанность основания возложения на общество "Славянка" обязанности по оплате сверхнормативного сброса загрязняющих веществ, обоснованность расчета соответствующей платы и отсутствие доказательств погашения возникшей задолженности, суды правомерно посчитали исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Обстоятельства дела всесторонне и полно исследованы судами первой и апелляционной инстанций, доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Доводы заявителя кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), влекущих безусловную отмену судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 01.11.2012 по делу N А47-11846/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" в лице филиала "Оренбургский" - без удовлетворения.

Председательствующий
О.В.АБОЗНОВА

Судьи
А.А.ГАЙДУК
А.Д.ТИМОФЕЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)