Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Шестакова С.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Гладченко А.Н.,
судей Паршиной С.В., Саяпиной Е.Г.,
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Ц. к администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, комитету по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, комитету по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, И. о признании действий по отказу в предоставлении земельного участка в аренду и невыдачи схемы расположения земельного участка незаконными, признании решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду незаконным, признании незаконными действий по изготовлению и выдаче схемы расположения земельного участка, понуждении выдать схему расположения земельного участка, признании права на заключение договора аренды земельного участка, понуждении к заключению договора аренды по апелляционным жалобам Ц., комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области на решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 06 июня 2013 года, которым исковые требования Ц. удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Паршиной С.В., объяснения Ц., поддержавшего доводы жалобы, возражавшего против доводов жалобы комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, представителя ответчиков П., поддержавшей доводы жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия
установила:
Ц. обратился в суд с названными исковыми требованиями. Просил обязать комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории для проведения необходимых кадастровых работ в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, заключить договор аренды земельного участка размером 2 500 кв. м по месту расположения: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства.
Впоследствии истец в порядке ст. 39 ГПК РФ увеличил исковые требования, просил признать действия комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области по волоките рассмотрения заявления о предоставлении в аренду земельного участка площадью 2 500 кв. м по указанному адресу, невыдаче схемы расположения указанного земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории для проведения необходимых землеустроительных (кадастровых) работ, и решения об отказе в предоставлении указанного земельного участка в аренду незаконными, обязать комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории для проведения необходимых кадастровых работ, признать право на заключение договора аренды испрашиваемого земельного участка в двухнедельный срок с момента предоставления кадастрового паспорта с комитетом по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района. Признать действия комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области по изготовлению, выдаче, утверждению схемы расположения спорного земельного участка И., и внесении записи об этом в реестр - незаконными. В обоснование требований указал, что <дата> обратился в администрацию Энгельсского муниципального района с заявлением о предоставлении ему в аренду свободного земельного участка примерной площадью 3 000 кв. м по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства, одновременно с просьбой изготовить и утвердить схему расположения данного земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории для проведения предусмотренных законом кадастровых работ. <дата> получил уведомление о принятии заявления к рассмотрению. Поскольку более никаких сведений о рассмотрении его заявления не поступало, <дата> повторно обратился с аналогичным заявлением. <дата> получил уведомление о принятии заявления к рассмотрению. <дата> обратился к ответчику с просьбой дать ответ на заявление от <дата>, после чего на личном приеме в администрации получил уведомление от <дата> об отказе в приеме документов, так как заявление противоречит п. 17 ст. 65 Водного кодекса РФ. <дата> вновь обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка по тому же адресу в аренду, снизив примерную площадь до 1 800 кв. м <дата> получил уведомление о принятии заявления к рассмотрению. <дата> получил уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги, в связи с тем, что на спорный земельный участок претендует иное лицо. <дата> в газете "Наше слово" было опубликовано объявление с информацией о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка площадью 2 500 кв. м по указанному адресу. <дата> получил уведомление от <дата> об отказе в предоставлении муниципальной услуги, в котором указано, что уведомление от <дата> аннулировано как содержащее техническую ошибку. По заявлению от <дата> было принято <дата> иное решение, так же об отказе в предоставлении муниципальной услуги, но по иным основаниям, в связи с противоречием заявления требованиям п. 3.2 ст. 22 Земельного кодекса РФ, поскольку заявитель не является пользователем водного объекта. После чего <дата> истец обратился с заявлением о предоставлении участка размером 2 500 кв. м по тому же адресному ориентиру, получив уведомление от <дата> об отказе в предоставлении муниципальной услуги также по тем основаниям, что на рассмотрении находится ранее поданное заявление иного лица. Считает, что ответчиком нарушены его права на предоставление ему земельного участка в аренду как лицу, обратившемуся в более ранние сроки на тот же объект, при этом основания отказа в предоставлении ему участка не основаны на законе. При этом истец указывает, что обращаясь с заявлениями о предоставлении земельного участка, он указывал его примерную площадь, приложив схему предполагаемого расположения земельного участка. Размеры земельного участка в испрашиваемых границах, с учетом расположения коммуникаций, береговых линий и иных объектов, должен был определить ответчик, указав возможный для предоставления размер испрашиваемого земельного участка. Ни одного отказа, кроме обращения <дата>, истец не получил в сроки установленные регламентом, причины отказа в предоставлении услуги не соответствовали действительным обстоятельствам и закону. Указывая в отказе на то, что заявитель не является пользователем водного объекта, ответчик визуально определил наложение на местности границ, размер, площадь испрашиваемого земельного участка. Фактически в тех же границах, что испрашивал истец и был предоставлен земельный участок И. Разница в испрашиваемых размерах с 3 000 кв. м и 2 500 кв. м сложилась из-за наличия прохода между участками. Истец испрашивал участок без прохода между участками, так как участки N и N принадлежат ему на праве собственности и необходимости отступления от их границ не имелось. Внешняя граница предоставленного участка И., относимая к береговой линии, расположена на том же месте, что и указывал истец при обращении, при этом никакого договора водопользования у последнего не имеется.
Решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 06 июня 2013 года постановлено: признать незаконным отказ комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области в предоставлении Ц. в аренду земельного участка по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства.
Признать право Ц. на рассмотрение заявления о предоставлении земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес>, обязать администрацию Энгельсского муниципального района рассмотреть заявление Ц. о предоставлении в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес>, в порядке установленном законодательством.
Отказать Ц. в требованиях обязать комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории для проведения необходимых кадастровых работ в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, признании преимущественного права на заключение договора аренды земельного участка размером 2 500 кв. м по месту расположения: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства.
Отказать Ц. в требованиях признать незаконными действия комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области по волоките рассмотрения заявления о предоставлении в аренду земельного участка площадью 2 500 кв. м по адресу: <адрес>.
Признать незаконными действия комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области по изготовлению, утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка площадью 2 500 кв. м по адресу: <адрес> И., с учетной записью N от <дата>.
Не согласившись с решением суда, Ц. подал апелляционную жалобу, в которой просил отменить решение суда в части отказа в удовлетворении его требований о понуждении ответчика предоставить план-схему расположения участка на кадастровом плане соответствующей территории для обеспечения возможности производства кадастровых работ. В обоснование доводов жалобы указал, что судом неверно истолкован закон. Поскольку истец не намеревался использовать спорный земельный участок для целей, связанных со строительством, полагает суждение суда о том, что земельный участок подлежал предоставлению не в порядке, установленном ч. 4 ст. 34 ЗК РФ, т.е. не в порядке предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством, незаконным.
В апелляционной жалобе комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области просит отменить решение суда в части признания незаконным отказа ответчика в предоставлении Ц. в аренду спорного земельного участка, понуждения администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области рассмотреть заявление Ц. о предоставлении в аренду земельного участка в порядке установленном законодательством, признания незаконными действий комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области по изготовлению, утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка площадью 2 500 кв. м по адресу: <адрес> И., с учетной записью N от <дата>, и принять по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы указано о несоответствии выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Автор жалобы полагает, поскольку обращения Ц. были рассмотрены в порядке, установленном ст. 34 ЗК РФ, при этом нарушений действующего законодательства допущено не было, поэтому выводы суда об удовлетворении требований истца являются необоснованными.
В судебное заседание судебной коллегии ответчик И., его представитель К., представитель комитета по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в жалобах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ц. на праве собственности принадлежат земельные участки площадью по 1 500 кв. м каждый для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес>.
<дата> Ц. обратился в администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду площадью 3 000 кв. м для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес>, изготовлении, утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка. При обращении к заявлению приложил простую схему расположения испрашиваемого земельного участка, указав его примерный размер.
<дата> комитетом по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области в адрес истца направлено уведомление N о принятии администрацией решения о рассмотрении заявления о предоставлении вышеуказанного земельного участка и о направлении запросов в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области и в Энгельсский отдел Управления Росреестра по Саратовской области.
<дата> комитетом по земельным ресурсам составлен акт обследования земельного участка, согласно которому при визуальном осмотре установлено, что часть испрашиваемого земельного участка находится в 20 метровой водоохраной зоне.
<дата> уведомлением N Ц. было отказано в предоставлении в аренду земельного участка площадью 3 000 кв. м для ведения личного подсобного хозяйства по вышеуказанному адресу, поскольку заявление противоречит требованиям п. 17 ст. 65 Водного кодекса РФ.
Сведений о направлении данного отказа не представлено.
<дата> Ц. повторно обратился в администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 3 000 кв. м для ведения личного подсобного хозяйства по тому же адресному ориентиру, приложив примерный план испрашиваемого участка, поскольку ответа на заявление от <дата> не получил.
<дата> комитетом по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области в адрес истца направлено уведомление N о принятии администрацией Энгельсского муниципального района Саратовской области решения о рассмотрении заявления и о направлении запросов.
<дата> комитетом по земельным ресурсам вновь произведено обследование земельного участка, визуально установлено, что часть участка находится в 20 метровой водоохраной зоне.
<дата> уведомлением N (на N от <дата>) Ц. отказано в предоставлении земельного участка в аренду на 49 лет площадью 3 000 кв. м для ведения личного подсобного хозяйства по вышеуказанному адресу по п. 2.8 административного регламента, ввиду того, что заявление противоречит требованиям п. 17 ст. 65 Водного кодекса РФ.
Сведений о направлении истцу данного отказа не представлено. Данный отказ был получен истцом <дата> лично при обращении в комитет по земельным ресурсам.
<дата> считая вышеназванные действия не соответствующими закону, Ц. обратился с жалобой к прокурору г. Энгельса. По заявлению проведена проверка, <дата> в адрес администрации Энгельсского муниципального района было внесено представление о незаконности действий. В результате рассмотрения представления было аннулировано уведомление - отказ от <дата> N и от <дата> N.
<дата> в администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области обратился И. с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 2 500 кв. м для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес>, изготовлении, утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка.
<дата> Ц. обратился в комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области с просьбой о даче письменного ответа на его заявление от <дата>.
<дата> Ц. обратился в администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1 800 кв. м для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес>, изготовлении, утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, которое зарегистрировано <дата> в администрации Энгельсского муниципального района и <дата> в комитете по земельным ресурсам.
<дата> комитетом по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области в адрес истца направлено уведомление N о принятии администрацией Энгельсского муниципального района Саратовской области решения о рассмотрении заявления о предоставлении вышеуказанного земельного участка и о направлении запросов.
<дата> уведомлением N (на N от <дата>) Ц. отказано в предоставлении земельного участка в аренду на 49 лет площадью 1 800 кв. м для ведения личного подсобного хозяйства по вышеуказанному адресу по п. 2.8 административного регламента, ввиду того, что заявление противоречит требованиям ст. 34 ЗК РФ, в связи с тем, что проводится работа по ранее поданному обращению иного лица.
<дата> уведомлением N аннулировано уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги N от <дата>, как содержащее техническую ошибку, и Ц. отказано в предоставлении земельного участка в аренду на 49 лет площадью 3 000 кв. м для ведения личного подсобного хозяйства по вышеуказанному адресу по обращению от <дата> по иному основанию - заявление противоречит требованиям п. 3.2 ст. 22 ЗК РФ (заявитель не является пользователем водного объекта).
Уведомлением N от <дата> аннулировано уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги N от <дата>по обращению от <дата>, как содержащее техническую ошибку. Ц. отказано в предоставлении земельного участка в аренду на 49 лет площадью 3 000 кв. м для ведения личного подсобного хозяйства по вышеуказанному адресу по п. 2.8 административного регламента, ввиду того, что заявление противоречит требованиям п. 3.2 ст. 22 ЗК РФ (заявитель не является пользователем водного объекта).
<дата> в газете "Наше слово - газета для всех и для каждого" N администрацией Энгельсского муниципального района опубликовано объявление о предстоящем предоставлении в аренду приусадебного земельного участка площадью 2 500 кв. м для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес>.
<дата> утверждена схема расположения земельного участка по заявлению И. и подготовлено извещение об утверждении схемы.
<дата> Ц. обратился в администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 2 500 кв. м для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес>, изготовлении, утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка.
<дата> уведомлением N Ц. отказано в предоставлении земельного участка в аренду на 49 лет площадью 2 500 кв. м для ведения личного подсобного хозяйства по вышеуказанному адресу по п. 2.8 административного регламента, ввиду того, что заявление противоречит требованиям ст. 34 ЗК РФ, в связи с тем, что на рассмотрении находится ранее поданное обращение иного заявителя на испрашиваемый земельный участок.
В силу п. 8 ст. 1 ЗК РФ регулирование земельных правоотношений осуществляется на основании принципа деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением предусмотренных настоящим Кодексом случаев.
На основании ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Статья 34 ЗК РФ предусматривает, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В целях повышения качества оказания и доступности муниципальной услуги, создания комфортных условий для потребителей муниципальной услуги разработан административный регламент предоставления комитетом по земельным ресурсам, комитетом по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством", утвержденный постановлением администрации Энгельсского муниципального района от 29 июня 2012 г. N 3198.
Согласно п. 2.3 Регламента конечным результатом предоставления муниципальной услуги заявителю является одно из следующих действий: выдача заявителю уведомления об отказе в приеме документов; выдача заявителю уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги; заключение с заявителем договора аренды (купли-продажи, безвозмездного срочного пользования) земельного участка.
В соответствии с п. 2.8 Регламента основанием для отказа в предоставлении услуги является: наличие в представленных документах недостоверных сведений; несоответствие размера испрашиваемого земельного участка установленным предельным (минимальным и максимальным) размерам земельных участков; ограничение в обороте или изъятие из оборота испрашиваемого земельного участка в соответствии с законодательством Российской Федерации; несоответствие испрашиваемого права на земельный участок требованиям законодательства Российской Федерации, Саратовской области; несоответствие разрешенного использования земельного участка документам территориального планирования и градостроительного зонирования поселения, входящего в состав Энгельсского муниципального района, на территории которого расположен испрашиваемый земельный участок; неосуществление заявителем кадастрового учета испрашиваемого земельного участка в течение шести месяцев со дня выдачи ему утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; иное противоречие заявления требованиям законодательства Российской Федерации, Саратовской области, муниципальным правовым актам Энгельсского муниципального района.
Отказ в предоставлении муниципальной услуги по иным основаниям не допускается.
В соответствии со ст. ст. 254 - 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.
Признавая незаконным отказ комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области в предоставлении Ц. в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, суд первой инстанции исходил из того, что основания отказа не соответствуют требованиям закона и нарушен порядок рассмотрения заявлений истца. При этом судом также признаны незаконными действия комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области по изготовлению, утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка И. и внесению учетной записи, поскольку нарушен порядок разрешения обращения гражданина.
Судебная коллегия, проанализировав обстоятельства рассматриваемого дела, и представленные в их подтверждение доказательства, соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они не противоречат нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Доказательств, отвечающих принципам относимости, допустимости и достаточности, подтверждающих, что при рассмотрении обращений Ц. нарушений действующего законодательства, а именно, ст. 34 ЗК РФ, а также Регламента предоставления комитетом по земельным ресурсам муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством" допущено не было, ответчиками ни суду первой инстанции, ни апелляционной инстанции не представлено.
Поскольку оспариваемые действия комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области предполагают предоставление земельного участка конкретному лицу - И., а изготовление, утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является первоначальным этапом при решении вопроса о возможности предоставления участка, с последующим проведением землеустроительных работ и работ по постановке земельного участка на кадастровый учет, в целях его формирования как объекта гражданских правоотношений, с соблюдением процедуры, предусмотренной Земельным кодексом РФ и Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", то они нарушают права заявителя Ц.
Доводы апелляционной жалобы Ц. о том, что суждения суда о предоставлении земельного участка не в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 34 ЗК РФ, т.е. не в порядке предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, стали основанием для отказа истцу в иске в части возложения обязанности на ответчика предоставить схему расположения участка на кадастровом плане соответствующей территории для обеспечения возможности производства кадастровых работ, судебная коллегия находит необоснованными по следующим основаниям.
При включении в резолютивную часть решения суда положений, обязывающих орган или должностное лицо, чьи решения или действия были признаны незаконными, совершить определенные действия для восстановления прав заявителя, устранения препятствий в реализации его прав и свобод, суд не вправе разрешать вопросы, относящиеся к исключительной компетенции обязанного лица. Такое решение противоречит положениям ст. ст. 2, 258 ГПК РФ.
Решение суда о признании акта незаконным означает его недействительность с момента принятия. Последствия вынесения такого решения заключаются в том, что недействительный отказ в предоставлении земельного участка должен рассматриваться уполномоченными органами, должностными лицами как не имеющий юридической силы. В связи с чем у принявшего его органа (должностного лица) в соответствии с его функциональными полномочиями возникает обязанность повторного рассмотрения относящегося к его компетенции вопроса и принятия по нему нового решения, если общие основания для этого сохраняются.
Доводы жалобы комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области сводятся к несогласию с данной судом оценкой доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны тем, на которые ссылалась сторона ответчика в суде первой инстанции в обоснование своих возражений на исковые требования, которые были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших принятие незаконного решения, а поэтому оснований для отмены правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 06 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Ц., комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.09.2013 ПО ДЕЛУ N 33-5970
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 сентября 2013 г. по делу N 33-5970
Судья: Шестакова С.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Гладченко А.Н.,
судей Паршиной С.В., Саяпиной Е.Г.,
при секретаре Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Ц. к администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, комитету по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, комитету по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, И. о признании действий по отказу в предоставлении земельного участка в аренду и невыдачи схемы расположения земельного участка незаконными, признании решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду незаконным, признании незаконными действий по изготовлению и выдаче схемы расположения земельного участка, понуждении выдать схему расположения земельного участка, признании права на заключение договора аренды земельного участка, понуждении к заключению договора аренды по апелляционным жалобам Ц., комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области на решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 06 июня 2013 года, которым исковые требования Ц. удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Паршиной С.В., объяснения Ц., поддержавшего доводы жалобы, возражавшего против доводов жалобы комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, представителя ответчиков П., поддержавшей доводы жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия
установила:
Ц. обратился в суд с названными исковыми требованиями. Просил обязать комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории для проведения необходимых кадастровых работ в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, заключить договор аренды земельного участка размером 2 500 кв. м по месту расположения: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства.
Впоследствии истец в порядке ст. 39 ГПК РФ увеличил исковые требования, просил признать действия комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области по волоките рассмотрения заявления о предоставлении в аренду земельного участка площадью 2 500 кв. м по указанному адресу, невыдаче схемы расположения указанного земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории для проведения необходимых землеустроительных (кадастровых) работ, и решения об отказе в предоставлении указанного земельного участка в аренду незаконными, обязать комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории для проведения необходимых кадастровых работ, признать право на заключение договора аренды испрашиваемого земельного участка в двухнедельный срок с момента предоставления кадастрового паспорта с комитетом по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района. Признать действия комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области по изготовлению, выдаче, утверждению схемы расположения спорного земельного участка И., и внесении записи об этом в реестр - незаконными. В обоснование требований указал, что <дата> обратился в администрацию Энгельсского муниципального района с заявлением о предоставлении ему в аренду свободного земельного участка примерной площадью 3 000 кв. м по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства, одновременно с просьбой изготовить и утвердить схему расположения данного земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории для проведения предусмотренных законом кадастровых работ. <дата> получил уведомление о принятии заявления к рассмотрению. Поскольку более никаких сведений о рассмотрении его заявления не поступало, <дата> повторно обратился с аналогичным заявлением. <дата> получил уведомление о принятии заявления к рассмотрению. <дата> обратился к ответчику с просьбой дать ответ на заявление от <дата>, после чего на личном приеме в администрации получил уведомление от <дата> об отказе в приеме документов, так как заявление противоречит п. 17 ст. 65 Водного кодекса РФ. <дата> вновь обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка по тому же адресу в аренду, снизив примерную площадь до 1 800 кв. м <дата> получил уведомление о принятии заявления к рассмотрению. <дата> получил уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги, в связи с тем, что на спорный земельный участок претендует иное лицо. <дата> в газете "Наше слово" было опубликовано объявление с информацией о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка площадью 2 500 кв. м по указанному адресу. <дата> получил уведомление от <дата> об отказе в предоставлении муниципальной услуги, в котором указано, что уведомление от <дата> аннулировано как содержащее техническую ошибку. По заявлению от <дата> было принято <дата> иное решение, так же об отказе в предоставлении муниципальной услуги, но по иным основаниям, в связи с противоречием заявления требованиям п. 3.2 ст. 22 Земельного кодекса РФ, поскольку заявитель не является пользователем водного объекта. После чего <дата> истец обратился с заявлением о предоставлении участка размером 2 500 кв. м по тому же адресному ориентиру, получив уведомление от <дата> об отказе в предоставлении муниципальной услуги также по тем основаниям, что на рассмотрении находится ранее поданное заявление иного лица. Считает, что ответчиком нарушены его права на предоставление ему земельного участка в аренду как лицу, обратившемуся в более ранние сроки на тот же объект, при этом основания отказа в предоставлении ему участка не основаны на законе. При этом истец указывает, что обращаясь с заявлениями о предоставлении земельного участка, он указывал его примерную площадь, приложив схему предполагаемого расположения земельного участка. Размеры земельного участка в испрашиваемых границах, с учетом расположения коммуникаций, береговых линий и иных объектов, должен был определить ответчик, указав возможный для предоставления размер испрашиваемого земельного участка. Ни одного отказа, кроме обращения <дата>, истец не получил в сроки установленные регламентом, причины отказа в предоставлении услуги не соответствовали действительным обстоятельствам и закону. Указывая в отказе на то, что заявитель не является пользователем водного объекта, ответчик визуально определил наложение на местности границ, размер, площадь испрашиваемого земельного участка. Фактически в тех же границах, что испрашивал истец и был предоставлен земельный участок И. Разница в испрашиваемых размерах с 3 000 кв. м и 2 500 кв. м сложилась из-за наличия прохода между участками. Истец испрашивал участок без прохода между участками, так как участки N и N принадлежат ему на праве собственности и необходимости отступления от их границ не имелось. Внешняя граница предоставленного участка И., относимая к береговой линии, расположена на том же месте, что и указывал истец при обращении, при этом никакого договора водопользования у последнего не имеется.
Решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 06 июня 2013 года постановлено: признать незаконным отказ комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области в предоставлении Ц. в аренду земельного участка по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства.
Признать право Ц. на рассмотрение заявления о предоставлении земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес>, обязать администрацию Энгельсского муниципального района рассмотреть заявление Ц. о предоставлении в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес>, в порядке установленном законодательством.
Отказать Ц. в требованиях обязать комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории для проведения необходимых кадастровых работ в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, признании преимущественного права на заключение договора аренды земельного участка размером 2 500 кв. м по месту расположения: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства.
Отказать Ц. в требованиях признать незаконными действия комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области по волоките рассмотрения заявления о предоставлении в аренду земельного участка площадью 2 500 кв. м по адресу: <адрес>.
Признать незаконными действия комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области по изготовлению, утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка площадью 2 500 кв. м по адресу: <адрес> И., с учетной записью N от <дата>.
Не согласившись с решением суда, Ц. подал апелляционную жалобу, в которой просил отменить решение суда в части отказа в удовлетворении его требований о понуждении ответчика предоставить план-схему расположения участка на кадастровом плане соответствующей территории для обеспечения возможности производства кадастровых работ. В обоснование доводов жалобы указал, что судом неверно истолкован закон. Поскольку истец не намеревался использовать спорный земельный участок для целей, связанных со строительством, полагает суждение суда о том, что земельный участок подлежал предоставлению не в порядке, установленном ч. 4 ст. 34 ЗК РФ, т.е. не в порядке предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством, незаконным.
В апелляционной жалобе комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области просит отменить решение суда в части признания незаконным отказа ответчика в предоставлении Ц. в аренду спорного земельного участка, понуждения администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области рассмотреть заявление Ц. о предоставлении в аренду земельного участка в порядке установленном законодательством, признания незаконными действий комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области по изготовлению, утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка площадью 2 500 кв. м по адресу: <адрес> И., с учетной записью N от <дата>, и принять по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы указано о несоответствии выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Автор жалобы полагает, поскольку обращения Ц. были рассмотрены в порядке, установленном ст. 34 ЗК РФ, при этом нарушений действующего законодательства допущено не было, поэтому выводы суда об удовлетворении требований истца являются необоснованными.
В судебное заседание судебной коллегии ответчик И., его представитель К., представитель комитета по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в жалобах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ц. на праве собственности принадлежат земельные участки площадью по 1 500 кв. м каждый для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес>.
<дата> Ц. обратился в администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду площадью 3 000 кв. м для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес>, изготовлении, утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка. При обращении к заявлению приложил простую схему расположения испрашиваемого земельного участка, указав его примерный размер.
<дата> комитетом по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области в адрес истца направлено уведомление N о принятии администрацией решения о рассмотрении заявления о предоставлении вышеуказанного земельного участка и о направлении запросов в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области и в Энгельсский отдел Управления Росреестра по Саратовской области.
<дата> комитетом по земельным ресурсам составлен акт обследования земельного участка, согласно которому при визуальном осмотре установлено, что часть испрашиваемого земельного участка находится в 20 метровой водоохраной зоне.
<дата> уведомлением N Ц. было отказано в предоставлении в аренду земельного участка площадью 3 000 кв. м для ведения личного подсобного хозяйства по вышеуказанному адресу, поскольку заявление противоречит требованиям п. 17 ст. 65 Водного кодекса РФ.
Сведений о направлении данного отказа не представлено.
<дата> Ц. повторно обратился в администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 3 000 кв. м для ведения личного подсобного хозяйства по тому же адресному ориентиру, приложив примерный план испрашиваемого участка, поскольку ответа на заявление от <дата> не получил.
<дата> комитетом по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области в адрес истца направлено уведомление N о принятии администрацией Энгельсского муниципального района Саратовской области решения о рассмотрении заявления и о направлении запросов.
<дата> комитетом по земельным ресурсам вновь произведено обследование земельного участка, визуально установлено, что часть участка находится в 20 метровой водоохраной зоне.
<дата> уведомлением N (на N от <дата>) Ц. отказано в предоставлении земельного участка в аренду на 49 лет площадью 3 000 кв. м для ведения личного подсобного хозяйства по вышеуказанному адресу по п. 2.8 административного регламента, ввиду того, что заявление противоречит требованиям п. 17 ст. 65 Водного кодекса РФ.
Сведений о направлении истцу данного отказа не представлено. Данный отказ был получен истцом <дата> лично при обращении в комитет по земельным ресурсам.
<дата> считая вышеназванные действия не соответствующими закону, Ц. обратился с жалобой к прокурору г. Энгельса. По заявлению проведена проверка, <дата> в адрес администрации Энгельсского муниципального района было внесено представление о незаконности действий. В результате рассмотрения представления было аннулировано уведомление - отказ от <дата> N и от <дата> N.
<дата> в администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области обратился И. с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 2 500 кв. м для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес>, изготовлении, утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка.
<дата> Ц. обратился в комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области с просьбой о даче письменного ответа на его заявление от <дата>.
<дата> Ц. обратился в администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1 800 кв. м для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес>, изготовлении, утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, которое зарегистрировано <дата> в администрации Энгельсского муниципального района и <дата> в комитете по земельным ресурсам.
<дата> комитетом по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области в адрес истца направлено уведомление N о принятии администрацией Энгельсского муниципального района Саратовской области решения о рассмотрении заявления о предоставлении вышеуказанного земельного участка и о направлении запросов.
<дата> уведомлением N (на N от <дата>) Ц. отказано в предоставлении земельного участка в аренду на 49 лет площадью 1 800 кв. м для ведения личного подсобного хозяйства по вышеуказанному адресу по п. 2.8 административного регламента, ввиду того, что заявление противоречит требованиям ст. 34 ЗК РФ, в связи с тем, что проводится работа по ранее поданному обращению иного лица.
<дата> уведомлением N аннулировано уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги N от <дата>, как содержащее техническую ошибку, и Ц. отказано в предоставлении земельного участка в аренду на 49 лет площадью 3 000 кв. м для ведения личного подсобного хозяйства по вышеуказанному адресу по обращению от <дата> по иному основанию - заявление противоречит требованиям п. 3.2 ст. 22 ЗК РФ (заявитель не является пользователем водного объекта).
Уведомлением N от <дата> аннулировано уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги N от <дата>по обращению от <дата>, как содержащее техническую ошибку. Ц. отказано в предоставлении земельного участка в аренду на 49 лет площадью 3 000 кв. м для ведения личного подсобного хозяйства по вышеуказанному адресу по п. 2.8 административного регламента, ввиду того, что заявление противоречит требованиям п. 3.2 ст. 22 ЗК РФ (заявитель не является пользователем водного объекта).
<дата> в газете "Наше слово - газета для всех и для каждого" N администрацией Энгельсского муниципального района опубликовано объявление о предстоящем предоставлении в аренду приусадебного земельного участка площадью 2 500 кв. м для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес>.
<дата> утверждена схема расположения земельного участка по заявлению И. и подготовлено извещение об утверждении схемы.
<дата> Ц. обратился в администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 2 500 кв. м для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес>, изготовлении, утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка.
<дата> уведомлением N Ц. отказано в предоставлении земельного участка в аренду на 49 лет площадью 2 500 кв. м для ведения личного подсобного хозяйства по вышеуказанному адресу по п. 2.8 административного регламента, ввиду того, что заявление противоречит требованиям ст. 34 ЗК РФ, в связи с тем, что на рассмотрении находится ранее поданное обращение иного заявителя на испрашиваемый земельный участок.
В силу п. 8 ст. 1 ЗК РФ регулирование земельных правоотношений осуществляется на основании принципа деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением предусмотренных настоящим Кодексом случаев.
На основании ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Статья 34 ЗК РФ предусматривает, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В целях повышения качества оказания и доступности муниципальной услуги, создания комфортных условий для потребителей муниципальной услуги разработан административный регламент предоставления комитетом по земельным ресурсам, комитетом по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством", утвержденный постановлением администрации Энгельсского муниципального района от 29 июня 2012 г. N 3198.
Согласно п. 2.3 Регламента конечным результатом предоставления муниципальной услуги заявителю является одно из следующих действий: выдача заявителю уведомления об отказе в приеме документов; выдача заявителю уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги; заключение с заявителем договора аренды (купли-продажи, безвозмездного срочного пользования) земельного участка.
В соответствии с п. 2.8 Регламента основанием для отказа в предоставлении услуги является: наличие в представленных документах недостоверных сведений; несоответствие размера испрашиваемого земельного участка установленным предельным (минимальным и максимальным) размерам земельных участков; ограничение в обороте или изъятие из оборота испрашиваемого земельного участка в соответствии с законодательством Российской Федерации; несоответствие испрашиваемого права на земельный участок требованиям законодательства Российской Федерации, Саратовской области; несоответствие разрешенного использования земельного участка документам территориального планирования и градостроительного зонирования поселения, входящего в состав Энгельсского муниципального района, на территории которого расположен испрашиваемый земельный участок; неосуществление заявителем кадастрового учета испрашиваемого земельного участка в течение шести месяцев со дня выдачи ему утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; иное противоречие заявления требованиям законодательства Российской Федерации, Саратовской области, муниципальным правовым актам Энгельсского муниципального района.
Отказ в предоставлении муниципальной услуги по иным основаниям не допускается.
В соответствии со ст. ст. 254 - 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.
Признавая незаконным отказ комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области в предоставлении Ц. в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, суд первой инстанции исходил из того, что основания отказа не соответствуют требованиям закона и нарушен порядок рассмотрения заявлений истца. При этом судом также признаны незаконными действия комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области по изготовлению, утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка И. и внесению учетной записи, поскольку нарушен порядок разрешения обращения гражданина.
Судебная коллегия, проанализировав обстоятельства рассматриваемого дела, и представленные в их подтверждение доказательства, соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они не противоречат нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Доказательств, отвечающих принципам относимости, допустимости и достаточности, подтверждающих, что при рассмотрении обращений Ц. нарушений действующего законодательства, а именно, ст. 34 ЗК РФ, а также Регламента предоставления комитетом по земельным ресурсам муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством" допущено не было, ответчиками ни суду первой инстанции, ни апелляционной инстанции не представлено.
Поскольку оспариваемые действия комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области предполагают предоставление земельного участка конкретному лицу - И., а изготовление, утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является первоначальным этапом при решении вопроса о возможности предоставления участка, с последующим проведением землеустроительных работ и работ по постановке земельного участка на кадастровый учет, в целях его формирования как объекта гражданских правоотношений, с соблюдением процедуры, предусмотренной Земельным кодексом РФ и Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", то они нарушают права заявителя Ц.
Доводы апелляционной жалобы Ц. о том, что суждения суда о предоставлении земельного участка не в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 34 ЗК РФ, т.е. не в порядке предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, стали основанием для отказа истцу в иске в части возложения обязанности на ответчика предоставить схему расположения участка на кадастровом плане соответствующей территории для обеспечения возможности производства кадастровых работ, судебная коллегия находит необоснованными по следующим основаниям.
При включении в резолютивную часть решения суда положений, обязывающих орган или должностное лицо, чьи решения или действия были признаны незаконными, совершить определенные действия для восстановления прав заявителя, устранения препятствий в реализации его прав и свобод, суд не вправе разрешать вопросы, относящиеся к исключительной компетенции обязанного лица. Такое решение противоречит положениям ст. ст. 2, 258 ГПК РФ.
Решение суда о признании акта незаконным означает его недействительность с момента принятия. Последствия вынесения такого решения заключаются в том, что недействительный отказ в предоставлении земельного участка должен рассматриваться уполномоченными органами, должностными лицами как не имеющий юридической силы. В связи с чем у принявшего его органа (должностного лица) в соответствии с его функциональными полномочиями возникает обязанность повторного рассмотрения относящегося к его компетенции вопроса и принятия по нему нового решения, если общие основания для этого сохраняются.
Доводы жалобы комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области сводятся к несогласию с данной судом оценкой доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны тем, на которые ссылалась сторона ответчика в суде первой инстанции в обоснование своих возражений на исковые требования, которые были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших принятие незаконного решения, а поэтому оснований для отмены правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 06 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Ц., комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)