Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Доценко И.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Сказочкина В.Н.
судей - Шабаевой Е.И., Сивохина Д.А.,
при секретаре - М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе П. на решение Октябрьского районного суда г. Самара Самарской области от 27 июня 2013 года, с участием Л. (представителя П.), Х. (представителя Министерства имущественных отношений Самарской области),
установила:
ДД.ММ.ГГГГ П. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области. В обоснование заявления указала, что ДД.ММ.ГГГГ года она обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 957 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, под садоводство.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство в предоставлении земельного участка отказало по тем основаниям, что при осмотре испрашиваемого земельного участка на нем был обнаружен вагончик, земельный участок используется под автостоянку, заявителем не были представлены документы, предоставление которых обязательно в соответствии с действующим законодательством.
Считает, что при подаче заявления ею представлены все необходимые документы, отказ в предоставлении земельного участка нарушает ее права.
Решением суда от 27.06.2013 года заявление П. оставлено без удовлетворения.
П. принесена апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного, поскольку судом оставлено без внимания, что государственный орган не вправе истребовать от заявителей дополнительных документов, не предусмотренных законом. Наличие временных построек на испрашиваемом земельном участке не может служить основанием для отказа в предоставлении земельного участка и не свидетельствует о том, что земельный участок обременен правами третьих лиц.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель П. поддержал доводы апелляционной жалобы, дал объяснения, аналогичные изложенные в ней.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области возражала против доводов апелляционной жалобы.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., объяснения участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ П. обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, площадь 957 кв.м, под садоводство.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений Самарской области направило в адрес П. уведомление об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 957 кв.м, используемого под садоводство, с приложенными документами. Министерство имущественных отношений указало, что при проведении осмотра испрашиваемого земельного участка установлено нахождение на земельном участке металлического вагончика. Участок фактически используется под автостоянку. В нарушение пункта 5 Приложения N 2 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара заявителем не представлены в материалы дела, а также в процессе осуществления осмотра земельного участка, акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания; заверенные в установленном порядке копии договоров, иных документов, на основании которых к заявителю перешло право собственности на временный (некапитальный) объект, расположенный на земельном участке.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение Министерства имущественных отношений Самарской области принято в пределах предоставленных ему полномочий, соответствует требованиям закона и не нарушает права заявителя.
Согласно ч. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 3 ст. 9 Закона Самарской области "О земле", земельные участки, в том числе с расположенными на них жилыми домами, жилыми строениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством, в пределах границ муниципальных районов (городских округов) с численностью населения менее 100 тысяч человек: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства - в расчете на одного члена крестьянского (фермерского) хозяйства; для ведения личного подсобного хозяйства - в расчете на каждого члена семьи в случае, если личное подсобное хозяйство будет вестись членами одной семьи; для садоводства; для огородничества; для животноводства; для индивидуального жилищного строительства.
Постановлением Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006 года утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с п. 2.1 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74, граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему порядку. К заявлению прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку (п. 2.2).
Согласно п. 5 Приложения N 2 данного Порядка, в случае если на земельном участке располагаются временные объекты, заявители представляют акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01.07.2006 в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания; заверенные в установленном порядке копии договоров (иных документов), на основании которых к заявителю перешло право собственности на временный (некапитальный) объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке; сведения, выданные организацией, осуществляющей технический учет объектов капитального строительства, о том что, объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке, не подлежит постановке на технический учет в качестве объекта капитального строительства.
В соответствии с п. 2.4 указанного выше Порядка при выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
Судом обоснованно принято во внимание, что ДД.ММ.ГГГГ комиссией по проведению осмотра земельных участков осуществлен осмотр земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 957 кв.м, испрашиваемого под садоводство, в ходе которого установлено, что на испрашиваемом участке находятся бетонные плиты и блоки, частично огорожен забором, используется под автостоянку, площадь и размеры соответствуют заявленным, фактического землепользователя участка определить не удалось. Данные обстоятельства нашли свое отражение в представленном акте осмотра N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9, 10).
Содержание акта заявителем оспаривается лишь в части наличия автостоянки. То обстоятельство, что там имеется металлический вагончик, забор, не оспаривается.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Поскольку требуемых документов заявителем не представлено, Министерство имущественных отношений обоснованно отказало заявителю в предоставлении в собственность названного земельного участка. Следовательно, при принятии оспариваемого решения государственный орган не располагал сведениями о том, что земельный участок не свободен от прав третьих лиц. Ссылка на то, что земельный участок занят самовольно, не может быть принят во внимание, поскольку достоверных доказательств тому не имеется. Отсутствие зарегистрированных прав и сведений в государственном кадастре недвижимости, безусловно об этом свидетельствовать не может.
Соответственно, решения суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены, изменения, не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что документы о правах на объекты, расположенные на земельном участке, при их отсутствии у заявителя должны быть затребованы министерством - несостоятелен по изложенным выше мотивам.
Ссылка на длительное рассмотрение заявления о предоставлении земельного участка несостоятельна, поскольку данный вопрос в рамках заявленных требований правового значения не имеет.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 27 июня 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу П. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.09.2013 ПО ДЕЛУ N 33-8681/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 сентября 2013 г. по делу N 33-8681/2013
Судья: Доценко И.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Сказочкина В.Н.
судей - Шабаевой Е.И., Сивохина Д.А.,
при секретаре - М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе П. на решение Октябрьского районного суда г. Самара Самарской области от 27 июня 2013 года, с участием Л. (представителя П.), Х. (представителя Министерства имущественных отношений Самарской области),
установила:
ДД.ММ.ГГГГ П. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области. В обоснование заявления указала, что ДД.ММ.ГГГГ года она обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 957 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, под садоводство.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство в предоставлении земельного участка отказало по тем основаниям, что при осмотре испрашиваемого земельного участка на нем был обнаружен вагончик, земельный участок используется под автостоянку, заявителем не были представлены документы, предоставление которых обязательно в соответствии с действующим законодательством.
Считает, что при подаче заявления ею представлены все необходимые документы, отказ в предоставлении земельного участка нарушает ее права.
Решением суда от 27.06.2013 года заявление П. оставлено без удовлетворения.
П. принесена апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного, поскольку судом оставлено без внимания, что государственный орган не вправе истребовать от заявителей дополнительных документов, не предусмотренных законом. Наличие временных построек на испрашиваемом земельном участке не может служить основанием для отказа в предоставлении земельного участка и не свидетельствует о том, что земельный участок обременен правами третьих лиц.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель П. поддержал доводы апелляционной жалобы, дал объяснения, аналогичные изложенные в ней.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области возражала против доводов апелляционной жалобы.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., объяснения участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ П. обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, площадь 957 кв.м, под садоводство.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений Самарской области направило в адрес П. уведомление об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 957 кв.м, используемого под садоводство, с приложенными документами. Министерство имущественных отношений указало, что при проведении осмотра испрашиваемого земельного участка установлено нахождение на земельном участке металлического вагончика. Участок фактически используется под автостоянку. В нарушение пункта 5 Приложения N 2 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара заявителем не представлены в материалы дела, а также в процессе осуществления осмотра земельного участка, акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания; заверенные в установленном порядке копии договоров, иных документов, на основании которых к заявителю перешло право собственности на временный (некапитальный) объект, расположенный на земельном участке.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение Министерства имущественных отношений Самарской области принято в пределах предоставленных ему полномочий, соответствует требованиям закона и не нарушает права заявителя.
Согласно ч. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 3 ст. 9 Закона Самарской области "О земле", земельные участки, в том числе с расположенными на них жилыми домами, жилыми строениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством, в пределах границ муниципальных районов (городских округов) с численностью населения менее 100 тысяч человек: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства - в расчете на одного члена крестьянского (фермерского) хозяйства; для ведения личного подсобного хозяйства - в расчете на каждого члена семьи в случае, если личное подсобное хозяйство будет вестись членами одной семьи; для садоводства; для огородничества; для животноводства; для индивидуального жилищного строительства.
Постановлением Правительства Самарской области N 74 от 21.06.2006 года утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с п. 2.1 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74, граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему порядку. К заявлению прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку (п. 2.2).
Согласно п. 5 Приложения N 2 данного Порядка, в случае если на земельном участке располагаются временные объекты, заявители представляют акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01.07.2006 в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания; заверенные в установленном порядке копии договоров (иных документов), на основании которых к заявителю перешло право собственности на временный (некапитальный) объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке; сведения, выданные организацией, осуществляющей технический учет объектов капитального строительства, о том что, объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке, не подлежит постановке на технический учет в качестве объекта капитального строительства.
В соответствии с п. 2.4 указанного выше Порядка при выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
Судом обоснованно принято во внимание, что ДД.ММ.ГГГГ комиссией по проведению осмотра земельных участков осуществлен осмотр земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 957 кв.м, испрашиваемого под садоводство, в ходе которого установлено, что на испрашиваемом участке находятся бетонные плиты и блоки, частично огорожен забором, используется под автостоянку, площадь и размеры соответствуют заявленным, фактического землепользователя участка определить не удалось. Данные обстоятельства нашли свое отражение в представленном акте осмотра N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9, 10).
Содержание акта заявителем оспаривается лишь в части наличия автостоянки. То обстоятельство, что там имеется металлический вагончик, забор, не оспаривается.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Поскольку требуемых документов заявителем не представлено, Министерство имущественных отношений обоснованно отказало заявителю в предоставлении в собственность названного земельного участка. Следовательно, при принятии оспариваемого решения государственный орган не располагал сведениями о том, что земельный участок не свободен от прав третьих лиц. Ссылка на то, что земельный участок занят самовольно, не может быть принят во внимание, поскольку достоверных доказательств тому не имеется. Отсутствие зарегистрированных прав и сведений в государственном кадастре недвижимости, безусловно об этом свидетельствовать не может.
Соответственно, решения суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены, изменения, не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что документы о правах на объекты, расположенные на земельном участке, при их отсутствии у заявителя должны быть затребованы министерством - несостоятелен по изложенным выше мотивам.
Ссылка на длительное рассмотрение заявления о предоставлении земельного участка несостоятельна, поскольку данный вопрос в рамках заявленных требований правового значения не имеет.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 27 июня 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу П. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)