Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.02.2013 N 09АП-803/2013-АК ПО ДЕЛУ N А40-38391/12-135-366

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 февраля 2013 г. N 09АП-803/2013-АК

Дело N А40-38391/12-135-366

Резолютивная часть постановления оглашена 18.02.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.02.2013.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей: Румянцева П.В., Кольцовой Н.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Лаухиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.12.2012
по делу N А40-38391/12-135-366, принятое судьей Дудкиным В.В.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Рябинка" (ОГРН 1027739267291, 119361, город Москва, улица Н. Ковшовой, дом 6 б)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
- о признании незаконным распоряжения от 22.11.2011 N 5213;
- при участии:
- от заявителя: Межевова О.В. по доверенности от 09.01.2013;
- от ответчика: не явился, извещен;
-
установил:

решением арбитражного суда г. Москвы от 29.12.2012 признано недействительным распоряжение N 5213 Департамента земельных ресурсов г. Москвы от 22.11.2011 и на Департамент земельных ресурсов г. Москвы возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем вынесения распоряжения об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:07:0001002:32 согласно материалов проекта, представленного заявителем (проект ООО "Геоменеджер" площадью 1567,30 кв. м), а также установить разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 77:07:0001002:32 - объекты размещения организаций розничной торговли продовольственными, непродовольственными группами товаров и объекты размещения организаций общественного питания.
Департамент не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель Департамента в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель общества в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, представлен отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен в материалы дела.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, решение суда первой инстанции признается законным и обоснованным.
Из материалов дела следует, что 22.11.2011 Департаментом земельных ресурсов г. Москвы вынесено распоряжение N 5213, которым уточнены границы земельного участка с кадастровым номером 77:07:0001002:32 и установлено разрешенное использование земельного участка - объекты размещения организаций розничной торговли продовольственными, непродовольственными группами товаров.
В соответствии с п. п. 5, 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления такого заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду, осуществляет подготовку проекта соответствующего договора и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности г. Москвы, в соответствии с п. 2 ст. 10 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляет г. Москва. Положением о Департаменте земельных ресурсов г. Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 949-ПП, предусмотрено, что Департамент земельных ресурсов г. Москвы является исполнительным органом г. Москвы, обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории г. Москвы (п. 1.1).
Согласно п. п. 2.2.2 - 2.2.4, 3.1.1, 3.1.7 указанного Положения, Департамент земельных ресурсов г. Москвы заключает договоры купли-продажи земельных участков, находящихся в собственности г. Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также выступает арендодателем данных участков. Департамент земельных ресурсов г. Москвы уполномочен принимать решения об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, о слиянии земельных участков, о разделении земельных участков, о выделении земельного участка из существующего (п. п. 2.2.1, 3.1.4 Положения).
24.10.2011 ЗАО "Рябинка" обратилось в Департамент земельных ресурсов г. Москвы с заявлением на оформление распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка по адресному ориентиру: город Москва, улица Осенняя, вл. 28 на кадастровой карте (плане) территории для эксплуатации объекта размещения организацией розничной торговли продовольственными, непродовольственными группами товаров и объекта размещения организацией общественного питания.
22.11.2011 Департаментом земельных ресурсов г. Москвы вынесено распоряжение N 5213, которым уточнены границы земельного участка с кадастровым номером 77:07:0001002:32 и установлено разрешенное использование земельного участка - объекты размещения организаций розничной торговли продовольственными, непродовольственными группами товаров.
Письмом от 18.01.2012 N 33-2Т7-1430/11-(0)-1 Департаментом земельных ресурсов г. Москвы сообщено, что границы уточняемого земельного участка, расположенного по адресу: город Москва, улица Осенняя, вл. 28, определены в соответствии с разработанным и утвержденным в установленном порядке проектом межевания квартала. Оснований для переоформления указанного земельного участка в других границах не имеется.
В соответствии с договором о предоставлении участка от 31.07.2002 N М-07-505751 ЗАО "Рябинка" арендует земельный участок площадью 2108 кв. м по адресу: г. Москва, Осенняя улица, вл. 28.
В заявлении направленном в Департамент земельных ресурсов г. Москвы ЗАО "Рябинка" просило согласовать границы земельного участка, согласно материалам проекта, разработанного ООО "Геоменеджер". Площадь участка, который просило согласовать общество, составляет 1567.30 кв. м.
В рамках данных границ земельный участок использовался ЗАО "Рябинка" в своей хозяйственной деятельности.
Функции по утверждению схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на территории г. Москвы, формирования земельных участков и принятие решений об объединении и разделении земельных участков, находящихся в собственности г. Москвы и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, согласованию решений об объединении и разъединении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, возложены на Департамент земельных ресурсов города Москвы постановлением Правительства Москвы N 949-ПП.
Департаментом земельных ресурсов г. Москвы, при уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:07:0001002:32, не приняты во внимание документы, которые представлены обществом для изменения границ земельного участка, а установлены иные границы земельного участка, которые значительно отличаются от имевшихся ранее и не соответствуют указанным в заявлении. Более того, площадь уточненного земельного участка также отличается от площади, которая находится в аренде и от площади, которую просило согласовать общество. Оспариваемое распоряжение N 5213 Департамента земельных ресурсов г. Москвы от 22.11.2011 не содержит мотивировочной части, что не позволяет установить причины отказа.
В соответствии с договором о предоставлении участка от 31.07.2002 N М-07-505751 предоставление земельного участка ЗАО "Рябинка" осуществляется для эксплуатации здания продовольственного магазина с пивным баром.
Письмом от 18.01.2012 N 33-2Т7-1430/11-(0)-1 Департаментом Земельных ресурсов г. Москвы указано на то, что фактическое использование земельного участка, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 28.04.2009 N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в г. Москве", определяется на основании установленных при технической инвентаризации сведениях о функциональном назначении зданий и сооружений, расположенных на указанном земельном участке.
В технической документации на здание, расположенное по адресу: город Москва, улица Осенняя, д. 28 назначение здания не указано.
Экспликация к поэтажному плану дома N 28 по ул. Осенняя на 06.02.2009 содержит сведения о наличии в данном здании помещений кухни и бара. Иное функциональное назначение данных помещений в технической документации отсутствует.
В соответствии с приказом Росстата от 12.05.2010 N 185 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения за внутренней и внешней торговлей" баром является предприятие общественного питания с барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары.
Таким образом, нежилое помещение, расположенное по адресу: город Москва, улица Осенняя, вл. 28, может эксплуатироваться для розничной торговли и общественного питания.
Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Классификация земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания объединена под одним пунктом (п. 1.2.5 Методических рекомендаций), что относит данные участки к одной классификационной группе.
Согласно ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земля, используется в соответствии с установленным целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" утверждены методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Классификация земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания объединена под одним пунктом (п. 1.2.5 Методических рекомендаций), что относит данные участки к одной классификационной группе.
Постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 N 228-ПП утвержден Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в г. Москве.
Пункт указанного Перечня содержит градацию участков размещения торгово-бытовых объектов, в частности: п. 1.4.1 объекты размещения организаций розничной торговли продовольственными, непродовольственными группами товаров; п. 1.4.3 объекты размещения организаций общественного питания.
Пункты 1.4.1 и 1.4.3 Перечня объединены одним классификатором, 1.2.5 который соответствует Методическим рекомендациям, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что земельный участок, используемый обществом, используется в соответствии с функциональным назначением расположенного на нем здания.
Таким образом, действия Департамента в части отказа в установлении разрешенного использования земельного участка для эксплуатации объекта размещения организаций общественного питания являются незаконными.
Довод Департамента земельных ресурсов г. Москвы о том, что по части участка, право на который общество просит закрепить за собой, проходит красная линия, отклоняется исходя из следующего.
Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Основными задачами красных линий являются отграничение территорий общего пользования от иных территорий, определение границ земельных участков, на которых расположены линейные объекты.
Таким образом, то обстоятельство, что по части участка, границы которого уточняет общество, проходит красная линия, не является основанием для отказа ЗАО "Рябинка", поскольку красные линии сами по себе не создают ограничений или запретов для собственников земельных участков, так как они являются лишь условными обозначениями в проекте планировки территории и проекте межевания территории границ публичных земель или местоположения линейных объектов (существующих или проектируемых). Красные линии не являются сервитутами или ограничениями прав правообладателей земельных участков, поскольку они не запрещают строительную деятельность или иную хозяйственную деятельность на земельных участках и не предоставляют права доступа на чужие земельные участки. Красными линиями запрещается или ограничивается застройка земельных участков не в силу того, что устанавливаются или ограничиваются права, а в силу иных причин. Земельные участки в границах красных линий, которые обозначают границы публичных земель, не предоставляются для строительства. В то же время красные линии, обозначающие существующее местоположение линейных объектов, вблизи которых осуществление строительства является опасным, не сами по себе ограничивают строительство, а определяют требования к градостроительному плану, в соответствии с которым выдается разрешение на строительство или принимается решение об отказе в выдаче разрешения на строительство.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, поскольку не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.12.2012 по делу N А40-38391/12-135-366 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья
Т.Т.МАРКОВА

Судьи
П.В.РУМЯНЦЕВ
Н.Н.КОЛЬЦОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)