Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Сахалинский областной суд в составе:
председательствующего судьи Усольцевой И.В.,
при секретаре Прокопец Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Сахалинской области о признании противоречащим федеральному закону и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункта 5.9 Административного регламента министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по предоставлению государственной услуги "Предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование", утвержденного указом Губернатора Сахалинской области от 11 октября 2011 года N 42,
11 октября 2011 года Губернатором Сахалинской области издан указ "Об утверждении Административного регламента министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по предоставлению государственной услуги "Предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование".
Названный Указ принят в соответствии с пунктом 2 части 1, подпунктом 3.1 части 10 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановлением Правительства Сахалинской области от 21 июня 2011 года N 233 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг", и опубликован в газете "Губернские ведомости" N 189(3876) от 19 октября 2011 года.
Разделом 5 названного Административного регламента установлен досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц.
При этом пунктом 5.9 Административного регламента закреплено, что жалоба рассматривается в течение 30 дней со дня ее регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
21 ноября 2012 года прокурор Сахалинской области обратился в Сахалинский областной суд с заявлением о признании пункта 5.9 Административного регламента министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по предоставлению государственной услуги "Предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование" противоречащим федеральному закону и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, указав, что отношения, возникшие в связи с предоставлением государственных услуг исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", частями 6, 7, 8 статьи 11.2 которого установлены специальный порядок и срок рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица, государственного служащего, составляющий пятнадцать рабочих дней со дня регистрации жалобы в органе, предоставляющем государственную услугу, а в случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
В судебном заседании прокурор Жданова В.В. заявление поддержала по изложенным в нем основаниям.
Представитель губернатора Сахалинской области Смирнова А.Л. с требованием прокурора Сахалинской области согласилась, пояснив, что в настоящее время проект указа Губернатора Сахалинской области "О внесении изменений и дополнений в Административный регламент министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по предоставлению государственной услуги "Предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование", утвержденного указом Губернатора Сахалинской области от 11 октября 2011 года N 42", находится на согласовании в государственно-правовом департаменте аппарата Губернатора и Правительства Сахалинской области в соответствии постановлением Правительства Сахалинской области от 21 июня 2011 года N 233 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг".
Изучив материалы дела, выслушав прокурора и представителя заинтересованного лица, суд находит заявление прокурора Сахалинской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу подпункта "б" пункта 1 статьи 72, статьи 76 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия урегулированы Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ).
В статье 2 Закона N 210-ФЗ дано понятие государственной услуги, согласно которому государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - это деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
В силу статьи 4 Закона N 210-ФЗ одним из основных принципов государственных и муниципальных услуг является заявительный порядок обращения за их предоставлением.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с пунктом 1.1 и 1.2 Положения о министерстве лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 04 октября 2010 года N 474, Министерство является органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики и нормативному правовому регулированию в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесных отношений). Министерство осуществляет функции по оказанию государственных услуг в указанной сфере. Пунктом 3.2.2.4 названного Положения к полномочиям Министерства в сфере лесных отношений отнесено предоставление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно Административному регламенту министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, утвержденному указом Губернатора Сахалинской области от 11 октября 2011 года N 42, за предоставлением в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование юридические лица, соответствующие категории получателя услуги, либо их представители, уполномоченные в установленном законом порядке выступать от их имени, обращаются в Министерство с письменным заявлением.
Таким образом, закрепленная в Административном регламенте министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области государственная функция по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляемая в рамках деятельности указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании письменного обращения и в пределах его полномочий, обладает признаками государственной услуги.
Кроме того, распоряжением Правительства Сахалинской области от 17 июня 2011 года N 408-р утвержден Перечень государственных функций (услуг) органов исполнительной власти Сахалинской области, для которых должны быть разработаны административные регламенты, и информация о которых должна быть размещена в региональном реестре и на портале государственных и муниципальных услуг (функций), предоставляемых органами исполнительной власти Сахалинской области, органами местного самоуправления Сахалинской области и подведомственными им учреждениями, который предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование относит к государственной услуге, осуществляемой министерством лесного и охотничьего хозяйства.
В этой связи на Административный регламент министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по предоставлению государственной услуги "Предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование" распространяются требования Закона N 210-ФЗ.
Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг в силу статьи 3 Закона N 210-ФЗ осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Соответственно, нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации не могут противоречить требованиям Закона N 210-ФЗ.
Статьей 5 Закона N 210-ФЗ, действующего с 01 января 2012 года в редакции Федерального закона от 03 декабря 2011 года N 383-ФЗ, предусмотрено досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг.
Согласно пункту 11 статьи 2 Закона N 210-ФЗ жалоба на нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной услуги - это требование заявителя или его законного представителя о восстановлении или защите нарушенных прав или законных интересов заявителя органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, многофункциональным центром, должностным лицом органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, или многофункционального центра либо государственным или муниципальным служащим при получении данным заявителем государственной или муниципальной услуги.
Статьей 11.1 Закона N 210-ФЗ определен предмет досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего, которым, в частности, является:
1) нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги;
2) нарушение срока предоставления государственной или муниципальной услуги;
3) требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги;
4) отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги, у заявителя;
5) отказ в предоставлении государственной или муниципальной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
6) затребование с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
7) отказ органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
В статье 11.2 Закона N 210-ФЗ установлены общие требования к порядку подачи и рассмотрения такой жалобы.
Частью 6 статьи 11.2 Закона N 210-ФЗ определено, что жалоба, поступившая в орган, предоставляющий государственную услугу, либо в орган, предоставляющий муниципальную услугу, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации. Правительство Российской Федерации вправе установить случаи, при которых срок рассмотрения жалобы может быть сокращен.
В соответствии с частью 7 статьи 11.2 Закона N 210-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы орган, предоставляющий государственную услугу, либо орган, предоставляющий муниципальную услугу, принимает одно из следующих решений:
1) удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом, предоставляющим государственную услугу, либо органом, предоставляющим муниципальную услугу, опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, а также в иных формах;
2) отказывает в удовлетворении жалобы.
В силу части 8 статьи 11.2 Закона N 210-ФЗ не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в части 7 настоящей статьи, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
Эти требования отличны от тех, которые установлены Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее Закон N 59-ФЗ) в отношении срока и порядка рассмотрения письменного обращения, поступившего в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Так, согласно статье 12 Закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо или уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
В статьях 10, 11 названного Закона установлен и иной порядок рассмотрения обращения и порядок дачи ответа на него.
При таких обстоятельствах, учитывая, что частями 6, 7, 8 статьи 11.2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрены специальный порядок и сроки рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего, отличные от порядка и срока, установленных Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", пункт 5.9 Административного регламента министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по предоставлению государственной услуги "Предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование", предусматривающий срок и порядок рассмотрения таких жалоб в соответствии с положениями Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", противоречит требованиям Закона N 210-ФЗ и поэтому подлежит признанию недействующим.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193, 194 - 199, частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
заявление прокурора Сахалинской области удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному закону и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 5.9 Административного регламента министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по предоставлению государственной услуги "Предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование", утвержденного указом Губернатора Сахалинской области от 11 октября 2011 года N 42.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба или принесено представление прокурором в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Сахалинский областной суд с течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено 25 декабря 2012 года.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ САХАЛИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.12.2012 ПО ДЕЛУ N 3-58/2012
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САХАЛИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 декабря 2012 г. по делу N 3-58/2012
Сахалинский областной суд в составе:
председательствующего судьи Усольцевой И.В.,
при секретаре Прокопец Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Сахалинской области о признании противоречащим федеральному закону и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункта 5.9 Административного регламента министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по предоставлению государственной услуги "Предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование", утвержденного указом Губернатора Сахалинской области от 11 октября 2011 года N 42,
установил:
11 октября 2011 года Губернатором Сахалинской области издан указ "Об утверждении Административного регламента министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по предоставлению государственной услуги "Предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование".
Названный Указ принят в соответствии с пунктом 2 части 1, подпунктом 3.1 части 10 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановлением Правительства Сахалинской области от 21 июня 2011 года N 233 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг", и опубликован в газете "Губернские ведомости" N 189(3876) от 19 октября 2011 года.
Разделом 5 названного Административного регламента установлен досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц.
При этом пунктом 5.9 Административного регламента закреплено, что жалоба рассматривается в течение 30 дней со дня ее регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
21 ноября 2012 года прокурор Сахалинской области обратился в Сахалинский областной суд с заявлением о признании пункта 5.9 Административного регламента министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по предоставлению государственной услуги "Предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование" противоречащим федеральному закону и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, указав, что отношения, возникшие в связи с предоставлением государственных услуг исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", частями 6, 7, 8 статьи 11.2 которого установлены специальный порядок и срок рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица, государственного служащего, составляющий пятнадцать рабочих дней со дня регистрации жалобы в органе, предоставляющем государственную услугу, а в случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
В судебном заседании прокурор Жданова В.В. заявление поддержала по изложенным в нем основаниям.
Представитель губернатора Сахалинской области Смирнова А.Л. с требованием прокурора Сахалинской области согласилась, пояснив, что в настоящее время проект указа Губернатора Сахалинской области "О внесении изменений и дополнений в Административный регламент министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по предоставлению государственной услуги "Предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование", утвержденного указом Губернатора Сахалинской области от 11 октября 2011 года N 42", находится на согласовании в государственно-правовом департаменте аппарата Губернатора и Правительства Сахалинской области в соответствии постановлением Правительства Сахалинской области от 21 июня 2011 года N 233 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг".
Изучив материалы дела, выслушав прокурора и представителя заинтересованного лица, суд находит заявление прокурора Сахалинской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу подпункта "б" пункта 1 статьи 72, статьи 76 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия урегулированы Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ).
В статье 2 Закона N 210-ФЗ дано понятие государственной услуги, согласно которому государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - это деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
В силу статьи 4 Закона N 210-ФЗ одним из основных принципов государственных и муниципальных услуг является заявительный порядок обращения за их предоставлением.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с пунктом 1.1 и 1.2 Положения о министерстве лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 04 октября 2010 года N 474, Министерство является органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики и нормативному правовому регулированию в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесных отношений). Министерство осуществляет функции по оказанию государственных услуг в указанной сфере. Пунктом 3.2.2.4 названного Положения к полномочиям Министерства в сфере лесных отношений отнесено предоставление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно Административному регламенту министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, утвержденному указом Губернатора Сахалинской области от 11 октября 2011 года N 42, за предоставлением в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование юридические лица, соответствующие категории получателя услуги, либо их представители, уполномоченные в установленном законом порядке выступать от их имени, обращаются в Министерство с письменным заявлением.
Таким образом, закрепленная в Административном регламенте министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области государственная функция по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляемая в рамках деятельности указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании письменного обращения и в пределах его полномочий, обладает признаками государственной услуги.
Кроме того, распоряжением Правительства Сахалинской области от 17 июня 2011 года N 408-р утвержден Перечень государственных функций (услуг) органов исполнительной власти Сахалинской области, для которых должны быть разработаны административные регламенты, и информация о которых должна быть размещена в региональном реестре и на портале государственных и муниципальных услуг (функций), предоставляемых органами исполнительной власти Сахалинской области, органами местного самоуправления Сахалинской области и подведомственными им учреждениями, который предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование относит к государственной услуге, осуществляемой министерством лесного и охотничьего хозяйства.
В этой связи на Административный регламент министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по предоставлению государственной услуги "Предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование" распространяются требования Закона N 210-ФЗ.
Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг в силу статьи 3 Закона N 210-ФЗ осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Соответственно, нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации не могут противоречить требованиям Закона N 210-ФЗ.
Статьей 5 Закона N 210-ФЗ, действующего с 01 января 2012 года в редакции Федерального закона от 03 декабря 2011 года N 383-ФЗ, предусмотрено досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг.
Согласно пункту 11 статьи 2 Закона N 210-ФЗ жалоба на нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной услуги - это требование заявителя или его законного представителя о восстановлении или защите нарушенных прав или законных интересов заявителя органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, многофункциональным центром, должностным лицом органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, или многофункционального центра либо государственным или муниципальным служащим при получении данным заявителем государственной или муниципальной услуги.
Статьей 11.1 Закона N 210-ФЗ определен предмет досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего, которым, в частности, является:
1) нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги;
2) нарушение срока предоставления государственной или муниципальной услуги;
3) требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги;
4) отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги, у заявителя;
5) отказ в предоставлении государственной или муниципальной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
6) затребование с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
7) отказ органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
В статье 11.2 Закона N 210-ФЗ установлены общие требования к порядку подачи и рассмотрения такой жалобы.
Частью 6 статьи 11.2 Закона N 210-ФЗ определено, что жалоба, поступившая в орган, предоставляющий государственную услугу, либо в орган, предоставляющий муниципальную услугу, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации. Правительство Российской Федерации вправе установить случаи, при которых срок рассмотрения жалобы может быть сокращен.
В соответствии с частью 7 статьи 11.2 Закона N 210-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы орган, предоставляющий государственную услугу, либо орган, предоставляющий муниципальную услугу, принимает одно из следующих решений:
1) удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом, предоставляющим государственную услугу, либо органом, предоставляющим муниципальную услугу, опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, а также в иных формах;
2) отказывает в удовлетворении жалобы.
В силу части 8 статьи 11.2 Закона N 210-ФЗ не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в части 7 настоящей статьи, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
Эти требования отличны от тех, которые установлены Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее Закон N 59-ФЗ) в отношении срока и порядка рассмотрения письменного обращения, поступившего в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Так, согласно статье 12 Закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо или уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
В статьях 10, 11 названного Закона установлен и иной порядок рассмотрения обращения и порядок дачи ответа на него.
При таких обстоятельствах, учитывая, что частями 6, 7, 8 статьи 11.2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрены специальный порядок и сроки рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего, отличные от порядка и срока, установленных Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", пункт 5.9 Административного регламента министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по предоставлению государственной услуги "Предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование", предусматривающий срок и порядок рассмотрения таких жалоб в соответствии с положениями Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", противоречит требованиям Закона N 210-ФЗ и поэтому подлежит признанию недействующим.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193, 194 - 199, частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление прокурора Сахалинской области удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному закону и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 5.9 Административного регламента министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области по предоставлению государственной услуги "Предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование", утвержденного указом Губернатора Сахалинской области от 11 октября 2011 года N 42.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба или принесено представление прокурором в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Сахалинский областной суд с течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Сахалинского областного суда
Усольцева И.В.
Усольцева И.В.
В окончательной форме решение суда изготовлено 25 декабря 2012 года.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)