Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 25.04.2013 ПО ДЕЛУ N А66-17955/2011

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2013 г. по делу N А66-17955/2011


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Грачевой И.Л., Сергеевой И.В., рассмотрев 18.04.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 25.10.2012 (судья Матвеев А.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2013 (судьи Зайцева А.Я., Носач Е.В., Романова А.В.) по делу N А66-17955/2011,

установил:

Открытое акционерное общество "Тверьэнергосбыт", место нахождения: 170003, г. Тверь, Петербургское шоссе, д. 2, ОГРН 1056900000354 (далее - ОАО "Тверьэнергосбыт"), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 33, ОГРН 1026900561071 (далее - Министерство), о возложении на ответчика обязанности заключить с истцом договор аренды земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100228:40, расположенного по адресу: г. Тверь, Петербургское шоссе, д. 2.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 33, (далее - ТУ Росимущества), Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Свободный пер., д. 2.
Определениями от 13.06.2012, 29.06.2012, 20.07.2012 судом приняты к рассмотрению заявления открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2", место нахождения: 150040, г. Ярославль, пр. Октября, д. 42, ОГРН 1057601091151 (далее - ОАО "ТГК N 2"), открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра", место нахождения: 127018, Москва, 2-я Ямская ул., д. 4, ОГРН 1046900099498 (далее - ОАО "МРСК Центра") в лице филиала "Тверьэнерго", муниципального унитарного межрайонного предприятия электрических сетей "Тверьгорэлектро", место нахождения: 170008, г. Тверь, ул. Ротмистрова, д. 27, ОГРН 1026900572522 (далее - Предприятие), о вступлении их в дело в качестве третьих лиц с самостоятельными требованиями относительно предмета спора.
Решением суда первой инстанции от 25.10.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.01.2013, требования истца и третьих лиц с самостоятельными требованиями относительно предмета спора удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство указывает, что решение и постановление вынесены с нарушением норм материального и процессуального права, а выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с этим просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, спорные земельные участки не могут считаться образованными с соблюдением норм действующего законодательства (статьи 11.12 и 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - ЗК РФ), поскольку в отношении их уполномоченными органами, в том числе Министерством, не было принято решение об образовании, также отсутствует решение суда об образовании спорного земельного участка. Министерство указывает, что раздел спорного земельного участка был произведен без согласия его собственника, ссылка судов на наличие согласия землепользователей преобразуемого участка опровергается материалами дела, а также считает, что ввиду отсутствия заявлений всех землепользователей спорного участка образование новых земельных участков невозможно. Податель жалобы указывает, что представление в орган государственной власти или местного самоуправления заявления с приложением документов по установленному перечню само по себе является безусловным основанием для принятия решения о предоставлении участка заявителю. Кроме того, Министерство считает, что площадь испрашиваемого земельного участка существенно превышает площадь объекта заявителя, расположенного на участке, в нарушение норм Земельного кодекса Российской Федерации собственник не представил доказательств, подтверждающих необходимость пользования земельным участком испрашиваемой площади для эксплуатации объектов недвижимого имущества.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Тверьэнергосбыт" считает решение и постановление не подлежащими отмене.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно свидетельствам от 10.09.2010 серии 69-АВ N 117232 и 117233 за ОАО "Тверьэнергосбыт" зарегистрировано право собственности на двухэтажное нежилое здание (производственные мастерские) общей площадью 326,1 кв. м с инвентарным номером 17695 и кадастровым (условным) номером 69:40:0100228:12:9, а также на четырехэтажное нежилое (производственное) здание общей площадью 1769,4 кв. м с инвентарным номером 17695 и кадастровым (условным) номером 69:40:0100228:12:10.
Согласно свидетельству от 18.07.2006 серии 69-АА N 852957 за ОАО "ТГК N 2" зарегистрировано право собственности на энергетический производственно-технологический комплекс "Тепловые сети" (промбазу) с кадастровым (условным) номером 69:40:01:00:228:0012:6/017695/37:10000/Т/с.
Согласно свидетельству от 16.04.2008 серии 69-АБ N 110407 за ОАО "МРСК Центра" зарегистрировано право собственности на токарную мастерскую (кузницу) общей площадью 214,5 кв. м с кадастровым (условным) номером 69:40:01:00:228:0012:1/017695/37/10000/А(23).
Согласно свидетельству от 09.11.2011 серии 69-АВ N 377823 за Предприятием зарегистрировано право собственности на трансформаторную подстанцию общей площадью 36,6 кв. м с кадастровым (условным) номером 69:40:0100228:42:17.
Вышеперечисленные объекты недвижимости находятся на земельном участке, кадастровый номер 69:40:0100228:12, разрешенное использование - под производственную базу, площадь - 61 454,3 кв. м, расположенном в кадастровом квартале 69:40:0100228 по адресу: г. Тверь, Петербургское шоссе, д. 2.
Постановлением главы администрации города Твери от 13.04.2010 N 917 (далее - Постановление N 917) утверждена схема расположения земельных участков, образовавшихся из земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100228:12, на кадастровом плане территории Заволжского района в кадастровом квартале 69:40:0100228. Образованные участки 17.05.2010 поставлены на кадастровый учет под номерами:
- - 69:40:0100228:40 (площадь 5407 +/- 26 кв. м);
- - 69:40:0100228:41 (площадь 847 +/- 10 кв. м);
- - 69:40:0100228:42 (площадь 71 +/- 3 кв. м);
- - 69:40:0100228:43 (площадь 1182 +/- 12 кв. м);
- - 69:40:0100228:44 (площадь 53 948 +/- 81 кв. м).
ОАО "Тверьэнергосбыт", ОАО "МРСК Центра", ОАО "ТГК N 2" и Предприятие на основании статьи 36 ЗК РФ обратились к ответчику с заявлениями о предоставлении в аренду вышеперечисленных земельных участков.
В ответах на данные обращения ответчик сообщил, что в соответствии с Постановлением N 917 из земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100228:12 в результате раздела образовались земельные участки площадью 5407 кв. м, 847 кв. м, 71 кв. м, 1182 кв. м, 53 948 кв. м, а также указал на возможность рассмотрения заявлений после обращения в Комитет по управлению имуществом Тверской области (правопредшественник ответчика) всех собственников объектов недвижимого имущества, расположенных на образованных земельных участках.
Ссылаясь на незаконное бездействие ответчика в нарушение статьи 28 ЗК РФ, истец и третьи лица с самостоятельными требованиями относительно предмета спора обратились в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их обоснованными и удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 ЗК РФ, за исключением перечисленных в названном пункте случаев.
Согласно пункту 2 статьи 11.3 ЗК РФ решения об образовании земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть приняты исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, указанными в статье 29 ЗК РФ, на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков необходимы кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решение об образовании земельных участков является документом, необходимым для осуществления государственной регистрации прав на образуемые земельные участки.
При этом не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости либо если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (пункты 4 и 5 статьи 11.9 ЗК РФ).
Таким образом, для раздела земельного участка, находящегося в государственной собственности, необходимо принятие соответствующего решения уполномоченным государственным (муниципальным) органом.
Суды первой и апелляционной инстанций не исследовали вопрос о наличии такого решения, было ли обращение заявителей о принятии решения о разделе земельного участка с целью последующего предоставления в аренду образованных земельных участков.
Учитывая положения пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ, полномочиями по принятию решений об образовании земельных участков обладают исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ, а также пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке и в пределах своей компетенции осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тверской области - городском округе город Тверь; полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Тверской области (постановление правительства Тверской области от 18.10.2011 N 73-пп "Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Тверской области).
Вывод судов о наличии согласия собственника спорного земельного участка со ссылкой на Постановление N 917 кассационная инстанция считает неправильным, поскольку Администрация города Твери указанными выше полномочиями не обладает.
Кроме того, суды не исследовали вопрос о том, обратились ли все пользователи спорного земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100228:12 с заявлением о его разделе.
Как видно из материалов дела, на земельном участке с кадастровым номером 69:40:0100228:43 расположен объект недвижимости - защитное сооружение гражданской обороны, относящееся к федеральной собственности. Соответственно, суду следовало установить, не нарушает ли раздел земельного участка права и законные интересы ТУ Росимущества как представителя собственника федерального имущества.
В силу пункта 4 статьи 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
В силу пункта 6 статьи 11.2 ЗК РФ образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.
Таким образом, вывод судов о том, что ответчик неправомерно отказал в предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 69:40:0100228:40, 69:40:0100228:41, 69:40:0100228:42 и 69:40:0100228:44 заявителям, сделан по неполно исследованным обстоятельствам и без учета приведенных норм права.
При новом рассмотрении спора, суду следует учесть вышеизложенное, предложить заявителям уточнить требования, полно и всесторонне исследовать обстоятельства спора, с учетом установленного принять законный судебный акт.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 25.10.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2013 по делу N А66-17955/2011 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области.

Председательствующий
М.В.ЗАХАРОВА

Судьи
И.Л.ГРАЧЕВА
И.В.СЕРГЕЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)