Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.05.2013 ПО ДЕЛУ N А55-31923/2012

Разделы:
Приватизация земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 2013 г. по делу N А55-31923/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 мая 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Рогалевой Е.М., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровым С.С.,
с участием:
- от заявителя - Татарчук И.В., доверенность от 25 декабря 2012 г.;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - извещен, не явился;
- от третьих лиц:
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области - извещен, не явился;
- от Федерального агентства по управлению государственным имуществом - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14 марта 2013 г. по делу N А55-31923/2012 (судья Холодкова Ю.Е.),
по заявлению закрытого акционерного общества "САНЕКО" (ОГРН 1026300892452), г. Самара,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, г. Самара,
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, г. Москва,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,

установил:

Закрытое акционерное общество "САНЕКО" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнения требований, принятых судом) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - заинтересованное лицо, теруправление) о признании незаконным отказа, выразившегося в непредоставлении в собственность земельного участка площадью 13 000 кв. м с кадастровым номером 63:12:0604003:79 (предыдущий номер 63:12:081305:0002 (0)//5:6100006:6//0000:00:0000:000:0:0), расположенного по адресу: Самарская область, Безенчукский район, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий заявителю на праве собственности, и обязании принять решение о предоставлении в собственность данного земельного участка и направить в десятидневный срок со дня принятия решения суда проект договора купли-продажи с предложением о его заключении.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14 марта 2013 г. заявленные требования удовлетворены. На заинтересованное лицо возложена обязанность по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем принятия в месячный срок решения о предоставлении в собственность заявителя спорного земельного участка и направления в адрес заявителя проекта договора купли-продажи указанного земельного участка в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении его в собственность.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что правообладателем спорного земельного участка является Российская Федерация.
Сведения о спорном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) по заявлению представителя заинтересованного лица Яндушкина А.С. о внесении в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости от 06 июля 2009 N 63-12-118/09а-1500.
Отсутствие регистрации права собственности Российской Федерации на испрашиваемый участок не может являться основанием для отказа заявителю в его выкупе.
Не согласившись с выводами суда, теруправление подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:12:0604003:79 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) отсутствует запись о регистрации права собственности Российской Федерации.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 04 сентября 2012 г. N 63-00-102/12-333107 земельному участку с условным номером 63:12:081305:0002 (0)//0:0000000:0//0000:00:0000:000:0:0 присвоен кадастровый номер 63:12:0000000:9211, информация об испрашиваемом земельном участке (63:12:0604003:79) отсутствует.
Установить взаимосвязь между испрашиваемым и находящимся в собственности Российской Федерации земельными участками при рассмотрении заявления не предоставлялось возможным.
Теруправлению не делегированы полномочия по предоставлению в собственность земельных участков свыше 1 га.
В судебном заседании представитель заявителя просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником объекта недвижимости - скважины N 810 БИС, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15 июля 2002 г. серии 63-АА 557174.
Данный объект недвижимости находится на земельном участке площадью 13 000 кв. м с кадастровым номером 63:12:0604003:79 (предыдущий номер 63:12:081305:0002 (0)//5:6100006:6//0000:00:0000:000:0:0), расположенном по адресу: Самарская область, Безенчукский район.
05 июня 2012 г. заявитель обратился к заинтересованному лицу с заявлением о приобретении права собственности на указанный земельный участок. К данному заявлению были приложены документы в соответствии с перечнем документов, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 г. N 475, в том числе:
- - свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации серии 63-АА 166559 от 04 мая 2001 г. на земельный участок с условным кадастровым номером 63:12:081305.0002 (0)//5:6100006:6//0000:00:0000:000:0:0;
- - копия кадастрового паспорта земельного участка от 07 сентября 2010 г. на земельный участок с кадастровым номером 63:12:0604003:79 (предыдущий номер 63:12:081305:0002 (0)), в графе 15 которого указано, что правообладателем является Российская Федерация.
22 августа 2012 г. заявителем в теруправление была направлена жалоба на бездействие должностного лица теруправления, выразившееся в непредставлении в собственность земельного участка, на котором расположено находящееся в собственности заявителя сооружение.
28 августа 2012 г. теруправление направило в адрес заявителя ответ о том, что на испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 63:12:0604003:79 право собственности Российской Федерации не зарегистрировано. В данном письме заинтересованное лицо также сообщило о том, что отсутствует взаимосвязь между земельными участками с номерами 63:12:0604003:79 и 63:12:081305:0002 (0)//5:6100006:6//0000:00:0000:000:0:0.
Заявитель направил в адрес заинтересованного лица оригинал кадастрового паспорта от 07 сентября 2010 г.
Письмом от 14 сентября 2012 г. N 24/351 теруправление отказало заявителю в предоставлении государственной услуги по продаже (приватизации) земельного участка (т. 1 л.д. 47 - 48).
Основаниями для отказа заявителю в приватизации спорного земельного участка послужили следующие выводы заинтересованного лица: у Российской Федерации отсутствует право собственности на испрашиваемый участок; федеральному земельному участку присвоен кадастровый номер 63:12:0000000:9211; испрашиваемый заявителем в собственность земельный участок не может быть объектом продажи, так как не прошел государственную регистрацию; отсутствует взаимосвязь между испрашиваемым земельным участком и находящимся в собственности Российской Федерации земельным участком.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Пунктом 6 ст. 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и теруправлением не оспаривается, что заявителем в целях реализации прав на приватизацию спорного земельного участка в теруправление был представлен полный пакет документов, предусмотренных Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 13 сентября 2011 г. N 475.
Довод заинтересованного лица о том, что отсутствует взаимосвязь между испрашиваемым земельным участком и находящимся в собственности Российской Федерации земельным участком и что в собственности Российской Федерации находится земельный участок с кадастровым номером 63:12:0000000:9211, обоснованно отклонен судом первой инстанции, исходя из следующего.
В собственности Российской Федерации находится земельный участок площадью 13 000 кв. м с кадастровым (условным) номером 63:12:081305:0002 (0)//0:0000000:0//0000:00:0000:000:0:0, расположенный по адресу: Самарская область, Безенчукский район.
Заявитель, как арендатор данного земельного участка, произвел его межевание с целью определения границ, в результате которого земельному участку с кадастровым (условным) номером 63:12:081305:02 был присвоен кадастровый номер 63:12:0604003:79, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 07 сентября 2010 г. (т. 1 л.д. 33 - 36).
О данном факте заявитель письмом от 09 декабря 2011 г. N 05-14/6929 уведомил теруправление (т. 1 л.д. 49). В данном письме заявитель просил теруправление внести необходимые изменения в ЕГРП по спорному земельному участку и зарегистрировать право Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 63:12:0604003:79.
Кроме того, сведения о данном земельном участке внесены в ГКН по заявлению представителя теруправления Яндушкина от 06 июля 2009 г. N 63-12-118/09а-1500А.С. о внесении в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
Ссылка теруправления на кадастровую выписку о земельном участке от 04 сентября 2012 г. N 63-00-102/12-333107 является необоснованной, поскольку согласно письменным пояснениям органа кадастрового учета в ГКН содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 63:12:0604003:79, площадью 13 000 кв. м, с категорией земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным использованием: для эксплуатационных скважин куста N 1, расположенном по адресу: Самарская область, Безенчукский район, правообладателем которого является Российская Федерация на основании свидетельства о государственной регистрации права от 04 мая 2001 г. N 166559.
Из указанной кадастровой выписки о земельном участке от 04 сентября 2012 г. N 63-00-102/12-333107 следует, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 63:12:0000000:9211 подлежат уточнению при межевании и что границы этого участка не установлены в соответствии с требованиями законодательства. При этом согласно данной кадастровой выписке о земельном участке дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 20 июня 2001 г., т.е. через 1,5 месяца после государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
В материалах дела также имеется решение органа кадастрового учета от 04 сентября 2012 г. N 63-00-119/12-161641 об отказе в выдаче кадастрового паспорта, из которого также следует, что отсутствуют кадастровые сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 63:12:0000000:9211.
В свою очередь, кадастровыми паспортами земельного участка от 07 сентября 2010 г. N 63-12-102/10-388779 и от 04 мая 2012 г. N 63-00-102/12-161520 подтверждается, что правообладателем (собственником) земельного участка с кадастровым номером 63:12:0604003:79 является Российская Федерация на основании свидетельства о государственной регистрации права от 04 мая 2001 г. серии 63-АА N 166559 и что предыдущим номером этого участка является номер 63:12:081305:0002 (0).
Таким образом, материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 63:12:0604003:79 и земельный участок с кадастровым (условным) номером 63:12:081305:0002 (0)//0:0000000:0//0000:00:0000:000:0:0 являются одним и тем же объектом недвижимости.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что испрашиваемый заявителем земельный участок находится в собственности Российской Федерации.
Отсутствие внесения в ЕГРП изменений в части кадастрового номера участка не может являться основанием для отказа в реализации собственником объекта недвижимого имущества своего исключительного права на приватизацию земельного участка, занятого этим объектом недвижимости.
Пленум ВАС РФ в п. 10 Постановления от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указал, что при разрешении споров, связанных с государственной регистрацией перехода права собственности на земельные участки из состава государственных земель при их отчуждении, государственной регистрации обременений (ограничений) права государственной собственности на земельные участки и сделок с такими земельными участками, следует учитывать, что указанная государственная регистрация осуществляется без государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ранее возникшего права государственной собственности на земельный участок. При этом до разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности (пункт 2 статьи 214 ГК РФ).
Арбитражный апелляционный суд признает несостоятельным довод теруправления о том, что ему не делегированы полномочия по предоставлению земельных участков свыше 1 га.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05 июня 2008 г. N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Пунктом 4 указанного Положения предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Заинтересованное лицо является уполномоченным территориальным органом Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области и, следовательно, осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Самарской области.
Отсутствие поручения Росимущества на продажу спорного земельного участка не может являться основанием для отказа в реализации заявителем своего исключительного права на приватизацию этого земельного участка.
Более того, отсутствие указанного выше поручения Росимущества не было основанием для отказа заявителю в приватизации спорного земельного участка.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования, поскольку решение теруправления об отказе в выкупе земельного участка заявителю не соответствует ст. 36 ЗК РФ и нарушает права и законные интересы заявителя в части реализации права на выкуп земельного участка в собственность.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 14 марта 2013 г. по делу N А55-31923/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Т.С.ЗАСЫПКИНА

Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
В.В.КУЗНЕЦОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)