Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23.01.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 29.01.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тучковой О.Г., судей Капустиной Л.А., Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., при участии от заявителя - Корнеевой Н.В. (доверенность от 18.04.2012), Дьякова В.М. (доверенность от 18.04.2012), от ответчика - Москалевой О.В. (доверенность от 10.12.2012), в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Ленинский район Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 25.10.2012 по делу N А68-3528/12 (судья Косоухова С.В.), установил следующее.
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Иншинский" (далее - СПК "Иншинский", заявитель) обратился в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконными действий администрации муниципального образования Ленинский район Тульской области (далее - ответчик) в части отказа в предоставлении в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 71:14:030401:113, сформированного путем раздела из земель земельного участка площадью 985 га с кадастровым номером 71:14:000000:20, выраженного в письме от 24.01.2012 N 06-07-274; о понуждении администрации муниципального образования Ленинский район Тульской области принять решение о предоставлении СПК "Иншинский" в собственность за плату земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 502 457 кв. м с кадастровым номером 71:14:030401:118, сформированного путем раздела из земель земельного участка площадью 985 га с кадастровым номером 71:14:000000:20; о понуждении администрации муниципального образования Ленинский район Тульской области обеспечить направление в адрес СПК "Иншинский" проекта договора купли-продажи земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 502 457 кв. м с кадастровым номером 71:14:030401:118, сформированного путем раздела из земель земельного участка площадью 985 га с кадастровым номером 71:14:000000:20 (с учетом уточнений).
Решением суда от 25.10.2012 исковые требования удовлетворены.
Администрация муниципального образования Ленинский район Тульской области обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить. Считает ошибочным вывод суда о том, что спорный земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения, полагает, что он относится к землям населенных пунктов. Обращает внимание на отсутствие доказательств того, что земельные участки с кадастровыми номерами 71:14:030401:113 и 71:14:030401:118 являются идентичными.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, СПК "Иншинский" на праве постоянного бессрочного пользования предоставлен земельный участок общей площадью 985 га, что подтверждается свидетельством от 10.03.1993 N 15 на право собственности на землю, постоянного бессрочного пользования землей.
Указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 27.12.1999 как ранее учтенный, и ему был присвоен кадастровый номер 71:14:000000:20.
Из земель земельного участка площадью 985 га с кадастровым номером 71:14:000000:20 путем раздела был образован земельный участок площадью 502 457 кв. м, которому присвоен кадастровый номер 71:14:030401:113.
СПК "Иншинский" 11.11.2011 обратился в администрацию МО Ленинский район с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 71:14:030401:113. К заявлению были приложены документы, в том числе кадастровый паспорт данного земельного участка, с указанием категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования.
В письме от 24.01.2012 N 06-07-274 администрация МО Ленинский район отказала в предоставлении в собственность указанного земельного участка в связи с тем, что согласно предоставленной выписке из государственного кадастра недвижимости данный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, однако согласно схеме расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории данный земельный участок расположен в границах населенного пункта.
Не согласившись с указанными действиями администрации МО Ленинский район Тульской области, СПК "Иншинский" обратился в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно положениям статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности. Орган или лицо, которые приняли оспариваемые акт, решение или совершили действия (бездействие), обязаны доказать соответствие их закону, а лицо, обращающееся с требованием о признании недействительным ненормативного правового акта, действий (бездействия) незаконными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных законодательством.
В силу пункта 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) земельные участки могут быть предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование только государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" иные юридические лица, помимо указанных выше, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 01.07.2012 в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ.
Пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок необходимо обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень документов).
В силу части 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных нужд.
Согласно пункту 2 статьи 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование земельного участка - для сельскохозяйственного использования. Земельный участок не изъят и не ограничен в обороте, в связи с чем спорный участок может быть предоставлен в собственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
СПК "Иншинский" в целях приобретения в собственность находящегося у него на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером 71:14:030401:113, образованного путем раздела принадлежащего ему на праве бессрочного (постоянного) пользования земельного участка с кадастровым номером 71:14:000000:20, представил в администрацию МО Ленинский район все необходимые документы согласно установленному перечню документов.
Вместе с тем администрацией МО Ленинский район было отказано заявителю в предоставлении в собственность земельного участка. Как указано выше, основанием для отказа СПК "Иншинский" в предоставлении в собственность спорного земельного участка явилось несоответствие данных относительно категории земельного участка, указанных в выписке из государственного кадастра недвижимости и схеме расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории.
Представитель администрации в суде первой инстанции пояснил, что спорный земельный участок находится в границах населенного пункта - деревни Прудное сельского поселения Иншинское Ленинского района Тульской области, тогда как согласно предоставленной выписке из государственного кадастра недвижимости данный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем отказ в предоставлении заявителю в собственность земельного участка является обоснованным. Указанная позиция поддерживается администрацией и в апелляционной жалобе.
Апелляционный суд отклоняет довод жалобы о том, что спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов, на основании следующего.
Статьей 5 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) установлено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории.
Как следует из материалов дела, процедура перевода земельного участка из одной категории в другую в отношении земельного участка с кадастровым номером 71:14:030401:118 (ранее 71:14:030401:113) не осуществлялась, указанный земельный участок имеет категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения, что подтверждается и сведениями Государственного кадастра недвижимости.
Заявителем в материалы дела представлены кадастровая выписка от 10.05.2012 N 71/12-88813 на земельный участок с кадастровым номером 71:14:030401:113 и кадастровый паспорт от 03.07.2012 N 71/12-123813 на земельный участок с кадастровым номером 71:14:030401:118, в которых указаны категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изменение границ поселений осуществляется законом субъекта Российской Федерации.
Законом Тульской области 12.07.2005 N 597-ЗТО установлена черта деревни Прудное Иншинского сельского округа Ленинского района Тульской области.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 172-ФЗ установление или изменение черты поселений является переводом земель поселений или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли поселений.
Вместе с тем указанная норма введена в пункт 1 статьи 8 Федеральным законом от 21.07.2005 N 111-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", который вступил в силу 08.08.2005.
Пункт 1 статьи 8 Закона N 172-ФЗ в редакции от 07.08.2005, действовавшей на момент принятия Закона Тульской области N 597-ЗТО, предусматривал, что установление или изменение черты поселений влечет за собой перевод земель поселений или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо перевод земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли поселений.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что изменение черты (границы) д. Прудное на момент принятия Закона Тульской области N 597-ЗТО не являлось автоматическим переводом земель и/или земельных участков, включенных в границы населенного пункта, из категории земли сельскохозяйственного назначения в категорию земли поселений (земли населенных пунктов).
На основании статьи 8 Закона N 172-ФЗ в редакции, действовавшей до 07.08.2005, то есть на момент принятия Закона Тульской области N 597-ЗТО, перевод земель и/или земельных участков в категорию земли поселений должен был осуществляться на основании дополнительного акта о переводе земель из одной категории в другую.
Во исполнение данного требования законодательства главой МО Ленинский район Тульской области принято постановление "О передаче земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель поселений" от 08.08.2005 N 1013.
Таким образом, постановление главы МО Ленинский район Тульской области "О передаче земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель поселений" от 08.08.2005 N 1013 не может являться актом о переводе спорного земельного участка из категории земли сельскохозяйственного назначения в категорию земли поселений (земли населенных пунктов).
Поскольку в отношении земельного участка с кадастровым номером 71:14:030401:118 (ранее - 71:14:030401:113) акт исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о переводе земель из одной категории в другую отсутствует, государственный кадастровый учет данного земельного участка в связи с изменением его категории не может быть осуществлен.
На основании изложенного земельный участок с кадастровым номером 71:14:030401:118 (ранее - 71:14:030401:113) имеет категорию земель "земли сельскохозяйственного назначения".
Суд считает несостоятельным довод апелляционной жалобы об отсутствии доказательств того, что земельные участки с кадастровыми номерами 71:14:030401:113 и 71:14:030401:118 являются идентичными.
СПК "Иншинский" 22.04.2012 подал в арбитражный суд заявление об оспаривании отказа администрации МО Ленинский район в предоставлении ему в собственность земельного участка с кадастровым номером 71:14:030401:113.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что после возникновения судебного спора на основании заявления администрации МО Ленинский район земельный участок с кадастровым номером 71:14:030401:113 был снят с кадастрового учета. В ходе рассмотрения настоящего дела тот же участок в неизмененных границах был вновь поставлен СПК "Иншинский" на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 71:14:030401:118. Как следует из представленных в материалы дала кадастровой выписки от 10.05.2012 N 71/12-88813 и кадастрового паспорта от 03.07.2012 N 71/12-123813, зарегистрированные за кадастровыми номерами 71:14:030401:113 и 71:14:030401:118 земельные участки фактически являются одним и тем же земельным участком.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что СПК "Иншинский" имеет право на выкуп земельного участка с кадастровым номером 71:14:030401:118 в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, что действия администрации МО Ленинский район, выразившиеся в отказе в предоставлении в собственность СПК "Иншинский" спорного земельного участка, не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с этим признал их незаконными.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 25.10.2012 по делу N А68-3528/12 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.Г.ТУЧКОВА
Судьи
Л.А.КАПУСТИНА
Н.В.ЗАИКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.01.2013 ПО ДЕЛУ N А68-3528/12
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2013 г. по делу N А68-3528/12
Резолютивная часть постановления объявлена 23.01.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 29.01.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тучковой О.Г., судей Капустиной Л.А., Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., при участии от заявителя - Корнеевой Н.В. (доверенность от 18.04.2012), Дьякова В.М. (доверенность от 18.04.2012), от ответчика - Москалевой О.В. (доверенность от 10.12.2012), в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Ленинский район Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 25.10.2012 по делу N А68-3528/12 (судья Косоухова С.В.), установил следующее.
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Иншинский" (далее - СПК "Иншинский", заявитель) обратился в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконными действий администрации муниципального образования Ленинский район Тульской области (далее - ответчик) в части отказа в предоставлении в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 71:14:030401:113, сформированного путем раздела из земель земельного участка площадью 985 га с кадастровым номером 71:14:000000:20, выраженного в письме от 24.01.2012 N 06-07-274; о понуждении администрации муниципального образования Ленинский район Тульской области принять решение о предоставлении СПК "Иншинский" в собственность за плату земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 502 457 кв. м с кадастровым номером 71:14:030401:118, сформированного путем раздела из земель земельного участка площадью 985 га с кадастровым номером 71:14:000000:20; о понуждении администрации муниципального образования Ленинский район Тульской области обеспечить направление в адрес СПК "Иншинский" проекта договора купли-продажи земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 502 457 кв. м с кадастровым номером 71:14:030401:118, сформированного путем раздела из земель земельного участка площадью 985 га с кадастровым номером 71:14:000000:20 (с учетом уточнений).
Решением суда от 25.10.2012 исковые требования удовлетворены.
Администрация муниципального образования Ленинский район Тульской области обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить. Считает ошибочным вывод суда о том, что спорный земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения, полагает, что он относится к землям населенных пунктов. Обращает внимание на отсутствие доказательств того, что земельные участки с кадастровыми номерами 71:14:030401:113 и 71:14:030401:118 являются идентичными.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, СПК "Иншинский" на праве постоянного бессрочного пользования предоставлен земельный участок общей площадью 985 га, что подтверждается свидетельством от 10.03.1993 N 15 на право собственности на землю, постоянного бессрочного пользования землей.
Указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 27.12.1999 как ранее учтенный, и ему был присвоен кадастровый номер 71:14:000000:20.
Из земель земельного участка площадью 985 га с кадастровым номером 71:14:000000:20 путем раздела был образован земельный участок площадью 502 457 кв. м, которому присвоен кадастровый номер 71:14:030401:113.
СПК "Иншинский" 11.11.2011 обратился в администрацию МО Ленинский район с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 71:14:030401:113. К заявлению были приложены документы, в том числе кадастровый паспорт данного земельного участка, с указанием категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования.
В письме от 24.01.2012 N 06-07-274 администрация МО Ленинский район отказала в предоставлении в собственность указанного земельного участка в связи с тем, что согласно предоставленной выписке из государственного кадастра недвижимости данный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, однако согласно схеме расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории данный земельный участок расположен в границах населенного пункта.
Не согласившись с указанными действиями администрации МО Ленинский район Тульской области, СПК "Иншинский" обратился в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно положениям статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности. Орган или лицо, которые приняли оспариваемые акт, решение или совершили действия (бездействие), обязаны доказать соответствие их закону, а лицо, обращающееся с требованием о признании недействительным ненормативного правового акта, действий (бездействия) незаконными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных законодательством.
В силу пункта 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) земельные участки могут быть предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование только государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" иные юридические лица, помимо указанных выше, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 01.07.2012 в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ.
Пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок необходимо обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень документов).
В силу части 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных нужд.
Согласно пункту 2 статьи 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование земельного участка - для сельскохозяйственного использования. Земельный участок не изъят и не ограничен в обороте, в связи с чем спорный участок может быть предоставлен в собственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
СПК "Иншинский" в целях приобретения в собственность находящегося у него на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером 71:14:030401:113, образованного путем раздела принадлежащего ему на праве бессрочного (постоянного) пользования земельного участка с кадастровым номером 71:14:000000:20, представил в администрацию МО Ленинский район все необходимые документы согласно установленному перечню документов.
Вместе с тем администрацией МО Ленинский район было отказано заявителю в предоставлении в собственность земельного участка. Как указано выше, основанием для отказа СПК "Иншинский" в предоставлении в собственность спорного земельного участка явилось несоответствие данных относительно категории земельного участка, указанных в выписке из государственного кадастра недвижимости и схеме расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории.
Представитель администрации в суде первой инстанции пояснил, что спорный земельный участок находится в границах населенного пункта - деревни Прудное сельского поселения Иншинское Ленинского района Тульской области, тогда как согласно предоставленной выписке из государственного кадастра недвижимости данный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем отказ в предоставлении заявителю в собственность земельного участка является обоснованным. Указанная позиция поддерживается администрацией и в апелляционной жалобе.
Апелляционный суд отклоняет довод жалобы о том, что спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов, на основании следующего.
Статьей 5 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) установлено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории.
Как следует из материалов дела, процедура перевода земельного участка из одной категории в другую в отношении земельного участка с кадастровым номером 71:14:030401:118 (ранее 71:14:030401:113) не осуществлялась, указанный земельный участок имеет категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения, что подтверждается и сведениями Государственного кадастра недвижимости.
Заявителем в материалы дела представлены кадастровая выписка от 10.05.2012 N 71/12-88813 на земельный участок с кадастровым номером 71:14:030401:113 и кадастровый паспорт от 03.07.2012 N 71/12-123813 на земельный участок с кадастровым номером 71:14:030401:118, в которых указаны категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изменение границ поселений осуществляется законом субъекта Российской Федерации.
Законом Тульской области 12.07.2005 N 597-ЗТО установлена черта деревни Прудное Иншинского сельского округа Ленинского района Тульской области.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 172-ФЗ установление или изменение черты поселений является переводом земель поселений или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли поселений.
Вместе с тем указанная норма введена в пункт 1 статьи 8 Федеральным законом от 21.07.2005 N 111-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", который вступил в силу 08.08.2005.
Пункт 1 статьи 8 Закона N 172-ФЗ в редакции от 07.08.2005, действовавшей на момент принятия Закона Тульской области N 597-ЗТО, предусматривал, что установление или изменение черты поселений влечет за собой перевод земель поселений или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо перевод земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли поселений.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что изменение черты (границы) д. Прудное на момент принятия Закона Тульской области N 597-ЗТО не являлось автоматическим переводом земель и/или земельных участков, включенных в границы населенного пункта, из категории земли сельскохозяйственного назначения в категорию земли поселений (земли населенных пунктов).
На основании статьи 8 Закона N 172-ФЗ в редакции, действовавшей до 07.08.2005, то есть на момент принятия Закона Тульской области N 597-ЗТО, перевод земель и/или земельных участков в категорию земли поселений должен был осуществляться на основании дополнительного акта о переводе земель из одной категории в другую.
Во исполнение данного требования законодательства главой МО Ленинский район Тульской области принято постановление "О передаче земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель поселений" от 08.08.2005 N 1013.
Таким образом, постановление главы МО Ленинский район Тульской области "О передаче земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель поселений" от 08.08.2005 N 1013 не может являться актом о переводе спорного земельного участка из категории земли сельскохозяйственного назначения в категорию земли поселений (земли населенных пунктов).
Поскольку в отношении земельного участка с кадастровым номером 71:14:030401:118 (ранее - 71:14:030401:113) акт исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о переводе земель из одной категории в другую отсутствует, государственный кадастровый учет данного земельного участка в связи с изменением его категории не может быть осуществлен.
На основании изложенного земельный участок с кадастровым номером 71:14:030401:118 (ранее - 71:14:030401:113) имеет категорию земель "земли сельскохозяйственного назначения".
Суд считает несостоятельным довод апелляционной жалобы об отсутствии доказательств того, что земельные участки с кадастровыми номерами 71:14:030401:113 и 71:14:030401:118 являются идентичными.
СПК "Иншинский" 22.04.2012 подал в арбитражный суд заявление об оспаривании отказа администрации МО Ленинский район в предоставлении ему в собственность земельного участка с кадастровым номером 71:14:030401:113.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что после возникновения судебного спора на основании заявления администрации МО Ленинский район земельный участок с кадастровым номером 71:14:030401:113 был снят с кадастрового учета. В ходе рассмотрения настоящего дела тот же участок в неизмененных границах был вновь поставлен СПК "Иншинский" на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 71:14:030401:118. Как следует из представленных в материалы дала кадастровой выписки от 10.05.2012 N 71/12-88813 и кадастрового паспорта от 03.07.2012 N 71/12-123813, зарегистрированные за кадастровыми номерами 71:14:030401:113 и 71:14:030401:118 земельные участки фактически являются одним и тем же земельным участком.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что СПК "Иншинский" имеет право на выкуп земельного участка с кадастровым номером 71:14:030401:118 в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, что действия администрации МО Ленинский район, выразившиеся в отказе в предоставлении в собственность СПК "Иншинский" спорного земельного участка, не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с этим признал их незаконными.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 25.10.2012 по делу N А68-3528/12 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.Г.ТУЧКОВА
Судьи
Л.А.КАПУСТИНА
Н.В.ЗАИКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)