Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бландовым Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06 декабря 2012 года по делу N А05-12547/2012 (судья Звездина Л.В.),
установил:
администрация муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - управление) о признании незаконным отказа в государственной регистрации от 18.06.2012 N 18-15/2015, а также о возложении обязанности зарегистрировать право собственности муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" на доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 29:19:000000:17 в соответствии со списком дольщиков, прилагаемым к определению Холмогорского районного суда Архангельской области от 30.06.2011 N 2-58/2009, за исключением долей, право собственности на которые подтверждены в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 6 декабря 2012 года в удовлетворении заявленных требований администрации отказано.
Администрация с судебным решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на неприменение положений части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Управление в отзыве на апелляционную жалобу с доводами в ней изложенными не согласилось, решение суда считает законным и обоснованным.
Администрация и управление надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, решением Холмогорского районного суда Архангельской области от 27 февраля 2009 года по делу N 2-58/09, принятым по иску муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" к Комитету по управлению имуществом администрации муниципального образования "Холмогорский муниципальный район", признано право собственности муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения бывшего колхоза имени Калинина, расположенного в муниципальном образовании "Ракула" Холмогорского района. Суд решил передать земельный участок с кадастровым номером 29:19:000000:17 из состава земель сельскохозяйственного назначения, расположенный в муниципальном образовании "Ракула" Холмогорского района Архангельской области в собственность муниципального образования "Холмогорский муниципальный район".
Определением от 30 июня 2011 года Холмогорский районный суд Архангельской области разъяснил решение по делу N 2-58/09, указав в нем, что переданный в собственность муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" земельный участок с кадастровым номером 29:19:000000:17 из состава земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в муниципальном образовании "Ракула" Холмогорского района Архангельской области состоит из земельных долей, права на которые не подтверждены гражданами в количестве 179 человек.
Муниципальное образование "Холмогорский муниципальный район" обратилось к ответчику с заявлением от 23.05.2012, в котором просило зарегистрировать право долевой собственности (размер доли в праве 787,76 га) на земельный участок, имеющий кадастровый номер 29:19:000000:17, расположенный по адресу: Архангельская область, Холмогорский район, с/с Ракульский, площадь 962 кв. м. К заявлению были приложены доверенность на представителя, решение Холмогорского районного суда Архангельской области от 27 февраля 2009 года по делу N 2-58/09, определение Холмогорского районного суда Архангельской области от 30 июня 2011 года по делу N 2-58/09.
Управление 18.06.2012 приняло решение (сообщение) об отказе в государственной регистрации N 07/006/2012-487. В решении со ссылкой на абзац 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) указано, что заявителем не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя. При этом в решении (сообщении) управление отметило, что согласно резолютивной части решения Холмогорского районного суда Архангельской области от 27 февраля 2009 года по делу N 2-58/09 в собственность муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" передается земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 29:19:000000:17. Однако по состоянию на 18.06.2012 в ЕГРП имеются актуальные записи о государственной регистрации права общей долевой собственности других лиц на земельный участок с кадастровым номером 29:19:000000:17, поэтому земельный участок не является образованным в счет невостребованных земельных долей. В решении (сообщении) сделан вывод о том, что представленные на регистрацию судебные акты не могут служить основанием для государственной регистрации прав общей долевой собственности за муниципальным образованием "Холмогорский муниципальный район" на земельный участок, поскольку данный земельный участок не является сформированным в счет невостребованных земельных долей.
Не согласившись с указанным отказом, администрация обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая администрации в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП.
Из этой нормы вытекает, что государственная регистрация осуществляется на основании документа, устанавливающего наличие у заявителя прав и содержащего указание на вид регистрируемого права.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества, а также не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Особенности предоставления невостребованных земельных долей из состава земель сельскохозяйственного назначения регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 12.1 Закона N 101-ФЗ невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Законом N 122-ФЗ не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
В период до 1 июля 2011 года порядок выделения земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения регулировала статья 13 Закона N 101-ФЗ (в редакции Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ).
Пунктом 5 статьи 13 Закона N 101-ФЗ было установлено, что земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости.
Образование этого земельного участка осуществляется на основании соответствующего решения субъекта Российской Федерации или на основании соответствующего решения муниципального образования.
Сообщение о невостребованных земельных долях с указанием их собственников опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
Субъект Российской Федерации или муниципальное образование вправе направить в суд заявление о признании права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот земельный участок.
Таким образом, именно указанная норма в спорный период регулировала порядок образования земельных участков, сформированных из невостребованных земельных долей.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что распоряжением департамента по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области от 24.01.2008 N 37-р заявителю предоставлено право принятия решений об образовании земельных участков из невостребованных земельных долей, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю, по колхозу имени Калинина (АО "Ракула").
На основании этого распоряжения глава муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" распоряжением от 29.02.2008 N 170 решил образовать земельные участки из земельных долей, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), образовавшихся в результате приватизации колхоза имени Калинина (АО "Ракула"). В названном распоряжении указано на необходимость опубликования сообщения об образовании земельных участков из невостребованных земельных долей в газетах "Волна" и "Холмогорская жизнь", организации приема и учета заявлений собственников земельных долей, заявивших о своем желании воспользоваться правом участников долевой собственности.
Распоряжением департамента по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области от 13.11.2008 N 981-р заявителю предоставлено право направления в суд заявлений о признании права муниципальной собственности на земельные участки, образованные из невостребованных земель участников долевой собственности на земельную долю (колхоз имени Калинина (АО "Ракула"), кадастровый номер 29:19:000000:17).
Решением Холмогорского районного суда Архангельской области от 27 февраля 2009 года по делу N 2-58/09 исковые требования заявителя к Комитету по управлению имуществом администрации муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" о признании права собственности муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения бывшего колхоза имени Калинина, расположенного в МО "Ракула" Холмогорского района удовлетворены. Суд решил передать земельный участок с кадастровым номером 29:19:000000:17 из состава земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в МО "Ракула" Холмогорского района Архангельской области, в собственность муниципального образования "Холмогорский муниципальный район".
Определением Холмогорского районного суда Архангельской области от 30 июня 2011 года по делу N 2-58/09 разъяснено решение вышеназванное суда. Указано, что переданный в собственность муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" земельный участок с кадастровым номером 29:19:000000:17 из состава земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в МО "Ракула" Холмогорского района Архангельской области, состоит из земельных долей, права на которые не подтверждены 179 гражданами.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что заявитель принимал меры к соблюдению положений пункта 5 статьи 13 Закона N 101-ФЗ (в редакции Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ).
Вместе с тем, доказательств того, что невостребованные земельные доли выделены в земельный участок, как того требует абзац 1 пункта 5 статьи 13 Закона N 101-ФЗ, администрацией в материалы дела не представлено.
Следовательно, спорный земельный участок не является участком, сформированным из невостребованных земельных долей, а представляет собой базовый участок, из которого должны были быть выделены невостребованные земельные доли. При этом процедура выделения исходя из положений пункта 5 статьи 13 Закона N 101-ФЗ (в редакции Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ) должна была быть осуществлена в первоочередном порядке, то есть до момента принятия судом решения о признании права собственности муниципального образования на этот земельный участок.
Податель жалобы в обоснование своей позиции сослался на то, что Федеральным законом от 13.05.2008 N 66-ФЗ из пункта 5 статьи 13 Закона N 101-ФЗ исключен абзац пятый, в соответствии с которым, как указывает администрация, границы земельного участка, образованного из невостребованных земельных долей, устанавливались публичным органом власти до обращения в суд с иском о признании права собственности на данный участок.
Однако абзацем пятым пункта 5 статьи 13 Закона N 101-ФЗ в редакции Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ было предусмотрено, что если собственники невостребованных земельных долей, в счет выделения которых должен быть образован земельный участок, в течение девяноста дней со дня опубликования указанного сообщения не заявят о своем желании воспользоваться правами участников долевой собственности, устанавливаются границы этого земельного участка.
При этом исключение данного абзаца из пункта 5 статьи 13 Закона N 101-ФЗ не является основанием для несоблюдения требований абзаца первого пункта 5 статьи 13 Закона N 101-ФЗ, в соответствии с которым земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости, что в данном случае не соблюдено.
Кроме этого, судом первой инстанции установлено и подателем жалобы не оспаривается тот факт, что в ЕГРП в период с 2001 года по 2007 год внесены записи о государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, имеющий кадастровый номер 29:19:000000:17, граждан Шумиловой З.А., Авериной Г.А., Ждановой Л.Ф., Кузнецовой И.Н., Визжачей А.Г. и Подойловой Е.С.
С учетом изложенного ссылки подателя жалобы на нарушение судом первой инстанции положений части 3 статьи 169 АПК РФ не принимаются апелляционной инстанцией.
В данном случае администрация в порядке главы 24 АПК РФ оспаривает отказ управления в государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок, оформленный сообщением от 18.06.2012 N 18-15/2015.
При этом в соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом сам факт наличия решения суда от 27.02.2009 по делу N 2-58/09 не является основанием для вывода о неправомерности оспариваемого отказа без проверки его судом на соответствие закону.
Кроме того, как обоснованно указано судом первой инстанции, администрация обратилась к управлению с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности (размер доли в праве 787,76 га) на спорный объект, а в решении Холмогорского районного суда Архангельской области по делу N 2-58/09 за муниципальным образованием "Холмогорский муниципальный район" признано право собственности на спорный земельный участок, представленные администрацией на регистрацию документы не свидетельствовали о наличии у нее прав общей долевой собственности на земельный участок.
Также апелляционная инстанция отмечает, что в соответствии пунктом 8 статьи 12.1 Закона N 101-ФЗ, введенной в действие с 01.07.2012 (Федеральный закон от 29.12.2010 N 435-ФЗ), предусмотрено, что орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными, то есть соответствующее право на сегодняшний день имеется именно у органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения соответствующего земельного участка.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно признал законным и обоснованным отказ управления в государственной регистрации, оформленный сообщением от 18.06.2012 N 07/006/2012-487.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы администрации не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 6 декабря 2012 года по делу N А05-12547/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Б.РАЛЬКО
Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
А.Ю.ДОКШИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.02.2013 ПО ДЕЛУ N А05-12547/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 февраля 2013 г. по делу N А05-12547/2012
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бландовым Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06 декабря 2012 года по делу N А05-12547/2012 (судья Звездина Л.В.),
установил:
администрация муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - управление) о признании незаконным отказа в государственной регистрации от 18.06.2012 N 18-15/2015, а также о возложении обязанности зарегистрировать право собственности муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" на доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 29:19:000000:17 в соответствии со списком дольщиков, прилагаемым к определению Холмогорского районного суда Архангельской области от 30.06.2011 N 2-58/2009, за исключением долей, право собственности на которые подтверждены в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 6 декабря 2012 года в удовлетворении заявленных требований администрации отказано.
Администрация с судебным решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на неприменение положений части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Управление в отзыве на апелляционную жалобу с доводами в ней изложенными не согласилось, решение суда считает законным и обоснованным.
Администрация и управление надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, решением Холмогорского районного суда Архангельской области от 27 февраля 2009 года по делу N 2-58/09, принятым по иску муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" к Комитету по управлению имуществом администрации муниципального образования "Холмогорский муниципальный район", признано право собственности муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения бывшего колхоза имени Калинина, расположенного в муниципальном образовании "Ракула" Холмогорского района. Суд решил передать земельный участок с кадастровым номером 29:19:000000:17 из состава земель сельскохозяйственного назначения, расположенный в муниципальном образовании "Ракула" Холмогорского района Архангельской области в собственность муниципального образования "Холмогорский муниципальный район".
Определением от 30 июня 2011 года Холмогорский районный суд Архангельской области разъяснил решение по делу N 2-58/09, указав в нем, что переданный в собственность муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" земельный участок с кадастровым номером 29:19:000000:17 из состава земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в муниципальном образовании "Ракула" Холмогорского района Архангельской области состоит из земельных долей, права на которые не подтверждены гражданами в количестве 179 человек.
Муниципальное образование "Холмогорский муниципальный район" обратилось к ответчику с заявлением от 23.05.2012, в котором просило зарегистрировать право долевой собственности (размер доли в праве 787,76 га) на земельный участок, имеющий кадастровый номер 29:19:000000:17, расположенный по адресу: Архангельская область, Холмогорский район, с/с Ракульский, площадь 962 кв. м. К заявлению были приложены доверенность на представителя, решение Холмогорского районного суда Архангельской области от 27 февраля 2009 года по делу N 2-58/09, определение Холмогорского районного суда Архангельской области от 30 июня 2011 года по делу N 2-58/09.
Управление 18.06.2012 приняло решение (сообщение) об отказе в государственной регистрации N 07/006/2012-487. В решении со ссылкой на абзац 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) указано, что заявителем не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя. При этом в решении (сообщении) управление отметило, что согласно резолютивной части решения Холмогорского районного суда Архангельской области от 27 февраля 2009 года по делу N 2-58/09 в собственность муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" передается земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 29:19:000000:17. Однако по состоянию на 18.06.2012 в ЕГРП имеются актуальные записи о государственной регистрации права общей долевой собственности других лиц на земельный участок с кадастровым номером 29:19:000000:17, поэтому земельный участок не является образованным в счет невостребованных земельных долей. В решении (сообщении) сделан вывод о том, что представленные на регистрацию судебные акты не могут служить основанием для государственной регистрации прав общей долевой собственности за муниципальным образованием "Холмогорский муниципальный район" на земельный участок, поскольку данный земельный участок не является сформированным в счет невостребованных земельных долей.
Не согласившись с указанным отказом, администрация обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая администрации в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП.
Из этой нормы вытекает, что государственная регистрация осуществляется на основании документа, устанавливающего наличие у заявителя прав и содержащего указание на вид регистрируемого права.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества, а также не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Особенности предоставления невостребованных земельных долей из состава земель сельскохозяйственного назначения регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 12.1 Закона N 101-ФЗ невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Законом N 122-ФЗ не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
В период до 1 июля 2011 года порядок выделения земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения регулировала статья 13 Закона N 101-ФЗ (в редакции Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ).
Пунктом 5 статьи 13 Закона N 101-ФЗ было установлено, что земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости.
Образование этого земельного участка осуществляется на основании соответствующего решения субъекта Российской Федерации или на основании соответствующего решения муниципального образования.
Сообщение о невостребованных земельных долях с указанием их собственников опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
Субъект Российской Федерации или муниципальное образование вправе направить в суд заявление о признании права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот земельный участок.
Таким образом, именно указанная норма в спорный период регулировала порядок образования земельных участков, сформированных из невостребованных земельных долей.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что распоряжением департамента по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области от 24.01.2008 N 37-р заявителю предоставлено право принятия решений об образовании земельных участков из невостребованных земельных долей, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю, по колхозу имени Калинина (АО "Ракула").
На основании этого распоряжения глава муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" распоряжением от 29.02.2008 N 170 решил образовать земельные участки из земельных долей, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), образовавшихся в результате приватизации колхоза имени Калинина (АО "Ракула"). В названном распоряжении указано на необходимость опубликования сообщения об образовании земельных участков из невостребованных земельных долей в газетах "Волна" и "Холмогорская жизнь", организации приема и учета заявлений собственников земельных долей, заявивших о своем желании воспользоваться правом участников долевой собственности.
Распоряжением департамента по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области от 13.11.2008 N 981-р заявителю предоставлено право направления в суд заявлений о признании права муниципальной собственности на земельные участки, образованные из невостребованных земель участников долевой собственности на земельную долю (колхоз имени Калинина (АО "Ракула"), кадастровый номер 29:19:000000:17).
Решением Холмогорского районного суда Архангельской области от 27 февраля 2009 года по делу N 2-58/09 исковые требования заявителя к Комитету по управлению имуществом администрации муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" о признании права собственности муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения бывшего колхоза имени Калинина, расположенного в МО "Ракула" Холмогорского района удовлетворены. Суд решил передать земельный участок с кадастровым номером 29:19:000000:17 из состава земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в МО "Ракула" Холмогорского района Архангельской области, в собственность муниципального образования "Холмогорский муниципальный район".
Определением Холмогорского районного суда Архангельской области от 30 июня 2011 года по делу N 2-58/09 разъяснено решение вышеназванное суда. Указано, что переданный в собственность муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" земельный участок с кадастровым номером 29:19:000000:17 из состава земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в МО "Ракула" Холмогорского района Архангельской области, состоит из земельных долей, права на которые не подтверждены 179 гражданами.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что заявитель принимал меры к соблюдению положений пункта 5 статьи 13 Закона N 101-ФЗ (в редакции Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ).
Вместе с тем, доказательств того, что невостребованные земельные доли выделены в земельный участок, как того требует абзац 1 пункта 5 статьи 13 Закона N 101-ФЗ, администрацией в материалы дела не представлено.
Следовательно, спорный земельный участок не является участком, сформированным из невостребованных земельных долей, а представляет собой базовый участок, из которого должны были быть выделены невостребованные земельные доли. При этом процедура выделения исходя из положений пункта 5 статьи 13 Закона N 101-ФЗ (в редакции Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ) должна была быть осуществлена в первоочередном порядке, то есть до момента принятия судом решения о признании права собственности муниципального образования на этот земельный участок.
Податель жалобы в обоснование своей позиции сослался на то, что Федеральным законом от 13.05.2008 N 66-ФЗ из пункта 5 статьи 13 Закона N 101-ФЗ исключен абзац пятый, в соответствии с которым, как указывает администрация, границы земельного участка, образованного из невостребованных земельных долей, устанавливались публичным органом власти до обращения в суд с иском о признании права собственности на данный участок.
Однако абзацем пятым пункта 5 статьи 13 Закона N 101-ФЗ в редакции Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ было предусмотрено, что если собственники невостребованных земельных долей, в счет выделения которых должен быть образован земельный участок, в течение девяноста дней со дня опубликования указанного сообщения не заявят о своем желании воспользоваться правами участников долевой собственности, устанавливаются границы этого земельного участка.
При этом исключение данного абзаца из пункта 5 статьи 13 Закона N 101-ФЗ не является основанием для несоблюдения требований абзаца первого пункта 5 статьи 13 Закона N 101-ФЗ, в соответствии с которым земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости, что в данном случае не соблюдено.
Кроме этого, судом первой инстанции установлено и подателем жалобы не оспаривается тот факт, что в ЕГРП в период с 2001 года по 2007 год внесены записи о государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, имеющий кадастровый номер 29:19:000000:17, граждан Шумиловой З.А., Авериной Г.А., Ждановой Л.Ф., Кузнецовой И.Н., Визжачей А.Г. и Подойловой Е.С.
С учетом изложенного ссылки подателя жалобы на нарушение судом первой инстанции положений части 3 статьи 169 АПК РФ не принимаются апелляционной инстанцией.
В данном случае администрация в порядке главы 24 АПК РФ оспаривает отказ управления в государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок, оформленный сообщением от 18.06.2012 N 18-15/2015.
При этом в соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом сам факт наличия решения суда от 27.02.2009 по делу N 2-58/09 не является основанием для вывода о неправомерности оспариваемого отказа без проверки его судом на соответствие закону.
Кроме того, как обоснованно указано судом первой инстанции, администрация обратилась к управлению с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности (размер доли в праве 787,76 га) на спорный объект, а в решении Холмогорского районного суда Архангельской области по делу N 2-58/09 за муниципальным образованием "Холмогорский муниципальный район" признано право собственности на спорный земельный участок, представленные администрацией на регистрацию документы не свидетельствовали о наличии у нее прав общей долевой собственности на земельный участок.
Также апелляционная инстанция отмечает, что в соответствии пунктом 8 статьи 12.1 Закона N 101-ФЗ, введенной в действие с 01.07.2012 (Федеральный закон от 29.12.2010 N 435-ФЗ), предусмотрено, что орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными, то есть соответствующее право на сегодняшний день имеется именно у органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения соответствующего земельного участка.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно признал законным и обоснованным отказ управления в государственной регистрации, оформленный сообщением от 18.06.2012 N 07/006/2012-487.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы администрации не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 6 декабря 2012 года по делу N А05-12547/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Б.РАЛЬКО
Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
А.Ю.ДОКШИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)