Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.07.2013 ПО ДЕЛУ N А41-52444/12

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июля 2013 г. по делу N А41-52444/12


Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
судей Катькиной Н.Н., Мордкиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания: Калмыковой О.В.,
при участии в заседании:
от заявителя, открытого акционерного общества "Газпром" (ИНН: 7736050003, ОГРН: 1027700070518): Тихонова В.В. - по нотариально удостоверенной доверенности N 77 АА 9832773 от 17 июня 2013 года, зарегистрированной в реестре за N 69-985,
от заинтересованного лица, администрации городского округа Домодедово Московской области (ИНН: 5009005122, ОГРН: 1025001280149): Лысенкова Ю.В. - по доверенности N 3-35/170 от 10 апреля 2013 года,
от третьего лица, Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово Московской области (ИНН: 5009027119, ОГРН: 1035002002474): Лысенкова Ю.В. - по доверенности N 12-19/244 от 16 апреля 2013 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Домодедово Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 26 марта 2013 года по делу N А41-52444/12, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по заявлению открытого акционерного общества "Газпром" к администрации городского округа Домодедово Московской области, с участием в деле в качестве третьего лица: Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово Московской области, о признании незаконными действий (бездействия),

установил:

открытое акционерное общество "Газпром" (далее - ОАО "Газпром") обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации городского округа Домодедово Московской области с требованиями:
- - признать незаконным действия (бездействие) администрации городского округа Домодедово Московской области, выразившееся в уклонении от заключения (письмо от 28.07.2012 N 3-17/2798) договора аренды земельного участка под "ГРС "Домодедово" (город)" с кадастровым номером 50:28:0010104:13, площадью 1922 кв. м (категория земель: земли населенных пунктов), расположенного по адресу: Московская область, г. Домодедово;
- - обязать администрацию городского округа Домодедово Московской области и Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово Московской области подготовить необходимые распорядительные документы и направить заявителю проект договора аренды земельного участка под "ГРС "Домодедово" (город)" с кадастровым номером 50:28:0010104:13, площадью 1922 кв. м (категория земель: земли населенных пунктов), расположенного по адресу: Московская область, г. Домодедово (том 1, л.д. 3 - 5, том 2, л.д. 74 - 75).
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует: Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово Московской области (далее - КУИ администрации городского округа Домодедово Московской области).
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 марта 2013 года заявленные требования удовлетворены (том 2, л.д. 100 - 103).
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация городского округа Домодедово Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права (том 2, л.д. 110 - 111).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в апелляционном порядке.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель администрации городского округа Домодедово Московской области и КУИ администрации городского округа Домодедово Московской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ОАО "Газпром" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО "Газпром" является собственником здания газораспределительной станции "ГРС "Домодедово" (город)", назначение: нежилое, общей площадью 116 кв. м, инв. N 15714, лит. 1Б, с условным номером 50-50-28/035/2006-731, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25 октября 2007 года 50 НБ N 712404 (том 1, л.д. 10).
Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 50:28:0010104:13, общей площадью 1922 кв. м, по адресу: Московская область, г. Домодедово, мкр. Северный, ул. Красноармейская.
Газораспределительная станция "ГРС "Домодедово" (город)" возведена и введена в эксплуатацию в 1963 году в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 28 февраля 1959 N 213, и в данный момент эксплуатируется ООО "Газпром трансгаз Москва" по договору аренды N 01/1600-Д-18/2 от 30 ноября 2011 года, заключенному между ОАО "Газпром" и ООО "Газпром трансгаз Москва" (том 1, л.д. 26 - 31).
Проект границ земельного участка под "ГРС "Домодедово" (город)" окончательно утвержден Постановлением Главы Домодедовского района Московской области N 2485 от 23 июня 2005 года (том 2, л.д. 35).
29 июня 2012 года эксплуатирующая объект недвижимости организация ООО "Газпром трансгаз Москва" направила в адрес Главы городского округа Домодедово Московской области письмо N 65-01-05/767 с просьбой оформить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:28:0010104:13, общей площадью 1922 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Домодедово, мкр. Северный, ул. Красноармейская, д. 3 (том 1, л.д. 8 - 9).
Согласно представленной в материалы дела доверенности от 15 июня 2012 года ООО "Газпром трансгаз Москва" действует от имени и в интересах ОАО "Газпром" в рамках агентских договоров от 02 октября 2002 года и 10 ноября 2003 года, а также на основании доверенности от 15 июня 2012 года.
В ответ на данное обращение администрация городского округа Домодедово Московской области письмом от 28 июля 2012 года N 3-17/2798 сообщила, что указанный вопрос будет рассмотрен после утверждения в установленном порядке проекта размещения дорожной развязки и автодороги, проходящей по территории промзоны-2 города Домодедово (том 1, л.д. 7).
Ссылаясь на то обстоятельство, что в нарушение установленных законом сроков заявителю не был направлен проект договора аренды земельного участка с предложением о его заключении, ОАО "Газпром" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Оценив содержащиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом доводов заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд полагает выводы суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований законными и обоснованными по следующим основаниям.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Следовательно, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу пункта 3 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации собственник задания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на выкуп земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Абзацем 1 части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане и юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Как следует из материалов дела, 29 июня 2012 года ООО "Газпром трансгаз Москва", действующее от имени и в интересах ОАО "Газпром" в рамках агентских договоров, направило в адрес Главы городского округа Домодедово Московской области письмо N 65-01-05/767 с просьбой оформить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:28:0010104:13, общей площадью 1922 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Домодедово, мкр. Северный, ул. Красноармейская, д. 3 (том 1, л.д. 8 - 9).
В ответ на данное обращение администрация городского округа Домодедово Московской области письмом от 28 июля 2012 года N 3-17/2798 сообщила, что указанный вопрос будет рассмотрен после утверждения в установленном порядке проекта размещения дорожной развязки и автодороги, проходящей по территории промзоны-2 города Домодедово (том 1, л.д. 7).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 24 марта 2005 года N 11, а также Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12 мая 2005 г. N 187-О разъяснили, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, является обязательным.
Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом, а именно:
- - изъятия земельных участков из оборота;
- - установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- - резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Доказательства, подтверждающие, что испрашиваемый земельный участок изъят или ограничен в обороте и не может быть предоставлен в аренду заявителю, в материалы дела не представлены.
В письме от 28 июля 2012 года администрация городского округа Домодедово Московской области указывает, что вопрос о предоставлении в аренду земельного участка под размещение газораспределительной станции будет рассмотрен после утверждения в установленном порядке проекта размещения дорожной развязки и автодороги, проходящей по территории промзоны-2 города Домодедово (том 1, л.д. 7).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно пункту 5 Положения решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель - ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель, сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Данные решение и схема должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участка (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель (пункт 6 Положения).
Пунктом 8 Положения установлено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона от 24 июля 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений в силу пункта 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд" осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ.
Доказательств того, что на спорный земельный участок зарегистрированы ограничения (обременения) права в виде резервирования указанного земельного участка для государственных или муниципальных нужд, заинтересованным лицом в материалы дела также не представлено.
В соответствии с частью 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Суд первой инстанции, изучив представленный в материалы дела технический паспорт ГРС "Домодедово" и кабельные линии электропередачи установил, что площадь застройки по наружному обмеру составляет 139,4 кв. м, кабельные линии электропередачи в грунте протяженностью 280 и 300 м (том 1, л.д. 11 - 21).
Принимая во внимание, Постановление Главы Домодедовского района Московской области от 23 июня 2005 года N 2485, согласно которому ООО "Мострансгаз" утверждены проекты границ земельных участков (земли поселений) для размещения газораспределительной станции "Домодедово" в городе Домодедово площадью 1922 кв. м (том 2, л.д. 35), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соответствии площади испрашиваемого земельного участка площади принадлежащего заявителю объекта недвижимости.
Учитывая изложенное, суд области пришел к правомерному выводу о незаконности оспариваемого бездействия администрации городского округа Домодедово Московской области, выразившегося в уклонении от заключения (письмо от 28.07.2012 N 3-17/2798) договора аренды земельного участка под "ГРС "Домодедово" (город)" с кадастровым номером 50:28:0010104:13, площадью 1922 кв. м (категория земель: земли населенных пунктов), расположенного по адресу: Московская область, г. Домодедово.
При этом, суд первой инстанции обосновано возложил на уполномоченный орган обязанность по устранению допущенного нарушения прав путем обязания администрацию городского округа Домодедово Московской области и КУИ администрации городского округа Домодедово Московской области подготовить необходимые распорядительные документы и направить ООО "Газпром Трансгаз Москва" филиал Московское управление эксплуатации газопроводов проект договора аренды земельного участка под "ГРС "Домодедово" (город)" с кадастровым номером 50:28:0010104:13, площадью 1922 кв. м (категория земель: земли населенных пунктов), расположенного по адресу: Московская область, г. Домодедово.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что судебный акт принят в интересах ненадлежащего лица несостоятелен, поскольку, как уже было указано, ООО "Газпром Трансгаз Москва" действует в интересах и от имени ОАО "Газпром" в рамках агентских договоров от 02 октября 2002 года и 10 ноября 2003 года, а также на основании доверенности от 15 июня 2012 года.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 26 марта 2013 года по делу N А41-52444/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА

Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
Л.М.МОРДКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)