Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 октября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.,
судей Усцова Л.А., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глушенковой С.А.,
при участии:
от заявителя - Пшеничников В.Л. (паспорт, председатель)
от ответчика - представитель не явился,
от заинтересованных лиц - представители не явились,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Департамента земельных отношений администрации города Перми,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 01 августа 2013 года
по делу N А50-6989/2013,
принятое судьей Лядовой Г.В.,
по заявлению Некоммерческого дачного партнерства "Васильевка" (ОГРН 1115906006358, ИНН 5906110354)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми
заинтересованные лица: Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, Администрация Мотовилихинского района города Перми, Управление по экологии и природопользованию администрации города Перми, Управление внешнего благоустройства администрации города Перми
о признании отказа в предварительном согласовании места размещения земельных участков незаконным, возложении обязанности выдать акт выбора земельного участка,
установил:
Некоммерческое дачное партнерство "Васильевка" (далее НДП "Васильевка", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Департаменту земельных отношений администрации города Перми (ответчик) о признании отказа в предварительном согласовании места размещения земельных участков незаконным; обязании выдать заявителю акт выбора земельного участка согласно представленной ответчику схеме расположения земельного участка.
В порядке ст. 51, 200 АПК РФ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, Администрация Мотовилихинского района города Перми, Управление по экологии и природопользованию администрации города Перми, Управление внешнего благоустройства администрации города Перми.
Решением суда от 01.08.2013 (резолютивная часть от 30.07.2013) заявленные требования удовлетворены частично, решение, изложенное в письме от 04.04.2013, признано не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, на ответчика возложена обязанность в двухнедельный срок с момента вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявление НДП "Васильевка" в соответствии с порядком, установленным ст. 31, 81 ЗК РФ и нормативно-правовыми актами г. Перми.
Решение суда от 01.08.2013 обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в части удовлетворенных требований. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что при рассмотрении заявления в соответствии с требованиями Регламента взаимодействия им были запрошены заключения функциональных и территориальных органов, согласно которым выбор земельного участка невозможен. Ответчик считает, что отказ в предоставлении земельного участка по указанным в нем основаниям является законным, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Заявитель против доводов апелляционной жалобы возражает, просит оставить решение суда от 01.08.2013 без изменения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 09.08.2012 заявитель обратился к ответчику с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта под дачное некоммерческое партнерство (дачный поселок), в Мотовилихинском районе г. Перми, в 6 км автодороги Пермь-Троица от Восточного обхода, примерным размером 6-8 га в границах зоны Р-2.
Письмом от 04.04.2013 ответчик отказал в предварительном согласовании места размещения объекта в связи с отрицательными заключениями территориальных и функциональных органов администрации города Перми.
Полагая, что отказ в оформлении акта о выборе земельного участка является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно указал на то, что оспариваемое решение ответчика противоречит положениям ст. 30, 31 ЗК РФ.
В силу п. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 ЗК РФ).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 5, 6 ст. 31 ЗК РФ).
Согласно п. 4.3 Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315, предоставление земельных участков в аренду с предварительным согласованием места размещения объектов осуществляется при наличии положительных заключений соответствующих функциональных органов администрации города Перми.
Постановлением Администрации г. Перми от 12.11.2009 N 857 утвержден Регламент взаимодействия Департамента земельных отношений администрации города Перми с функциональными и территориальными органами администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов.
Пунктом 4.1.7 данного Регламента предусмотрено, что при рассмотрении заявлений о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объектов необходимо получение заключений от следующих функциональных и территориальных органов: УЭиП, ДПиР, УВБ, территориального органа, на территории которого находится земельный участок, соответствующего функционального органа, в компетенцию которого входит размещение указанного в заявлении объекта.
Согласно п. 4.2. Регламента по результатам рассмотрения поступивших заключений Департамент земельных отношений администрации города Перми в течение 5 календарных дней оформляет акт о выборе земельного участка по форме согласно приложению N 5 к настоящему Регламенту и выдает его заявителю для проведения согласования или подготавливает ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения и направляет его заявителю. Ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта подготавливается при невозможности размещения объекта согласно заключениям УЭиП, ДПиР, УВБ, территориального органа, на территории которого находится земельный участок.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 68, 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявление НДП "Васильевка" было рассмотрено ответчиком ненадлежащим образом.
Согласно материалам дела, для рассмотрения заявления заявителем была представлена схема испрашиваемого земельного участка с указанием координат поворотных точек.
Из заключений Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми, Управления внешнего благоустройства администрации города Перми, Управления по экологии и природопользованию администрации города Перми следует, что отрицательные заключения были даны по причине отсутствия сведений о границах земельного участка на местности и невозможности определения его местоположения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно указал, что в нарушение Регламента для дачи заключений в функциональные органы не была представлена вся необходимая информация. Доводы апелляционной жалобы о правомерности принятого решения со ссылкой на наличие заключений функциональных органов о невозможности осуществления выбора земельного участка признаются судом апелляционной инстанции необоснованными.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение ответчика принято с нарушением установленного порядке. Заявленные требования в этой части удовлетворены судом правомерно.
Вывод суда первой инстанции о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Р-2 и его целевое использование соответствует установленным градостроительным регламентам, является преждевременным. Согласно заключению Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми в отсутствие координат поворотных точек расположение земельного участка относительно установленных территориальных зон не определено. Однако указанный вывод не привел к принятию неправильного решения.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ответчика.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 01 августа 2013 года по делу N А50-6989/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
Судьи
Ю.В.СКРОМОВА
Л.А.УСЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.10.2013 N 17АП-11355/2013-ГК ПО ДЕЛУ N А50-6989/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 2013 г. N 17АП-11355/2013-ГК
Дело N А50-6989/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 октября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.,
судей Усцова Л.А., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глушенковой С.А.,
при участии:
от заявителя - Пшеничников В.Л. (паспорт, председатель)
от ответчика - представитель не явился,
от заинтересованных лиц - представители не явились,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Департамента земельных отношений администрации города Перми,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 01 августа 2013 года
по делу N А50-6989/2013,
принятое судьей Лядовой Г.В.,
по заявлению Некоммерческого дачного партнерства "Васильевка" (ОГРН 1115906006358, ИНН 5906110354)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми
заинтересованные лица: Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, Администрация Мотовилихинского района города Перми, Управление по экологии и природопользованию администрации города Перми, Управление внешнего благоустройства администрации города Перми
о признании отказа в предварительном согласовании места размещения земельных участков незаконным, возложении обязанности выдать акт выбора земельного участка,
установил:
Некоммерческое дачное партнерство "Васильевка" (далее НДП "Васильевка", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Департаменту земельных отношений администрации города Перми (ответчик) о признании отказа в предварительном согласовании места размещения земельных участков незаконным; обязании выдать заявителю акт выбора земельного участка согласно представленной ответчику схеме расположения земельного участка.
В порядке ст. 51, 200 АПК РФ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, Администрация Мотовилихинского района города Перми, Управление по экологии и природопользованию администрации города Перми, Управление внешнего благоустройства администрации города Перми.
Решением суда от 01.08.2013 (резолютивная часть от 30.07.2013) заявленные требования удовлетворены частично, решение, изложенное в письме от 04.04.2013, признано не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, на ответчика возложена обязанность в двухнедельный срок с момента вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявление НДП "Васильевка" в соответствии с порядком, установленным ст. 31, 81 ЗК РФ и нормативно-правовыми актами г. Перми.
Решение суда от 01.08.2013 обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в части удовлетворенных требований. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что при рассмотрении заявления в соответствии с требованиями Регламента взаимодействия им были запрошены заключения функциональных и территориальных органов, согласно которым выбор земельного участка невозможен. Ответчик считает, что отказ в предоставлении земельного участка по указанным в нем основаниям является законным, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Заявитель против доводов апелляционной жалобы возражает, просит оставить решение суда от 01.08.2013 без изменения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 09.08.2012 заявитель обратился к ответчику с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта под дачное некоммерческое партнерство (дачный поселок), в Мотовилихинском районе г. Перми, в 6 км автодороги Пермь-Троица от Восточного обхода, примерным размером 6-8 га в границах зоны Р-2.
Письмом от 04.04.2013 ответчик отказал в предварительном согласовании места размещения объекта в связи с отрицательными заключениями территориальных и функциональных органов администрации города Перми.
Полагая, что отказ в оформлении акта о выборе земельного участка является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно указал на то, что оспариваемое решение ответчика противоречит положениям ст. 30, 31 ЗК РФ.
В силу п. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 ЗК РФ).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 5, 6 ст. 31 ЗК РФ).
Согласно п. 4.3 Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315, предоставление земельных участков в аренду с предварительным согласованием места размещения объектов осуществляется при наличии положительных заключений соответствующих функциональных органов администрации города Перми.
Постановлением Администрации г. Перми от 12.11.2009 N 857 утвержден Регламент взаимодействия Департамента земельных отношений администрации города Перми с функциональными и территориальными органами администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов.
Пунктом 4.1.7 данного Регламента предусмотрено, что при рассмотрении заявлений о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объектов необходимо получение заключений от следующих функциональных и территориальных органов: УЭиП, ДПиР, УВБ, территориального органа, на территории которого находится земельный участок, соответствующего функционального органа, в компетенцию которого входит размещение указанного в заявлении объекта.
Согласно п. 4.2. Регламента по результатам рассмотрения поступивших заключений Департамент земельных отношений администрации города Перми в течение 5 календарных дней оформляет акт о выборе земельного участка по форме согласно приложению N 5 к настоящему Регламенту и выдает его заявителю для проведения согласования или подготавливает ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения и направляет его заявителю. Ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта подготавливается при невозможности размещения объекта согласно заключениям УЭиП, ДПиР, УВБ, территориального органа, на территории которого находится земельный участок.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 68, 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявление НДП "Васильевка" было рассмотрено ответчиком ненадлежащим образом.
Согласно материалам дела, для рассмотрения заявления заявителем была представлена схема испрашиваемого земельного участка с указанием координат поворотных точек.
Из заключений Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми, Управления внешнего благоустройства администрации города Перми, Управления по экологии и природопользованию администрации города Перми следует, что отрицательные заключения были даны по причине отсутствия сведений о границах земельного участка на местности и невозможности определения его местоположения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно указал, что в нарушение Регламента для дачи заключений в функциональные органы не была представлена вся необходимая информация. Доводы апелляционной жалобы о правомерности принятого решения со ссылкой на наличие заключений функциональных органов о невозможности осуществления выбора земельного участка признаются судом апелляционной инстанции необоснованными.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение ответчика принято с нарушением установленного порядке. Заявленные требования в этой части удовлетворены судом правомерно.
Вывод суда первой инстанции о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Р-2 и его целевое использование соответствует установленным градостроительным регламентам, является преждевременным. Согласно заключению Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми в отсутствие координат поворотных точек расположение земельного участка относительно установленных территориальных зон не определено. Однако указанный вывод не привел к принятию неправильного решения.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ответчика.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 01 августа 2013 года по делу N А50-6989/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
Судьи
Ю.В.СКРОМОВА
Л.А.УСЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)