Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 17.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3250/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 июля 2013 г. по делу N 33-3250/2013


Судья: Кондрашихин В.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Жидковой О.В.,
судей Вершининой О.Ю., Марковой М.В.,
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Б. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 23.04.2013, которым Б. отказано в полном объеме в иске к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области об установлении рыночной стоимости в качестве кадастровой стоимости земельного участка.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жидковой О.В., объяснения представителя истца Б. по доверенности Д., представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области по доверенности В., судебная коллегия

установила:

Б. является собственником земельного участка площадью ... кв. м с кадастровым номером ..., категории земель - земли поселений, расположенного по адресу: <адрес>.
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области N ... от <ДАТА> "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ... установлена в размере ....
Согласно отчету N ... от <ДАТА> ИП Н.Ю.В. рыночная стоимость земельного участка площадью ... кв. м с кадастровым номером ... расположенного по адресу: <адрес> на <ДАТА> составляет ... рублей.
21.03.2013 Б. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области, в котором просила установить рыночную стоимость земельного участка площадью 6166 кв. метров с кадастровым номером ..., категории земель - земли поселений, расположенного по адресу: <адрес>, в качестве его кадастровой стоимости с <ДАТА> в размере ... рублей; обязать ответчика внести в государственный кадастр недвижимости указанную рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером ... в качестве его новой кадастровой стоимости с момента вступления решения суда в законную силу.
О дате, времени и месте судебного разбирательства Б. извещена. Ее представитель по доверенности Д. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, чтобы изменить цену земельного участка Б. в официальные органы никуда не обращалась. С учетом того, что права истицы Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области не нарушало, судебные расходы просила не взыскивать.
Представитель ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области по доверенности В. иск не признал. Пояснил, что на территории Вологодской области создана комиссия при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, которая занимается спорами по кадастровой стоимости, поэтому вопрос о пересмотре кадастровой стоимости должен решаться органами исполнительной власти, и только в случае несогласия с их решением органами судебной власти. Истица в данную комиссию не обращалась.
Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области о дате, времени и месте судебного разбирательства извещено, своего представителя в суд не направило.
Третье лицо Департамента имущественных отношений о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя (л.д. 82).
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Б., не приводя новых доводов и ссылаясь на то, что действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, просит об отмене решения суда по мотиву нарушения норм материального права.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов апелляционной жалобы, полагает, что решение принято судом с учетом фактических обстоятельств дела и требованиями действующего законодательства.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, в соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливается кадастровая стоимость земельного участка, которая также может применяться для определения платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).
Под рыночной стоимостью в силу Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) (пункт 3).
В соответствии с Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)" под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее также Правила).
Согласно пункту 5 указанных Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Таким образом, несмотря на взаимосвязь рыночной стоимости земельных участков с кадастровой стоимостью земельных участков, в соответствии с действующим законодательством методики установления кадастровой и рыночной стоимости земельных участков различны, также как не тождественны и сами понятия кадастровой и рыночной стоимости земельных участков.
Результаты определения кадастровой стоимости в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - заявители).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В случае если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, за исключением случаев, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости. Решения комиссии могут быть оспорены в арбитражном суде.
Анализ изложенных нормативных актов свидетельствует о том, что кадастровая стоимость земельного участка, равная его рыночной стоимости, устанавливается не произвольно, а в исключительных случаях - при невозможности установить в процессе государственной кадастровой оценки рыночную стоимость земельного участка путем массовой оценки. Определение рыночной стоимости земельного участка не является безусловным основанием для замены кадастровой стоимости, определенной в установленном порядке, на его рыночную стоимость; рыночная стоимость земельного участка должна быть установлена на дату проведения массовой оценки земель и должна содержаться в отчете.
В данном случае государственная кадастровая оценка рыночной стоимости принадлежащего истице земельного участка произведена путем массовой оценки, в связи с чем основания для установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной индивидуально для конкретного объекта недвижимости, отсутствуют.
Кроме того, из содержания статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации не следует возможность установления рыночной стоимости земельного участка равной кадастровой путем предъявления иска в суд общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Кроме того, судебная коллегия полагает ошибочным утверждение истца о том, что предметом иска не является оспаривание достоверности кадастровой стоимости земельного участка и законности нормативного акта об ее утверждении, а потому статья 24.19 Закона РФ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в данном случае не применима.
По мнению судебной коллегии, отсутствие в просительной части иска требований о признании недействительной кадастровой стоимости земельного участка не исключает заявленный истцом иск из категории споров о результатах определения кадастровой стоимости, поскольку, обращаясь в суд с настоящим иском, истец, по существу, выражает несогласие с установленной в отношении принадлежащего ему земельного участка кадастровой стоимостью, полагая, что она не соответствует рыночной стоимости и тем самым нарушает его права как собственника и налогоплательщика.
Как указано выше, порядок оспаривания результатов кадастровой оценки регламентирован статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Названая статья императивно устанавливает конкретные уполномоченные органы для рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости - арбитражный суд или комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, решения которой также могут быть оспорены только в арбитражном суде.
Таким образом, в случае оспаривания истцом в судебном порядке кадастровой стоимости земельного участка, с учетом разъяснений, данных в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, такой иск подлежит рассмотрению арбитражным судом по правилам искового производства.
При указанных обстоятельствах, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, поскольку оно основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам, которым дана правильная правовая оценка, и соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, на нормы которого суд правомерно сослался.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
С учетом вышеизложенного доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, они не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, а направлены на переоценку исследованных судом доказательств по делу, что не может служить основанием к отмене решения суда. Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда Вологодской области от 23.04.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Б. - без удовлетворения.

Председательствующий
О.В.ЖИДКОВА

Судьи
О.Ю.ВЕРШИНИНА
М.В.МАРКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)