Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СМОЛЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 12.03.2013 ПО ДЕЛУ N 33-772

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 марта 2013 г. по делу N 33-772


Судья Цветкова О.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Назаренко Т.Н.,
судей: Штейнле А.Л., Туникене М.В.
при секретаре: Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Смоленского городского Совета и Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 21 ноября 2012 года.
Заслушав доклад судьи Назаренко Т.Н., объяснения представителей Смоленского городского Совета и Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска Т. и А., поддержавших доводы апелляционных жалоб, возражения представителей С.Н. - С.Т. и Ч., Судебная коллегия

установила:

С.Н. обратилась в суд с требованием к Смоленскому городскому Совету о приведении Правил землепользования застройки г. Смоленска в соответствии с Генеральным планом города Смоленска в части изменения территориальной зоны земельных участков, ссылаясь, что ей на праве собственности принадлежит жилой дом и земельный участок под ним, площадью 532 кв. м с кадастровым номером 67:27:0031230:6 по адресу ... Поскольку минимальная площадь земельных участков для размещения индивидуального жилого дома составляет 1000 кв. м, истицей был приобретен в собственность соседний участок, имеющий общие границы с вышеуказанным, площадью 515 кв. м кадастровый номер 67:27:0031230:0004. Таким образом, в настоящее время жилой дом фактически расположен на земельном участке площадью 1047 кв. м, который имеет вид разрешенного использования - для садоводства. Вместе с тем, согласно Приложению к решению Смоленского городского Совета 33 сессии III созыва от 22.12.2009 N 1347 "Об утверждении Генерального плана города Смоленска", указанные земельные участки находятся в зоне застройки индивидуальными жилыми домами коттеджного типа. На обращение в Администрацию г. Смоленска с заявлением о приведении правил землепользования и застройки в соответствие с Генеральным планом города Смоленска, с изменением территориальной зоны СД на зону Ж1, получила отказ, который обжаловала в судебном порядке. Вступившим в законную силу решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 25 октября 2011 года на Администрацию г. Смоленска возложена обязанность по приведению Правил землепользования и застройки г. Смоленска в соответствие с Генеральным планом г. Смоленска, с указанием на изменение зоны СД указанных земельных участков на территориальную зону Ж1. Администрацией г. Смоленска принят проект решения, касающийся изменения территориальной зоны в отношении спорных земельных участков и направлен в Смоленский городской Совет для рассмотрения и утверждения. Однако до настоящего времени данный проект не утвержден, что является препятствием для исполнения решения суда и нарушает ее законные права и интересы.
Представители истца Ч. и С.Т. в суде требования поддержали.
Представитель Совета - Т. требования не признала, пояснив, что на 30.11.2012 назначена 42-я сессия Смоленского городского Совета, в повестку дня которой включен данный вопрос.
Представитель Администрации г. Смоленска - А. не возражала против удовлетворения требований.
Решением суда от 21 ноября 2012 года требования С.Н. удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска просит решение суда отменить как незаконное, ссылаясь на то, что решением будут нарушены права садоводческого товарищества, поскольку регламент территориальной зоны, в которой находится земельный участок заявителя, соответствует целевому использованию участка.
В апелляционной жалобе Смоленский городской Совет просит отменить решение, ссылаясь, что внесение изменений в Правила землепользования и застройки г. Смоленска Смоленским городским Советом возможно только после принятия Главой администрации г. Смоленска решения об утверждении документации по планировке территории по предложению администрации г. Смоленска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений, Судебная коллегия считает решение суда правильным.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относятся в том числе: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно п. 8 ст. 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санки Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Исходя из положений ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно ст. 33 ГрК РФ внесение изменений в Правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 указанного Кодекса.
Основаниями для рассмотрения Главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются:
- 1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений;
- 2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (ч. 2 ст. 33 ГК РФ).
Правила землепользования и застройки г. Смоленска (в редакции решения Смоленского городского Совета от 09.11.2010 N 193), устанавливают порядок регулирования землепользования и застройки городской территории, основанный на градостроительном зонировании - делении территории города на территориальные зоны с установлением в пределах каждой зоны градостроительных регламентов по видам разрешенного использования и параметрам допустимых строительных изменений объектов недвижимости - земельных участков и прочно связанных с землей зданий, сооружений и иных объектов при осуществлении градостроительной деятельности. Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования, на которой устанавливаются границы территориальных зон; 3) градостроительные регламенты (ч. ч. 2, 4 ст. 30 ГрК РФ).
Исходя из положений п. 6 ч. 1, ч. 11 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальной зоне сельскохозяйственного использования, к которой относятся участки земли, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
В соответствии с ч. ч. 2 - 4 ст. 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон, в частности, в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.
В соответствии с п. п. 2 - 4 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; сложившейся планировки территории и существующего землепользования, а также определенных ГрК РФ территориальных зон.
На основании ч. 2 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты, являющиеся в силу ч. 2 ст. 30 ГрК РФ составной частью правил землепользования и застройки, устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон.
В силу ч. ч. 3, 9, 10 ст. 31, п. 1 ч. 2 ст. 33 ГрК РФ положения Правил землепользования и застройки, в том числе, относительно видов разрешенного использования земельных участков, определяемых градостроительным регламентом территориальной зоны, должны соответствовать требованиям генерального плана городского округа.
В силу п. 3 ч. 3 ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится, в частности, утверждение Правил землепользования и застройки городских округов.
В соответствии со ст. 25 Устава города Смоленска утверждение Правил землепользования и застройки города Смоленска отнесено к исключительной нормотворческой прерогативе Смоленского городского Совета.
Как видно из материалов дела, С.Н. является собственником жилого дома общей площадью 118,1 кв. м, расположенного по адресу ... и земельного участка, на котором расположен вышеуказанный дом площадью 532 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для садоводства, кадастровый номер 67:27:0031230:6. Кроме того, С.Н. по договору купли-продажи от 14.09.2010 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 515 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для садоводства, расположенный по адресу ... кадастровый номер 67:27:0031230:0004. Данные обстоятельства участниками процесса не оспаривались.
Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 25.10.2011, вступившим в законную силу, на Администрацию г. Смоленска возложена обязанность по приведению Правил землепользования и застройки г. Смоленска в соответствие с Генеральным планом г. Смоленска, изменив территориальную зону СД в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 67:27:0031230:6 и 67:27:0031230:0004 на территориальную зону Ж1. Данное решение вступило в законную силу, на основании него выдан исполнительный лист, 14.12.2011 возбуждено исполнительное производство.
13.03.2012 Администрацией г. Смоленска изготовлен проект решения Смоленского городского Совета "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета 3 созыва от 28.02.2007 года N 490" об изменении территориальной зоны СД в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 67:27:0031230:6 и 67:27:0031230:0004 на территориальную зону Ж1, который тогда же передан на рассмотрение в Смоленский городской Совет. 28.04.2012 и 30.05.2012 на 35-ой и 36-ой сессиях Смоленского городского Совета IV созыва данный проект решения отклонялся от рассмотрения. 06.07.2012 и 26.10.2012 на 37-ой и 41-ой сессиях Смоленского городского Совета IV созыва данный проект решения также отклонялся от рассмотрения.
16.10.2012 в адрес Главы г. Смоленска первым заместителем прокурора области внесено представление об устранении нарушений законодательства о местном самоуправлении, выявленных в ходе проведения проверки по обращению С.Н. о невыполнении решения Промышленного районного суда г. Смоленска от 25.10.2011, которое было предложено рассмотреть на ближайшей сессии Смоленского городского Совета. 31.10.2012 Главой Администрации г. Смоленска был дан ответ, согласно которому рассмотрение вопроса о внесении изменений в территориальное зонирование Правил землепользования и застройки г. Смоленска, утвержденных решением 41-й сессии Смоленского уродского Совета III созыва 28.02.2007 N 490, состоится на следующей сессии Смоленского городского Совета.
Как усматривается из карты (схемы) планируемых границ функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон, являющегося приложением к решению Смоленского городского Совета 33 сессии III созыва от 22.12.2009 N 1347 "Об утверждении генерального плана г. Смоленска", спорные земельные участки находятся в зоне застройки индивидуальными жилыми домами коттеджного типа.
Согласно Правилам землепользования и застройки в редакции решения Смоленской городского Совета IV созыва от 09.11.2010 N 193 территория СНТ "Связист" отнесена к территориальной зоне, занятой садоводством, с установлением в отношении земельных участков, расположенных на территории данного товарищества, градостроительного регламента СД - зоны, занятой объектами садоводства, без возможности осуществления жилищного строительства.
Между тем, территория СНТ "Связист", согласно Генеральному плану города Смоленска, находится в функциональной жилой зоне - зоне застройки индивидуальными жилыми домами коттеджного типа. Названным документом определено, что жилые зоны предназначены для размещения жилой застройки односемейными (индивидуальными) и многоквартирными жилыми домами различных типов и этажности в соответствии с параметрами, указанными в наименованиях зон. К жилым зонам относятся также территории коллективных садоводств (за исключением расположенных в шумовой зоне северного аэропорта).
Оценив представленные доказательства, применив соответствующие положения закона, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что упомянутые положения генерального плана не противоречат нормам земельного и градостроительного законодательства, закрепленным в ч. 5 ст. 85 ЗК РФ, ч. ч. 2 - 3 ст. 35 ГрК РФ, согласно которым земельные участки в составе жилых зон могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
Удовлетворяя требования С.Н., суд обоснованно установил, что уклонение Смоленского городского Совета, являющегося уполномоченным органом при утверждении Правил землепользования и застройки города Смоленска от утверждения соответствующих изменений в указанные Правила, является препятствием для исполнения Администрацией г. Смоленска вступившего в законную силу судебного акта.
Доводы апелляционных жалоб не опровергают выводов суда, по существу они являлись предметом судебной проверки.
В частности, суждение в жалобах о том, что субъективное право С.Н. не нарушено, ошибочно, поскольку основанием к обращению истицы в суд являлась невозможность реализации в полном мере вещных прав на объекты.
Доводы жалобы городского Совета о сложности процедуры согласования внесения изменений в Правила землепользования и застройки в связи с необходимостью разработки и представления документации по планированию территории, отнесенной к компетенции Администрации г. Смоленска, также не могут быть приняты во внимание, поскольку они имеют отношение к стадии исполнения судебного документа. Кроме того, ранее вынесенным решением, на Администрацию г. Смоленска возложены соответствующие обязанности, которые она не могла исполнить в связи с бездействием Совета.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, Судебная коллегия

определила:

Решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 21 ноября 2012 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Смоленского городского Совета и Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)