Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14.01.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 18.01.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Рыжовой Е.В., Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Некрасовой С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 18.10.2012 по делу N А54-2997/2010 (судья Шуман И.В.) по иску открытого акционерного общества "Головное специализированное конструкторское бюро по машинам для возделывания и уборки картофеля" (г. Рязань, ОГРН 1026200869837, ИНН 6227000239) к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046209031384, ИНН 6234010728), федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (г. Москва, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (г. Москва, ОГРН 1047796940465, ИНН 7706560536), обществу с ограниченной ответственностью "АварКом" (г. Рязань, ОГРН 1056204061330, ИНН 6234018847), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - правительство Рязанской области, о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка, установлении кадастровой стоимости земельного участка, обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости, при участии представителя истца Акимкина К.А. (доверенность от 01.01.2013), в отсутствие ответчиков и третьего лица, извещенных о месте и времени судебного заседания, установил следующее.
Открытое акционерное общество "Головное специализированное конструкторское бюро по машинам для возделывания и уборки картофеля" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (далее - управление) о признании недействительными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080078:0005; признании незаконными действий управления, выразившихся в формировании недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков; понуждении управления исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения.
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены общество с ограниченной ответственностью "АварКом" (далее - ООО "Аварком"), федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Рязанской области, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - правительство Рязанской области.
Впоследствии суд заменил ответчика федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Рязанской области его правопреемником - федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области (далее - учреждение) в связи с прекращением деятельности путем реорганизации в форме присоединения.
Истец уточнил заявленные требования, просил суд:
- - признать недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080078:0005 общей площадью 1 647,2 кв. м в размере 13 538 649 рублей 76 копеек, удельный показатель кадастровой стоимости - 8 219 рублей 19 копеек за 1 кв. м;
- - установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080078:0005 общей площадью 1 647,2 кв. м, равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 2 113 608 рублей - обязать учреждение внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие изменения.
Заявление об уточнении иска принято судом первой инстанции к производству.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 18.10.2012 исковые требования удовлетворены.
Судебный акт мотивирован тем, что кадастровая стоимость спорного земельного участка, определенная по результатам оценки по состоянию на 01.01.2008, превышает рыночную стоимость этих участков. При этом суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства достоверности результатов оценки, на основании которых установлена кадастровая стоимость.
Не согласившись с принятым решением, управление обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 18.10.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
В жалобе заявитель указывает на неправомерное принятие судом первой инстанции заявления общества об уточнении иска, ссылаясь на то, что данным уточнением истец в нарушение требований статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одновременно изменил, и предмет, и основание иска. Податель жалобы полагает, что арбитражный суд пришел к необоснованному выводу о том, что установление кадастровой стоимости земельного участка возможно без оспаривания действий органа кадастрового учета. Управление указывает на то, что вывод суда об установлении рыночной стоимости земельного участка в качестве кадастровой с 01.01.2010 противоречит закону. Ответчик считает, что вывод суда о недостоверности результатов оценки необоснован. Кроме того, заявитель полагает, что управление является ненадлежащим ответчиком по делу.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить обжалуемое решение без изменения.
В судебное заседание ответчики и третье лицо, надлежащим образом уведомленные о месте и времени его проведения, не явились, в связи с чем суд рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав представителя истца, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080078:0005 общей площадью 1 647,2 кв. м, категория земель - земли поселений, разрешенное использование - размещение и эксплуатация автозаправочной станции, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Грибоедова, стр. 1 (Советский округ).
Постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324 удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2008 определен в размере 8 219 рублей 19 копеек за 1 кв. м. При этом кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080078:0005 на основании отчета оценки N 2118-1/2008 ООО "Аварком", составила 13 538 649 рублей 76 копеек.
В целях определения достоверности утвержденной кадастровой стоимости земельных участков, общество обратилось к независимому оценщику для получения заключения о рыночной стоимости спорных земельных участков.
Согласно отчету от 08.06.2010 N 176/2010, составленному оценщиком - ООО Консультационно-аналитическая фирма "Спектр", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080078:0005 по состоянию на 01.01.2010 составила 2 113 608 рублей.
Ссылаясь на значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна равняться его рыночной стоимости. Учитывая, что ответчики не оспорили рыночную стоимость, определенную на основании результатов независимой оценки, суд принял ее в качестве кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080078:0005.
Судебная коллегия согласна с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В силу пункта 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Согласно пункту 10 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии.
Во исполнение пункта 11 Правил приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены "Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - Методические указания), позволяющие определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе отдельных видов разрешенного использования.
В силу положений пункта 2.2 Методических указаний при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Согласно пункту 1.3 Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Арбитражным судом установлено, что удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2008 определен в размере 8 219 рублей 19 копеек за 1 кв. м.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080078:0005 составила 13 538 649 рублей 76 копеек.
Согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
Согласно пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Исходя из пункта 5 Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Заявленные истцом требования, по существу, имеют своим предметом установление соответствия между кадастровой и рыночной стоимостями земельного участка и внесение соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета.
Согласно отчету от 08.06.2010 N 176/2010, составленному оценщиком - ООО Консультационно-аналитическая фирма "Спектр", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080078:0005 по состоянию на 01.01.2010 составила 2 113 608 рублей.
Поскольку управление рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080078:0005, определенную на основании указанного отчета не оспорило, ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы не заявило, суд первой инстанции правомерно признал рыночную стоимость данного участка в размере 2 113 608 рублей в качестве достоверной.
При этом суд, учитывая отсутствия между сторонами спора относительно рыночной стоимости спорного земельного участка, пришел к правильному выводу о том, что определение рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 не противоречит действующему законодательству.
Довод ответчика о нарушении судом первой инстанции требований статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии уточненного искового заявления судебной коллегией отклоняется, поскольку уточнение иска подано обществом и обоснованно принято судом области в соответствии с правовой позицией, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, согласно которой заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке искового производства.
Как следует из уточненных требований общества, истцом изменен предмет первоначально предъявленного иска, тогда как фактические обстоятельства спора (основание иска) остались неизменными.
Действующее арбитражное процессуальное законодательство не запрещает заявителю изменить предмет требований, предъявленных в арбитражный суд в порядке административного судопроизводства.
Довод управления о том, что установление кадастровой стоимости земельного участка невозможно без оспаривания действий органа кадастрового учета, судом апелляционной инстанции отклоняется, как противоречащий вышеприведенной позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Довод ответчика о том, что рыночная стоимость земельных участков установлена на 01.01.2010, в то время как кадастровая оценка установлена на 01.01.2008, не влияет на правильность принятого решение. Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, новая кадастровая стоимость вносится в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Доводы управления, касающиеся необоснованности вывода суда области о недостоверности отчетов оценщика ООО "АварКом", не влияют на правильность принятого решения.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что управление является ненадлежащим ответчиком по делу, судебной коллегией не принимается, поскольку согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование об установлении кадастровой стоимости участка предъявляется к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственный кадастровый учет недвижимого имущества, ведение государственного кадастра недвижимости, а также организует проведение государственной кадастровой оценки.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 409-р к ведению Росреестра отнесены организации, ранее находившиеся в ведении Роснедвижимости, включая федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации.
В соответствии с приказом Федеральной службы Росреестра от 11.03.2010 N П/93 федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации, подведомственные Росреестру, поэтапно наделяются полномочиями органа кадастрового учета.
Согласно пункту 2 названного приказа и плана-графика к нему Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Рязанской области наделено полномочиями органа кадастрового учета с 01.12.2010.
Как следует из материалов дела, федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Рязанской области реорганизовано в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Учитывая приведенные нормы, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что учреждение является организацией, подведомственной управлению, осуществляющей лишь функции по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости.
Таким образом, надлежащим ответчиком по делу является управление.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятых законных и обоснованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 18.10.2012 по делу N А54-2997/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.В.ЗАИКИНА
Судьи
Е.В.РЫЖОВА
О.Г.ТУЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.01.2013 ПО ДЕЛУ N А54-2997/2010
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 января 2013 г. по делу N А54-2997/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 14.01.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 18.01.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Рыжовой Е.В., Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Некрасовой С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 18.10.2012 по делу N А54-2997/2010 (судья Шуман И.В.) по иску открытого акционерного общества "Головное специализированное конструкторское бюро по машинам для возделывания и уборки картофеля" (г. Рязань, ОГРН 1026200869837, ИНН 6227000239) к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046209031384, ИНН 6234010728), федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (г. Москва, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (г. Москва, ОГРН 1047796940465, ИНН 7706560536), обществу с ограниченной ответственностью "АварКом" (г. Рязань, ОГРН 1056204061330, ИНН 6234018847), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - правительство Рязанской области, о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка, установлении кадастровой стоимости земельного участка, обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости, при участии представителя истца Акимкина К.А. (доверенность от 01.01.2013), в отсутствие ответчиков и третьего лица, извещенных о месте и времени судебного заседания, установил следующее.
Открытое акционерное общество "Головное специализированное конструкторское бюро по машинам для возделывания и уборки картофеля" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (далее - управление) о признании недействительными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080078:0005; признании незаконными действий управления, выразившихся в формировании недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков; понуждении управления исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения.
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены общество с ограниченной ответственностью "АварКом" (далее - ООО "Аварком"), федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Рязанской области, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - правительство Рязанской области.
Впоследствии суд заменил ответчика федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Рязанской области его правопреемником - федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области (далее - учреждение) в связи с прекращением деятельности путем реорганизации в форме присоединения.
Истец уточнил заявленные требования, просил суд:
- - признать недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080078:0005 общей площадью 1 647,2 кв. м в размере 13 538 649 рублей 76 копеек, удельный показатель кадастровой стоимости - 8 219 рублей 19 копеек за 1 кв. м;
- - установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080078:0005 общей площадью 1 647,2 кв. м, равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 2 113 608 рублей - обязать учреждение внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие изменения.
Заявление об уточнении иска принято судом первой инстанции к производству.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 18.10.2012 исковые требования удовлетворены.
Судебный акт мотивирован тем, что кадастровая стоимость спорного земельного участка, определенная по результатам оценки по состоянию на 01.01.2008, превышает рыночную стоимость этих участков. При этом суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства достоверности результатов оценки, на основании которых установлена кадастровая стоимость.
Не согласившись с принятым решением, управление обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 18.10.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
В жалобе заявитель указывает на неправомерное принятие судом первой инстанции заявления общества об уточнении иска, ссылаясь на то, что данным уточнением истец в нарушение требований статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одновременно изменил, и предмет, и основание иска. Податель жалобы полагает, что арбитражный суд пришел к необоснованному выводу о том, что установление кадастровой стоимости земельного участка возможно без оспаривания действий органа кадастрового учета. Управление указывает на то, что вывод суда об установлении рыночной стоимости земельного участка в качестве кадастровой с 01.01.2010 противоречит закону. Ответчик считает, что вывод суда о недостоверности результатов оценки необоснован. Кроме того, заявитель полагает, что управление является ненадлежащим ответчиком по делу.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить обжалуемое решение без изменения.
В судебное заседание ответчики и третье лицо, надлежащим образом уведомленные о месте и времени его проведения, не явились, в связи с чем суд рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав представителя истца, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080078:0005 общей площадью 1 647,2 кв. м, категория земель - земли поселений, разрешенное использование - размещение и эксплуатация автозаправочной станции, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Грибоедова, стр. 1 (Советский округ).
Постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324 удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2008 определен в размере 8 219 рублей 19 копеек за 1 кв. м. При этом кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080078:0005 на основании отчета оценки N 2118-1/2008 ООО "Аварком", составила 13 538 649 рублей 76 копеек.
В целях определения достоверности утвержденной кадастровой стоимости земельных участков, общество обратилось к независимому оценщику для получения заключения о рыночной стоимости спорных земельных участков.
Согласно отчету от 08.06.2010 N 176/2010, составленному оценщиком - ООО Консультационно-аналитическая фирма "Спектр", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080078:0005 по состоянию на 01.01.2010 составила 2 113 608 рублей.
Ссылаясь на значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна равняться его рыночной стоимости. Учитывая, что ответчики не оспорили рыночную стоимость, определенную на основании результатов независимой оценки, суд принял ее в качестве кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080078:0005.
Судебная коллегия согласна с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В силу пункта 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Согласно пункту 10 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии.
Во исполнение пункта 11 Правил приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены "Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - Методические указания), позволяющие определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе отдельных видов разрешенного использования.
В силу положений пункта 2.2 Методических указаний при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Согласно пункту 1.3 Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Арбитражным судом установлено, что удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2008 определен в размере 8 219 рублей 19 копеек за 1 кв. м.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080078:0005 составила 13 538 649 рублей 76 копеек.
Согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
Согласно пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Исходя из пункта 5 Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Заявленные истцом требования, по существу, имеют своим предметом установление соответствия между кадастровой и рыночной стоимостями земельного участка и внесение соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета.
Согласно отчету от 08.06.2010 N 176/2010, составленному оценщиком - ООО Консультационно-аналитическая фирма "Спектр", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080078:0005 по состоянию на 01.01.2010 составила 2 113 608 рублей.
Поскольку управление рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080078:0005, определенную на основании указанного отчета не оспорило, ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы не заявило, суд первой инстанции правомерно признал рыночную стоимость данного участка в размере 2 113 608 рублей в качестве достоверной.
При этом суд, учитывая отсутствия между сторонами спора относительно рыночной стоимости спорного земельного участка, пришел к правильному выводу о том, что определение рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 не противоречит действующему законодательству.
Довод ответчика о нарушении судом первой инстанции требований статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии уточненного искового заявления судебной коллегией отклоняется, поскольку уточнение иска подано обществом и обоснованно принято судом области в соответствии с правовой позицией, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, согласно которой заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке искового производства.
Как следует из уточненных требований общества, истцом изменен предмет первоначально предъявленного иска, тогда как фактические обстоятельства спора (основание иска) остались неизменными.
Действующее арбитражное процессуальное законодательство не запрещает заявителю изменить предмет требований, предъявленных в арбитражный суд в порядке административного судопроизводства.
Довод управления о том, что установление кадастровой стоимости земельного участка невозможно без оспаривания действий органа кадастрового учета, судом апелляционной инстанции отклоняется, как противоречащий вышеприведенной позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Довод ответчика о том, что рыночная стоимость земельных участков установлена на 01.01.2010, в то время как кадастровая оценка установлена на 01.01.2008, не влияет на правильность принятого решение. Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, новая кадастровая стоимость вносится в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Доводы управления, касающиеся необоснованности вывода суда области о недостоверности отчетов оценщика ООО "АварКом", не влияют на правильность принятого решения.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что управление является ненадлежащим ответчиком по делу, судебной коллегией не принимается, поскольку согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование об установлении кадастровой стоимости участка предъявляется к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственный кадастровый учет недвижимого имущества, ведение государственного кадастра недвижимости, а также организует проведение государственной кадастровой оценки.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 409-р к ведению Росреестра отнесены организации, ранее находившиеся в ведении Роснедвижимости, включая федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации.
В соответствии с приказом Федеральной службы Росреестра от 11.03.2010 N П/93 федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации, подведомственные Росреестру, поэтапно наделяются полномочиями органа кадастрового учета.
Согласно пункту 2 названного приказа и плана-графика к нему Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Рязанской области наделено полномочиями органа кадастрового учета с 01.12.2010.
Как следует из материалов дела, федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Рязанской области реорганизовано в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Учитывая приведенные нормы, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что учреждение является организацией, подведомственной управлению, осуществляющей лишь функции по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости.
Таким образом, надлежащим ответчиком по делу является управление.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятых законных и обоснованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 18.10.2012 по делу N А54-2997/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.В.ЗАИКИНА
Судьи
Е.В.РЫЖОВА
О.Г.ТУЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)