Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Г.Д. Пауля, судей: Ю.В. Гросула, О.М. Козырь рассмотрела в судебном заседании заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Самарской области от 04.06.2012 по делу N А55-13838/2012, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23.10.2012 по тому же делу по заявлению закрытого акционерного общества "Самарасвязьинформ" (далее - общество) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - территориальное управление) о признании бездействия территориального управления, выразившегося в непринятии решения об образовании земельного участка и непринятии мер по согласованию, утверждению и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка в порядке, предусмотренном статьями 11.3, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) для передачи в собственность под выкуп части земельного участка площадью 580 кв. метров), находящегося в собственности Российской Федерации, и расположенного по адресу: г. Самара, ул. Пензенская, д. 24, кадастровый номер 63:01:0109002:8, площадью 2047 кв. метров; обязании территориальное управление устранить допущенные нарушения путем принятия решения об образовании земельного участка площадью 580 кв. метров из земельного участка находящегося в собственности Российской Федерации, и расположенного по адресу: г. Самара, ул. Пензенская, д. 24, кадастровый номер 63:01:0109002:8, площадью 2047 кв. метров, и принять меры по согласованию, утверждению и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка в порядке, предусмотренном статьями 11.3, 36 Земельного кодекса.
Суд
установил:
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.06.2012 заявленные требования удовлетворены. Бездействие территориального управления признано незаконным с возложением на него обязанности устранить допущенные нарушения путем рассмотрения заявления и принятия мотивированного решения с учетом требований Земельного кодекса в установленный законом срок.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2012 решение от 04.06.2012 оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 23.10.2012 постановление от 13.08.2012 и решение от 04.06.2012 оставил без изменения.
Обращаясь в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора, территориальное управление просит их отменить как нарушающие единообразие в токовании и применении норм права и передать дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Изучив доводы заявителя, содержание оспариваемых судебных актов, коллегия судей пришла к выводу об отсутствии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ввиду следующего.
При рассмотрении дела судами установлено, что общество является собственником объектов недвижимого имущества: пристрой к зданию АТС N 41/42 и здание, расположенных на находящемся в собственности Российской Федерации земельном участке по адресу: г. Самара, ул. Пензенская, д. 24 с кадастровым номером 63:01:0109002:8, площадью 2047 кв. метров и арендуемом обществом по договору аренды земельного участка от 10.06.1999 N 001592з.
Поскольку на указанном земельном участке также расположен объект недвижимости, находящийся в муниципальной собственности городского округа Самара: нежилое здание (дизельная подстанция), общество обратилось в территориальное управление о выкупе части земельного участка, расположенного под объектами недвижимости, находящимися у него в собственности.
Территориальное управление неоднократно указывало обществу на необходимость представления дополнительных документов для принятия решения об образовании земельного участка.
Считая, что для принятия решения обществом в территориальное управление был представлен полный пакет документов, последнее обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили из того, что общество как собственник объекта недвижимости наделено исключительным правом на приватизацию земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему объект и необходимого для его использования, что соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства". Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что территориальное управление является уполномоченным органом по решению вопроса как о разделении, так и о предоставлении испрашиваемого заявителем земельного участка, что прямо следует из Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432. Таким образом, не рассмотрев заявление общества, представившего все необходимые документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса, территориальное управление допустило незаконное бездействие и нарушило исключительное право заявителя, предусмотренное статьей 36 Земельного кодекса. Поскольку обществом как собственником объекта недвижимости были выполнены требования пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса и в территориальное управление представлен полный пакет необходимых документов, а территориальное управление в установленный срок не приняло соответствующего решения, суды пришли к выводу об обоснованности заявленных требований.
Руководствуясь пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды обязали территориальное управление устранить допущенные нарушения путем рассмотрения заявления и принятия мотивированного решения с учетом требований земельного законодательства.
Выводы судов соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума от 06.09.2011 N 4275/11 и от 02.10.2012 N 5361/12, из которой следует, что по смыслу статьи 36 Земельного кодекса при наличии на одном земельном участке объектов недвижимости нескольких собственников каждый из них имеет право ставить вопрос о выделе соответствующей части земельного участка в самостоятельный участок и о приобретении его в собственность или аренду независимо от других лиц, если первоначальный участок делим, образуемые земельные участки превышают минимально допустимые пределы и к ним будет обеспечен доступ от участков общего пользования, в том числе путем установления сервитута (часть 3 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости"). Таким образом, каждый из собственников объектов недвижимости, расположенных на одном делимом земельном участке, может совершить сделку приватизации причитающейся ему части участка после ее выделения в натуре и внесения в кадастр недвижимости в качестве самостоятельного объекта.
Учитывая изложенное, суд отказывает в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для его пересмотра в порядке надзора.
Отказ в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является основанием отказа в удовлетворении ходатайства о приостановлении исполнения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
определил:
в передаче дела N А55-13838/2012 Арбитражного суда Самарской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Самарской области от 04.06.2012, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23.10.2012 отказать.
Председательствующий судья
Г.Д.ПАУЛЬ
Судья
Ю.В.ГРОСУЛ
Судья
О.М.КОЗЫРЬ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 13.02.2013 N ВАС-502/13 ПО ДЕЛУ N А55-13838/2012
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 февраля 2013 г. N ВАС-502/13
ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Г.Д. Пауля, судей: Ю.В. Гросула, О.М. Козырь рассмотрела в судебном заседании заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Самарской области от 04.06.2012 по делу N А55-13838/2012, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23.10.2012 по тому же делу по заявлению закрытого акционерного общества "Самарасвязьинформ" (далее - общество) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - территориальное управление) о признании бездействия территориального управления, выразившегося в непринятии решения об образовании земельного участка и непринятии мер по согласованию, утверждению и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка в порядке, предусмотренном статьями 11.3, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) для передачи в собственность под выкуп части земельного участка площадью 580 кв. метров), находящегося в собственности Российской Федерации, и расположенного по адресу: г. Самара, ул. Пензенская, д. 24, кадастровый номер 63:01:0109002:8, площадью 2047 кв. метров; обязании территориальное управление устранить допущенные нарушения путем принятия решения об образовании земельного участка площадью 580 кв. метров из земельного участка находящегося в собственности Российской Федерации, и расположенного по адресу: г. Самара, ул. Пензенская, д. 24, кадастровый номер 63:01:0109002:8, площадью 2047 кв. метров, и принять меры по согласованию, утверждению и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка в порядке, предусмотренном статьями 11.3, 36 Земельного кодекса.
Суд
установил:
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.06.2012 заявленные требования удовлетворены. Бездействие территориального управления признано незаконным с возложением на него обязанности устранить допущенные нарушения путем рассмотрения заявления и принятия мотивированного решения с учетом требований Земельного кодекса в установленный законом срок.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2012 решение от 04.06.2012 оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 23.10.2012 постановление от 13.08.2012 и решение от 04.06.2012 оставил без изменения.
Обращаясь в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора, территориальное управление просит их отменить как нарушающие единообразие в токовании и применении норм права и передать дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Изучив доводы заявителя, содержание оспариваемых судебных актов, коллегия судей пришла к выводу об отсутствии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ввиду следующего.
При рассмотрении дела судами установлено, что общество является собственником объектов недвижимого имущества: пристрой к зданию АТС N 41/42 и здание, расположенных на находящемся в собственности Российской Федерации земельном участке по адресу: г. Самара, ул. Пензенская, д. 24 с кадастровым номером 63:01:0109002:8, площадью 2047 кв. метров и арендуемом обществом по договору аренды земельного участка от 10.06.1999 N 001592з.
Поскольку на указанном земельном участке также расположен объект недвижимости, находящийся в муниципальной собственности городского округа Самара: нежилое здание (дизельная подстанция), общество обратилось в территориальное управление о выкупе части земельного участка, расположенного под объектами недвижимости, находящимися у него в собственности.
Территориальное управление неоднократно указывало обществу на необходимость представления дополнительных документов для принятия решения об образовании земельного участка.
Считая, что для принятия решения обществом в территориальное управление был представлен полный пакет документов, последнее обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили из того, что общество как собственник объекта недвижимости наделено исключительным правом на приватизацию земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему объект и необходимого для его использования, что соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства". Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что территориальное управление является уполномоченным органом по решению вопроса как о разделении, так и о предоставлении испрашиваемого заявителем земельного участка, что прямо следует из Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432. Таким образом, не рассмотрев заявление общества, представившего все необходимые документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса, территориальное управление допустило незаконное бездействие и нарушило исключительное право заявителя, предусмотренное статьей 36 Земельного кодекса. Поскольку обществом как собственником объекта недвижимости были выполнены требования пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса и в территориальное управление представлен полный пакет необходимых документов, а территориальное управление в установленный срок не приняло соответствующего решения, суды пришли к выводу об обоснованности заявленных требований.
Руководствуясь пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды обязали территориальное управление устранить допущенные нарушения путем рассмотрения заявления и принятия мотивированного решения с учетом требований земельного законодательства.
Выводы судов соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума от 06.09.2011 N 4275/11 и от 02.10.2012 N 5361/12, из которой следует, что по смыслу статьи 36 Земельного кодекса при наличии на одном земельном участке объектов недвижимости нескольких собственников каждый из них имеет право ставить вопрос о выделе соответствующей части земельного участка в самостоятельный участок и о приобретении его в собственность или аренду независимо от других лиц, если первоначальный участок делим, образуемые земельные участки превышают минимально допустимые пределы и к ним будет обеспечен доступ от участков общего пользования, в том числе путем установления сервитута (часть 3 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости"). Таким образом, каждый из собственников объектов недвижимости, расположенных на одном делимом земельном участке, может совершить сделку приватизации причитающейся ему части участка после ее выделения в натуре и внесения в кадастр недвижимости в качестве самостоятельного объекта.
Учитывая изложенное, суд отказывает в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для его пересмотра в порядке надзора.
Отказ в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является основанием отказа в удовлетворении ходатайства о приостановлении исполнения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
определил:
в передаче дела N А55-13838/2012 Арбитражного суда Самарской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Самарской области от 04.06.2012, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23.10.2012 отказать.
Председательствующий судья
Г.Д.ПАУЛЬ
Судья
Ю.В.ГРОСУЛ
Судья
О.М.КОЗЫРЬ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)