Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.12.2013 N 15АП-16290/2013 ПО ДЕЛУ N А32-15589/2013

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 декабря 2013 г. N 15АП-16290/2013

Дело N А32-15589/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей М.В. Соловьевой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Войцешко И.С.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом,
от третьего лица: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 07.08.2013по делу N А32-15589/2013
по заявлению ГКУ "Главное управление строительства Краснодарского края"
к заинтересованному лицу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю
при участии третьего лица управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
о признании недействительным решения,
принятое в составе судьи Тарасенко А.А.

установил:

ГКУ "Главное управление строительства Краснодарского края" (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (далее - учреждение) о признании недействительным решение от 19.01.12 N 00-р/12-697 в части снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:14:0301002:3568, обязании восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:14:0301002:3568.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - росреестр).
Решением суда от 07.08.13 заявленные управлением требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что орган кадастрового учета в ходе рассмотрения настоящего спора не представил никаких доказательств того, что им предпринимались какие-либо действия в целях проверки наличия (отсутствия) правопритязаний на земельный участок.
Не согласившись с принятым судебным актом, учреждение подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить в части признания незаконными действий по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:14:0301002:3568, а также в части взыскания госпошлины в размере 2000 руб.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Участвующие в деле лица надлежащим образом уведомленные о месте, дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы своих представителей в судебное заседание не направили, известили суд о возможности рассмотрения жалобы без участия их представителей.
Учитывая изложенное, на основании ч.ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, изучив отзыв на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения администрации муниципального образования Крыловской район от 14.12.11 N 1170-р "О предоставлении на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка" управлению на указанном праве был предоставлен земельный участок 23:14:0301002:3568 площадью 11 111 кв. м.
Данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 01.08.08, что подтверждается копией кадастрового паспорта указанного участка от 28.12.09, представленной заявителем в материалы дела.
18.01.12 управление обратилось в учреждение с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, что подтверждается распиской регистрирующего органа в получении документов, представленной в материалы дела представителем учреждения.
Факт сдачи управлением в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации права на земельный участок признан в суде первой инстанции представителем учреждения (аудиозапись судебного заседания 06.08.13 с 1 мин. 30 сек. до 3 мин. 00 сек.).
Из представленного в материалы дела свидетельства о государственной регистрации права видно, что право постоянного (бессрочного) пользования учреждения на земельный участок 23:14:0301002:3568 площадью 11 111 кв. м было зарегистрировано 24.01.12.
В феврале 2013 года управлению стало известно, что данный земельный участок снят с кадастрового учета.
Несогласие с произведенным органом кадастрового учета снятием земельного участка с кадастрового учета послужило основанием для обращения в суд с требованием о защите нарушенного права.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно признал подлежащими удовлетворению заявленные управлением требования ввиду следующего.
В силу ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ.
Правовым последствием кадастрового учета является подтверждение существования объекта недвижимости, права на который непосредственно у конкретного лица возникают и могут быть зарегистрированы по основаниям и в порядке, установленном законом, а также прекращения существования объекта недвижимости (ст. 1 Закона N 221-ФЗ).
Снятие с учета объекта недвижимости осуществляется, если иное не установлено данным Законом, на основании заявления собственников объекта недвижимости по решению органа кадастрового учета (ч. 2 ст. 16, ч. 6 ст. 20 и ст. 23 Закона N 221-ФЗ).
Согласно ч. 9 ст. 4 Закона N 221-ФЗ сведения, которые носят временный характер до утраты ими в установленном данным Законом порядке временного характера, не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
В силу ч. 1 ст. 25 Закона N 221-ФЗ к внесенным в государственный кадастр недвижимости сведениям, имеющим временный характер, при постановке на учет земельного участка применяются правила, установленные ч. 4 ст. 24 названного Закона.
В соответствии с ч. 4 ст. 24 Закона N 221-ФЗ такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 данной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Пункт 7 ст. 36 ЗК РФ предусматривает, что лицо, которое обратилось в соответствующие органы с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ.
Поскольку положения ст. 24 Закона N 221-ФЗ не содержат иного, сведения об образованном земельном участке подлежат аннулированию и исключению из государственного кадастра недвижимости, если по истечении двух лет со дня постановки участка на кадастровый учет не осуществлена государственная регистрация права на него, при условии, что в отношении этого земельного участка отсутствуют правопритязания.
Аналогичная правовая позиция высказана НКС ФАС СКО от 01.06.2012 (вопрос N 1).
Применение положений ст. 24 Закона N 221-ФЗ разъяснено в письме Росреестра от 26.02.2010 N 14-1343-ВК "Об аннулировании сведений о земельных участках" (применялось до его отзыва письмом Росреестра от 28.11.2012 N 14-9817-НА).
Согласно данному письму подразделение, осуществляющее государственный кадастровый учет, принимает решение об аннулировании из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках (в отношении земельных участков, права или ограничения (обременения) прав на которые не зарегистрированы и в отношении которых отсутствуют правопритязания и заявленные в судебном порядке права требования. Органу кадастрового учета предлагается до решения вопроса о снятии земельного участка с кадастрового учета выяснить у регистрирующего органа вопрос о наличии (отсутствии) правопритязаний на соответствующий земельный участок.
Соответствие данных разъяснений положениям ст. 24 Закона N 221-ФЗ подтверждено в постановлении ФАС СКО от 29.03.11 по делу N А01-1200/2010
Суд первой инстанции принял меры к выяснению вопроса о наличии на дату принятия решения о снятии земельного участка с кадастрового учета (19.01.12) правопритязаний на земельный участок и пришел к положительному ответу на данный вопрос.
Как указано выше, 18.01.12 (за день до снятия земельного участка с кадастрового учета) управление обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования.
Такое обращение является разновидностью правопритязания и по смыслу ст. 24 Закона N 221-ФЗ, а также положений письма Росреестра от 26.02.10 N 14-1343-ВК "Об аннулировании сведений о земельных участках" снятие земельного участка в такой ситуации не допускается.
Следует отметить, что в настоящее время аналогичные правила по взаимному обмену информацией о наличии (отсутствии) правопритязаний предусмотрены в п. п. 2, 3 письма Росреестра от 28.11.2012 N 14-9817-НА "Об отдельных вопросах взаимодействия при осуществлении учетно-регистрационных действий".
Орган кадастрового учета в ходе рассмотрения настоящего спора не представил никаких доказательств того, что им предпринимались какие-либо действия в целях проверки наличия (отсутствия) правопритязаний на земельный участок.
Как верно установлено судом первой инстанции, представленная им в материалы дела распечатка содержания электронного файла (л.д. 80) свидетельствует лишь о том, что уже после снятия земельного участка с кадастрового учета (после 19.01.12) в орган кадастрового учета поступила информация о зарегистрированных правах на земельный участок 23:14:0301002:3568.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правильно признал недействительным оспариваемое решение.
В порядке ч. 1 ст. 198 АПК РФ могут быть признаны недействительными акты или незаконными действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если их действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.ч.4, 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия), актов государственных органов должно содержаться в том числе указание на обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Суд первой инстанции правильно обязал орган кадастрового учета в течение десяти рабочих дней с даты вступления в законную силу настоящего решения суда восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:14:0301002:3568.
Восстановление в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке (записи о существовании этого участка) нормам Закона N 221-ФЗ не противоречит. Возможность применения данного способа устранения нарушения прав заявителя подтверждена сложившейся судебной практикой (постановления Президиума ВАС РФ от 20.10.2010 N 200/10, от 22.03.2011 N 14765/10, постановление ФАС СКО округа от 29.03.2011 по делу N А01-1200/2010).
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и ФКЗ от 12.12.1997 N 2-ФКЗ "О правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
В соответствии с пунктами 5.1.3 и 5.1.4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, осуществление полномочий по кадастровому учету и ведению государственного кадастра недвижимости возложено на Росреестр.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона N 221-ФЗ полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных ст. 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Согласно приказам Росреестра от 11.03.2010 N П/93 и от 01.09.2011 N П/331 полномочия по кадастровому учету осуществляет ФГБУ "ФКП Росреестра" (на территории Краснодарского края данное ФГБУ выступает в лице филиала по Краснодарскому краю), соответственно, именно оно выступает участником спорного правоотношения.
Вместе с тем, как верно указано судом первой инстанции, недостатки в сфере ведомственного взаимодействия между органом кадастрового учета и регистрирующим органом не должны отражаться на гражданско-правовом статусе участников гражданского оборота.
Координатором соответствующего ведомственного взаимодействия должна выступать публичная власть - Российская Федерация (государство) - в лице Росреестра.
Вместе с тем, лицом, представляющим публичную власть в спорном публичном правоотношении, является орган кадастрового учета во всяком случае.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы учреждения и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.08.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА

Судьи
М.В.СОЛОВЬЕВА
С.С.ФИЛИМОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)