Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.04.2013 N 18АП-3262/2013 ПО ДЕЛУ N А47-14398/2012

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 2013 г. N 18АП-3262/2013

Дело N А47-14398/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Соколовой И.Ю., Богдановской Г.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кочетковой Н.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.02.2013 по делу N А47-14398/2012 (судья Жарова Л.А.).
Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее - Управление Росреестра, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации, выразившегося в сообщении N 01/224/2012-063 от 24 сентября 2012 года, и об обязании произвести государственную регистрацию договора аренды лесного участка N 22/12 от 7 августа 2012 года, заключенного между Министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области и Жигулиным Александром Владимировичем.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Жигулин Александр Владимирович (далее так же - ИП Жигулин А.Н.).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 18.02.2013 (резолютивная часть объявлена 12.02.2013) в удовлетворении требования Министерства отказано (л.д. 126-128 т. 1).
В апелляционной жалобе Министерство (далее также - податель жалобы, апеллянт), ссылаясь на неправильное применение судом норм процессуального и материального права, просит указанный судебный акт отменить, требования удовлетворить (т. 1, л.д. 134-136).
Как полагает апеллянт, отказ Управления Росреестра в государственной регистрации договора аренды по мотиву необходимости внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество (ЕГРП) сведений о праве собственности Российской Федерации на лесной участок, являющийся предметом договора аренды, фактически устанавливает дополнительные требования, ограничивающие права собственника по распоряжению и использованию участка лесного фонда. А именно, Управление Росреестра необоснованно требует для передачи в аренду поставленного на кадастровый учет земельного участка обязать Министерство дополнительно оформлять права собственности Российской Федерации на каждый конкретный земельный участок, что соответственно означает необходимость прекращать право собственности Российской Федерации на весь массив лесного фонда Оренбургской области. Учитывая, что наличие права собственности Российской Федерации на земли лесного фонда, расположенные на территории Оренбургской области, Управлением Росреестра не оспариваются, Министерство считает, что препятствий для регистрации договора аренды не имеется, поскольку лесной участок поставлен на кадастровый учет, постановка на учет не оспорена, Министерство является органом исполнительной власти на территории Оренбургской области, которому делегированы полномочия представлять интересы собственника в данных правоотношениях, и какие-либо ограничения по распоряжению данным участком лесного фонда не установлены.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверена Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 06.04.2012 на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 56:21:2605001:153 площадью 10000 кв. м, относящийся к категории земель лесного фонда, расположенный по адресу Оренбургская область, Оренбургский административный район, Чернореченское лесничество, Чернореченское участковое лесничество, квартал 31, часть выдела 14, видом разрешенного использования которого является осуществление рекреационной деятельности (т. 1 л.д. 45).
Согласно протоколу от 26.07.2012 о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, индивидуальный предприниматель Жигулин Александр Владимирович признан победителем аукциона (т. 1 л.д. 42-44).
07.08.2012 между Министерством (арендодатель) и ИП Жигулиным (арендатор) подписан договор аренды лесного участка N 22/12, в соответствии с которым арендодатель обязался предоставить вышеуказанный участок лесного фонда во временное пользование арендатору для осуществления рекреационной деятельности. Срок действия договора составляет 10 лет со дня его государственной регистрации (т. 1, л.д. 24-30).
Акт приема-передачи лесного участка в аренду подписан сторонами 07.08.2012 (т. 1, л.д. 37).
10.08.2012 Министерство в лице представителя Тавтилевой Н.А. обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации договора аренды (т. 1 л.д. 92).
Уведомлением от 23.08.2012 Управление Росреестра сообщило Министерству о приостановлении государственной регистрации. Основанием приостановления, согласно тексту уведомления, явилось то обстоятельство, что для государственной регистрации предоставлен договор аренды лесного участка, являющегося составной частью лесного участка, право на который принадлежит Российской Федерации. При этом сведения о праве собственности Российской Федерации на лесной участок, являющийся предметом договора аренды, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют. Кроме того, Управление Росреестра разъяснило, что если лесной участок был образован в результате раздела лесного участка, записи о правах на который уже содержатся в ЕГРП, государственная регистрация прав должна осуществляться одновременно в отношении всех лесных участков, образуемых при разделе, а раздел ЕГРП, содержащий сведения о праве собственности Российской Федерации на лесной участок, из которого при разделе образованы новые лесные участки, должен быть закрыт в связи с существованием объекта права. Однако заявлений о таком прекращении не представлено.
Сообщением от 24.09.2012 Управление Росреестра отказало Министерству в государственной регистрации договора аренды со ссылкой на абзацы 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации).
Полагая, что действия Управления Росреестра, выразившиеся в отказе в проведении государственной регистрации являются незаконными и нарушают его права, Министерство обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого отказа требованиям пункта 1 ст. 20, ст. 17, 18 Закона о государственной регистрации в силу не представления заявителем на государственную регистрацию документа, подтверждающего право собственности Российской Федерации на участок, являющийся предметом договор аренды.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Лесного кодекса РФ местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет (пункт 2 статьи 72 Лесного кодекса РФ).
Согласно статье 93 Лесного кодекса РФ право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав).
В силу статьи 2 Закона о государственной регистрации прав, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Основаниями для государственной регистрации прав являются документы, необходимые для ее проведения и предусмотренные пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации, которые должны соответствовать требованиям, установленным статьей 18 Закона о регистрации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Пунктом 2 статьи 17 Закона о государственной регистрации прав не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 Закона, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а так же если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав (абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации прав).
В настоящем случае на государственную регистрацию представлен договор аренды лесного участка, образованного в результате раздела другого лесного участка.
Регистрация возникающего в отношении вновь образованного лесного участка обременения возможна только после регистрации права собственности на него за правообладателем, которым является Российская Федерация. Учитывая, что документ, свидетельствующий о наличии права собственности Российской Федерации на образованный участок, заявителем приложен не был, вывод суда об отсутствии в действиях Управления Росреестра нарушения требований Закона о государственной регистрации прав является верным.
Доводы подателя жалобы о том, что Министерство является органом исполнительной власти на территории Оренбургской области, которому делегированы полномочия представлять интересы собственника в данных правоотношениях, и какие-либо ограничения по распоряжению данным участком лесного фонда не установлены, подлежат отклонению по следующим основаниям.
Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью) осуществляет Российская Федерация.
Согласно пункту 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (пункт 3 статьи 11 Конституции Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Федеральными законами устанавливаются случаи передачи отдельных полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Так в соответствии частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ субъектам Российской Федерации переданы полномочия по ведению государственного лесного реестра; осуществлению на землях лесного фонда государственного лесного надзора; организации использования лесов и их охраны; разработку и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, выдаче разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ субъектам РФ переданы полномочия по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов.
Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что перечень передаваемых субъектам Российской Федерации полномочий устанавливается федеральными законами и расширительному толкованию не подлежит.
Указанное свидетельствует о том, что субъектам Российской Федерации переданы лишь те полномочия по управлению и распоряжению земельными участками из состава земель лесного фонда, которые прямо поименованы в норме статьи 83 Лесного кодекса РФ.
Как указано выше лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 ЗК РФ.
Лесным законодательством не установлено случаев, при которых принятие решений об образовании земельных участков, предусмотренных пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ, не требуется.
Согласно пункту 1 статьи 22.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав) решение об образовании земельных участков является основанием осуществления государственной регистрации прав на образуемые земельные участки.
В силу части 2 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Таким образом, образование земельных участков путем раздела, объединения, перераспределения, предполагающее необходимость государственной регистрации прав на них, вносит изменения в правовой режим преобразуемого имущества и, соответственно, непосредственно затрагивает права собственника данного имущества.
Из материалов дела следует, что реализуя свои полномочия, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ, Министерство сформировало и поставило на государственный кадастровый учет вновь образованный земельный участок из состава земель лесного фонда, право собственности на который, принадлежит Российской Федерации.
Процесс формирования (образования) земельных участков предполагает необходимость совершения действий по государственной регистрации прав на вновь сформированные участки и прекращения прав на участки, из состава которых новые участки были образованы (часть 2 статьи 11.2 ЗК РФ, пункт 1 статьи 22.2 Закона о государственной регистрации прав).
Согласно части 2 статьи 22.2 Закона о государственной регистрации прав государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении или перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления или действующего по их поручению лица либо на основании заявления.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (часть 2 статьи 16 Закона о государственной регистрации прав).
Из вышеприведенных правовых норм следует, что полномочия на обращение с заявлением о государственной регистрации прав (их возникновение, прекращение) принадлежат правообладателю имущества, которым в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда в соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ является Российская Федерация.
От имени Российской Федерации полномочия правообладателя федерального имущества вправе осуществлять соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти Российской Федерации.
Функцию управления федеральным имуществом от имени его собственника согласно Постановлению Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 выполняет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), осуществляющее свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии с п. 13 Методических рекомендаций об особенностях государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на лесные участки и сделок с ними, утвержденных Приказом Федеральной регистрационной службы от 19 ноября 2007 г. N 255 (далее - Рекомендации) на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на лесной участок из земель лесного фонда предоставляются:
заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок, содержащее указание на часть 1 статьи 8 Лесного кодекса, являющуюся основанием для регистрации права собственности на земельный участок.
Согласно пункту 4 статьи 16 Закона о регистрации прав лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель уполномоченного органа - документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени уполномоченного органа, или нотариально удостоверенную копию этого документа.
Из материалов дела следует, что орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации (Росимущество) с заявлением о регистрации права Российской Федерации на образованный лесной участок с кадастровым номером 56:21:2605001:153 и прекращении прав на участок, из которого он образован, не обращался.
В силу отсутствия у Министерства полномочий по управлению федеральной собственностью от имени ее собственника, Министерство не уполномочено на обращение с таким заявлением в отсутствие доверенности вышеуказанного органа.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации на участок, являющийся предметом договора аренды, на государственную регистрацию заявителем представлены не были.
При названных обстоятельствах решение регистрирующего органа об отказе в совершении регистрационных действий соответствуют требованиям частей 1, 2 статьи 16, части 2 статьи 22.2, абзацу 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав и не нарушают права заявителя.
Учитывая изложенное решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба Министерства удовлетворению не подлежат.
Безусловных оснований для отмены судебного акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ) апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.02.2013 по делу N А47-14398/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Судьи
И.Ю.СОКОЛОВА
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)