Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Гафиатуллиной Т.С., Сапоткиной Т.И., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Васильевская заводь" Данилова С.А. (доверенность от 21.11.2012), от регионального общественного фонда "Исследование аграрного развития" Кудинова Ю.Б. (доверенность от 11.09.2012), рассмотрев 04.04.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Васильевская заводь" на решение Арбитражного суда Тверской области от 12.10.2012 (судья Голубева Л.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012 (судьи Ралько О.Б., Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю.) по делу N А66-4685/2012,
установил:
Региональный общественный фонд "Исследование аграрного развития", место нахождения: 109017, Москва, Ленинский пр., д. 85, ОГРН 1037739514097 (далее - Фонд), обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительными постановлений администрации Калязинского района Тверской области, место нахождения: 171573, Тверская обл., г. Калязин, Центральная ул., д. 1, ОГРН 1026901667264 (далее - Администрация), от 04.02.2009 N 97 "Об утверждении границ земельного участка вблизи д. Селищи Семендяевского сельского поселения" и от 29.06.2009 N 822 "О предоставлении в аренду земельного участка ООО "Васильевская заводь", постановки на кадастровый учет и последующего снятия с государственного кадастрового учета земельного участка площадью 56 158 кв. м (кадастровый номер 69:11:0000013:136), исключения из Единого государственного реестра прав записи от 06.10.2009 за N 69-69-11/017/2009-094 о регистрации договора от 29.06.2009 N 152 аренды земельного участка площадью 56 158 кв. м (кадастровый номер 69:11:0000013:136), расположенного по адресу: Тверская обл., Калязинский р-н, с.п. Семендяевское, д. Селищи.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области, место нахождения: 170023, г. Тверь, ул. Маршала Буденного, д. 8, ОГРН 1026900526080, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Свободный пер., д. 2, ОГРН 1046900099828, общество с ограниченной ответственностью "Васильевская заводь", место нахождения: 117186, Москва, Нагорная ул., д. 31, корп. 4, ОГРН 5077746994166 (далее - Общество), Комитет по управлению муниципальным имуществом Калязинского района, место нахождения: 171573, Тверская обл., г. Калязин, Центральная ул., д. 1, ОГРН 1026901665230 (далее - Комитет).
Решением от 12.10.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.12.2012, суд первой инстанции признал недействительными постановления от 04.02.2009 N 97 и от 29.06.2009 N 822, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.
В кассационной жалобе Общество указывает, что решение и постановление вынесены с нарушением норм материального права, а выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с этим просит их отменить и направить дело в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе.
По мнению подателя жалобы, суды не дали должной оценки доказательствам, имеющимся в материалах дела, в том числе договору аренды от 12.06.1993, который был зарегистрирован в нарушение правил статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ). Общество указывает, что Фонд неправомерно владеет земельным участком с кадастровым номером 69:11:0000013:0086, расположенным на территории Тверской области, поскольку это противоречит уставным документам Фонда и Федеральному закону от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях". Податель также указывает на пропуск срока для обжалования постановлений.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в отзыве, а представитель Фонда их оспаривал.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании постановления главы Администрации от 12.06.1993 N 161 Фонд (арендатор) и Администрация (арендодатель) заключили на 50 лет договор от 12.06.1993 аренды земельного участка общей площадью 150,7 га.
Согласно пункту 1.1 дополнительного соглашения от 03.02.2008 предметом договора аренды являются земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 1 358 578 (703 000 и 682 578) кв. м с кадастровыми номерами 69:11:0000013:86 (69:11:0000013:0086) и 69:11:0000013:120 в границах, указанных в кадастровом паспорте/плане (приложении N 1), расположенные в д. Селищи Семендяевского с.п. в Калязинском р-не Тверской обл., предназначенные "для организации сельскохозяйственного производства"; согласно пункту 2.1 срок аренды изменен на 49 лет.
Договор аренды и дополнительное соглашение зарегистрированы в установленном законом порядке 05.03.2009.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 20.06.2011 Фонд на основании договоров купли-продажи от 25.04.2011 N 876 и 877 приобрел указанные участки в собственность.
Согласно свидетельству о государственной регистрации от 20.06.2011 серии 69-АВ N 252697 спорный земельный участок площадью 703 000 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - под подсобное хозяйство, имеет кадастровый номер 69:11:0000013:86 и расположен вблизи д. Селищи Семендяевского с.п. Калязинского р-на Тверской обл.
Распоряжением главы Администрации от 08.11.2007 N 814 на основании письма Общества от 08.11.2007 Комитету предписано сформировать из земель государственной собственности, расположенных на территории муниципального образования "Калязинский район" вблизи д. Селищи, земельный участок площадью 5 га для сельскохозяйственного использования.
Постановлением от 04.02.2009 N 97 утвержден проект границ земельного участка площадью 59 000 кв. м вблизи д. Селищи Семендяевского с.п.
По сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 69:11:0000013:136 образовался в результате выдела из земельного участка с кадастровым номером 69:11:0000013:86, поставлен на кадастровый учет 08.05.2009.
Постановлением от 29.06.2009 N 822 земельный участок с кадастровым номером 69:11:0000013:136, площадью 56 158 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения предоставлен Обществу в аренду на 49 лет для сельскохозяйственного использования.
Общество (арендатор) и Администрация (арендодатель) заключили договор от 29.06.2009 N 152 аренды указанного выше земельного участка. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Фонд, посчитав, что оспариваемые постановления и действия не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы фонда в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, усмотрев несоответствие оспариваемых ненормативных актов закону, а также нарушение прав и законных интересов Фонда, удовлетворили заявленные требования в части признания недействительными постановлений от 04.02.2009 N 97 и от 29.06.2009 N 822.
Кассационная инстанция считает выводы судов правильными и не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также то, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4). При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли этот акт (часть 5).
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются юридическим лицам на определенном праве, и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 4 статьи 11.2 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 данной статьи (образование земельных участков на основании решения суда).
Согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.8 ЗК РФ в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного срочного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного срочного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) либо на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования ими.
На основании статьи 16 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон N 78-ФЗ) образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства проводятся в случаях предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам. При этом порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается Правительством Российской Федерации (статья 23 Закона N 78-ФЗ).
В силу статьи 17 названного Закона межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ, в том числе границ земельных участков, с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения.
Межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации.
Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
В соответствии с пунктом 7 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396 (далее - Положение), действовавшего в период принятия постановления от 04.02.2009 N 97 и утверждения ответчиком границ земельного участка, технические условия и требования проведения землеустройства при образовании новых и упорядочивании существующих объектов землеустройства, а также межевании объектов землеустройства устанавливаются Федеральной службой земельного кадастра России.
При определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием, путем извещения их в письменной форме не позднее чем за 7 дней до начала работ. Отсутствие надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения этих работ (пункт 10 Положения).
Таким образом, о межевании земельного участка его арендатор должен быть извещен надлежащим образом.
Согласно пункту 1 статьи 22.2 Закона N 122-ФЗ основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является: решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков; соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков; иной документ, на основании которого в соответствии с названным Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 22.2 Закона N 122-ФЗ одним из обязательных приложений к документам, представляемым в соответствии с пунктами 1 и 2 данной статьи, является согласие в письменной форме лиц на образование земельных участков в случае, если необходимость такого согласия предусмотрена Земельным кодексом Российской Федерации.
Суды первой и апелляционной инстанции установили, что предоставленный в аренду Обществу земельный участок сформирован из земельного участка, ранее переданного в аренду Фонду и в отсутствие его согласия, что нарушает права и законные интересы заявителя. Суды также установили, что Фонд узнал об оспариваемых им актах после получения кадастрового паспорта на земельный участок от 03.02.2012.
С учетом приведенных норм права суды правомерно удовлетворили требования в части оспаривания постановлений.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают правильность выводов судов, основанных на полном и всестороннем исследовании доказательств с позиций статей 65, 71 АПК РФ и правильном применении норм материального и процессуального права. Кроме того, аналогичные доводы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно ими отклонены.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 12.10.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012 по делу N А66-4685/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Васильевская заводь" - без удовлетворения.
Председательствующий
М.В.ЗАХАРОВА
Судьи
Т.С.ГАФИАТУЛЛИНА
Т.И.САПОТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 09.04.2013 ПО ДЕЛУ N А66-4685/2012
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 апреля 2013 г. по делу N А66-4685/2012
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Гафиатуллиной Т.С., Сапоткиной Т.И., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Васильевская заводь" Данилова С.А. (доверенность от 21.11.2012), от регионального общественного фонда "Исследование аграрного развития" Кудинова Ю.Б. (доверенность от 11.09.2012), рассмотрев 04.04.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Васильевская заводь" на решение Арбитражного суда Тверской области от 12.10.2012 (судья Голубева Л.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012 (судьи Ралько О.Б., Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю.) по делу N А66-4685/2012,
установил:
Региональный общественный фонд "Исследование аграрного развития", место нахождения: 109017, Москва, Ленинский пр., д. 85, ОГРН 1037739514097 (далее - Фонд), обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительными постановлений администрации Калязинского района Тверской области, место нахождения: 171573, Тверская обл., г. Калязин, Центральная ул., д. 1, ОГРН 1026901667264 (далее - Администрация), от 04.02.2009 N 97 "Об утверждении границ земельного участка вблизи д. Селищи Семендяевского сельского поселения" и от 29.06.2009 N 822 "О предоставлении в аренду земельного участка ООО "Васильевская заводь", постановки на кадастровый учет и последующего снятия с государственного кадастрового учета земельного участка площадью 56 158 кв. м (кадастровый номер 69:11:0000013:136), исключения из Единого государственного реестра прав записи от 06.10.2009 за N 69-69-11/017/2009-094 о регистрации договора от 29.06.2009 N 152 аренды земельного участка площадью 56 158 кв. м (кадастровый номер 69:11:0000013:136), расположенного по адресу: Тверская обл., Калязинский р-н, с.п. Семендяевское, д. Селищи.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области, место нахождения: 170023, г. Тверь, ул. Маршала Буденного, д. 8, ОГРН 1026900526080, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Свободный пер., д. 2, ОГРН 1046900099828, общество с ограниченной ответственностью "Васильевская заводь", место нахождения: 117186, Москва, Нагорная ул., д. 31, корп. 4, ОГРН 5077746994166 (далее - Общество), Комитет по управлению муниципальным имуществом Калязинского района, место нахождения: 171573, Тверская обл., г. Калязин, Центральная ул., д. 1, ОГРН 1026901665230 (далее - Комитет).
Решением от 12.10.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.12.2012, суд первой инстанции признал недействительными постановления от 04.02.2009 N 97 и от 29.06.2009 N 822, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.
В кассационной жалобе Общество указывает, что решение и постановление вынесены с нарушением норм материального права, а выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с этим просит их отменить и направить дело в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе.
По мнению подателя жалобы, суды не дали должной оценки доказательствам, имеющимся в материалах дела, в том числе договору аренды от 12.06.1993, который был зарегистрирован в нарушение правил статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ). Общество указывает, что Фонд неправомерно владеет земельным участком с кадастровым номером 69:11:0000013:0086, расположенным на территории Тверской области, поскольку это противоречит уставным документам Фонда и Федеральному закону от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях". Податель также указывает на пропуск срока для обжалования постановлений.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в отзыве, а представитель Фонда их оспаривал.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании постановления главы Администрации от 12.06.1993 N 161 Фонд (арендатор) и Администрация (арендодатель) заключили на 50 лет договор от 12.06.1993 аренды земельного участка общей площадью 150,7 га.
Согласно пункту 1.1 дополнительного соглашения от 03.02.2008 предметом договора аренды являются земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 1 358 578 (703 000 и 682 578) кв. м с кадастровыми номерами 69:11:0000013:86 (69:11:0000013:0086) и 69:11:0000013:120 в границах, указанных в кадастровом паспорте/плане (приложении N 1), расположенные в д. Селищи Семендяевского с.п. в Калязинском р-не Тверской обл., предназначенные "для организации сельскохозяйственного производства"; согласно пункту 2.1 срок аренды изменен на 49 лет.
Договор аренды и дополнительное соглашение зарегистрированы в установленном законом порядке 05.03.2009.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 20.06.2011 Фонд на основании договоров купли-продажи от 25.04.2011 N 876 и 877 приобрел указанные участки в собственность.
Согласно свидетельству о государственной регистрации от 20.06.2011 серии 69-АВ N 252697 спорный земельный участок площадью 703 000 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - под подсобное хозяйство, имеет кадастровый номер 69:11:0000013:86 и расположен вблизи д. Селищи Семендяевского с.п. Калязинского р-на Тверской обл.
Распоряжением главы Администрации от 08.11.2007 N 814 на основании письма Общества от 08.11.2007 Комитету предписано сформировать из земель государственной собственности, расположенных на территории муниципального образования "Калязинский район" вблизи д. Селищи, земельный участок площадью 5 га для сельскохозяйственного использования.
Постановлением от 04.02.2009 N 97 утвержден проект границ земельного участка площадью 59 000 кв. м вблизи д. Селищи Семендяевского с.п.
По сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 69:11:0000013:136 образовался в результате выдела из земельного участка с кадастровым номером 69:11:0000013:86, поставлен на кадастровый учет 08.05.2009.
Постановлением от 29.06.2009 N 822 земельный участок с кадастровым номером 69:11:0000013:136, площадью 56 158 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения предоставлен Обществу в аренду на 49 лет для сельскохозяйственного использования.
Общество (арендатор) и Администрация (арендодатель) заключили договор от 29.06.2009 N 152 аренды указанного выше земельного участка. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Фонд, посчитав, что оспариваемые постановления и действия не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы фонда в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, усмотрев несоответствие оспариваемых ненормативных актов закону, а также нарушение прав и законных интересов Фонда, удовлетворили заявленные требования в части признания недействительными постановлений от 04.02.2009 N 97 и от 29.06.2009 N 822.
Кассационная инстанция считает выводы судов правильными и не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также то, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4). При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли этот акт (часть 5).
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются юридическим лицам на определенном праве, и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 4 статьи 11.2 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 данной статьи (образование земельных участков на основании решения суда).
Согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.8 ЗК РФ в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного срочного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного срочного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) либо на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования ими.
На основании статьи 16 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон N 78-ФЗ) образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства проводятся в случаях предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам. При этом порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается Правительством Российской Федерации (статья 23 Закона N 78-ФЗ).
В силу статьи 17 названного Закона межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ, в том числе границ земельных участков, с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения.
Межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации.
Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
В соответствии с пунктом 7 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396 (далее - Положение), действовавшего в период принятия постановления от 04.02.2009 N 97 и утверждения ответчиком границ земельного участка, технические условия и требования проведения землеустройства при образовании новых и упорядочивании существующих объектов землеустройства, а также межевании объектов землеустройства устанавливаются Федеральной службой земельного кадастра России.
При определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием, путем извещения их в письменной форме не позднее чем за 7 дней до начала работ. Отсутствие надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения этих работ (пункт 10 Положения).
Таким образом, о межевании земельного участка его арендатор должен быть извещен надлежащим образом.
Согласно пункту 1 статьи 22.2 Закона N 122-ФЗ основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является: решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков; соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков; иной документ, на основании которого в соответствии с названным Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 22.2 Закона N 122-ФЗ одним из обязательных приложений к документам, представляемым в соответствии с пунктами 1 и 2 данной статьи, является согласие в письменной форме лиц на образование земельных участков в случае, если необходимость такого согласия предусмотрена Земельным кодексом Российской Федерации.
Суды первой и апелляционной инстанции установили, что предоставленный в аренду Обществу земельный участок сформирован из земельного участка, ранее переданного в аренду Фонду и в отсутствие его согласия, что нарушает права и законные интересы заявителя. Суды также установили, что Фонд узнал об оспариваемых им актах после получения кадастрового паспорта на земельный участок от 03.02.2012.
С учетом приведенных норм права суды правомерно удовлетворили требования в части оспаривания постановлений.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают правильность выводов судов, основанных на полном и всестороннем исследовании доказательств с позиций статей 65, 71 АПК РФ и правильном применении норм материального и процессуального права. Кроме того, аналогичные доводы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно ими отклонены.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 12.10.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012 по делу N А66-4685/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Васильевская заводь" - без удовлетворения.
Председательствующий
М.В.ЗАХАРОВА
Судьи
Т.С.ГАФИАТУЛЛИНА
Т.И.САПОТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)