Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2008 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шеина А.Е.,
судей: Михайловой Т.Л.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Астаповым С.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "СМАК" - Шелудько Л.А., директора, протокол N 1 от 23.12.2005 года,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области - Колодиной Н.Н., главного специалиста-эксперта, доверенность N 1913 от 22.05.2007 года,
от администрации г. Моршанска - представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СМАК" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.04.2008 года по делу N А64-963/08-13 (судья Пряхина Л.И.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СМАК" (далее - ООО "СМАК", организация) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - УФАС по Тамбовской области, административный орган) от 29.12.2007 года N 55/02.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 09.04.2008 года по делу N А64-963/08-13 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, ООО "СМАК" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. По мнению заявителя жалобы, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
УФАС по Тамбовской области возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение законным и обоснованным.
Администрация г. Моршанска также возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, указанным в отзыве от 11.06.2008 года N 986.
Администрация г. Моршанска, извещенная о месте и времени судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, что в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в ее отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 17.01.2007 года ИП Подгорнов С.В. обратился в администрацию г. Моршанска с заявлением о предоставлении ряда земельных участков, находящихся в г. Моршанск по адресам: территория Городского сада им.Пушкина, площадью 90 кв. м, под закусочной; площадью 1 200 кв. м, для организации танцевальной площадки; ул. Свободная, около закусочной "Бумер", площадью 50 кв. м; ул. Советская, рядом с кинотеатром "Октябрь"; ул. Сакко и Ванцетти, напротив дома N 129, на пересечении ул. Пролетарская, Кирова (напротив нового рынка); ул. Кирова, напротив д. 200, пересечение ул. Лесная, Горького, на территории Городского сада; ул. Интернациональная, рядом городской библиотекой; район кирпичного завода, общей площадью 294, 5 кв. м, для организации розничной торговли на 11 месяцев.
В ответ на указанное заявление администрация г. Моршанска сообщила предпринимателю, что испрашиваемые им земельные участки предоставлены и находятся в пользовании на условиях аренды у другого юридического лица: между ООО "СМАК" и Комитетом по правлению имуществом администрации г. Моршанска 29.04.06 года и 14.05.06 года заключены договоры аренды указанных земельных участков сроком аренды по 15.09.2010 года, в течение текущего года на период 5 месяцев с мая по 15 сентября.
Посчитав, что указанными действиями администрация г. Моршанска нарушила порядок предоставления земельных участков, предусмотренный действующим законодательством, а также в нарушение антимонопольного законодательства установила особые условия предоставления данных земельных участков отдельному хозяйствующему субъекту - ООО "СМАК", ИП Подгорнов С.В. обратился с жалобой в УФАС по Тамбовской области.
На запросы управления по поводу спорных земельных участков администрация г. Моршанска представила письменные объяснения, в которых указала, что испрашиваемые предпринимателем земельные участки заняты и предоставлены ООО "СМАК" по договорам аренды от 29.04.2006 года N 1385 и N 1386, от 04.05.2006 года N 1392 и N 1393; истечении срока их действия арендатор в преимущественном порядке перед другими лицами имеет право перезаключить договор на новый срок.
По данным фактам комиссией УФАС по Тамбовской области возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 55/02.
В ходе рассмотрения дела установлено, что при предоставлении ООО "СМАК" земельных участков, находящихся в ведении г. Моршанска, для целей, не связанных со строительством, администрация г. Моршанска допустила нарушение антимонопольного законодательства.
По мнению управления, при заключении с ООО "СМАК" договоров аренды земельных участков от 29.04.2006 года N 1385, N 1386, от 04.05.2006 года N 1392, N 1393 администрация в нарушение требований действующего законодательства Российской Федерации не обеспечила принципы справедливости, открытости и прозрачности процедуры предоставления данных земельных участков и нарушила условия конкуренции.
29.12.2007 года УФАС по Тамбовской области вынесено решение N 55/02 о признании администрации г. Моршанска нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции при предоставлении хозяйствующим субъектам (ООО "СМАК") земельных участков, находящихся в ведении г. Моршанска, для целей, не связанных со строительством.
Указанным решением административный орган так же признал необходимым обратиться в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о расторжении договоров аренды земельных участков от 29.04.2006 года N 1385, N 1386, от 04.05.2006 года N 1392, N 1393, заключенных Комитетом по управлению имуществом администрации г. Моршанска с ООО "СМАК".
Полагая, что данное решение не основано на нормах действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Рассматривая заявленные требования по существу и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (ми) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка с приложением проекта его границ.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 6 и пункту 3 статьи 29 Закона Российской Федерации от 28.08.1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью отнесено к вопросам местного значения.
Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе сдавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.
Статьей 2 Закона РСФСР от 22.03.1991 года N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" установлено, что данный Закон распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в Российской Федерации, в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти объектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также физические лица.
Согласно статье 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 года N 948-1 под конкуренцией принимается состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Товарный рынок - это сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности приобретателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами,
На основании статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 года N 948-1 федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе запрещается необоснованно предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того к товара.
Проекты решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов части органов или организаций по вопросам о предоставлении льгот и преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам подлежат согласованию с антимонопольным органом.
В соответствии со статьей 12 Закона РСФСР от 22.03.1991 года N 948-1 антимонопольный орган вправе при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства возбуждать дела, по результатам рассмотрения которых принимать решения и выдавать органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции установил, что согласно договору аренды земельного участка от 29.04.2006 года N 1385 ООО "СМАК" предоставлен в долгосрочную аренду земельный участок общей площадью 1 200 кв. м, находящийся на территории Городского сада им.Пушкина г. Моршанска, для организации танцплощадки.
ООО "СМАК" подало заявление о предоставлении в аренду указанного земельного участка 29.04.2006 года.
Публикация о принятии заявлений о предоставлении в краткосрочную аренду земельного участка на территории Городского сада "для организации на танцевальной площадке Городского сада досуга населения" осуществлена администрацией г. Моршанска в городской газете "Согласие" в N 16 (16134) от 20.04.2006 года.
- Срок окончания принятия заявлений в публикации не был указан. Администрация г. Моршанска предоставила земельный участок в аренду первому заявителю - ООО "СМАК" и не обеспечила возможность равного доступа всех хозяйствующих субъектов к аренде этого земельного участка. Кроме того, участок предоставлен ООО "СМАК" в долгосрочную аренду, хотя в заявлении указывалось о сдаче его в краткосрочную аренду;
- Согласно договору аренды земельного участка от 29.04.2006 года N 1386 ООО "СМАК" предоставлен в долгосрочную аренду земельный участок общей площадью 90 кв. м, находящийся на территории Городского сада им.Пушкина г. Моршанска, для использования в целях под закусочной (разносная торговля на летний период).
ООО "СМАК" подало заявление о предоставлении в аренду указанного дельного участка 29.04.2006 года.
Публикация о принятии заявлений о предоставлении в краткосрочную аренду земельного участка на территории Городского сада "для организации открытого кафе быстрого обслуживания" осуществлена администрацией г. Моршанска в городской газете "Согласие" в N 16 (16134) от 20.04.2006 года.
- Срок окончания принятия заявлений в публикации не был указан. Администрация г. Моршанска предоставила земельный участок в аренду первому заявителю - ООО "СМАК" и не обеспечила возможность равного доступа всех хозяйствующих субъектов к аренде этого земельного участка. Кроме того, участок предоставлен ООО "СМАК" в долгосрочную аренду, хотя в объявлении указывалось о сдаче его в аренду в краткосрочную аренду;
- Согласно договору аренды земельного участка от 04.05.2006 года N 1392 ООО "СМАК" предоставлен в долгосрочную аренду земельный участок общей площадью 50 кв. м, находящийся по адресу: г. Моршанск, ул. Свободная (около закусочной "Бумер") для использования в целях под закусочной (разносная торговля на летний период).
ООО "СМАК" подало заявление о предоставлении в аренду указанного земельного участка 28.04.2006 года.
Публикация о принятии заявлений о предоставлении в краткосрочную аренду земельного участка по названному адресу "для организации разносной торговли (закусочных быстрого обслуживания) на летний период" осуществлена администрацией г. Моршанска в городской газете "Согласие" в N 18 (16136) от 04.05.2006 года.
- Публикация не являлась заблаговременной, срок окончания принятия заявлений в публикации не был указан. Администрация г. Моршанска предоставила земельный участок в аренду ООО "СМАК" в нарушение требований законодательства и не обеспечила возможность равного доступа всех хозяйствующих субъектов к аренде этого земельного участка. Кроме того, участок предоставлен ООО "СМАК" в долгосрочную аренду, хотя в объявлении указывалось о сдаче его в аренду в краткосрочную аренду;
- Согласно договору аренды земельного участка от 04.05.2006 года N 1393 ООО "СМАК" предоставлены в долгосрочную аренду 10 земельных участков общей площадью 294,5 кв. м, находящихся на территории г. Моршанска, для использования в целях под закусочной (разносная торговля на летний период).
ООО "СМАК" подало заявление о предоставлении в аренду указанных земельных участков 20.04.2006 года.
Публикация о принятии заявлений о предоставлении в краткосрочную аренду земельного участка "для организации разносной торговли (закусочных быстрого обслуживания) на летний период" осуществлена администрацией г. Моршанска в городской газете "Согласие" в N 18 (16136) от 04.052006 года только по одному из десяти земельных, участков, а именно - по ул. Советской (рядом с кинотеатром "Октябрь").
Публикации по девяти земельным участкам не было, публикация по одному земельному участку не являлась заблаговременной, к тому же в ней не был указан срок окончания принятия заявлений. Администрация г. Моршанска предоставила 10 земельных участков в аренду ООО "СМАК" в нарушение требований законодательства и не обеспечила возможность равного доступа всех хозяйствующих субъектов к аренде этого земельного участка. Кроме того, участок предоставлен ООО "СМАК" в долгосрочную аренду, хотя в объявлении по одному земельному участку указывалось о сдаче его в аренду в краткосрочную аренду.
Как следует из материалов дела, в рассматриваемый период администрацией г. Моршанска не был принят акт, устанавливающий процедуры предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, порядок рассмотрения заявок и принятия решений, не изготовлен и не утвержден проект границ земельных участков.
Обществом не представлены кадастровые планы земельных участков. Администрацией г. Моршанска не принято решение о предоставлении испрашиваемых земельных участков ООО "СМАК" в аренду. Девять земельных участков предоставлено без публикации соответствующей информации. В представленных публикациях не указан срок принятия заявлений о предоставлении земельных участков. Объявления предусматривают краткосрочную аренду на летний период 2006 года. Договоры заключены на последующие периоды до 2010 года.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлено, что при предоставлении в аренду ООО "СМАК" земельных участков администрация г. Моршанска нарушила порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, который установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, допустила приоритет и особые условия аренды земельных участков в отношении ООО "СМАК", что является нарушением требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и выражается в осуществлении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Так, земельные участки были предоставлены ООО "СМАК" без предоставления кадастрового плана, проекта границ, требующих временных и материальных затрат. Договоры заключены в кратчайшие сроки, без вынесения соответствующих актов и согласования их с антимонопольным органом. В объявлениях отсутствуют указание срока принятия заявлений. По ряду земельных участков объявлений вообще не было. Договоры заключены в кратчайшие сроки, без вынесения соответствующих актов и согласования их с антимонопольным органом. Как следует из материалов дела, земельные участки предоставлялись на летний период 2006 года. При заключении договора ООО "СМАК" представлено преимущество в виде предоставления данных земельных участков на последующие летние периоды до 2010 года.
Права и законные интересы других хозяйствующих субъектов, которые вправе претендовать на аренду тех же земельных участков или были их претендентами, оказались нарушены в результате указанных действий администрации г. Моршанска.
При подобных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал решение УФАС по Тамбовской области N 5/02 от 29.12.2007 года законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводов заявителя апелляционной жалобы, так как они выражают только несогласие с выводами суда первой инстанции, но не опровергают их. При этом, убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
При вынесении обжалуемого судебного акта суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы материального права. В связи с этим апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно статье 110 АПК РФ государственная пошлина относится на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований. При подаче настоящей апелляционной жалобы ООО "СМАК" квитанцией 8594/0004 от 12.05.2008 года через своего представителя Шелудько Лидию Анатольевну уплатило государственную пошлину в сумме 1 000 руб. Учитывая результат рассмотрения жалобы, оснований для возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.04.2008 года по делу N А64-963/07-13 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СМАК" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья
А.Е.ШЕИН
Судьи
Т.Л.МИХАЙЛОВА
А.И.ПРОТАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.06.2008 ПО ДЕЛУ N А64-963/08-13
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2008 г. по делу N А64-963/08-13
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2008 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шеина А.Е.,
судей: Михайловой Т.Л.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Астаповым С.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "СМАК" - Шелудько Л.А., директора, протокол N 1 от 23.12.2005 года,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области - Колодиной Н.Н., главного специалиста-эксперта, доверенность N 1913 от 22.05.2007 года,
от администрации г. Моршанска - представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СМАК" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.04.2008 года по делу N А64-963/08-13 (судья Пряхина Л.И.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СМАК" (далее - ООО "СМАК", организация) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - УФАС по Тамбовской области, административный орган) от 29.12.2007 года N 55/02.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 09.04.2008 года по делу N А64-963/08-13 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, ООО "СМАК" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. По мнению заявителя жалобы, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
УФАС по Тамбовской области возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение законным и обоснованным.
Администрация г. Моршанска также возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, указанным в отзыве от 11.06.2008 года N 986.
Администрация г. Моршанска, извещенная о месте и времени судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, что в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в ее отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 17.01.2007 года ИП Подгорнов С.В. обратился в администрацию г. Моршанска с заявлением о предоставлении ряда земельных участков, находящихся в г. Моршанск по адресам: территория Городского сада им.Пушкина, площадью 90 кв. м, под закусочной; площадью 1 200 кв. м, для организации танцевальной площадки; ул. Свободная, около закусочной "Бумер", площадью 50 кв. м; ул. Советская, рядом с кинотеатром "Октябрь"; ул. Сакко и Ванцетти, напротив дома N 129, на пересечении ул. Пролетарская, Кирова (напротив нового рынка); ул. Кирова, напротив д. 200, пересечение ул. Лесная, Горького, на территории Городского сада; ул. Интернациональная, рядом городской библиотекой; район кирпичного завода, общей площадью 294, 5 кв. м, для организации розничной торговли на 11 месяцев.
В ответ на указанное заявление администрация г. Моршанска сообщила предпринимателю, что испрашиваемые им земельные участки предоставлены и находятся в пользовании на условиях аренды у другого юридического лица: между ООО "СМАК" и Комитетом по правлению имуществом администрации г. Моршанска 29.04.06 года и 14.05.06 года заключены договоры аренды указанных земельных участков сроком аренды по 15.09.2010 года, в течение текущего года на период 5 месяцев с мая по 15 сентября.
Посчитав, что указанными действиями администрация г. Моршанска нарушила порядок предоставления земельных участков, предусмотренный действующим законодательством, а также в нарушение антимонопольного законодательства установила особые условия предоставления данных земельных участков отдельному хозяйствующему субъекту - ООО "СМАК", ИП Подгорнов С.В. обратился с жалобой в УФАС по Тамбовской области.
На запросы управления по поводу спорных земельных участков администрация г. Моршанска представила письменные объяснения, в которых указала, что испрашиваемые предпринимателем земельные участки заняты и предоставлены ООО "СМАК" по договорам аренды от 29.04.2006 года N 1385 и N 1386, от 04.05.2006 года N 1392 и N 1393; истечении срока их действия арендатор в преимущественном порядке перед другими лицами имеет право перезаключить договор на новый срок.
По данным фактам комиссией УФАС по Тамбовской области возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 55/02.
В ходе рассмотрения дела установлено, что при предоставлении ООО "СМАК" земельных участков, находящихся в ведении г. Моршанска, для целей, не связанных со строительством, администрация г. Моршанска допустила нарушение антимонопольного законодательства.
По мнению управления, при заключении с ООО "СМАК" договоров аренды земельных участков от 29.04.2006 года N 1385, N 1386, от 04.05.2006 года N 1392, N 1393 администрация в нарушение требований действующего законодательства Российской Федерации не обеспечила принципы справедливости, открытости и прозрачности процедуры предоставления данных земельных участков и нарушила условия конкуренции.
29.12.2007 года УФАС по Тамбовской области вынесено решение N 55/02 о признании администрации г. Моршанска нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции при предоставлении хозяйствующим субъектам (ООО "СМАК") земельных участков, находящихся в ведении г. Моршанска, для целей, не связанных со строительством.
Указанным решением административный орган так же признал необходимым обратиться в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о расторжении договоров аренды земельных участков от 29.04.2006 года N 1385, N 1386, от 04.05.2006 года N 1392, N 1393, заключенных Комитетом по управлению имуществом администрации г. Моршанска с ООО "СМАК".
Полагая, что данное решение не основано на нормах действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Рассматривая заявленные требования по существу и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (ми) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка с приложением проекта его границ.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 6 и пункту 3 статьи 29 Закона Российской Федерации от 28.08.1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью отнесено к вопросам местного значения.
Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе сдавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.
Статьей 2 Закона РСФСР от 22.03.1991 года N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" установлено, что данный Закон распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в Российской Федерации, в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти объектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также физические лица.
Согласно статье 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 года N 948-1 под конкуренцией принимается состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Товарный рынок - это сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности приобретателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами,
На основании статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 года N 948-1 федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе запрещается необоснованно предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того к товара.
Проекты решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов части органов или организаций по вопросам о предоставлении льгот и преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам подлежат согласованию с антимонопольным органом.
В соответствии со статьей 12 Закона РСФСР от 22.03.1991 года N 948-1 антимонопольный орган вправе при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства возбуждать дела, по результатам рассмотрения которых принимать решения и выдавать органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции установил, что согласно договору аренды земельного участка от 29.04.2006 года N 1385 ООО "СМАК" предоставлен в долгосрочную аренду земельный участок общей площадью 1 200 кв. м, находящийся на территории Городского сада им.Пушкина г. Моршанска, для организации танцплощадки.
ООО "СМАК" подало заявление о предоставлении в аренду указанного земельного участка 29.04.2006 года.
Публикация о принятии заявлений о предоставлении в краткосрочную аренду земельного участка на территории Городского сада "для организации на танцевальной площадке Городского сада досуга населения" осуществлена администрацией г. Моршанска в городской газете "Согласие" в N 16 (16134) от 20.04.2006 года.
- Срок окончания принятия заявлений в публикации не был указан. Администрация г. Моршанска предоставила земельный участок в аренду первому заявителю - ООО "СМАК" и не обеспечила возможность равного доступа всех хозяйствующих субъектов к аренде этого земельного участка. Кроме того, участок предоставлен ООО "СМАК" в долгосрочную аренду, хотя в заявлении указывалось о сдаче его в краткосрочную аренду;
- Согласно договору аренды земельного участка от 29.04.2006 года N 1386 ООО "СМАК" предоставлен в долгосрочную аренду земельный участок общей площадью 90 кв. м, находящийся на территории Городского сада им.Пушкина г. Моршанска, для использования в целях под закусочной (разносная торговля на летний период).
ООО "СМАК" подало заявление о предоставлении в аренду указанного дельного участка 29.04.2006 года.
Публикация о принятии заявлений о предоставлении в краткосрочную аренду земельного участка на территории Городского сада "для организации открытого кафе быстрого обслуживания" осуществлена администрацией г. Моршанска в городской газете "Согласие" в N 16 (16134) от 20.04.2006 года.
- Срок окончания принятия заявлений в публикации не был указан. Администрация г. Моршанска предоставила земельный участок в аренду первому заявителю - ООО "СМАК" и не обеспечила возможность равного доступа всех хозяйствующих субъектов к аренде этого земельного участка. Кроме того, участок предоставлен ООО "СМАК" в долгосрочную аренду, хотя в объявлении указывалось о сдаче его в аренду в краткосрочную аренду;
- Согласно договору аренды земельного участка от 04.05.2006 года N 1392 ООО "СМАК" предоставлен в долгосрочную аренду земельный участок общей площадью 50 кв. м, находящийся по адресу: г. Моршанск, ул. Свободная (около закусочной "Бумер") для использования в целях под закусочной (разносная торговля на летний период).
ООО "СМАК" подало заявление о предоставлении в аренду указанного земельного участка 28.04.2006 года.
Публикация о принятии заявлений о предоставлении в краткосрочную аренду земельного участка по названному адресу "для организации разносной торговли (закусочных быстрого обслуживания) на летний период" осуществлена администрацией г. Моршанска в городской газете "Согласие" в N 18 (16136) от 04.05.2006 года.
- Публикация не являлась заблаговременной, срок окончания принятия заявлений в публикации не был указан. Администрация г. Моршанска предоставила земельный участок в аренду ООО "СМАК" в нарушение требований законодательства и не обеспечила возможность равного доступа всех хозяйствующих субъектов к аренде этого земельного участка. Кроме того, участок предоставлен ООО "СМАК" в долгосрочную аренду, хотя в объявлении указывалось о сдаче его в аренду в краткосрочную аренду;
- Согласно договору аренды земельного участка от 04.05.2006 года N 1393 ООО "СМАК" предоставлены в долгосрочную аренду 10 земельных участков общей площадью 294,5 кв. м, находящихся на территории г. Моршанска, для использования в целях под закусочной (разносная торговля на летний период).
ООО "СМАК" подало заявление о предоставлении в аренду указанных земельных участков 20.04.2006 года.
Публикация о принятии заявлений о предоставлении в краткосрочную аренду земельного участка "для организации разносной торговли (закусочных быстрого обслуживания) на летний период" осуществлена администрацией г. Моршанска в городской газете "Согласие" в N 18 (16136) от 04.052006 года только по одному из десяти земельных, участков, а именно - по ул. Советской (рядом с кинотеатром "Октябрь").
Публикации по девяти земельным участкам не было, публикация по одному земельному участку не являлась заблаговременной, к тому же в ней не был указан срок окончания принятия заявлений. Администрация г. Моршанска предоставила 10 земельных участков в аренду ООО "СМАК" в нарушение требований законодательства и не обеспечила возможность равного доступа всех хозяйствующих субъектов к аренде этого земельного участка. Кроме того, участок предоставлен ООО "СМАК" в долгосрочную аренду, хотя в объявлении по одному земельному участку указывалось о сдаче его в аренду в краткосрочную аренду.
Как следует из материалов дела, в рассматриваемый период администрацией г. Моршанска не был принят акт, устанавливающий процедуры предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, порядок рассмотрения заявок и принятия решений, не изготовлен и не утвержден проект границ земельных участков.
Обществом не представлены кадастровые планы земельных участков. Администрацией г. Моршанска не принято решение о предоставлении испрашиваемых земельных участков ООО "СМАК" в аренду. Девять земельных участков предоставлено без публикации соответствующей информации. В представленных публикациях не указан срок принятия заявлений о предоставлении земельных участков. Объявления предусматривают краткосрочную аренду на летний период 2006 года. Договоры заключены на последующие периоды до 2010 года.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлено, что при предоставлении в аренду ООО "СМАК" земельных участков администрация г. Моршанска нарушила порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, который установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, допустила приоритет и особые условия аренды земельных участков в отношении ООО "СМАК", что является нарушением требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и выражается в осуществлении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Так, земельные участки были предоставлены ООО "СМАК" без предоставления кадастрового плана, проекта границ, требующих временных и материальных затрат. Договоры заключены в кратчайшие сроки, без вынесения соответствующих актов и согласования их с антимонопольным органом. В объявлениях отсутствуют указание срока принятия заявлений. По ряду земельных участков объявлений вообще не было. Договоры заключены в кратчайшие сроки, без вынесения соответствующих актов и согласования их с антимонопольным органом. Как следует из материалов дела, земельные участки предоставлялись на летний период 2006 года. При заключении договора ООО "СМАК" представлено преимущество в виде предоставления данных земельных участков на последующие летние периоды до 2010 года.
Права и законные интересы других хозяйствующих субъектов, которые вправе претендовать на аренду тех же земельных участков или были их претендентами, оказались нарушены в результате указанных действий администрации г. Моршанска.
При подобных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал решение УФАС по Тамбовской области N 5/02 от 29.12.2007 года законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводов заявителя апелляционной жалобы, так как они выражают только несогласие с выводами суда первой инстанции, но не опровергают их. При этом, убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
При вынесении обжалуемого судебного акта суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы материального права. В связи с этим апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно статье 110 АПК РФ государственная пошлина относится на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований. При подаче настоящей апелляционной жалобы ООО "СМАК" квитанцией 8594/0004 от 12.05.2008 года через своего представителя Шелудько Лидию Анатольевну уплатило государственную пошлину в сумме 1 000 руб. Учитывая результат рассмотрения жалобы, оснований для возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.04.2008 года по делу N А64-963/07-13 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СМАК" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья
А.Е.ШЕИН
Судьи
Т.Л.МИХАЙЛОВА
А.И.ПРОТАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)