Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ ОТ 23.07.2013 N 33-1463/2013

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 июля 2013 г. N 33-1463/2013


Судья Джамбинов Е.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Лиджеевой Л.Л.
судей Сангаджиева А.В. и Басанговой И.Б.
при секретаре И.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Э. к внутрихозяйственной комиссии Администрации Хар-Булукского сельского муниципального образования Республики Калмыкия о включении в список претендентов на получение земельной доли в границах Хар-Булукского сельского муниципального образования Республики Калмыкия по апелляционной жалобе истца Э. на решение Целинного районного суда Республики Калмыкия от 17 мая 2013 года.
Заслушав доклад судьи Басанговой И.Б. об обстоятельствах дела, объяснения истца Э., поддержавшего доводы жалобы об отмене судебного решения, судебная коллегия

установила:

Э. обратился в суд с иском, указав, что с 1986 года по 1998 год работал в совхозе "Страна Советов", затем с 1998 года по 2000 год работал в Хар-Булукской средней школе учителем трудового обучения. С 2003 года по настоящее время работает там же оператором котельной. На территории Хар-Булукского сельского муниципального образования Республики Калмыкия проживает с 1969 года. Он обращался в Администрацию Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия о включении в списки претендентов на получение земельной доли, но ему отказано. Считает, что в соответствии с Законом Республики Калмыкия "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия" имеет право на бесплатное получение земельной доли.
Просил обязать внутрихозяйственную комиссию Хар-Булукского сельского муниципального образования Республики Калмыкия включить его в список претендентов на получение земельной доли в границах Хар-Булукского СМО РК.
В судебном заседании истец Э. иск поддержал, представители внутрихозяйственной комиссии Хар-Булукского СМО РК, Администрации Целинного РМО РК в судебное заседание не явились.
Решением Целинного районного суда Республики Калмыкия от 17 мая 2013 года в удовлетворении иска Э. отказано.
На указанное решение истцом Э. подана апелляционная жалоба, в которой он просит об отмене судебного решения и удовлетворении иска. Указывает, что срок исковой давности им не пропущен, так как в 2011 году он обращался в Администрацию Целинного РМО РК о предоставлении земельной доли в границах Хар-Булукского СМО РК. Считает, что имеющийся у него стаж работы и наличие регистрации на территории Хар-Булукского СМО РК являются основаниями для включения его в список граждан, имеющих право на получение земельной доли.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным и подлежащим оставлению без изменения.
Отказывая в иске, суд первой инстанции руководствовался ст. ст. 1, 10 Федерального закона N 101-ФЗ от 24 июля 2002 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", ст. 5 Закона Республики Калмыкия N 177-1У-3 от 9 апреля 2010 года "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия". Суд пришел к выводу о том, что истец не подлежит включению в список граждан, имеющих право на бесплатное получение земельной доли в границах Хар-Булукского сельского муниципального образования, поскольку на момент вступления в силу Закона РК "О земле" Э. работником сельскохозяйственного предприятия не являлся, уволившись по собственному желанию до реорганизации хозяйства.
С данным выводом суда следует согласиться, поскольку он соответствует требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 2 статьи 10, частью 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 4 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися соответственно в собственности субъекта РФ и муниципальных образований. Перечни категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли устанавливаются законом субъекта РФ.
Согласно пункту 3 статьи 5 Закона Республики Калмыкия "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия" право на бесплатное получение земельной доли имеют граждане, проработавшие в сельскохозяйственных предприятиях (организациях) или в социальной сфере на селе не менее 5 лет на момент утверждения списков лиц, имевших право на получение земельной доли, высшими органами управления сельскохозяйственных предприятий (организаций) согласно постановлениям Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", от 4 сентября 1992 года N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" или от 1 февраля 1995 года N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев" и включенные в указанные списки, при этом не получившие свидетельства о праве на земельные доли или выписки из решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющих права на земельные доли, либо наследники указанной категории граждан, у которых открылось наследство до вступления в силу Закона Республики Калмыкия от 28 февраля 2003 года N 286-II-З "О земле" (далее - Закон РК "О земле").
По рекомендации внутрихозяйственной комиссии Правительство Республики Калмыкия или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков, имеют право предоставить земельную долю работнику, не включенному в список, но проработавшему при этом в указанном сельскохозяйственном предприятии (организации) не менее 5 лет на момент вступления в силу Закона РК "О земле" и зарегистрированному по месту постоянного проживания на территории соответствующего городского (сельского) муниципального образования по состоянию на 1 января 2003 года.
При отсутствии вышеназванных списков, утвержденных высшими органами управления сельскохозяйственных предприятий (организаций), право на получение земельной доли имеют граждане:
- работники сельскохозяйственных предприятий (организаций), в том числе и уволенные по сокращению численности или штата после 1992 года, проработавшие в указанных сельскохозяйственных предприятиях (организациях) не менее 5 лет на момент вступления в силу Закона РК "О земле" и зарегистрированные по месту постоянного проживания на территории соответствующего городского (сельского) муниципального образования по состоянию на 1 января 2003 года;
- пенсионеры, ушедшие на пенсию из указанных сельскохозяйственных предприятий (организаций) и проработавшие в указанных и иных сельскохозяйственных предприятиях (организациях) Республики Калмыкия не менее 20 лет, а также пенсионеры, вышедшие на пенсию по инвалидности, полученной в связи с исполнением ими трудовых обязанностей в указанных сельскохозяйственных предприятиях (организациях);
- работники социальной бюджетной сферы на селе, кроме работников районных центров, проработавшие в этой сфере не менее 5 лет на момент вступления в силу Закона РК "О земле" и зарегистрированные по месту постоянного проживания на территории соответствующего сельского муниципального образования по состоянию на 1 января 2003 года;
- пенсионеры, проработавшие в социальной бюджетной сфере не менее 20 лет на территории сельского муниципального образования (кроме районных центров), где расположены указанные сельскохозяйственные предприятия (организации), и зарегистрированные на данной территории по состоянию на 1 января 2003 года;
- бывшие работники сельскохозяйственных предприятий (организаций), проработавшие в указанных сельскохозяйственных предприятиях (организациях) не менее 5 лет на момент вступления в силу Закона РК "О земле", при этом прекратившие работу в связи с избранием в представительные органы местного самоуправления или на иные должности органов местного самоуправления.
Аналогичное положение было предусмотрено абзацем 5 п. 2 ст. 24 Закона РК "О земле" от 28 февраля 2003 года, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений и утратившего силу 24 апреля 2010 года, то есть со дня вступления в силу Закона РК "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия. Согласно Закону РК "О земле" по рекомендации внутрихозяйственной комиссии Правительство Республики Калмыкия или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков, имели право предоставить земельную долю работнику, не включенному в список, но проработавшему при этом в указанном сельскохозяйственном предприятии (организации) не менее 5 лет на момент вступления в силу Закона РК "О земле" и зарегистрированному по месту постоянного проживания на территории соответствующего городского (сельского) муниципального образования по состоянию на 1 января 2003 года.
Таким образом, по смыслу приведенных положений закона после составления и утверждения списка лиц, претендующих на получение земельной доли, работнику, который не был включен в список, земельная доля может быть предоставлена при наличии одновременно двух условий: он должен быть работником хозяйства, проработавшим в нем не менее 5 лет на момент вступления в силу Закона РК "О земле", то есть на 13 апреля 2003 года, и быть зарегистрированным по месту постоянного проживания на территории соответствующего сельского муниципального образования по состоянию на 1 января 2003 года.
Как видно из материалов дела и установлено судом, впервые списки граждан, имеющих право на получение земельной доли в границах Хар-Булукского СМО РК, опубликованы в газете "Новая Жизнь" от 22 марта 2005 года. Истец в эти списки не включен.
Постановлением И.о главы Администрации Целинного РМО РК от 8 августа 2007 года N 383 предоставлен земельный участок категории земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в границах Хар-Булукского СМО РК в общую долевую собственность граждан согласно списку, представленному внутрихозяйственной комиссией. В данный список Э. также не включен.
Согласно копии трудовой книжки истца Э. работал в совхозе "Страна Советов" со 2 июля 1986 года до 5 мая 1987 года рабочим стройчасти, с 29 июня 1989 года до 1 апреля 1998 года штурвальным, рабочим стройчасти. 1 апреля 1998 года уволен из совхоза по собственному желанию. С 1 мая 1998 года до 1 сентября 2000 года работал учителем трудового обучения и ИЗО в Хар-Булукской средней школе. 1 сентября 2000 года уволился из школы по собственному желанию. С 18 сентября 2003 года по 16 апреля 2005 года работал оператором котельной при МОУ "Хар-Булукская средняя школа".
Таким образом, на момент вступления в силу Закона РК "О земле", вступившего в силу 13 апреля 2003 года, истец ни работником сельскохозяйственного предприятия, ни работником социальной бюджетной сферы на селе, проработавшим не менее 5 лет, не являлся.
Установив данные фактические обстоятельства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что у истца не возникло право на бесплатное получение земельной доли.
При таких данных наличие регистрации истца на территории Хар-Булукского СМО РК по состоянию на 01 января 2003 года само по себе не является основанием возникновения у него права на бесплатное получение земельной доли.
С учетом изложенного, доводы истца о необходимости включения его в список граждан на получение земельной доли, необоснованны.
Относительно довода жалобы о неправильном применении судом срока исковой давности, то он заслуживает внимание.
В соответствии с п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Согласно ч. 1 ст. 38 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сторонами в гражданском судопроизводстве являются истец и ответчик.
Как видно из дела, ходатайство о применении срока исковой давности заявлено не стороной по делу, а третьим лицом - Администрацией Целинного РМО РК. Ответчик о пропуске срока исковой давности не заявлял.
Следовательно, правовых оснований для удовлетворения ходатайства третьего лица о применении срока исковой давности у суда не имелось.
Вместе с тем, по существу спора суд принял правильное решение, поэтому оно подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия

определила:

Решение Целинного районного суда Республики Калмыкия от 17 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Э. - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.Л.ЛИДЖЕЕВА

Судьи
А.В.САНГАДЖИЕВ
И.Б.БАСАНГОВА

"Копия верна"
судья
И.Б.БАСАНГОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)