Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.06.2013 ПО ДЕЛУ N А27-9355/2012

Разделы:
Земли особо охраняемых территорий и их объектов; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июня 2013 г. по делу N А27-9355/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 05 июня 2013 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.А. Скачковой,
судей И.И. Бородулиной, Л.И. Ждановой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.Г. Никитиной без использования средств аудиозаписи,
при участии в заседании:
от заявителя - не явился (извещен),
от заинтересованного лица - не явился (извещен),
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации Кемеровского муниципального района
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18 марта 2013 г. по делу N А27-9355/2012 (судья Т.И. Гуль)
по заявлению общероссийской общественно-государственная организация "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (ОГРН 1107799010010, ИНН 7733184810, 650055, г. Кемерово, пр. Кузнецкий, д. 83,)
к администрации Кемеровского муниципального района (ОГРН 1024202052049, ИНН 4234002138, 650055, г. Кемерово, ул. Совхозная, д. 1а,)
о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка,

установил:

Общероссийская общественно-государственная организация "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (далее - заявитель, Организация, ДОСААФ России) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к администрации Кемеровского муниципального района (далее - заинтересованное лицо, администрация района) о признании незаконным отказа, оформленного письмом N 323 от 19.01.2012, в предоставлении в собственность земельного участка площадью 15071 кв. м.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 21.06.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме. Суд пришел к выводу, что не рассмотрение заявления по существу не означает, что администрация Кемеровского муниципального района отказала в выкупе испрашиваемого земельного участка.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2012 решение Арбитражного суда Кемеровской области от 21.06.2012 по делу N А27-9355/2012 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.12.2012 судебные акты отменены, дело передано на новое рассмотрение. При новом рассмотрении кассационная инстанция указала на необходимость дать оценку содержанию сообщения администрации района, изложенному в письме от 19.01.2012 N 323, с учетом того, что испрашиваемый земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет, организация обратилась за предоставлением земельного участка в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком для осуществления своей деятельности, на основании установленных обстоятельств вынести законный и обоснованный судебный акт.
Решением суда от 18.03.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация района обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку заявитель 26.12.2011 обращался в администрацию района с заявлением о приобретении прав на земельный участок, на котором расположены здания, строения, сооружения, а не с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования, как указал суд в своем решении. Кроме того суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права при принятии расчета нормативной площади испрашиваемого земельного участка. По мнению апеллянта, должны применяться нормы статей 33, 35 Земельного кодекса Российской Федерации. Администрация считает, что размер спорного земельного участка превышает предельные размеры, установленные статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации.
Подробно доводы администрации района изложены в апелляционной жалобе.
ДОСААФ России представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. По мнению Организации, решение суда законно и обоснованно.
Подробно доводы изложены в отзыве.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своих представителей не направили. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, ДОСААФ России является собственником строений и сооружений, составляющих базу отдыха: летний домик N 1, N 2, N 3, N 4, N 5, ТП 190 ВЛ-0,4 кВ, скважина с приграничной территорией.
Названные объекты переданы заявителю по акту приема-передачи от 17.12.2009 общероссийской общественной организацией "Российская оборонная спортивно-техническая организация РОСТО (ДОСААФ)" в связи с реорганизацией последней в форме преобразования.
Государственным актом A-I N 240887 от 17.11.1986 для строительства базы отдыха Кемеровскому областному комитету ДОСААФ России в бессрочное пользование было предоставлено 9,4 га земли.
В дальнейшем распоряжением администрации Кемеровского района от 20.12.2005 N 3060-Р утверждены материалы инвентаризации земельного участка, относящегося к категории земель - земли особо охраняемых территорий и их объектов (рекреационного назначения), расположенного в деревне Городок Старочервовской сельской территории общей площадью 1,5070 га, предоставленного ранее в постоянное (бессрочное) пользование под базу отдыха.
Сведения о названном земельном участке с кадастровым номером 42:04:0216006:1 внесены в государственный кадастр недвижимости 21.07.2004.
В декабре 2011 года ДОСААФ России в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось в администрацию района с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка под базу отдыха, площадью 15071 кв. м. При этом, обращаясь с соответствующим заявлением о выкупе земельного участка, ДОСААФ представлены документы, как на объекты недвижимого имущества, так и документ, подтверждающий право постоянного бессрочного пользования земельным участком. Замечаний, касающихся непредставления каких либо документов, администрацией обозначены не были.
По результатам рассмотрения заявления ДОСААФ России администрация Кемеровского муниципального района в письме от 19.01.2012 N 323, известила Организацию о том, что площадь испрашиваемого земельного участка многократно превышает площадь, которая занята объектами недвижимости, принадлежащими заявителю на праве собственности. В связи с чем заявление о предоставлении земельного участка в собственность не может быть рассмотрено.
Организация, полагая, что отказ в выкупе земельного участка не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что администрацией не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что площадь испрашиваемого ДОСААФ России земельного участка, в том числе с учетом его назначения и фактического использования, не соответствует требованиям, предусмотренным положениями статей 33, 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, в том числе из свидетельств о государственной регистрации права N 42 АГ 810019 от 14.10.2011, N 42 АГ 810229 от 14.10.2011, N 42 АГ 810309 от 14.10.2011, N 42 АГ 735181 от 14.10.2011, N 42 АГ 735180 от 14.10.2011, N 42 АГ 840719 от 14.10.2011, N 42 АГ 840348 от 14.10.2011, выданных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, кадастровой выписки (выписки из государственного кадастра недвижимости) от 15.04.2008, ДОСААФ России является собственником строений и сооружений, составляющих базу отдыха: летний домик N 1, N 2, N 3, N 4, N 5, ТП 190 ВЛ-0,4 кВ, скважина с приграничной территорией, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 42:04:0216006:1, площадью 15070 (+/- 214,83) кв. м, по адресу: Кемеровская область, Кемеровский муниципальный район, деревня Городок. Земельный участок размежеван и принят к кадастровому учету 21.07.2004.
Категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования: под базу отдыха.
Отклоняя довод апелляционной жалобы о том, что испрашиваемый в целях выкупа земельный участок, не соответствует требованиям статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации и значительно превышает площадь необходимую в целях использования под базу отдыха, апелляционный суд исходит из следующего.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3, Конституции Российской Федерации).
Таким законом, регламентирующим, в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, является Земельный кодекс Российской Федерации.
В силу статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящееся на чужом земельном участке, к другому лицу, оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях, и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации собственник здания, строения, сооружения, находящегося на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка (пункт 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства"; далее - Постановление от 24.03.2005 N 11).
Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения регламентирован статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. В месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предоставлении земельного участка. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (пункт 7 статьи 36 ЗК РФ).
Пунктом 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок определения площади части земельного участка, занятого зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования.
Согласно пункту 1 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации для целей, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Так, площадь земельного участка, требуемая для эксплуатации подтверждена государственным актом от 17.11.1986, распоряжением Администрации Кемеровского района N 3060-р от 20.12.2005 об утверждении материалов инвентаризации земельного участка под базу отдыха, кадастровым паспортом земельного участка, нормативным расчетом площади земельного участка, выполненным МУП "Архитектуры, технической инвентаризации и землеустройства Кемеровского района".
Согласно заключению, изготовленному МУП "Архитектуры, технической инвентаризации и землеустройства Кемеровского района", нормативный размер земельного участка с кадастровым номером 42:04:0216006:1 площадью 15070 кв. м для размещения базы отдыха будет удовлетворять требованиям СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений". Расчетная общая площадь 14960 кв. м не включает в себя строения вспомогательного использования и размещение малых архитектурных форм. На оставшихся 110 кв. м располагаются хозяйственная постройка для хранения инвентаря, уличные санитарные узлы (5 шт.), малые архитектурные формы (скамейки, столы, урны). При этом в рассматриваемой ситуации наличие в границах испрашиваемого Организацией земельного участка малых архитектурных форм не является препятствием для выбора земельного участка.
Границы земельного участка установлены и согласованы, земельный участок отведен Организации в натуре для функционального использования земельного участка под базу отдыха.
Земельный участок принят на кадастровый учет 21.07.2004, актуальный кадастровый номер 42:04:0216006:1, вид разрешенного использования: под базу отдыха.
Доказательств использования земельного участка в иных целях ответчиком не представлено.
Доказательств того, что площадь земельного участка не соответствует нормам отвода земель для конкретных видов деятельности или определена в нарушение правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации суду апелляционной инстанции заинтересованным лицом также не представлено.
Учитывая изложенное, довод апелляционной жалобы о том, что у ДОСААФ России отсутствуют законные основания требовать участок большей площадью, чем необходимо для эксплуатации имеющегося объекта, обоснованно признан судом первой инстанции несостоятельным.
Доказательств того, что спорный земельный участок не подлежит приватизации в заявленной площади по каким-либо иным основаниям (в силу ограничения в обороте, запрета приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд) администрацией района апелляционному суду также не представлено.
Исходя из системного толкования положений статей 33, 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, размер испрашиваемого земельного участка должен быть определен с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства исходя из нормам отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
При таких обстоятельствах, с учетом предоставления и фактического использования земельного участка в заявленном Обществом размере, отказ администрации Кемеровского муниципального района в предоставлении права выкупа земельного участка, изложенный в письме от 19.01.2012 N 323, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ДОСААФ России на приобретение земельного участка, расположенного под принадлежащими Обществу объектами недвижимости. Документы, подтверждающие соответствие оспариваемого отказа в предоставлении земельного участка перечисленным положениям Земельного кодекса Российской Федерации, администрацией района не представлены.
Суд апелляционной инстанции соглашается с доводом подателя жалобы о неверном указании судом первой инстанции в мотивировочной части решения на несуществующие выводы администрации Кемеровского муниципального района. Однако данное указание судом первой инстанции в мотивировочной части не повлекло принятие неправильного по существу судебного акта, соответственно, не может служить обязательным основанием для его отмены или изменения. Доказательства, имеющиеся в материалах дела, исследованы судом первой инстанции в соответствии с требованиями АПК РФ, существенных нарушений положений статей 10, 15, 65, 71, 168, 170 АПК РФ, повлекших возможность принятия иного судебного акта, а также обстоятельств, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Оценивая иные доводы апеллянта применительно к изложенным выше обстоятельствам апелляционный суд с учетом перечисленных положений норм права и других доказательств, представленных в материалы настоящего дела, также приходит к выводу об отсутствии оснований для признания доводов апелляционной жалобы обоснованными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее по отдельности, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что указанное администрацией Кемеровского муниципального района в письме от 19.01.2012 N 323 основание, по его мнению, подтверждающее невозможность предоставления заявителю земельного участка под базу отдыха, не свидетельствует о наличии предусмотренных законом оснований для отказа в совершении соответствующим уполномоченным органом предусмотренных законом действий в установленный срок по поступившему заявлению.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого отказа и о нарушении в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18 марта 2013 г. по делу N А27-9355/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Кемеровского муниципального района - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
О.А.СКАЧКОВА

Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
Л.И.ЖДАНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)