Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
резолютивная часть объявлена 22 сентября 2008 года
в полном объеме постановление изготовлено 29 сентября 2008 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Агибаловой Галины Ивановны,
судей Никитина Александра Юрьевича, Телегиной Татьяны Николаевны,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Судаковой Н.В.
без участия в заседании представителей сторон - уведомлены в порядке статьи 123 АПК РФ (уведомления N 94116-94119 о вручении 8-9 сентября 2008 года адресатам почтовых отправлений приобщены к материалам дела)
рассмотрев апелляционную жалобу от 21 августа 2008 года N 1113 Управления лесного хозяйства администрации Волгоградской области, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 июля 2008 года по делу N А12-8007/2008-С6 (судья Наумова М.Ю.)
по заявлению Управления лесного хозяйства администрации Волгоградской области, г. Волгоград,
к ответчику: администрации Волгограда, г. Волгоград,
третьему лицу: комитету земельных ресурсов администрации Волгограда, г. Волгоград,
о понуждении инициировать процедуру перевода земель из категории земель лесного фонда в земли поселений
установил:
Управление лесного хозяйства Администрации Волгоградской области обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с иском к Администрации г. Волгограда о понуждении инициировать процедуру перевода земельных участков включенных в соответствии с законом Волгоградской области от 2 июня 2006 года N 1230-ОД в границы городского округа г. Волгограда, ранее относившихся к Городищенскому и Светлоярскому районам Волгоградской области, из категории земель лесного фонда в земли поселений.
По ходатайству истца (л.д. 34) судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора был привлечен Комитет земельных ресурсов Администрации г. Волгограда.
Истец заявил, в порядке статьи 49 АПК РФ, об изменении исковых требований дополнив их требованиями о признании Генерального плана г. Волгограда, утвержденного решением городской Думы от 29.06.2007 года N 47/1112 "Об утверждении Генерального плана г. Волгограда" недействительным в части включения в границы городского округа г. Волгоград земель лесного фонда с момента его принятия.
Судом первой инстанции указанное заявление не было принято, поскольку истцом были изменены и предмет и основания иска, то есть, заявлены дополнительные самостоятельные исковые требования.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 14 июля 2008 года в удовлетворении иска было отказано.
Истец, Управление лесного хозяйства Администрации Волгоградской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда Волгоградской области от 14 июля 2008 года отменить, принять по делу новый судебный акт и удовлетворить исковые требования.
Заявитель жалобы указывает, что судом неполно выяснены обстоятельства дела, а выводы, изложенные в решении, являются неверными:
Администрация г. Волгограда считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, в открытом судебном заседании апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 1 Устава города - героя Волгограда - городской округ город - герой Волгоград является муниципальным образованием.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации.
Законом Волгоградской области от 21 марта 2005 года N 1031 -ОД были установлены границы городского округа город - герой Волгоград, куда вошла часть территорий лесного фонда, ранее относившаяся к Городищенскому и Светлоярскому районам Волгоградской области.
Согласно пункту 1 статьи 84 Земельного кодекса РФ от 21.12.2004 года N 172-ФЗ, установление или изменение границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения и т.д.
Как следует из статьи 2 ФЗ РФ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ, "для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков без согласия правообладателей земельных участков в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов".
Статьей 8 указанного закона определены особенности перевода земель населенных пунктов в другую категорию, а также перевода земель из других категорий в земли населенных пунктов: "Установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном ст. 5 закона, направляются в орган кадастрового учета для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости".
Кроме того, в соответствии со статьей 11 указанного закона, перевод земель лесного фонда в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границ населенных пунктов.
Статьей 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" определен порядок и состав согласования документации, необходимой для включения земельных участков в границы населенных пунктов в целях жилищного строительства и рекреационного использования, в том числе и земель лесного фонда.
Статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлена обязательность согласования проекта генерального плана "в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда".
В случае предполагаемого включения земельного участка в границы населенного пункта из состава земель лесного фонда исполнительный орган государственной власти субъекта Российской федерации направляет такие документы для согласования в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на распоряжение участками лесного фонда.
В соответствии с Приказом Рослесхоза, данные полномочия осуществляют территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства межрегионального уровня.
Исполнительный орган государственной власти субъекта РФ по истечении тридцати дней с даты поступления документов в Территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства межрегионального уровня принимает решение о включении участка лесного фонда в границу населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования участка или отказывает в принятии решения.
В данном случае, утверждение генерального плана г. Волгограда, решением городской Думы от 29.06.2007 года N 47/1112 "Об утверждении Генерального плана г. Волгограда" уже произошло.
Оспаривание законности генерального плана в утвержденных границах находится за пределами заявленных по данному делу исковых требований.
Суд первой инстанции правомерно установил, что в результате изменения границы г. Волгограда, в состав земель городского поселения вошли участки, занятые лесами и отнесенные к лесному фонду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Аналогичные нормы закреплены в части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, принятого Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ и вступившего в действие с 01.01.2007 года.
Согласно пункту 6 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации включение земельных участков в черту поселений не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, поэтому изменение категории земель само по себе не могло повлечь возникновение права муниципальной собственности на спорные земельные участки.
Право собственности Российской Федерации на спорные земельные участки зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Указанное обстоятельство подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 20,21).
Заявитель не представил доказательств нарушения его законных прав и интересов в сфере экономической деятельности.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права.
Апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении иска.
Оснований для отмены либо изменения принятого по делу решения судебная коллегия не находит.
Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 июля 2008 года по делу N А12-8007/2008-С6 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 АПК РФ.
Направить постановление арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Г.И.АГИБАЛОВА
Судьи
А.Ю.НИКИТИН
Т.Н.ТЕЛЕГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.09.2008 ПО ДЕЛУ N А12-8007/2008-С6
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2008 г. по делу N А12-8007/2008-С6
резолютивная часть объявлена 22 сентября 2008 года
в полном объеме постановление изготовлено 29 сентября 2008 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Агибаловой Галины Ивановны,
судей Никитина Александра Юрьевича, Телегиной Татьяны Николаевны,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Судаковой Н.В.
без участия в заседании представителей сторон - уведомлены в порядке статьи 123 АПК РФ (уведомления N 94116-94119 о вручении 8-9 сентября 2008 года адресатам почтовых отправлений приобщены к материалам дела)
рассмотрев апелляционную жалобу от 21 августа 2008 года N 1113 Управления лесного хозяйства администрации Волгоградской области, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 июля 2008 года по делу N А12-8007/2008-С6 (судья Наумова М.Ю.)
по заявлению Управления лесного хозяйства администрации Волгоградской области, г. Волгоград,
к ответчику: администрации Волгограда, г. Волгоград,
третьему лицу: комитету земельных ресурсов администрации Волгограда, г. Волгоград,
о понуждении инициировать процедуру перевода земель из категории земель лесного фонда в земли поселений
установил:
Управление лесного хозяйства Администрации Волгоградской области обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с иском к Администрации г. Волгограда о понуждении инициировать процедуру перевода земельных участков включенных в соответствии с законом Волгоградской области от 2 июня 2006 года N 1230-ОД в границы городского округа г. Волгограда, ранее относившихся к Городищенскому и Светлоярскому районам Волгоградской области, из категории земель лесного фонда в земли поселений.
По ходатайству истца (л.д. 34) судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора был привлечен Комитет земельных ресурсов Администрации г. Волгограда.
Истец заявил, в порядке статьи 49 АПК РФ, об изменении исковых требований дополнив их требованиями о признании Генерального плана г. Волгограда, утвержденного решением городской Думы от 29.06.2007 года N 47/1112 "Об утверждении Генерального плана г. Волгограда" недействительным в части включения в границы городского округа г. Волгоград земель лесного фонда с момента его принятия.
Судом первой инстанции указанное заявление не было принято, поскольку истцом были изменены и предмет и основания иска, то есть, заявлены дополнительные самостоятельные исковые требования.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 14 июля 2008 года в удовлетворении иска было отказано.
Истец, Управление лесного хозяйства Администрации Волгоградской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда Волгоградской области от 14 июля 2008 года отменить, принять по делу новый судебный акт и удовлетворить исковые требования.
Заявитель жалобы указывает, что судом неполно выяснены обстоятельства дела, а выводы, изложенные в решении, являются неверными:
Администрация г. Волгограда считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, в открытом судебном заседании апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 1 Устава города - героя Волгограда - городской округ город - герой Волгоград является муниципальным образованием.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации.
Законом Волгоградской области от 21 марта 2005 года N 1031 -ОД были установлены границы городского округа город - герой Волгоград, куда вошла часть территорий лесного фонда, ранее относившаяся к Городищенскому и Светлоярскому районам Волгоградской области.
Согласно пункту 1 статьи 84 Земельного кодекса РФ от 21.12.2004 года N 172-ФЗ, установление или изменение границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения и т.д.
Как следует из статьи 2 ФЗ РФ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ, "для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков без согласия правообладателей земельных участков в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов".
Статьей 8 указанного закона определены особенности перевода земель населенных пунктов в другую категорию, а также перевода земель из других категорий в земли населенных пунктов: "Установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном ст. 5 закона, направляются в орган кадастрового учета для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости".
Кроме того, в соответствии со статьей 11 указанного закона, перевод земель лесного фонда в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границ населенных пунктов.
Статьей 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" определен порядок и состав согласования документации, необходимой для включения земельных участков в границы населенных пунктов в целях жилищного строительства и рекреационного использования, в том числе и земель лесного фонда.
Статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлена обязательность согласования проекта генерального плана "в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда".
В случае предполагаемого включения земельного участка в границы населенного пункта из состава земель лесного фонда исполнительный орган государственной власти субъекта Российской федерации направляет такие документы для согласования в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на распоряжение участками лесного фонда.
В соответствии с Приказом Рослесхоза, данные полномочия осуществляют территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства межрегионального уровня.
Исполнительный орган государственной власти субъекта РФ по истечении тридцати дней с даты поступления документов в Территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства межрегионального уровня принимает решение о включении участка лесного фонда в границу населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования участка или отказывает в принятии решения.
В данном случае, утверждение генерального плана г. Волгограда, решением городской Думы от 29.06.2007 года N 47/1112 "Об утверждении Генерального плана г. Волгограда" уже произошло.
Оспаривание законности генерального плана в утвержденных границах находится за пределами заявленных по данному делу исковых требований.
Суд первой инстанции правомерно установил, что в результате изменения границы г. Волгограда, в состав земель городского поселения вошли участки, занятые лесами и отнесенные к лесному фонду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Аналогичные нормы закреплены в части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, принятого Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ и вступившего в действие с 01.01.2007 года.
Согласно пункту 6 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации включение земельных участков в черту поселений не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, поэтому изменение категории земель само по себе не могло повлечь возникновение права муниципальной собственности на спорные земельные участки.
Право собственности Российской Федерации на спорные земельные участки зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Указанное обстоятельство подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 20,21).
Заявитель не представил доказательств нарушения его законных прав и интересов в сфере экономической деятельности.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права.
Апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении иска.
Оснований для отмены либо изменения принятого по делу решения судебная коллегия не находит.
Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 июля 2008 года по делу N А12-8007/2008-С6 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 АПК РФ.
Направить постановление арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Г.И.АГИБАЛОВА
Судьи
А.Ю.НИКИТИН
Т.Н.ТЕЛЕГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)