Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.04.2013 ПО ДЕЛУ N А65-13526/2011

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 2013 г. по делу N А65-13526/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 апреля 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровым С.С.,
с участием:
- от заявителя - извещен, не явился;
- от главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан - Гиниятуллина А.Г., доверенность от 02 февраля 2013 г.;
- от Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан - Гиниятуллина А.Г., доверенность от 09 января 2013 г. N 8;
- от Палаты имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района Республики Татарстан - Гиниятуллина А.Г., доверенность от 09 января 2013 г. N 1;
- от заинтересованных лиц:
- от Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Республике Татарстан - извещен, не явился;
- от крестьянского фермерского хозяйства Минеханова Минталипа Исмагиловича - Гайфуллина Л.М., доверенность от 10 ноября 2012 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционным жалобам
крестьянского фермерского хозяйства Минеханова Минталипа Исмагиловича, д. Старые Ерыклы, Тукаевский район, Республика Татарстан,
главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, г. Набережные Челны, Республика Татарстан,
крестьянского фермерского хозяйства Хайруллиной Альфии Кирамутдиновны, г. Набережные Челны, Республика Татарстан,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 октября 2012 г. по делу N А65-13526/2011 (судья Мотрохин Е.Ю.),
по заявлению крестьянского фермерского хозяйства Хайруллиной Альфии Кирамутдиновны, г. Набережные Челны, Республика Татарстан,
к главе Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, г. Набережные Челны, Республика Татарстан,
Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, г. Набережные Челны, Республика Татарстан,
Палате имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, г. Набережные Челны, Республика Татарстан,
заинтересованные лица:
Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Республике Татарстан, г. Казань,
крестьянское фермерское хозяйство Минеханова Минталипа Исмагиловича, д. Старые Ерыклы, Тукаевский район, Республика Татарстан,
о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия,

установил:

Крестьянское фермерское хозяйство Хайруллиной Альфии Кирамутдиновны (далее - заявитель, КФХ Хайруллиной А.К.) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к главе Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (далее - первый ответчик, Глава Тукаевского МР РТ), к Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (далее - второй ответчик, Исполком) и к Палате имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (далее - третий ответчик, Палата) о признании незаконными действий заместителя председателя Палаты Русского С.В. (согласно письму от 21 января 2011 г. N 154), руководителя Исполкома Асылгараева Р.В. (согласно письму от 20 мая 2011 г. N 732), Главы Тукаевского МР РТ (согласно письму от 01 июня 2011 г. N 532), выразившихся в передаче вопроса предоставления земли КФХ Хайруллиной А.К. на аукцион (муниципальное унитарное предприятие "Аукцион", общество с ограниченной ответственностью "АУКЦИОН-ГАРАНТ"); о признании бездействия Главы Тукаевского МР РТ, Исполкома, Палаты по непредоставлению земли в собственность Хайруллиной Альфие Кирамутдиновне под развитие крестьянского фермерского хозяйства, без проведения торгов (конкурсов, аукционов), незаконным, и об обязании Главы Тукаевского МР РТ, Исполкома, Палаты предоставить в собственность Хайруллиной Альфие Кирамутдиновне земельный участок для ведения крестьянского фермерского хозяйства, для чего утвердить и выдать план-схему расположения земельного участка, а после постановки земельного участка на кадастровый учет принять решение, без проведения торгов (конкурсов, аукционов), о предоставлении в собственность земельного участка и заключить с главой КФХ Хайруллиной А.К. договор купли-продажи на земельный участок.
В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявитель уточнил требования, которые были приняты судом.
Согласно уточненным требованиям заявитель просил признать незаконными действия заместителя председателя Палаты Русского С.В. (согласно письму от 21 января 2011 г. N 154), Руководителя Исполкома Асылгараева Р.В. (согласно письму от 20 мая 2011 г. N 732), Главы Тукаевского МР РТ (согласно письму от 01 июня 2011 г. N 532), выразившиеся в передаче вопроса предоставления земли КФХ Хайруллиной А.К. на аукцион (муниципальное унитарное предприятие "Аукцион", общество с ограниченной ответственностью "АУКЦИОН-ГАРАНТ"); обязать Главу Тукаевского МР РТ, Исполком, Палату немедленно подготовить и утвердить в установленном порядке схему расположения (испрашиваемого) земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, общей площадью 600 га, входящего в состав единого землепользования общей площадью 1374 га с кадастровым номером 16:39:00 00 00:332, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский район, Мелекесское сельское поселение, и выдать его главе КФХ Хайруллиной А.К. для формирования межевого плана; обязать Главу, Исполком, Палату после постановки на кадастровый учет испрашиваемого земельного участка предоставить КФХ Хайруллиной А.К. в собственность бесплатно (испрашиваемый) земельный участок общей площадью 600 га, выделенный из единого землепользования с кадастровым номером 16:39:00 00 00:332, согласно заявлениям от 03 ноября 2009 г., на имя главы Тукаевского МР РТ, 10 ноября 2009 г. на имя руководителя Исполкома, согласно решению Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 октября 2010 г. по делу N А65-5887/2010 с учетом заявления за исх. N 265 от 30 декабря 2010 г.
Также определением от 04 октября 2011 г. судом в силу ст. 49 АПК РФ принято уточнение заявленных требований в части исключения из них требования об оспаривании бездействий ответчиков по непредоставлению в собственность земельного участка общей площадью 5 268 804, 04 кв. м, состоящего из земельных участков с кадастровыми номерами 16:39:011401:23 и 16:39:012201:2.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 декабря 2011 г., оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07 марта 2012 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 13 июня 2012 г. решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 декабря 2011 г. и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07 марта 2012 г. отменил, направив дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал на то, что установленные судом при рассмотрении дела N А65-5887/2010 юридические факты должны быть учтены при рассмотрении настоящего дела, в связи с чем последующая заявка Минеханова М.И. в сентябре 2010 г., в том числе после публикации в газете о торгах, не может рассматриваться в данном случае как множественность лиц, претендующих на один земельный участок, поскольку данная ситуация сложилась из-за длительного игнорирования уполномоченным органом законных требований КФХ Хайруллиной А.К. в 2009 г. Кроме того, суд кассационной инстанции указал, что судами не исследован вопрос о том, кто является в Тукаевском муниципальном районе органом, уполномоченным на заключение договора на предоставление земельного участка.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 октября 2012 г. заявленные требования удовлетворены частично.
Суд первой инстанции признал незаконными действия заместителя председателя Палаты имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района Республики Татарстан Русского С.В. (согласно письму от 21 января 2011 г. N 154), руководителя Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан Асылгараева Р.В. (согласно письму от 20 мая 2011 г. N 732), Главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (согласно письму от 01 июня 2011 г. N 532), выразившиеся в передаче вопроса предоставления земли крестьянскому фермерскому хозяйству Хайруллиной Альфии Кирамутдиновны на аукцион (МУП "Аукцион", ООО "АУКЦИОН-ГАРАНТ").
При этом суд обязал ответчиков - Главу Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Палату имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района Республики Татарстан устранить допущенное нарушение прав заявителя путем рассмотрения по существу письменного обращения заявителя от 10 ноября 2009 г. и принятия по нему предусмотренного законом решения.
В удовлетворении остальной части требований к первому, второму и третьему ответчикам судом первой инстанции отказано.
Не согласившись с выводами суда, крестьянское фермерское хозяйство Хайруллиной А.К. подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда в части неудовлетворенных требований отменить, принять новое решение, удовлетворив заявленные требования в полном объеме.
В апелляционной жалобе указывает, что заявление от 30 декабря 2010 г. не носило самостоятельный характер, а было как дополнение к заявлениям о предоставлении земли под КФХ, поданным в ноябре 2009 г., в данном заявлении был указан лишь вид права, на котором просила предоставить землю. А учитывая, что право бесплатного предоставления земли в собственность КФХ Хайруллиной А.К. не использовалось, заявление от 30 декабря 2010 г. за исходящим N 265 не носило самостоятельный характер, как указывает суд первой инстанции, а было как дополнение к заявлениям от 2009 г.
На момент подачи заявлений о предоставлении земли в ноябре 2009 г. других претендентов на испрашиваемый земельный участок (600 га, согласно схеме места расположения земельного участка) не было. Данный факт судом первой инстанции исследовался.
Предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при создании КФХ является обязанностью органа местного самоуправления, к чему не может быть применен общий порядок предоставления земли, установленный ст. 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", ЗК РФ, существует специальный порядок для предоставления земли под КФХ, который не требует дачи информационного сообщения в газету о предоставлении земли в аренду (собственность), не требует проведения торгов, конкурсов, аукционов, тем более Хайруллиной А.К. земля под КФХ еще не предоставлялась. Данный порядок установлен ст. 12 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Судом необоснованно удовлетворено ходатайство о привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, главу КФХ Минеханова М.И., права и интересы которого не затрагиваются.
Глава Тукаевского муниципального района Республики Татарстан подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение.
В апелляционной жалобе указывает, что заявления Хайруллиной А.К. от 03 ноября 2009 г. и 10 ноября 2009 г. составлены и поданы в органы местного самоуправления с нарушением требований ст. 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 7 Порядка предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, на территории Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 28 мая 2012 г. N 24/13 и не могли быть рассмотрены по существу.
Устранив нарушение, выявленное Арбитражным судом Республики Татарстан по делу N А65-5887/2010, Хайруллина А.К. подает новое заявление в органы местного самоуправления от 30 декабря 2010 г. N 265, которое носит самостоятельный характер, однако на тот момент уже имелось поданное главой КФХ Минехановым М.И. заявление за исх. N 77 от 28 сентября 2010 г. к главе Тукаевского муниципального района, Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Палате имущественных и земельных отношений о предоставлении земельного участка площадью 600 га, из земель сельскохозяйственного назначения (кадастровый номер 16:39:000000:332), расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, Мелекесское сельское поселение.
Согласно п. 2 ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации при невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.
При рассмотрении дела судом также не было исследовано обстоятельство, что кроме неуказания испрашиваемого права на землю в заявлении от 03 ноября 2009 г. также отсутствует местоположение испрашиваемого земельного участка.
Глава Тукаевского муниципального района также указывает, что при рассмотрении дела суд не учел, что согласно ст. 2 Закона Республики Татарстан от 06 августа 2003 г. N 28-ЗРТ "О приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Республики Татарстан" максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, не может превышать 25 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков.
Однако в собственности Хайруллиной А.К. согласно выписке из ЕГРИП от 28 апреля 2012 г. N 16-0-1-116/4005/2012-187 находятся земли сельскохозяйственного назначения площадью более 814 га. Более того, Хайруллиной А.К. и Хайруллину Ф.Ш., как руководителям ООО Агрофирма "Тимерхан", принадлежит более 1 009 га земли сельскохозяйственного назначения.
Также в заявлении от 03 ноября 2009 г. Хайруллина А.К. просит земельный участок площадью 500 га. Таким образом, Хайруллина А.К. будет иметь в собственности более 2326 га земель сельскохозяйственного назначения.
В Арбитражном суде Республики Татарстан рассматривалось дело N А65-7584/2012 по иску Хайруллиной А.К. к главе, Исполкому, Палате имущественных и земельных отношений Тукаевского района Республики Татарстан о признании незаконными бездействий в нерассмотрении по существу заявлений Хайруллиной А.К. и обязании принять решение о предоставлении в аренду земельного участка площадью 600 га, с кадастровым номером 16:39: 00 00 00: 332, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский район, Мелекесское сельское поселение.
В ходе судебного разбирательства Арбитражным судом Республики Татарстан по данному делу установлено, что на спорный земельный участок претендуют сразу несколько лиц, в связи с чем вопрос о его предоставлении должен разрешаться через торги.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-7584/2012 от 28 мая 2012 г. Хайруллиной А.К. отказано в предоставлении земельного участка площадью 600 га, с кадастровым номером 16:39: 00 00 00:332, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский район, Мелекесское сельское поселение.
Также податель апелляционной жалобы считает, что взыскание с главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Исполкома Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Палаты земельных и имущественных отношений Тукаевского муниципального района Республики Татарстан в пользу Хайруллиной Альфии Кирамутдиновны в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб. неправомерно.
Крестьянское фермерское хозяйство Минеханова М.И. также подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда в части признания незаконными действий заместителя Палаты имущественных и земельных отношений муниципального района Республики Татарстан Русского С.В. (согласно письму от 21 января 2011 г. N 154) и руководителя Исполкома Тукаевского муниципального района Республики Татарстан Асылгараева Р.В. (согласно письму исх. N 732 от 20 мая 2011 г.), главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (согласно письму от 01 июня 2011 г. N 532), выразившиеся в передаче вопроса предоставления земли крестьянскому фермерскому хозяйству Хайруллиной Альфии Кирамутдиновны на аукцион (МУП "Аукцион", ООО "АУКЦИОН-ГАРАНТ"), обязании ответчиков рассмотреть по существу письменное обращение заявителя от 10 ноября 2009 г. и принять по нему предусмотренное законом решение, КФХ Хайруллиной А.К. в заявленных требованиях отказать.
В апелляционной жалобе КФХ Минеханова М.И. указывает, что в обоснование своих требований Хайруллина А.К. прилагает заявления от 03 ноября 2009 г. и 10 ноября 2009 г. Судом не дана правовая оценка данным заявлениям. В заявлении от 03 ноября 2009 г. Хайруллина А.К. испрашивает земельный участок площадью 500 га на территории ПК "Калинина" без указания испрашиваемого права. В заявлении от 10 ноября 2009 г. Хайруллина А.К. испрашивает земельный участок площадью 1 339 га на территории ПК "Калинина", также без указания испрашиваемого права. В заявлении имеются исправления, которые могли быть произведены после подачи заявления.
Суд не учел, что ни одно из заявлений не соответствует требованиям, заявленным Хайруллиной А.К. в исковом заявлении предоставление земельного участка площадью 600 га, входящего в состав единого землепользования общей площадью 1 374 га с кадастровым номером 16:39: 00 00 00: 332, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский район, Мелекесское сельское поселение.
Заявления Хайруллиной А.К. от 03 ноября 2009 г. и 10 ноября 2009 г. составлены и поданы в органы государственной власти с нарушением требований ст. 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 7 Порядка предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством на территории Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 28 мая 2012 г. N 24/13 и не могли быть рассмотрены по существу.
Предоставление земельного участка КФХ органами местного самоуправления осуществляется при условии соблюдения КФХ всех указанных выше требований законодательства.
Устранив нарушение, выявленное Арбитражным судом Республики Татарстан по делу N А65-5887/2010, Хайруллина А.К. подает новое заявление в органы государственной власти от 30 декабря 2010 г. N 265, которое носило самостоятельный характер, однако на тот момент уже имеется поданное Минехановым М.И. заявление за исх. N 77 от 28 сентября 2010 г. к главе Тукаевского муниципального района, Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Палате имущественных и земельных отношений о предоставлении земельного участка площадью 600 га, из земель сельскохозяйственного назначения (кадастровый номер 16:39:000000:332), расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, Мелекесское сельское поселение.
Податель апелляционной жалобы указывает, что имеет юридическое значение наличие заявления о предоставлении земельного участка от иного КФХ, поданного в орган местного самоуправления до момента подачи КФХ аналогичного заявления на тот же участок в орган местного самоуправления или после подачи КФХ аналогичного заявления на тот же участок в орган местного самоуправления. Только в этом случае участок предоставляется на торгах (конкурсах, аукционах) с соблюдением ст. 10 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", ст. ст. 34, 38 ЗК РФ и пр. норм.
Заявления КФХ Хайруллиной А.К. от 03 ноября 2009 г., 10 ноября 2009 г., 30 декабря 2010 г. ответчиками рассмотрены. Имеется ответ заместителя председателя Палаты имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района Республики Татарстан Русского С.В. (согласно письму от 21 января 2011 г. N 154) и руководителя Исполкома Тукаевского муниципального района Республики Татарстан Асылгараева Р.В. (согласно письму за исх. N 732 от 20 мая 2011 г.), главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (согласно письму N 532 от 01 июня 2011 г.). Действия ответчиков законны и обоснованны.
Суд первой инстанции установил наличие двух претендентов на земельный участок - КФХ Минеханов М.И. и КФХ Хайруллина А.К. Поэтому в данной ситуации подлежит применению такой способ предоставления земельного участка, который отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в п. 11 ст. 1 ЗК РФ и который позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
С учетом изложенного податель жалобы считает, что обжалуемые действия, выразившиеся в передаче вопроса предоставления земли крестьянскому фермерскому хозяйству Хайруллиной А.К. на аукцион (МУП "Аукцион", ООО "АУКЦИОН-ГАРАНТ"), законны и обоснованны.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 января 2013 г. судебное разбирательство было отложено на 18 февраля 2013 г.
Согласно ст. 18 АПК РФ в связи с нахождением судьи Кузнецова В.В. в очередном отпуске в составе суда была произведена замена судьи Кузнецова В.В. на судью Бажана П.В.
После замены судьи согласно положениям указанной статьи дело рассмотрено сначала.
В судебном заседании представитель главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Палаты имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района Республики Татарстан доводы апелляционных жалоб главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, крестьянского фермерского хозяйства Минеханова Минталипа Исмагиловича поддержал, не согласен с апелляционной жалобой крестьянского фермерского хозяйства Хайруллиной Альфии Кирамутдиновны.
Представитель крестьянского фермерского хозяйства Минеханова Минталипа Исмагиловича доводы своей апелляционной жалобы поддержал, также поддержал доводы апелляционной жалобы главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, апелляционную жалобу крестьянского фермерского хозяйства Хайруллиной Альфии Кирамутдиновны просил оставить без удовлетворения.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ по делу объявлялся перерыв с 18 марта 2013 г. до 10 час. 05 мин. 25 марта 2013 г.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что заявитель 11 ноября 2009 г. обратился к главе Тукаевского муниципального района Республики Татарстан с заявлением (от 03 ноября 2009 г. за исх. N 40) о выделении земельного участка (пашня) площадью 500 га на территории ПК им. Калинина Тукаевского района.
Также глава КФХ Хайруллина А.К. 11 ноября 2009 г. обратилась к руководителю Исполкома Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (от 10 ноября 2009 г. за исх. N 41) о выделении земельного участка из государственных земель сельскохозяйственного назначения площадью 1 339 га на территории ПК им. Калинина (с. Мелекес Тукаевского района Республики Татарстан), для ведения хозяйственной деятельности (т. 1 л.д. 22 - 23).
08 декабря 2009 г. согласно письму заместителя председателя Палаты от 25 ноября 2009 г. N 2714 заявителем были направлены дополнительные документы для приобщения к ранее поданным обращениям, в том числе схема испрашиваемого участка.
Письмом от 04 марта 2010 г. N 776 заместителем председателя Палаты дан ответ о том, что испрашиваемый земельный участок площадью 600 га, расположенный в районе Мелекесского сельского поселения, не может быть предоставлен ввиду наличия фактического землепользователя - общества с ограниченной ответственностью "Тукаевская продовольственная корпорация".
Не согласившись с названным ответом, глава КФХ Хайруллина А.К. обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к главе Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Исполкому Тукаевского района Республики Татарстан и к Палате о признании незаконным отказа заместителя председателя Палаты, изложенного в письме от 04 марта 2010 г. N 776, в предоставлении земли Хайруллиной А.К. для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, признании незаконным бездействия главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Исполкома Тукаевского района Республики Татарстан, Палаты и обязании ответчиков выделить Хайруллиной А.К. земельный участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 октября 2010 г. по делу N А65-5887/2010, вступившим в законную силу, заявленные требования удовлетворены частично (т. 1 л.д. 30 - 34). Суд признал незаконным отказ заместителя председателя Палаты земельных и имущественных отношений Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, изложенный в письме от 04 марта 2010 г. N 776, в предоставлении земли Хайруллиной А.К. для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства; признал бездействие главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Исполкома Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Палаты земельных и имущественных отношений Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в нерассмотрении заявлений от 03 ноября 2009 г., поданного на имя главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан и от 10 ноября 2009 г., поданного на имя руководителя Исполкома Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, о предоставлении земли Хайруллиной А.К. для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства незаконным; обязал устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения заявления от 03 ноября 2009 г. В остальной части в удовлетворении требований судом отказано.
30 декабря 2010 г. заявитель обратился в адрес ответчиков с заявлением N 256 о предоставлении земли для сельхозпроизводства, общей площадью 13 747 182 кв. м из земель ПК им. Калинина в собственность, в ответ на которое третий ответчик письмом от 21 января 2011 г. N 154 ответил, что обращение переадресовано в муниципальное унитарное предприятие "Аукцион" для дальнейшей работы (т. 1 л.д. 47). При этом зам. председателя Палаты указал заявление главы КФХ Хайруллиной А.К. от 30 декабря 2010 г. N 265.
06 апреля 2011 г. заявитель обратился в адрес Отдела судебных приставов Управления службы судебных приставов России по Республике Татарстан по вопросу об обязании ответчиков рассмотреть по существу заявление о предоставлении земельного участка от 03 ноября 2009 г.
Письмом от 20 мая 2011 г. N 732 руководитель Исполкома Асылгараев Р.В. на требование судебного пристава-исполнителя Тукаевского районного отдела судебных приставов УФССП по РТ Заитова Ш.Д. сообщил, что согласно решению Арбитражного суда от 11 октября 2010 г. по делу N А65-5887/2010, допущенные нарушения в месячный срок были устранены, а именно рассмотрено заявление Хайруллиной А.К. от 03 ноября 2009 г. о предоставлении земли для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и направлено для дальнейшей работы в ООО "АУКЦИОН-ГАРАНТ" (т. 1 л.д. 51).
Глава Тукаевского муниципального района Республики Татарстан 01 июня 2011 г. письмом N 532 сообщил КФХ Хайруллиной А.К., что вопрос предоставления заявителю земли из бывших земель ПК им. Калинина должен быть разрешен через торги (аукцион), информация о которых будет опубликована (т. 1 л.д. 52).
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции ответчиками на обозрение суда были представлены подлинники заявлений главы крестьянского фермерского хозяйства Хайруллиной А.К. от 10 ноября 2009 г. N 40 в адрес главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, от 10 ноября 2009 г. N 41 в адрес руководителя Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан Асылгараева Р.В., а также заявления от 30 декабря 2010 г. N 265.
Полагая, что вышеуказанные действия ответчиков противоречат требованиям действующего законодательства, а также нарушают его права, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из следующего.
Статья 29 ЗК РФ устанавливает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Из Устава муниципального образования "Тукаевский муниципальный район Республики Татарстан", принятого решением представительного органа муниципального образования Тукаевский муниципальный район Республики Татарстан от 08 декабря 2005 г. N 3/2, следует, что органом муниципального образования, уполномоченным на управление муниципальным имуществом, в том числе земельными участками на территории района является Палата (ст. 54 Устава). Аналогичные полномочия предоставлены и Исполкому района ст. 44, пар. 2 Устава.
В то же время Глава района в силу ст. 39 Устава обеспечивает необходимое взаимодействие органов местного самоуправления района.
Общий порядок передачи в собственность или аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 ЗК РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в собственность или аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в собственность или аренду, такие земельные участки предоставляются в собственность или аренду на торгах (ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
Между тем предусмотрен и упрощенный порядок передачи земель сельскохозяйственного назначения.
В ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации закреплено, что правовое регулирование условий и порядка пользования землей осуществляется федеральным законом.
На территории Российской Федерации таким законом для граждан, изъявивших желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, является Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о фермерском хозяйстве) (п. 1 ст. 81 ЗК РФ), который определяет не только основы создания и деятельности крестьянских хозяйств.
В силу п. 1 ст. 2 Закона о фермерском хозяйстве федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о малом предпринимательстве.
Положения, регулирующие вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, закреплены в 4 главе Закона о фермерском хозяйстве. Они введены законодателем с целью обеспечения государством надлежащих гарантий (условий) для создания и нормального функционирования крестьянских хозяйств, представляющих собой особую форму хозяйствования, принадлежащую аграрному производству и сельскому укладу жизни.
Согласно п. 1 ст. 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, урегулирован в ст. 12 Закона о фермерском хозяйстве.
Пунктом 1 ст. 12 Закона о фермерском хозяйстве предусмотрено, что граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Орган местного самоуправления на основании поданного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, после чего обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого участка.
Решение о предоставлении земельного участка в собственность или аренду заявителю принимается уполномоченным органом в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого участка. Копия такого решения (с приложением кадастрового паспорта участка) направляется заявителю.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия решения о предоставлении участка в собственность или аренду.
В постановлении от 13 июня 2012 г. по настоящему делу суд кассационной инстанции указал, что в рамках дела N А65-5887/2010 установив, что глава КФХ Хайруллина А.К. обратилась с заявлениями в администрацию о предоставлении земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, суд пришел к выводу, что КФХ Хайруллиной А.К. предоставлено такое право на основании порядка, установленного специальным Законом о фермерском хозяйстве, поэтому признал отказ в предоставлении земельного участка КФХ Хайруллиной А.К. незаконным. При этом суд установил, что на момент обращения Главы хозяйства в ноябре 2009 г. с заявлениями о предоставлении участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства аналогичные заявления от иных заинтересованных лиц в указанный орган не поступали.
При этом суд кассационной инстанции указал, что при таких обстоятельствах в соответствии с требованиями ст. 16 АПК РФ установленные судом при рассмотрении дела N А65-5887/2010 юридические факты должны быть учтены при рассмотрении настоящего дела.
Поэтому последующая заявка Минеханова М.И. в сентябре 2010 г., в том числе после публикации в газете о торгах, не может рассматриваться в данном случае как множественность лиц, претендующих на один земельный участок. Данная ситуация сложилась из-за длительного игнорирования уполномоченным органом законных требований КФХ Хайруллиной А.К. в 2009 г.
Принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения и субъектный состав предопределяют необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении участка в собственность или аренду. Нормы Закона о фермерском хозяйстве, предусматривающие порядок предоставления земельных участков крестьянским хозяйствам, являются специальными по отношению к общим положениям ЗК РФ и Федеральному закону от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", которые в связи с этим не подлежат применению к отношениям, сложившимся между администрацией и крестьянским хозяйством.
Отменяя судебные акты суда первой и апелляционной инстанций по настоящему делу, суд кассационной инстанции указал, что право подлежит восстановлению на момент его нарушения, поэтому отказ органа местного самоуправления со ссылкой на необходимость выставления испрашиваемого участка на торги является незаконным (ст. 81 ЗК РФ, ст. 12 Закона о фермерском хозяйстве). Оспариваемые (неправомерные) действия администрации повлекли нарушение прав и интересов Главы хозяйства, лишенного возможности приобрести земельный участок по процедуре, установленной специальным законом.
Также суд кассационной инстанции указал, что на момент обращения главы КФХ Хайруллиной А.К. к главе Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, в Исполком с заявлением о предоставлении спорного земельного участка соответствующих заявлений иных лиц не было (в том числе главы КФХ Минеханова М.И.).
При таких обстоятельствах подлежат отклонению доводы, изложенные в апелляционных жалобах главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан и крестьянского фермерского хозяйства Минеханова М.И., о том, что на момент обращения главы КФХ Хайруллиной А.К. с новым, по мнению подателей жалоб, заявлением от 30 декабря 2010 г. уже имелось поданное главой КФХ Минехановым М.И. заявление от 28 сентября 2010 г. N 77.
Ссылка главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан и крестьянского фермерского хозяйства Минеханова М.И. на дело N А65-7584/2012, в ходе судебного разбирательства по которому Арбитражным судом Республики Татарстан установлено, что на спорный земельный участок претендуют сразу несколько лиц, в связи с чем вопрос о его предоставлении должен разрешаться через торги, несостоятельна, поскольку, как было указано выше, постановлением суда кассационной инстанции по настоящему делу сделан вывод о том, что на момент обращения главы КФХ Хайруллиной А.К. к главе Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, в Исполком с заявлением о предоставлении спорного земельного участка соответствующих заявлений иных лиц не было (в том числе главы КФХ Минеханова М.И.).
Из решения по делу N А65-7584/2012 следует, что предметом заявленных требований являлось признание незаконным бездействия ответчиков, выразившегося в нерассмотрении по существу заявлений главы КФХ Хайруллиной А.К. от 12 августа 2010 г., а не от ноября 2009 г., как в рассматриваемом деле.
Кроме того, решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 мая 2012 г. по делу N А65-7584/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с пропуском срока, предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
Как было указано выше, письмом от 21 января 2011 г. N 154 зам. председателя Палаты имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района Республики Татарстан на обращение КФХ Хайруллиной А.К. от 30 декабря 2010 г. N 265 сообщил, что обращение о выделении земельного участка переадресовано в МУП "Аукцион" для дальнейшей работы.
Руководитель Исполкома Тукаевского муниципального района Республики Татарстан письмом от 20 мая 2011 г. N 732 обратился к судебному приставу-исполнителю, в котором сообщил, что заявление Хайруллиной А.К. о предоставлении земли для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства рассмотрено и направлено для дальнейшей работы в ООО "АУКЦИОН-ГАРАНТ".
При этом арбитражный апелляционный суд считает необходимым отметить, что согласно представленному договору оказания услуг от 31 января 2011 г. N 3, заключенному между Исполкомом Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (Заказчик) и ООО "АУКЦИОН-ГАРАНТ" (Исполнитель), Исполнитель обязуется оказать по заданию Заказчика услугу по предпродажной подготовке и проведению аукционов по реализации прав собственности и аренды земельных участков в Тукаевском муниципальном районе Республики Татарстан, за исключением земель сельскохозяйственного назначения и сдать результаты Заказчику, а Заказчик обязуется принять результаты услуги.
Между тем заявитель по настоящему делу обращался к ответчикам именно за выделением земель сельскохозяйственного назначения.
В письме от 01 июня 2011 г. N 532 глава Тукаевского муниципального района Республики Татарстан отвечает Хайруллиной А.К. на ее обращение в Государственный Совет РТ по вопросу предоставления земельного участка и сообщает о подготовке проведения торгов.
Как правильно указал суд первой инстанции, при получении заявления от КФХ Хайруллиной А.К. ответчики должны были в установленный срок рассмотреть данное заявление и принять решение по существу обращения.
Однако такие действия ответчиками, с учетом приведенных обстоятельств, не были предприняты, заявление КФХ Хайруллиной А.К. было оставлено без рассмотрения по существу, в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые действия ответчиков являются незаконными.
Судебные акты арбитражных судов в силу норм ст. 2 АПК РФ о задачах судопроизводства не могут подменять собой решения органов государственной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.
Поскольку заявления Хайруллиной А.К. не были рассмотрены по существу, то права и законные интересы заявителя подлежат восстановлению путем обязания ответчиков рассмотреть по существу заявления Хайруллиной А.К. и принять мотивированное решение с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации в установленный законом срок.
В связи с тем, что соответствующего решения не принято, в удовлетворении остальных требований следует отказать, поскольку суд полагает преждевременным обязывать ответчиков совершить действия, заявленные заявителем по настоящему делу.
Суд первой инстанции, удовлетворяя частично заявленные требования, указал, что заявление крестьянского фермерского хозяйства Хайруллиной А.К. от 30 декабря 2010 г. N 256 является новым обращением заявителя.
Далее суд первой инстанции указывает, что на момент подачи главой КФХ Хайруллиной А.К. заявления от 30 декабря 2010 г. в отношении земельного участка 16:39:000000:332 уже имелось заявление заинтересованного лица КФХ Минеханова М.И. от 28 сентября 2010 г., что препятствует предоставлению данного участка заявителю.
Между тем арбитражный апелляционный суд не согласен с выводом суда первой инстанции относительно заявления главы КФХ Хайруллиной А.К. от 30 декабря 2010 г., поскольку, как было указано выше, суд кассационной инстанции в постановлении от 13 июня 2012 г. уже дал оценку обстоятельствам настоящего дела с учетом названного заявления от 30 декабря 2010 г. и указал, что на момент обращения главы КФХ Хайруллиной А.К. к главе Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, в Исполком с заявлением о предоставлении спорного земельного участка соответствующих заявлений иных лиц не было (в том числе главы КФХ Минеханова М.И.).
Довод главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан и крестьянского фермерского хозяйства Минеханова М.И. о том, что при рассмотрении дела суд не учел, что согласно ст. 2 Закона Республики Татарстан от 06 августа 2003 г. N 28-ЗРТ "О приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Республики Татарстан" максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, не может превышать 25 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков; в собственности Хайруллиной А.К. согласно выписке из ЕГРИП от 28 апреля 2012 г. N 16-0-1-116/4005/2012-187 находятся земли сельскохозяйственного назначения площадью более 814 га.; Хайруллиной А.К. и Хайруллину Ф.Ш., как руководителям ООО Агрофирма "Тимерхан", принадлежит более 1 009 га земли сельскохозяйственного назначения, подлежит отклонению.
В материалы дела не представлено сведений об общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории Тукаевского муниципального района Республики Татарстан.
При этом арбитражный апелляционный суд учитывает, что обжалуемым решением суд первой инстанции не предоставлял заявителю в собственность испрашиваемый земельный участок.
Арбитражный апелляционный суд отклоняет довод заявителя, изложенный в апелляционной жалобе, о том, что судом необоснованно удовлетворено ходатайство о привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, главы КФХ Минеханова М.И., права и интересы которого не затрагиваются.
Из материалов дела следует, что внутри испрашиваемого заявителем земельного участка с кадастровым номером 16:39:000000:332, в который входят земельные участки с кадастровыми номерами 16:39:011401:23 и 16:39:012201:2, находится земельный участок, находящийся на праве аренды (в настоящее время на праве собственности) у КФХ Минеханова М.И. с кадастровым номером 16:39:000000:410, в связи с чем права КФХ Минеханова М.И. могли быть нарушены.
Ссылка КФХ Минеханова М.И. на дело N А65-13340/2012, в рамках которого в обоснование заявленных требований глава КФХ Хайруллина А.К. предоставляет заявление от 03 ноября 2009 г., не является основанием для отмены решения суда по рассматриваемому делу, поскольку производство по настоящему делу N А65-13526/2011 возбуждено раньше производства по делу N А65-13340/2012.
Довод главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан о том, что судом первой инстанции необоснованно взыскано 6 000 руб. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины, поскольку ответчики как органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины, арбитражный апелляционный суд признает несостоятельным по следующим основаниям.
Пунктом 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 марта 2007 г. N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в силу подпункта 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Данное положение распространяется на органы, входящие в структуру органов государственной власти или местного самоуправления, и означает освобождение от уплаты государственной пошлины в целом по любому делу, в том числе при подаче апелляционной, кассационной жалобы, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора по делам, по которым эти органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве как истцов, так и ответчиков.
Между тем п. 5 названного Информационного письма N 117 определен порядок возмещения расходов по уплате государственной пошлины, понесенных по делу, лицу, в пользу которого принят судебный акт по делу, в котором стороной являлся государственный орган, орган местного самоуправления, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ.
Так, в силу главы 25.3 НК РФ отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подпункта 1 п. 3 ст. 44 НК РФ, отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.
Согласно ст. 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (ч. 1 ст. 110 АПК РФ).
Судом первой инстанции с ответчиков в пользу заявителя по делу взыскано 6 000 руб. в счет компенсации уплаченной государственной пошлины.
Тем самым судом первой инстанции правильно применены нормы материального права в указанной части.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателями жалоб в апелляционных жалобах, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
С крестьянского фермерского хозяйства Минеханова Минталипа Исмагиловича подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 1 000 руб., поскольку названным лицом не выполнено определение суда от 13 декабря 2012 г. о представлении доказательств перечисления государственной пошлины по реквизитам уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в Одиннадцатом арбитражном апелляционном суде.
Учитывая, что при подаче апелляционной жалобы в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ государственная пошлина в рассматриваемом случае уплачивается в размере 1 000 руб., а податель апелляционной жалобы - крестьянское фермерское хозяйство Хайруллиной Альфии Кирамутдиновны уплатил государственную пошлину в сумме 2 000 руб. по квитанции от 20 ноября 2012 г., то согласно ст. 333.40 НК РФ излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 000 руб. подлежит возврату крестьянскому фермерскому хозяйству Хайруллиной Альфии Кирамутдиновны из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 октября 2012 г. по делу N А65-13526/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с крестьянского фермерского хозяйства Минеханова Минталипа Исмагиловича, д. Старые Ерыклы, Тукаевский район, Республика Татарстан, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 руб.
Возвратить крестьянскому фермерскому хозяйству Хайруллиной Альфии Кирамутдиновны, г. Набережные Челны, Республика Татарстан, из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 руб.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Т.С.ЗАСЫПКИНА

Судьи
П.В.БАЖАН
Е.М.РОГАЛЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)