Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.06.2013 N 05АП-5968/2013 ПО ДЕЛУ N А51-2294/2013

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2013 г. N 05АП-5968/2013

Дело N А51-2294/2013

Резолютивная часть постановления оглашена 20 июня 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июня 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей О.Ю. Еремеевой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-5968/2013
на решение от 25.04.2013
судьи И.С. Чугаевой
по делу N А51-2294/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Дачного некоммерческого товарищества "Фортуна" (ИНН 2539108329, ОГРН 1102539004622, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 04.08.2010)
к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)
третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ИНН 2540101744, ОГРН 1042504353210), краевое государственное казенное учреждение "Приморское лесничество" (ИНН 2539081525, ОГРН 1072539002360)
о признании незаконным решения,
при участии:
- от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края: Крахмалова Е.С., представитель по доверенности от 09.01.2013 N 20/05/04-09/7, сроком действия до 31.12.2013;
- от ДНТ "Фортуна", Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, КГКУ "Приморское лесничество": не явились, извещены;
-
установил:

Дачное некоммерческое товарищество "Фортуна" (далее по тексту - заявитель, товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее по тексту - департамент) от 28.12.2012 N 29/06/02-14/27789 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка примерной площадью 192163 кв. м, расположенного в районе бухты Емар г. Владивостока, для целей, не связанных со строительством - ведение дачного хозяйства, а также об обязании Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (правопреемник Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края) в семидневный срок со дня вступления решения в законную силу обратиться в уполномоченный орган местного самоуправления для утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
Определением суда от 14.02.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее по тексту - третье лицо, Росимущество) и краевое государственное казенное учреждение "Приморское лесничество" (далее по тексту - третье лицо, лесничество, КГКУ "Примлес").
Решением Арбитражного суда Приморского края от 25.04.2013 заявленные обществом требования удовлетворены. В качестве способа восстановления нарушенного права суд обязал департамент в семидневный срок со дня вступления решения в законную силу обратиться в уполномоченный орган местного самоуправления для утверждения схемы расположения земельного участка примерной площадью 192163 кв. м, расположенного в районе б. Емар в г. Владивостоке для целей, не связанных со строительством - ведение дачного хозяйства.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, департамент обратился с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд. В обоснование своих доводов указывает на то, что согласно сведениям, представленным Владивостокским филиалом КГКУ "Примлес" испрашиваемый земельный участок находится на территории лесного фонда Лазурного участкового лесничества, то есть в федеральной собственности. Учитывая, что Российская Федерация обладает безусловным правом собственности на земли, занятые лесным фондом, включение таких земель в черту города не влечет прекращение либо изменение собственности земельного участка. Поскольку испрашиваемый земельный участок относится к федеральной собственности, департамент распоряжаться такими участками не уполномочен.
Департамент со ссылкой на Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан" (далее по тексту - Закон N 66-ФЗ) указал также на несоблюдение со стороны заявителя процедуры обращения с заявлением о предоставлении земельного участка для целей ведения дачного хозяйства, поскольку данная процедура предусматривает выбор земельных участков из земель, включенных в фонд перераспределения земель, после чего орган местного самоуправления формирует персональный состав членов садоводческих или дачных некоммерческих объединений. По мнению департамента, только после соблюдения данной процедуры осуществляется регистрация дачного некоммерческого товарищества в качестве юридического лица и принимается решение о предоставлении ему земельного участка.
На основании изложенных в апелляционной жалобе доводов департамент просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания товарищество, Росимущество и КГКУ "Примлес" явку своих представителей в суд не обеспечили, от лесничества через канцелярию суда поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие. При этом по тексту указанного ходатайства КГКУ "Примлес" указало, что доводы апелляционной жалобы поддерживает.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия в порядке статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей заявителя и третьих лиц.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
24.10.2012 товарищество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду сроком на 49 лет примерной площадью 192163 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе б. Емар, для в целях, не связанных со строительством - ведение дачного хозяйства.
Письмом от 28.12.2012 исх. N 29/06/02-14/27789 департамент отказал в предоставлении земельного участка по причине нахождения его на территории, входящей в лесной фонд Владивостокского лесничества, а также в связи с непредставлением списка членов товарищества, утвержденного органом местного самоуправления.
Посчитав, что отказ департамента не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд руководствовался следующим.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемый ненормативный правовой акт должен не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
По смыслу пункта 2 статьи 81 ЗК РФ гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства земельные участки предоставляются из земель сельскохозяйственного назначения, при этом порядок предоставления таких земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона N 66-ФЗ регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
При этом выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулирован статьей 14 названного закона, пунктом 2 которой предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 статьи 14 Закона N 66-ФЗ).
Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Из материалов дела усматривается, что товарищество обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе бухты Емар, ориентировочной площадью 192163 кв. м для ведения дачного хозяйства в аренду сроком на 49 лет после регистрации в качестве юридического лица (дата регистрации 04.08.2010).
Рассмотрев указанное обращение, департамент отказал заявителю в предоставлении земельного участка в аренду по причине отсутствия у него полномочий распоряжаться земельными участками, расположенными на территории лесных участков, и на нарушение процедуры обращения, предусмотренной Законом N 66-ФЗ.
Оценив оспариваемый отказ в соответствии со статьей 71 АПК РФ наряду с другими доказательствами в их взаимной связи, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у департамента отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения в силу следующего.
По правилам пункта 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Как следует из части 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЛК РФ), леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую", а также согласно разъяснениям, изложенным в письме Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.05.2007 N АА-04-54/3309 "О включении земель лесного фонда в границы населенных пунктов", установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Согласно статье 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе, утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В силу пункта 2 статьи 83 ЗК РФ границы городских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Границы населенного пункта г. Владивосток были утверждены в составе Генерального плана Владивостокского городского округа решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 462.
Согласно Генеральному плану Владивостокского городского округа в состав его территории вошли отдельные населенные пункты: г. Владивосток, поселки Трудовое, Русский, Попова, Рейнеке и село Береговое. Таким образом, в границах населенного пункта г. Владивосток располагаются земли населенных пунктов, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1 статьи 83 ЗК РФ).
Следовательно, испрашиваемый товариществом земельный участок входит в состав земель населенных пунктов, а не земель лесного фонда.
Из схемы разграничения земель ВГО по формам собственности, утвержденной в составе Генерального плана ВГО, видно, что участок располагается на землях, государственная собственность на которые не разграничена.
Для того чтобы обладать статусом лесного участка, земельный участок должен быть поставлен на государственный кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Соответствующих доказательств в материалы дела не представлено.
Кроме того, как обоснованно указано судом первой инстанции и следует из материалов дела, земельный участок, испрашиваемый заявителем, входит в границы зоны застройки индивидуальными жилыми домами, включающей территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства (Ж-4), определенной решением Думы г. Владивостока от 14.10.2011 N 742 (л.д. 61).
Соответственно, департамент в нарушение части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не доказал факт отнесения испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда, на которые Российская Федерация обладает исключительным правом собственности.
Довод департамента о том, что земельные участки для ведения дачного хозяйства (садоводства) предоставляются только из земель сельскохозяйственного назначения и из фонда перераспределения земель, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку положения Закона N 66-ФЗ, закрепляющие порядок предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства из фонда перераспределения земель, не исключают применение общих правил предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, при рассмотрении заявлений дачных некоммерческих объединений граждан, созданных не путем утверждения списка граждан-членов товарищества органом местного самоуправления, а по иному принципу.
Другое толкование статьи 14 данного Закона противоречило бы его смыслу, означая невозможность предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства на землях поселений вообще и невозможность предоставления их для этих целей в том случае, если фонд перераспределения земель не сформирован ввиду отсутствия земельных участков, от которых отказались его пользователи, которые не были приняты по наследству и которые были принудительно изъяты.
Указание департамента на нарушение процедуры обращения за предоставлением земельного участка судебной коллегией также отклоняется, поскольку нормы статьи 14 Закона N 66-ФЗ в части формирования персонального состава членов дачного некоммерческого объединения и утверждения его органом местного самоуправления не подлежат применению к сложившимся правоотношениям ввиду того, что указанный нормативный правовой акт не содержит запрета на объединение граждан в некоммерческое объединение по собственной инициативе.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что товарищество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка как в уполномоченный орган, в связи с чем департаменту следовало направить обращение товарищества в орган местного самоуправления для формирования земельного участка путем определения его границ на местности.
В свою очередь, вопрос о предоставлении либо отказе в предоставлении земельного участка для испрашиваемых заявителем целей департаменту следует решать после составления схемы расположения земельного участка с нанесением с учетом кадастрового плана территории информации о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границ смежных пользователей, а также иных ограничений.
Одновременно департаменту необходимо учитывать, что удовлетворение потребностей граждан, объединенных в некоммерческое товарищество в целях ведения дачного хозяйства, не может осуществляться неоднократно (бесконечно), поскольку земельный участок испрашивается ДНТ не в собственных целях, так как какой-либо коммерческий интерес в ведении дачного хозяйства у юридического лица отсутствует, а в интересах граждан. Соответственно, интересы граждан, объединенных в конкретное некоммерческое объединение, не могут ограничивать интересы других граждан, не объединенных в ДНТ или объединенных в другое ДНТ, на получение земельных участков для ведения дачного хозяйства. В этой связи заявку заинтересованного лица после определения границ испрашиваемого земельного участка на местности департаменту необходимо рассматривать с учетом иных заявок этого же лица на получение земельного участка для ведения дачного хозяйства, что соответствует принципу равенства прав и свобод гражданина, гарантированному статьей 19 Конституции РФ.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что отказ департамента не соответствует закону и нарушает права и законные интересы товарищества, в связи с чем в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ правомерно удовлетворил заявленные требования.
Соответственно, принимая во внимание обстоятельства настоящего спора, и, учитывая, предмет заявленных требований, коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно признал соразмерным и адекватным способом устранения нарушения прав и законных интересов заявителя обязание департамент направить обращение товарищества в адрес органа местного самоуправления с учетом срока, предусмотренного статьей 11 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае".
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией не принимаются, так как они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Новых доказательств, влияющих на законность принятого решения, суду не представлено.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 25.04.2013 по делу N А51-2294/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
Н.Н.АНИСИМОВА

Судьи
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
С.В.ГУЦАЛЮК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)