Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24.01.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 31.01.2013.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Сергуткиной В.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щеголевой Е.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж": Холодкова М.Ю., представителя по доверенности от 27.11.2012,
от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области: Глуховой М.Е., представителя по доверенности N 286 от 10.09.2012,
от индивидуального предпринимателя главы КФХ Семенихина Александра Васильевича: Семенихина В.И., представителя по доверенности 36 АВ 0583681 от 27.04.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.11.2012 по делу N А14-12456/2012 (судья Н.В. Сорокина) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж", п. Элеваторный, Острогожский район, Воронежская область (ОГРН 10536004825390 ИНН 3666128249) к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, г. Воронеж (ОГРН 1023601570904, ИНН 3666057069) индивидуальному предпринимателю главе КФХ Семенихину Александру Васильевичу, с. Старая Ведуга, Семилукский район, Воронежская область (ОГРНИП 311366834000151, ИНН 362804900347) о признании незаконным протокола в части, недействительным (ничтожным) договора аренды и применении последствий недействительности и обязании совершить действия.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" (далее - заявитель, ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - ответчик, Департамент) с заявлением (с учетом уточнения требований), в котором просило:
- 1. признать незаконным решение о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровым номером 36:28:8200018:39 площадью 47 га и с кадастровым номером 36:28:8200009:24 площадью 46,87 га главе КФХ Семенихину А.В., отраженное в "Протоколе заседании комиссии по предоставлению участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Воронежской области, для ведения сельскохозяйственного производства N 4 от 03.04.2012" Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области;
- 2. признать недействительным приказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области N 478-з от 12.04.2012 "О предоставлении индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Семенихину Александру Васильевичу (Воронежская область, Семилукский район, с. Старая Ведуга, ул. Ленина, д. 47, кв. 1) в аренду земельного участка для сельскохозяйственного производства, расположенного в границах бывшего колхоза им. Чапаева Семилукского муниципального района" с кадастровым номером 36:28:8200018:39 площадью 470 000 кв. м и с кадастровым номером 36:28:8200009:24 площадью 468749 кв. м;
- 3. признать недействительным (ничтожным) договор аренды N 2086-12/сх от 16.04.2012, заключенный между Департаментом имущественных и земельных отношений и КФХ Семенихин А.В. и применить последствия недействительности сделки;
- 4. обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области осуществить действия по передаче в собственность ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" земельных участков с кадастровыми номерами 36:28:8200018:39, 36:28:8200009:24 в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 10 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
- 5. взыскать с Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в пользу ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" расходы по уплате госпошлины.
В качестве соответчика в рассмотрении дела принимал участие ИП глава КФХ Семинихин А.В.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 09.11.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" указывает, что поскольку порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в случае, если на земельный участок претендуют несколько лиц, Федеральным законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" не урегулирован, учитывая, что на спорные земельные участки было подано две заявки - от сельскохозяйственного товаропроизводителя ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" и от главы КФХ Семенихина А.В., Департамент обязан был провести торги (конкурсы, аукционы) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, или права на заключение договоров аренды таких земельных участков в соответствии с положениями статьи 38 ЗК РФ.
Кроме того, податель жалобы полагает, что суд первой инстанции неправильно истолковал закон, указав, что правила пункта 2 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" применяются к отношениям по предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для осуществления деятельности фермерского хозяйства лишь в случае, когда о предоставлении участка в аренду было подано два и более заявлений глав КФХ.
Также Общество ссылается на несоответствие заявления главы КФХ Семенихина А.В. требованиям, установленным пунктом 1 статьи 12 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и отсутствие у Департамента оснований для предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду в порядке пункта 1 статьи 12 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Представитель Общества в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области против доводов апелляционной жалобы, возражал считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель индивидуального предпринимателя главы КФХ Семинихина Александра Васильевича также возражал против доводов апелляционной жалобы, полагая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - неподлежащей удовлетворению.
Исследовав материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом области, 18.02.2012 Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области опубликовал в газете "Молодой коммунар" сообщение о наличии свободных земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номером 36:28:8200018:39 площадью 47 га, 36:28:8200009:24 площадью 46,87 га., расположенных по адресу: Воронежская область, Семилукский район, бывший колхоз им. Чапаева (ТОО "Староведугское") находящихся в собственности Воронежской области.
ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" в связи с указанной публикацией, а также указывая, что Общество ведет производственную деятельность на территории Семилукского района и занимает ведущее место по выращиванию урожая в Воронежской области, 15.03.2012 обратилось с заявкой к руководителю Департамента о заключении договоров купли-продажи или аренды на перечисленные земельные участки для производства сельскохозяйственной продукции.
Решением комиссии, отраженном в протоколе N 4 от 03.04.2012 спорные земельные участки были переданы в аренду главе крестьянского (фермерского) хозяйства Семенихину А.В. При этом основанием для принятия указанного решения послужил тот факт, что глава КФХ Семенихин А.В. первым обратился с заявлением о предоставлении данных участков.
На основании принятого решения Департаментом 12.04 2012 был издан приказ N 478-з о передаче в аренду земельных участков с кадастровым номером 36:28:8200018:39 площадью 47 га и с кадастровым номером 36:28:8200009:24 площадью 46,87 га сроком на 11 месяцев главе КФХ Семенихину А.В.
В отношении указанных земельных участков 16.04.2012 между Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области и главой КФХ Семенихиным А.В. был заключен договор аренды N 2086-12/сх и подписан акт приема-передачи.
Считая решение и приказ Департамента о предоставлении в аренду спорных земельных участков КФХ Семенихину А.В. незаконными, в договор аренды ничтожным, заявитель обратился в суд с рассмотренными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд области исходил из того, что заявителем не представлены доказательства нарушения Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области при вынесении оспариваемого решения законов и иных нормативных актов, а также нарушения прав и законных интересов ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционная инстанция признает выводы суда первой инстанции правильными, а решение правомерным, руководствуясь следующим.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В качестве квалифицирующих признаков для признания недействительным акта (действий, бездействия) государственного органа или акта (действий, бездействия) органа местного самоуправления законодатель выделил два взаимосвязанных признака - несоответствие такого акта (действий, бездействия) закону или иным правовым актам и нарушение этим актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом и Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Таким образом, законодатель предоставил право КФХ на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным специальным законом.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности определен статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", в соответствии с которой граждане, заинтересованные в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны определенные в Законе сведения.
Обязательным приложением к заявлению о предоставлении земельного участка является соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 Закона о крестьянском фермерском хозяйстве. Исключение из правила, предусмотрено пунктом 1 статьи 4 Закона, а именно заключение соглашения не требуется в случае, когда фермерское хозяйство создано одним лицом.
При этом нормы Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, предусматривающие порядок предоставления земельных участков крестьянским хозяйствам, являются специальными по отношению к соответствующим положениям иных правовых актов.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Согласно пункту 2 указанной статьи передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 ЗК РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
Особенности предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренные статьей 10 Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" устанавливают общее правило, согласно которому земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, передаются гражданам в аренду в порядке статьи 34 ЗК РФ (одна заявка) или на торгах (две и более заявки).
Исключение из этого правила, как верно отметил суд области, установлено статьей 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, которая предусматривает упрощенную процедуру предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности. Правила пункта 2 статьи 10 Закона об обороте земель применяются к отношениям по предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности лишь в случае, когда о предоставлении участка в аренду было подано два и более заявлений глав КФХ.
В этом случае предоставление соответствующего земельного участка в аренду осуществляется на торгах.
При разрешении спора судом первой инстанции установлено, что глава КФХ Семенихин А.В. 09.02.2012 обратился к руководителю Департамента с заявлением о предоставлении спорных земельных участков в долгосрочную аренду с целью осуществления деятельности фермерского хозяйства. Заявление оформлено с учетом требований статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Согласно выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 08.12.2011, представленной Семенихиным А.В. вместе с заявлением от 09.02.2012 о предоставлении земельных участков, основным видом деятельности КФХ является выращивание картофеля, столовых корнеплодных и клубнеплодных культур с высоким содержанием крахмала и инсулина.
Доказательства наличия на момент обращения главы КФХ Семенихина А.В. заявлений иных лиц (в том числе ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж") в материалы дела не представлены.
Предварительной, заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых в аренду земельных участков и проведение торгов в данном случае Федеральным законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" не предусмотрено.
При таких обстоятельствах крестьянское хозяйство имело право на получение в аренду спорных земельных участков в порядке, установленном статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и, следовательно, вывод суда первой инстанции об отсутствии нарушений данной статьи со стороны Департамента при выделении земельных участков в аренду, является правомерным.
Доказательства нарушения Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области при вынесении оспариваемого решения прав и законных интересов ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности Обществом не представлено.
Апелляционный суд отмечает, что оспариваемый Обществом приказ N 478-з от 12.04.2012 о передаче в аренду сроком на 11 месяцев земельных участков с кадастровым номером 36:28:8200018:39 площадью 47 га и с кадастровым номером 36:28:8200009:24 площадью 46,87 га адресован индивидуальному предпринимателю Главе КФХ Семенихину А.В. и не содержит властно-распорядительных предписаний в отношении Общества.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм права.
Довод о несоответствии заявления главы КФХ Семенихина А.В. требованиям установленным пунктом 1 статьи 12 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" подлежит отклонению как необоснованный. Рассмотрев такое заявление и приложенные к нему документы Департамент счел содержащиеся в нем сведения достаточными для принятия решения о предоставлении главе КФХ Семенихину А.В. спорных земельных участков. Действия Департамента, связанные с рассмотрением заявления от 09.02.2012 Обществом не оспариваются.
Доводы подателя жалобы в данной части в силу части 7 статьи 268 АПК РФ не могут быть приняты при рассмотрении судом апелляционной жалобы.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих сделать вывод о необходимости отмены обжалуемого судебного акта апелляционная жалоба Общества не содержит.
При изложенных обстоятельствах, апелляционная инстанция находит, что нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в апелляционной инстанции относятся на заявителя жалобы. Учитывая, что при подаче апелляционной жалобы заявителем по платежному поручению N 722 от 27.11.2012 была уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб., вместо 1000 руб., излишне уплаченную сумму - 1000 руб. следует возвратить ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж".
Руководствуясь частью 1 статьи 269, ст. ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.11.2012 по делу N А14-12456/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выдать обществу с ограниченной ответственностью "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" справку на возврат государственной пошлины в сумме 1 000 рублей, уплаченной по платежному поручению N 722 от 27.11.2012.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Е.А.СЕМЕНЮТА
Судьи
В.А.СЕРГУТКИНА
П.В.ДОНЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.01.2013 ПО ДЕЛУ N А14-12456/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 января 2013 г. по делу N А14-12456/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 24.01.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 31.01.2013.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Сергуткиной В.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щеголевой Е.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж": Холодкова М.Ю., представителя по доверенности от 27.11.2012,
от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области: Глуховой М.Е., представителя по доверенности N 286 от 10.09.2012,
от индивидуального предпринимателя главы КФХ Семенихина Александра Васильевича: Семенихина В.И., представителя по доверенности 36 АВ 0583681 от 27.04.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.11.2012 по делу N А14-12456/2012 (судья Н.В. Сорокина) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж", п. Элеваторный, Острогожский район, Воронежская область (ОГРН 10536004825390 ИНН 3666128249) к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области, г. Воронеж (ОГРН 1023601570904, ИНН 3666057069) индивидуальному предпринимателю главе КФХ Семенихину Александру Васильевичу, с. Старая Ведуга, Семилукский район, Воронежская область (ОГРНИП 311366834000151, ИНН 362804900347) о признании незаконным протокола в части, недействительным (ничтожным) договора аренды и применении последствий недействительности и обязании совершить действия.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" (далее - заявитель, ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - ответчик, Департамент) с заявлением (с учетом уточнения требований), в котором просило:
- 1. признать незаконным решение о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровым номером 36:28:8200018:39 площадью 47 га и с кадастровым номером 36:28:8200009:24 площадью 46,87 га главе КФХ Семенихину А.В., отраженное в "Протоколе заседании комиссии по предоставлению участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Воронежской области, для ведения сельскохозяйственного производства N 4 от 03.04.2012" Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области;
- 2. признать недействительным приказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области N 478-з от 12.04.2012 "О предоставлении индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Семенихину Александру Васильевичу (Воронежская область, Семилукский район, с. Старая Ведуга, ул. Ленина, д. 47, кв. 1) в аренду земельного участка для сельскохозяйственного производства, расположенного в границах бывшего колхоза им. Чапаева Семилукского муниципального района" с кадастровым номером 36:28:8200018:39 площадью 470 000 кв. м и с кадастровым номером 36:28:8200009:24 площадью 468749 кв. м;
- 3. признать недействительным (ничтожным) договор аренды N 2086-12/сх от 16.04.2012, заключенный между Департаментом имущественных и земельных отношений и КФХ Семенихин А.В. и применить последствия недействительности сделки;
- 4. обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области осуществить действия по передаче в собственность ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" земельных участков с кадастровыми номерами 36:28:8200018:39, 36:28:8200009:24 в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 10 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
- 5. взыскать с Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в пользу ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" расходы по уплате госпошлины.
В качестве соответчика в рассмотрении дела принимал участие ИП глава КФХ Семинихин А.В.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 09.11.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" указывает, что поскольку порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в случае, если на земельный участок претендуют несколько лиц, Федеральным законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" не урегулирован, учитывая, что на спорные земельные участки было подано две заявки - от сельскохозяйственного товаропроизводителя ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" и от главы КФХ Семенихина А.В., Департамент обязан был провести торги (конкурсы, аукционы) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, или права на заключение договоров аренды таких земельных участков в соответствии с положениями статьи 38 ЗК РФ.
Кроме того, податель жалобы полагает, что суд первой инстанции неправильно истолковал закон, указав, что правила пункта 2 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" применяются к отношениям по предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для осуществления деятельности фермерского хозяйства лишь в случае, когда о предоставлении участка в аренду было подано два и более заявлений глав КФХ.
Также Общество ссылается на несоответствие заявления главы КФХ Семенихина А.В. требованиям, установленным пунктом 1 статьи 12 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и отсутствие у Департамента оснований для предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду в порядке пункта 1 статьи 12 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Представитель Общества в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области против доводов апелляционной жалобы, возражал считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель индивидуального предпринимателя главы КФХ Семинихина Александра Васильевича также возражал против доводов апелляционной жалобы, полагая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - неподлежащей удовлетворению.
Исследовав материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом области, 18.02.2012 Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области опубликовал в газете "Молодой коммунар" сообщение о наличии свободных земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номером 36:28:8200018:39 площадью 47 га, 36:28:8200009:24 площадью 46,87 га., расположенных по адресу: Воронежская область, Семилукский район, бывший колхоз им. Чапаева (ТОО "Староведугское") находящихся в собственности Воронежской области.
ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" в связи с указанной публикацией, а также указывая, что Общество ведет производственную деятельность на территории Семилукского района и занимает ведущее место по выращиванию урожая в Воронежской области, 15.03.2012 обратилось с заявкой к руководителю Департамента о заключении договоров купли-продажи или аренды на перечисленные земельные участки для производства сельскохозяйственной продукции.
Решением комиссии, отраженном в протоколе N 4 от 03.04.2012 спорные земельные участки были переданы в аренду главе крестьянского (фермерского) хозяйства Семенихину А.В. При этом основанием для принятия указанного решения послужил тот факт, что глава КФХ Семенихин А.В. первым обратился с заявлением о предоставлении данных участков.
На основании принятого решения Департаментом 12.04 2012 был издан приказ N 478-з о передаче в аренду земельных участков с кадастровым номером 36:28:8200018:39 площадью 47 га и с кадастровым номером 36:28:8200009:24 площадью 46,87 га сроком на 11 месяцев главе КФХ Семенихину А.В.
В отношении указанных земельных участков 16.04.2012 между Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области и главой КФХ Семенихиным А.В. был заключен договор аренды N 2086-12/сх и подписан акт приема-передачи.
Считая решение и приказ Департамента о предоставлении в аренду спорных земельных участков КФХ Семенихину А.В. незаконными, в договор аренды ничтожным, заявитель обратился в суд с рассмотренными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд области исходил из того, что заявителем не представлены доказательства нарушения Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области при вынесении оспариваемого решения законов и иных нормативных актов, а также нарушения прав и законных интересов ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционная инстанция признает выводы суда первой инстанции правильными, а решение правомерным, руководствуясь следующим.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В качестве квалифицирующих признаков для признания недействительным акта (действий, бездействия) государственного органа или акта (действий, бездействия) органа местного самоуправления законодатель выделил два взаимосвязанных признака - несоответствие такого акта (действий, бездействия) закону или иным правовым актам и нарушение этим актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом и Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Таким образом, законодатель предоставил право КФХ на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным специальным законом.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности определен статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", в соответствии с которой граждане, заинтересованные в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны определенные в Законе сведения.
Обязательным приложением к заявлению о предоставлении земельного участка является соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 Закона о крестьянском фермерском хозяйстве. Исключение из правила, предусмотрено пунктом 1 статьи 4 Закона, а именно заключение соглашения не требуется в случае, когда фермерское хозяйство создано одним лицом.
При этом нормы Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, предусматривающие порядок предоставления земельных участков крестьянским хозяйствам, являются специальными по отношению к соответствующим положениям иных правовых актов.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Согласно пункту 2 указанной статьи передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 ЗК РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
Особенности предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренные статьей 10 Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" устанавливают общее правило, согласно которому земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, передаются гражданам в аренду в порядке статьи 34 ЗК РФ (одна заявка) или на торгах (две и более заявки).
Исключение из этого правила, как верно отметил суд области, установлено статьей 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, которая предусматривает упрощенную процедуру предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности. Правила пункта 2 статьи 10 Закона об обороте земель применяются к отношениям по предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности лишь в случае, когда о предоставлении участка в аренду было подано два и более заявлений глав КФХ.
В этом случае предоставление соответствующего земельного участка в аренду осуществляется на торгах.
При разрешении спора судом первой инстанции установлено, что глава КФХ Семенихин А.В. 09.02.2012 обратился к руководителю Департамента с заявлением о предоставлении спорных земельных участков в долгосрочную аренду с целью осуществления деятельности фермерского хозяйства. Заявление оформлено с учетом требований статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Согласно выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 08.12.2011, представленной Семенихиным А.В. вместе с заявлением от 09.02.2012 о предоставлении земельных участков, основным видом деятельности КФХ является выращивание картофеля, столовых корнеплодных и клубнеплодных культур с высоким содержанием крахмала и инсулина.
Доказательства наличия на момент обращения главы КФХ Семенихина А.В. заявлений иных лиц (в том числе ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж") в материалы дела не представлены.
Предварительной, заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых в аренду земельных участков и проведение торгов в данном случае Федеральным законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" не предусмотрено.
При таких обстоятельствах крестьянское хозяйство имело право на получение в аренду спорных земельных участков в порядке, установленном статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и, следовательно, вывод суда первой инстанции об отсутствии нарушений данной статьи со стороны Департамента при выделении земельных участков в аренду, является правомерным.
Доказательства нарушения Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области при вынесении оспариваемого решения прав и законных интересов ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности Обществом не представлено.
Апелляционный суд отмечает, что оспариваемый Обществом приказ N 478-з от 12.04.2012 о передаче в аренду сроком на 11 месяцев земельных участков с кадастровым номером 36:28:8200018:39 площадью 47 га и с кадастровым номером 36:28:8200009:24 площадью 46,87 га адресован индивидуальному предпринимателю Главе КФХ Семенихину А.В. и не содержит властно-распорядительных предписаний в отношении Общества.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм права.
Довод о несоответствии заявления главы КФХ Семенихина А.В. требованиям установленным пунктом 1 статьи 12 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" подлежит отклонению как необоснованный. Рассмотрев такое заявление и приложенные к нему документы Департамент счел содержащиеся в нем сведения достаточными для принятия решения о предоставлении главе КФХ Семенихину А.В. спорных земельных участков. Действия Департамента, связанные с рассмотрением заявления от 09.02.2012 Обществом не оспариваются.
Доводы подателя жалобы в данной части в силу части 7 статьи 268 АПК РФ не могут быть приняты при рассмотрении судом апелляционной жалобы.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих сделать вывод о необходимости отмены обжалуемого судебного акта апелляционная жалоба Общества не содержит.
При изложенных обстоятельствах, апелляционная инстанция находит, что нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в апелляционной инстанции относятся на заявителя жалобы. Учитывая, что при подаче апелляционной жалобы заявителем по платежному поручению N 722 от 27.11.2012 была уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб., вместо 1000 руб., излишне уплаченную сумму - 1000 руб. следует возвратить ООО "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж".
Руководствуясь частью 1 статьи 269, ст. ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.11.2012 по делу N А14-12456/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выдать обществу с ограниченной ответственностью "АВАНГАРД-АГРО-Воронеж" справку на возврат государственной пошлины в сумме 1 000 рублей, уплаченной по платежному поручению N 722 от 27.11.2012.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Е.А.СЕМЕНЮТА
Судьи
В.А.СЕРГУТКИНА
П.В.ДОНЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)