Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.11.2013 ПО ДЕЛУ N А41-9411/13

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2013 г. по делу N А41-9411/13


Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Коновалова С.А., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "АГРОС": Антыпко Д.А. по доверенности от 01.02.13;
- от Министерства экологии и природопользования Московской области: Григорьев Д.В. по доверенности N 47 от 26.11.12;
- от Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Дмитрову Московской области: Плотникова Е.С. по доверенности N 03/358 от 26.08.13,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 30 июля 2013 года по делу N А41-9411/13, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по иску общества с ограниченной ответственностью "АГРОС" к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области, Правительства Московской области, администрации Дмитровского муниципального района Московской области, Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Дмитрову Московской области, о признании недействительными сведений о кадастровой стоимости земельных участков, установлении кадастровой стоимости земельных участков,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "АГРОС" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") по Московской области, в котором просило:
1) признать недействительными с момента их внесения следующие сведения о кадастровой стоимости земельных участков, внесенные в государственный кадастр недвижимости:
- - кадастровая стоимость в размере 128 891 699 рублей (удельный показатель кадастровой стоимости 783,26 руб. за 1 кв. м) в отношении объекта: земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 164 558 кв. м, адрес объекта: Московская область, Дмитровский район, г/п Яхрома, д. Гончарово, уч. 35, кадастровый номер 50:04:0230403:107;
- - кадастровая стоимость в размере 68 234 478 рублей 20 копеек (удельный показатель кадастровой стоимости 783,26 руб. за 1 кв. м) в отношении объекта: земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения дачного строительства, общая площадь 87 116 кв. м, адрес объекта: Московская область, Дмитровский район, г/п Яхрома, д. Гончарово, кадастровый номер 50:04:0230403:116;
- - кадастровая стоимость в размере 15 666 766 рублей 50 копеек (удельный показатель кадастровой стоимости 783,26 руб. за 1 кв. м) в отношении объекта: земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения дачного строительства, общая площадь 20 002 кв. м, адрес объекта: Московская область, Дмитровский район, г/п Яхрома, д. Гончарово, кадастровый номер 50:04:0230403:117;
2) установить кадастровую стоимость нижеуказанных земельных участков в размере следующей их рыночной стоимости:
- - с 01.12.08 кадастровая стоимость в размере 25 833 960 рублей в отношении объекта: земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 164 558 кв. м, адрес объекта: Московская область, Дмитровский район, г/п Яхрома, д. Гончарово, уч. 35, кадастровый номер 50:04:0230403:107;
- - с 01.12.09 кадастровая стоимость в размере 10 733 562 рублей в отношении объекта: земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения дачного строительства, общая площадь 87 116 кв. м, адрес объекта: Московская область, Дмитровский район, г/п Яхрома, д. Гончарово, кадастровый номер 50:04:0230403:116;
- - с 01.12.09 кадастровая стоимость в размере 2 845 485 рублей в отношении объекта: земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения дачного строительства, общая площадь 20 002 кв. м, адрес объекта: Московская область, Дмитровский район, г/п Яхрома, д. Гончарово, кадастровый номер 50:04:0230403:117 (т. 1, л.д. 2-6).
Определением Арбитражного суда Московской области от 13 марта 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление Росреестра) по Московской области, Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, администрация Дмитровского муниципального района Московской области, Инспекция Федеральной налоговой службы России (ИФНС) по г. Дмитрову Московской области (т. 1, л.д. 1).
До вынесения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу спора, ООО "АГРОС" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило заявленные требования, просило:
1) признать не соответствующими рыночной стоимости и не подлежащими применению для целей расчета земельного налога следующие сведения о кадастровой стоимости земельных участков, внесенные в государственный кадастр недвижимости на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 23.12.09 N 121-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области":
- - кадастровую стоимость в размере 128 891 699 рублей (удельный показатель кадастровой стоимости 783,26 руб. за 1 кв. м) в отношении объекта: земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 164 558 кв. м, адрес объекта: Московская область, Дмитровский район, г/п Яхрома, д. Гончарово, уч. 35, кадастровый номер 50:04:0230403:107;
- - кадастровую стоимость в размере 68 234 478 рублей 20 копеек (удельный показатель кадастровой стоимости 783,26 руб. за 1 кв. м) в отношении объекта: земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения дачного строительства, общая площадь 87 116 кв. м, адрес объекта: Московская область, Дмитровский район, г/п Яхрома, д. Гончарово, кадастровый номер 50:04:0230403:116;
- - кадастровую стоимость в размере 15 666 766 рублей 50 копеек (удельный показатель кадастровой стоимости 783,26 руб. за 1 кв. м) в отношении объекта: земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения дачного строительства, общая площадь 20 002 кв. м, адрес объекта: Московская область, Дмитровский район, г/п Яхрома, д. Гончарово, кадастровый номер 50:04:0230403:117;
2) установить с 01.01.10 кадастровую стоимость следующих земельных участков в размере их нижеуказанной рыночной стоимости:
- - кадастровая стоимость в размере 25 833 960 рублей (156,99 руб. за 1 кв. м) в отношении объекта: земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 164 558 кв. м, адрес объекта: Московская область, Дмитровский район, г/п Яхрома, д. Гончарово, уч. 35, кадастровый номер 50:04:0230403:107;
- - кадастровая стоимость в размере 10 733 562 рублей (123,21 руб. за 1 кв. м) в отношении объекта: земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения дачного строительства, общая площадь 87 116 кв. м, адрес объекта: Московская область, Дмитровский район, г/п Яхрома, д. Гончарово, кадастровый номер 50:04:0230403:116;
- - кадастровая стоимость в размере 2 845 485 рублей (142,26 руб. за 1 кв. м) в отношении объекта: земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения дачного строительства, общая площадь 20 002 кв. м, адрес объекта: Московская область, Дмитровский район, г/п Яхрома, д. Гончарово, кадастровый номер 50:04:0230403:117 (т. 2, л.д. 137-138).
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 июля 2013 года исковые требования были удовлетворены, следующие сведения о кадастровой стоимости земельных участков, внесенные в государственный кадастр недвижимости на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 23.12.09 N 121-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области", были признаны не соответствующими рыночной стоимости и не подлежащими применению для целей расчета земельного налога:
- - кадастровая стоимость в размере 128 891 699 рублей (удельный показатель кадастровой стоимости 783,26 руб. за 1 кв. м) в отношении объекта: земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 164 558 кв. м, адрес объекта: Московская область, Дмитровский район, г/п Яхрома, д. Гончарово, уч. 35, кадастровый номер 50:04:0230403:107;
- - кадастровая стоимость в размере 68 234 478 рублей 20 копеек (удельный показатель кадастровой стоимости 783,26 руб. за 1 кв. м) в отношении объекта: земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения дачного строительства, общая площадь 87 116 кв. м, адрес объекта: Московская область, Дмитровский район, г/п Яхрома, д. Гончарово, кадастровый номер 50:04:0230403:116;
- - кадастровая стоимость в размере 15 666 766 рублей 50 копеек (удельный показатель кадастровой стоимости 783,26 руб. за 1 кв. м) в отношении объекта: земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения дачного строительства, общая площадь 20 002 кв. м, адрес объекта: Московская область, Дмитровский район, г/п Яхрома, д. Гончарово, кадастровый номер 50:04:0230403:117; с 01.01.10 была установлена кадастровая стоимость следующих земельных участков в размере их нижеуказанной рыночной стоимости:
- - кадастровая стоимость в размере 25 833 960 рублей (156,99 руб. за 1 кв. м) в отношении объекта: земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 164 558 кв. м, адрес объекта: Московская область, Дмитровский район, г/п Яхрома, д. Гончарово, уч. 35, кадастровый номер 50:04:0230403:107;
- - кадастровая стоимость в размере 10 733 562 рублей (123,21 руб. за 1 кв. м) в отношении объекта: земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения дачного строительства, общая площадь 87 116 кв. м, адрес объекта: Московская область, Дмитровский район, г/п Яхрома, д. Гончарово, кадастровый номер 50:04:0230403:116;
- - кадастровая стоимость в размере 2 845 485 рублей (142,26 руб. за 1 кв. м) в отношении объекта: земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения дачного строительства, общая площадь 20 002 кв. м, адрес объекта: Московская область, Дмитровский район, г/п Яхрома, д. Гончарово, кадастровый номер 50:04:0230403:117 (т. 2, л.д. 185-189).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на несоразмерность рыночной и кадастровой стоимости спорных земельных участков, а также неправильно определение даты установления кадастровой стоимости участков (т. 3, л.д. 3-5).
В судебном заседании апелляционного суда представители Министерства экологии и природопользования Московской области и ИФНС по г. Дмитрову Московской области поддержали доводы заявителя апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель ООО "АГРОС" возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, Правительства Московской области, Управления Росреестра по Московской области, администрации Дмитровского муниципального района Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "АГРОС" на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:
1) категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая площадь 164 558 кв. м, адрес объекта: Московская область, Дмитровский район, г/п Яхрома, д. Гончарово, уч. 35, кадастровый номер 50:04:0230403:107 (т. 2, л.д. 14);
2) категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения дачного строительства, общая площадь 87 116 кв. м, адрес объекта: Московская область, Дмитровский район, г/п Яхрома, д. Гончарово, кадастровый номер 50:04:0230403:116 (т. 2, л.д. 6);
3) категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения дачного строительства, общая площадь 20 002 кв. м, адрес объекта: Московская область, Дмитровский район, г/п Яхрома, д. Гончарово, кадастровый номер 50:04:0230403:117 (т. 2, л.д. 1).
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 121-РМ от 23.12.09 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области (приложение N 1) и средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. /м. земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам (приложение N 2).
На основании указанного Распоряжения в отношении земельных участков ООО "АГРОС" в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения об удельном показателе кадастровой стоимости в размере 783,26 руб. за 1 кв. м, что повлекло соответствующее изменение их кадастровой стоимости, которая, согласно кадастровым паспортам земельных участков, составила:
- - 128 891 699 рублей для земельного участка с кадастровым номером 50:04:0230403:107 (т. 2, л.д. 15);
- - 68 234478 рублей 20 копеек для земельного участка с кадастровым номером 50:04:0230403:116 (т. 2, л.д. 7);
- - 15 666 766 рублей 50 копеек для земельного участка с кадастровым номером 50:04:0230403:117 (т. 2, л.д. 2).
Полагая, что кадастровая стоимость спорных земельных участков была определена неверно, ООО "АГРОС" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал, что в соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка может быть установлена на основании его рыночной стоимости.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.04.00 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пунктам 1, 2, 4 названных Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель.
Как установлено пунктом 11 Правил, для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Во исполнение пунктов 11 и 13 названных Правил Приказом Минэкономразвития России от 12.08.06 N 222 были утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
Согласно Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.07 N 215 исполнение названной функции включает такие административные процедуры, как: проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр; разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" сведения об экономических характеристиках земельных участков подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 121-РМ от 23.12.09 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" были утверждены:
- - результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области на 01.01.10;
- - средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. /м. земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам по состоянию на 01.01.10.
На основании данных значений ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Московской области была установлена кадастровая стоимость спорных земельных участков, которая составила для:
- - земельного участка с кадастровым номером 50:04:0230403:107 128 891 699 рублей (т. 2, л.д. 15);
- - земельного участка с кадастровым номером 50:04:0230403:116 68 234478 рублей 20 копеек (т. 2, л.д. 7);
- - земельного участка с кадастровым номером 50:04:0230403:117 15 666 766 рублей 50 копеек (т. 2, л.д. 2).
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с установлением кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.11 N 913/11 по делу N А27-4849/2010 также разъяснено, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении, предметом оспаривания в этом случае не являются.
В рассматриваемом случае заявленные требования истца имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости спорных земельных участков на их рыночную стоимость.
При этом заявленный иск основан на отчете N 534/12 от 10.12.12 об оценке рыночной стоимости земельных участков, подготовленном ООО "ФандОценка" (т. 1, л.д. 30-123), а также заключении экспертов N 0105/2013 от 08.05.13, подготовленном ЗАО "ИнтерпромТЭКпроектИнжиниринг" в рамках проведенной по настоящему делу судебной экспертизы (т. 2, л.д. 50-128).
Спор между сторонами подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена обязанность лиц, участвующих в деле, доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
В соответствии с заключением экспертов N 0105/2013 от 08.05.13 рыночная стоимость
- - земельного участка с кадастровым номером 50:04:0230403:107 установлена в размере 25 833 960 рублей (156,99 руб. за 1 кв. м);
- - земельного участка с кадастровым номером 50:04:0230403:116 - в размере 4 357 047 рублей;
- - земельного участка с кадастровым номером 50:13:50114:112 - в размере 10 733 562 рублей (123,21 руб. за 1 кв. м);
- - земельного участка с кадастровым номером 50:04:0230403:117 - в размере 2 845 485 рублей (142,26 руб. за 1 кв. м) (т. 2, л.д. 54).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что экспертное заключение, представленное в материалы дела, не оспорено сторонами, другие экспертные заключения на отчет или отчеты по определению рыночной стоимости земельных участков в суд не представлены, суд первой инстанции обоснованно принял указанный отчет в качестве надлежащего доказательства.
Поскольку утверждение кадастровой стоимости земельных участков в размере, значительно превышающим их рыночную стоимость, повлекло за собой существенное ухудшение экономического положения ООО "АГРОС" по причине значительного увеличения налоговых обязательств, связанных с исчислением и уплатой земельного налога с учетом пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия ответчика повлекли нарушение прав и законных интересов истца в сфере предпринимательской деятельности.
Довод апелляционной жалобы о значительной разнице между рыночной и кадастровой стоимостью спорных земельных участков, в связи с чем определение рыночной стоимости, по мнению заявителя, неверно, подлежит отклонению, поскольку размер рыночной стоимости был определен на основании экспертного заключения, которое ничем не опровергнуто, а значительные различия в показателях и послужили основанием подачи настоящего иска.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на неверное определение даты установления кадастровой стоимости спорных земельных участков подлежит отклонению по следующим основаниям.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.11 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков, в силу следующего.
Поскольку изначально кадастровая стоимость спорных земельных участков была определена на основании Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области N 121-РМ от 23.12.09 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" по состоянию на 01.01.10, суд первой инстанции правомерно установил с указанной даты правильную кадастровую стоимость земельных участков истца.
Иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба ФГБУ "ФКП Росреестра" не содержит.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 30 июля 2013 года по делу N А41-9411/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА

Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Е.Н.КОРОТКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)