Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.09.2013 ПО ДЕЛУ N А41-11445/13

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 сентября 2013 г. по делу N А41-11445/13


Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Коротковой Е.Н., Мордкиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
- при участии в заседании: лиц, согласно протоколу судебного заседания от 18.09.2013 г.;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ивантеевка Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 08 июля 2013 года по делу N А41-11445/13, принятое судьей Бирюковым Р.Ш., по заявлению администрации города Ивантеевка Московской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, общества с ограниченной ответственностью "Ксилон", о признании права собственности отсутствующим,

установил:

Администрация города Ивантеевка Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ТУ Росимущества) в Московской области о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 15 026 кв. м с кадастровым номером 50:43:020 00 0:0922, вид разрешенного использования: "производство, реализация строительных материалов и изделий, сборка мебели, деревообработка", категория земель "земли населенных пунктов", расположенный по адресу: Московская область, г. Ивантеевка, Центральный проезд, д. 27 (т. 1. л.д. 2-3).
Определением Арбитражного суда Московской области от 22 марта 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление Росреестра) по Московской области, Министерство имущественных отношений (Минимущество) Московской области, общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Ксилон" (т. 1, л.д. 1).
До вынесения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу спора, администрация города Ивантеевка Московской области в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнила кадастровый номер спорного земельного участка - 50:43:020 10 1:0055 (т. 1, л.д. 87).
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 июля 2013 года в удовлетворении требований было отказано (т. 2, л.д. 98-100).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, администрация города Ивантеевка Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, указывая на отсутствие доказательств принадлежности спорного земельного участка к федеральной собственности (т. 2, л.д. 108-111).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы администрации города Ивантеевки Московской области N 2434 от 30.06.93 за Управлением механизации госпредприятия "Элеваторспецстрой" в постоянное пользование был закреплен земельный участок площадью 2,81 га по ул. Центральный проезд г. Ивантеевки (т. 1, л.д. 110).
В соответствии указанным постановлением Управлению механизации государственного предприятия "Элеваторспецстрой" было выдано свидетельство N 390 от 13.07.93 на право постоянного (бессрочного) пользования на землю (т. 1, л.д. 71).
Постановлением Главы города Ивантеевка N 922 от 27.04.00 в аренду ООО "Ксилон" был предоставлен земельный участок общей площадью 15 026 кв. м, расположенный по Центральному проезду, д. 27, изъятый из производственной территории Управления механизации филиала ОАО "Элеваторспецстрой".
14.07.00 года на основании постановления N 922 от 27.04.00 между Комитетом по управлению имуществом Московской области (Арендодатель) и ООО "Ксилон" (Арендатор) был заключен Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и используемого для ведения предпринимательской деятельности N 48003-Z, в соответствии с данным договором Арендодатель передал Арендатору в аренду на 49 лет земельный участок с кадастровым номером: 50:43:020000:0922 (равнозначен кадастровому номеру 50:43:020101:55) 15 026 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, г. Ивантеевка, Центральный проезд, д. 27 (т. 1, л.д. 10-17).
10.06.11 между Минимуществом Московской области, Муниципальным образованием "городской округ Ивантеевка Московской области" и ООО "Ксилон" (Арендатор) было заключено дополнительное соглашение N 2 к договору аренды земельного участка от 14.07.00 N 48003-Z, в соответствии с которым Минимущество Московской области передало, а Муниципальное образование "городской округ Ивантеевка Московской области" приняло права и обязанности Арендодателя по договору аренды земельного участка от 14.07.00 N 48003-Z (т. 1. л.д. 28).
19.03.12 Комитет по управлению имуществом Московской области обратился в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения 2 к договору аренды земельного участка от 14.07.00 N 48003-Z (т. 1, л.д. 29).
Письмом N 99/023/2012-52 от 18.05.12 Управление Росреестра по Московской области уведомило Комитет по управлению имуществом Московской области об отказе в государственной регистрации дополнительного соглашения 2 к договору аренды земельного участка от 14.07.00 N 48003-Z, ссылаясь на то, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:43:020101:55 зарегистрировано за Российской Федерацией (т. 1, л.д. 31).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 09.06.12 N 98/006/2012-5125 правообладателем земельного участка с кадастровым номером 50:43:020101:55 является Российская Федерация (т. 1, л.д. 32).
Полагая, что право собственности Российской Федерации на данный земельный участок было зарегистрировано незаконно, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что администрация города Ивантеевка не имеет право распоряжаться спорным земельным участком.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В силу пункта 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Пунктом 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.01 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- - земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- - земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- - земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
- - земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
- - иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Пунктом 2 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
- - земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
- - земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- - иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (пункт 2).
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
- - земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
- - земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; - иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли (п. 3 ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
К собственности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи и расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 5 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" изданные Правительством Российской Федерации до 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на такие земельные участки.
Таким образом, при установлении факта разграничения и отнесения земельных участков к соответствующему уровню собственности необходимо руководствоваться изначальным назначением земельного участка.
Следовательно, к федеральной собственности относятся земельные участки, изначально предоставленные казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
При этом право федеральный собственности на указанный земельный участок сохраняется, если в дальнейшем предприятие, которому земельный участок был предоставлен на праве аренды или праве постоянного (бессрочного) пользования, было приватизировано или иным образом реорганизовано.
Согласно акту обследования земельного участка от 16.05.13, составленному представителями администрации города Ивантеевка и ООО "Ксилон", было установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 50:43:020101:55, расположенном по адресу: Московская область, город Ивантеевка, Центральный проезд, д. 27, находятся следующие объекты недвижимости:
- - здание производственного назначения - ремонтно-механические мастерские, общей площадью 3 632,30 кв. м, лит. Б1, объект N 1;
- - часть здания производственного назначения. Административно-бытовой корпус (помещения 1 этажа 1-26, ЛК, ЛК1, 2 этаж 1-13, ЛК 2, ЛК3, 3 этаж 1-23, ЛК 4, ЛК5), общей площадью 1 067,4 кв. м, лит. Б, объект N 2, часть N 1 (т. 1, л.д. 106-107).
Земельный участок используется ООО "Ксилон" в своей хозяйственной деятельности в соответствии с разрешенным использованием. Ограничений для использования земельного участка с кадастровым номером 50:43:020101:55 согласно акту обследования от 16.05.13 не выявлено.
Собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 50:43:020101:55 является ООО "Ксилон" на основании договоров купли-продажи недвижимого имущества N 1 и N 2 от 05.04.00, заключенных с ОАО "Элеваторспецстрой", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 21.04.00 серии АБ N 0823561 и от 21.04.00 серии АБ N 0823560 (т. 1, л.д. 33-34).
В соответствии со свидетельством N 390 от 13.07.93 земельный участок общей площадью 2,81 га, на котором располагаются объекты недвижимости, приобретенные ООО "Ксилон" по договору купли-продажи, ранее был закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за Управлением механизации государственного предприятия "Элеваторспецстрой" (т. 1, л.д. 71).
Данное свидетельство было выдано Управлению механизации государственного предприятия "Элеваторспецстрой" в соответствии с постановлением Главы администрации города Ивантеевки от 30.06.1993 года N 2434 "О закреплении земельного участка за УМ ГП "Элеваторспецстрой" под производственную территорию по Центральному проезду".
Согласно Плану приватизации Государственного предприятия "Элеваторспецстрой" ППСО "Элеваторспецстрой" Министерства сельского хозяйства России, в 1993 году предприятие было преобразовано в процессе приватизации в Акционерное общество по строительству элеваторов "Элеваторспецстрой" (т. 1, л.д. 72-85).
В соответствии с пунктом 4 Плана приватизации имущество предприятия до приватизации находилось в федеральной собственности.
Согласно Сводной ведомости земельных участков ГП "Элеваторспецстрой", входящей в состав Плана приватизации, спорный земельный участок входил в перечень земельных участков закрепленных за ГП "Элеваторспецстрой".
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что спорный земельный участок изначально был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования государственному предприятию, находящемуся в федеральной собственности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в соответствии с положениями статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.01 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" земельный участок с кадастровым номером 50:43:020101:55 по своим критериям относится к земельным участкам государственная собственность, на которые разграничена, и находится в федеральной собственности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что администрация города Ивантеевка не имеет права распоряжаться спорным земельным участком.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 36 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрация г. Ивантеевка Московской области не представила доказательств принадлежности спорного земельного участка к муниципальному имуществу или имуществу, собственность на которое не разграничена, а также не опровергла факт принадлежности земельного участка к федеральной собственности.
Доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм материального права.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 08 июля 2013 года по делу N А41-11445/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА

Судьи
Е.Н.КОРОТКОВА
Л.М.МОРДКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)