Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 11.02.2013 ПО ДЕЛУ N А01-141/2012

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2013 г. по делу N А01-141/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 5 февраля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 февраля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Афониной Е.В. и Рассказова О.Л., в отсутствие в судебном заседании истца - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея (ИНН 0105060222, ОГРН 1100105000214), ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (ИНН 0105043820, ОГРН 2317026788), третьих лиц: федерального государственного учреждения "Кавказский государственный биосферный заповедник им. Х.Г. Шапошникова" (ИНН 2317026788, ОГРН 1022302723409), федерального бюджетного учреждения "Земельная кадастровая палата" Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (ИНН 0105032296, ОГРН 1020100698826), Управления лесами Республики Адыгея (ИНН 0105050802, ОГРН 1070105000536), лица не привлеченного к участию в деле - Федерального агентства лесного хозяйства, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства на определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2012 по делу N А01-141/2012 (судьи Авдонина О.Г., Ломидзе О.Г., Мисник Н.Н.), установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея (далее - теруправление) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (далее - управление) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 01:04:5901003:9, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, юго-западная часть Майкопского района.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное учреждение "Кавказский государственный биосферный заповедник им. Х.Г. Шапошникова", федеральное бюджетное учреждение "Земельная кадастровая палата" Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, Управление лесами Республики Адыгея (далее - Управление лесами РА).
Определениями суда первой инстанции от 28.04.2012 и 16.05.2012 отказано в удовлетворении ходатайства Управления лесами РА в привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального агентства лесного хозяйства (далее - агентство).
Решением суда от 13.06.2012 года заявление теруправления удовлетворено, суд признал незаконным отказ Управления Росреестра по Республике Адыгея в государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 01:04:5901003:9, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, юго-западная часть Майкопского района, и обязал Управление Росреестра по Республике Адыгея осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
Решение мотивировано тем, что теруправлением на государственную регистрацию представлен полный пакет документов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404. Управление не учло, что спорный земельный участок относится к категории земель особо охраняемых территорий и объектов и предоставлен ФГУ "Кавказский государственный природный биосферный заповедник им. Х.Г. Шапошникова". Право собственности Российской Федерации на земельный участок возникло в силу статьи 17 и пункта 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". Суд отклонил довод управления о том, что спорный земельный участок частично накладывается на участок лесного фонда, ввиду недоказанности. Факт наложения границ земельных участков может быть выявлен только в процессе осуществления их кадастрового учета. Между тем согласно письму от 10.05.2012 исх. N 1-01-3344 филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея", направленному в адрес Росимущества, земельный участок с кадастровым номером 01:04:0000000:287 имеет площадь 163 140 953 кв. м (с учетом уточнения).
Агентство (лицо, не привлеченное к участию в деле) обжаловало решение от 13.06.2012 в апелляционном порядке на основании статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2012 прекращено производство по апелляционной жалобе.
При решении вопроса о наличии у агентства права на обжалование судебного акта апелляционный суд исходил из разъяснений, содержащихся в пунктах 1 и 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - постановление от 28.05.2009 N 36). В названных пунктах указано, что такое право в силу статьи 42 Кодекса имеют лица, о правах и обязанностях которых принят обжалуемый судебный акт. При этом из содержания части 1 статьи 42 Кодекса следует, что для возникновения права на обжалование судебных актов у лиц, не привлеченных к участию в деле, необходимо, чтобы оспариваемые судебные акты не просто затрагивали права и обязанности этих лиц, а были приняты непосредственно о правах и обязанностях этих лиц. Определением апелляционного суда от 24.09.2012 агентству предложено представить обоснование того, что принятым судебным актом нарушены его субъективные права и учесть, что в рассмотрении дела принимало участие Управление лесами РА. Агентство не представило доказательства того, что обжалуемое решение принято непосредственно о его правах и обязанностях.
В кассационной жалобе агентство просит определение отменить, дело передать в апелляционную инстанцию для рассмотрения по существу. По мнению подателя жалобы, при рассмотрении дела суд неправильно применил нормы материального и процессуального права. Заявитель указывает, что не был привлечен к участию в деле, в связи с чем лишен возможности реализовать свои процессуальные права, предусмотренные статьей 41 Кодекса. Теруправление обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея в порядке главы 24 Кодекса. Между тем имеет место спор о праве, который не может быть разрешен по правилам названной главы.
Теруправление представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит определение суда апелляционной инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
По делу рассмотрено заявление теруправления о признании незаконным отказа в государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером 01:04:5901003:9, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Майкопский район, юго-западная часть Майкопского района.
Агентство, не участвовавшее в деле (определениями от 28.04.2012 и 16.05.2012 ему отказано во вступлении в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора), воспользовавшись своим правом на обжалование судебного акта, предусмотренным статьей 42 Кодекса, обратилось с апелляционной жалобой на решение от 13.06.2012.
Согласно части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии со статьей 42 Кодекса лица, не участвовавшие в деле, о правах и обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт, а также оспорить его в порядке надзора по правилам, установленным данным Кодексом. Такие лица пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле.
В силу пункта 4 части 4 статьи 270 и пункта 4 части 4 статьи 288 Кодекса принятие судом решения, постановления о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является основанием к отмене этих судебных актов в любом случае.
Лица, не участвующие в деле, как указанные, так и не указанные в мотивировочной и(или) резолютивной части судебного акта, вправе его обжаловать в случае, если он принят о их правах и обязанностях, то есть данным судебным актом непосредственно затрагиваются их права и обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора (пункт 1 постановления от 28.05.2009 N 36).
Таким образом, судебный акт может быть признан вынесенным о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, в том случае, если им устанавливаются права этого лица относительно предмета спора либо возлагаются обязанности на это лицо. При этом лицо, не участвовавшее в деле, должно обосновать, что оспариваемым судебным актом непосредственно затрагиваются его права или обязанности. Наличие у лица, не привлеченного к участию в деле, заинтересованности в исходе дела, само по себе не наделяет его правом на обжалование судебных актов.
В пункте 2 постановления от 28.05.2009 N 36 разъяснено следующее. После принятия апелляционной жалобы лица, не участвовавшего в деле, суд апелляционной инстанции определяет, затрагивает ли принятый судебный акт непосредственно права или обязанности заявителя. Установив это, апелляционный суд решает вопросы об отмене судебного акта суда первой инстанции, руководствуясь пунктом 4 части 4 статьи 270 Кодекса, и о привлечении заявителя к участию в деле.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В соответствии с пунктом 5.4.19 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, Федеральное агентство лесного хозяйства является органом исполнительной власти, осуществляет функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в области лесных отношений, установленные Лесным кодексом Российской Федерации, в отношении лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, и(или) в случаях, когда указанные полномочия изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений:
- 1) разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;
- 2) предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов;
- 3) выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда;
- 4) организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;
- 5) ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации;
- 6) осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 данного Кодекса, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 названного Кодекса;
- 7) установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, и перечня должностных лиц, осуществляющих государственный пожарный надзор в лесах.
Республика Адыгея не указана в Перечне лесничеств, лесопарков и субъектов Российской Федерации, в отношении которых осуществление полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, указанных в пункте 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, с 01.01.2008 не передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно Положению об Управлении лесами РА (утверждено постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 25.12.2006 N 177) Управление лесами РА является исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея, осуществляющим государственную политику в области лесных отношений, государственный лесной контроль и надзор, а также полномочия в области лесных отношений, переданные органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
Прекращая производство по жалобе, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего: агентство не доказало, что оспариваемым судебным актом непосредственно затрагиваются его права или обязанности.
Из содержания решения не следует, что арбитражным судом вынесен судебный акт, которым непосредственно затрагиваются права и обязанности заявителя, создаются какие-либо препятствия для реализации его субъективного права, поэтому основания для переоценки сделанного апелляционным судом вывода у суда кассационной инстанции не имеется.
Таким образом, поскольку заявитель не относится к кругу лиц, указанных в статье 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и факт отсутствия у него права на обжалование судебного акта установлен судом апелляционной инстанции после принятия апелляционной жалобы, производство по апелляционной жалобе правомерно прекращено.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2012 по делу N А01-141/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
В.В.АВАРЯСКИН

Судьи
Е.И.АФОНИНА
О.Л.РАССКАЗОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)