Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена: 10 апреля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 17 апреля 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Марчик Н.Ю., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Острецова Л.Н., доверенность от 28.04.2012 г., Нечаева Е.Н., доверенность от 20.04.2012 г.,
от ответчика - Грошева Ю.А., доверенность от 04.02.2013 г. N 02-269/482,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе администрации городского округа Сызрань Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 декабря 2012 г. по делу N А55-27522/2012 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" (ИНН 6450014808, ОГРН 1056315070350), г. Самара,
к администрации городского округа Сызрань Самарской области, г. Сызрань, Самарская обл.,
третье лицо - Комитет имущественных отношений администрации городского округа Сызрань, г. Сызрань, Самарская обл.,
о признании незаконным постановления, обязании совершить определенные действия,
Открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Администрации городского округа Сызрань Самарской области (далее ответчик) с заявлением о признании незаконным постановления от 29.06.2012 N 1641 об отказе в предоставлении в собственность ОАО "Волжская ТГК" земельного участка общей площадью 1 943 кв. м, под объектом недвижимого участка "Насосная станция N 5", кадастровый номер 63:08:0108015:81, категория земель "земли населенных пунктов", обязании подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка общей площадью 1 943 кв. м, под объектом недвижимого участка "Насосная станция N 5", кадастровый номер 63:08:0108015:81, категория земель "земли населенных пунктов", с выкупной стоимостью в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка в размере 37 477, 07 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29 декабря 2012 г. по делу N А55-27522/2012 заявленные требования удовлетворены полностью.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя и ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником объекта недвижимости "Насосная станция N 5", входящим в объект недвижимого имущества "Теплосетевой комплекс тепломагистраль N 2", расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Звездная, д. 2 А. Данным объектом недвижимости общество владеет на праве собственности на основании договора о создании ОАО "Волжская ТГК" от 18.07.2005 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.03.2007 г.
Факт нахождения объекта недвижимости заявителя на указанном земельном участке подтверждается кадастровым паспортом от 18.05.2012 г. N 63-00-102/12-179882.
01.06.2012 г. заявитель в порядке п. 5 ст. 36 ЗК РФ обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему объект недвижимости. К заявлению были приложены документы согласно Перечню документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденному приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 г. N 475.
Постановлением Администрации городского округа Сызрань Самарской области N 1641 от 29.06.2012 г. Обществу отказано в предоставлении в собственность по льготной цене земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Звездная, д. 2 А, площадью 1 943 кв. м.
В постановлении в качестве основания для отказа указан подпункт 10 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений, со ссылкой на ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", согласно которой насосная станция является гидротехническим сооружением.
Согласно п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Пунктом 6 ст. 36 ЗК РФ установлено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 4 Постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указал, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
В рассматриваемом случае препятствием для передачи в собственность заявителя спорного земельного участка послужил вывод ответчика о наличии на этом участке гидротехнического сооружения.
Согласно п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В частности, п. п. 10 п. 5 ст. 27 ЗК РФ предусмотрено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений.
Ответчиком при принятии оспариваемого постановления не принято во внимание следующее.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее Федеральный закон N 117-ФЗ) гидротехническими сооружениями являются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций (за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения), предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении"; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
В силу ст. 7 Федерального закона N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений. Доказательств того, что принадлежащая заявителю на праве собственности насосная станция N 5 включена в Российский регистр гидротехнических сооружений, в материалы дела не представлено. Данное обстоятельство подтверждается письмом Нижне-Волжского БВУ от 29.08.2012 г.
Кроме того, согласно письму Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.09.2012 г. N 07-12/7319 насосная станция N 5 в г. Сызрань согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности на "Теплосетевой комплекс тепломагистрали N 2" является объектом теплосетевого комплекса в качестве перекачивающей насосной станции и не является гидротехническим сооружением, в понятии данном в статье 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" в редакции Федерального закона от 07.12.2011 N 417-ФЗ.
Согласно техническому паспорту теплосетевого комплекса тепломагистраль N 2 на 15.11.2006 г. и геосъемке насосная станция N 5 и насосная станция N 4 входят в состав теплосетевого комплекса. Вышеуказанные насосные станции являются перекачивающими насосными станциями и предназначены для подачи прямой воды с температурой согласно температурному графику, сетевыми насосами СЭ 1250Х70Х11 в жилые массивы Юго-Западного района и откачки обратной воды с температурой согласно температурному графику, сетевыми насосами СЭ1250Х70Х11 из жилых районов на СТЭЦ.
Насосная станция N 5 является неотъемлемой частью производственно-технологического комплекса "Тепломагистраль N 2", предназначенного исключительно для обеспечения тепловой энергией Сызранской ТЭЦ конечных потребителей города Сызрань.
Расположение тепломагистрали N 2 относительно Сызранской ТЭЦ и Юго-Западного района г. Сызрань с обозначением насосной станции N 5 указано на расчетной схеме тепломагистралей N 1, 2 и приложению к техническому паспорту БТИ.
При этом Сызранская ТЭЦ не осуществляет забор воды из поверхностных и подземных водных объектов, а получает необходимую для производственных нужд техническую воду от ОАО "Сызранский нефтеперерабатывающий завод" в соответствии с договором от 01.01.2012 г. N 3301712/0275Д на услуги по отпуску технической воды и приему промышленных сточных вод.
Ответчик не представил в материалы дела доказательств того, что принадлежащая заявителю насосная станция является гидротехническим сооружением.
Следовательно, вывод о наличии на испрашиваемом земельном участке гидротехнических сооружений не подтвержден надлежащими доказательствами.
Других оснований, препятствующих приобретению заявителем в собственность испрашиваемого земельного участка, в оспариваемом постановлении заинтересованного лица не приведено.
Заявителем к заявлению о приобретении в собственность земельного участка были приложены все документы согласно Перечню документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденному приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 N 475.
Пунктом 1 ст. 2 закона N 137-ФЗ предусмотрено, что до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Таким образом, для приобретения в собственность земельного участка по цене, предусмотренной в п. 1 ст. 2 закона N 137-ФЗ, достаточным критерием установления права собственника недвижимого имущества на льготу служит факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
В рассматриваемом случае факт отчуждения принадлежащих заявителю объектов недвижимости из государственной собственности подтверждается решением Арбитражного суда Самарской области от 10.05.2006 г. по делу N А55-296/2006 которым установлено, что на основании акта приватизации к ОАО "Самараэнерго" перешло право собственности на теплосетевой комплекс тепломагистраль N 2. Данное обстоятельство подтверждается Планом приватизации, утвержденным решением Комитета по управлению имуществом Самарской области от 06.04.1993 N 314 в соответствии с Распоряжением Госкомимущества РФ от 25.12.1992 N 1233-р "Об утверждении типового устава и плана приватизации производственного объединения энергетики и электрификации", а также Перечнем имущества, утвержденным решением Департамента управления государственным имуществом Администрации Самарской области от 25.05.2001 N 386. В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Приватизация ОАО "Самараэнерго" осуществлялась в соответствии с Законом РФ от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", Указами Президента РФ от 14.08.1992 N 922 "Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества", а также от 15.08.1992 N 923, от 05.11.1992 N 1334. Таким образом, собственником теплосетевого комплекса тепломагистрали N 2. На основании пункта 3.2 договора о создании Открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" от 18.07.2005 ОАО "Самараэнерго" внесло в оплату акций имущество, в том числе тепломагистраль N 2, что подтверждается Перечнем имущества, являющимся Приложением N 1 к указанному договору.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно пункту 3 статьи 213 ГК РФ, разъясненному пунктом 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" с момента внесения имущества в уставный (складочный) капитал и государственной регистрации соответствующих юридических лиц учредители (участники) названных юридических лиц утрачивают право собственности на это имущество. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
Следовательно, заявитель, являющийся собственником отчужденных из государственной собственности объектов недвижимого имущества, имеет право на применение льготной цены выкупа земельного участка, установленной п. 1 ст. 2 закона N 137-ФЗ.
Обязанность установления выкупной цены земельного участка в соответствии с законом вытекает из публичных полномочий Администрации городского округа Сызрань Самарской области как уполномоченного органа, обязанного осуществить продажу земельных участков по определенной цене в предусмотренных законом случаях.
На возможность предъявления требований об обязании продать земельный участок по установленной законом цене в порядке главы 24 АПК РФ указано и в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.04.2009 N 14649/08.
Кроме того, заявитель в письме от 01.06.2012 г. просил предоставить ему в собственность земельный участок именно по цене, равной двум с половиной процентам от его кадастровой стоимости, следовательно ответчик был обязан рассмотреть вопрос о продаже земельного участка именно по этой цене.
Ответчик не оспаривает право заявителя на приобретение земельного участка по льготной цене, установленной п. 1 ст. 2 закона N 137-ФЗ. Доказательств того, что у заявителя отсутствует право приобретения земельного участка по указанной цене, в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемое постановление об отказе в предоставлении в собственность заявителю по льготной цене земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Звездная, д. 2 А, площадью 1943 кв. м не соответствует статье 36 Земельного кодекса РФ и Закону N 137-ФЗ, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, препятствуя ему в полной мере реализовать право на выкуп земельного участка, занимаемого объектами недвижимости.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 декабря 2012 г. по делу N А55-27522/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.04.2013 ПО ДЕЛУ N А55-27522/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 апреля 2013 г. по делу N А55-27522/2012
Резолютивная часть постановления объявлена: 10 апреля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 17 апреля 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Марчик Н.Ю., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Острецова Л.Н., доверенность от 28.04.2012 г., Нечаева Е.Н., доверенность от 20.04.2012 г.,
от ответчика - Грошева Ю.А., доверенность от 04.02.2013 г. N 02-269/482,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе администрации городского округа Сызрань Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 декабря 2012 г. по делу N А55-27522/2012 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" (ИНН 6450014808, ОГРН 1056315070350), г. Самара,
к администрации городского округа Сызрань Самарской области, г. Сызрань, Самарская обл.,
третье лицо - Комитет имущественных отношений администрации городского округа Сызрань, г. Сызрань, Самарская обл.,
о признании незаконным постановления, обязании совершить определенные действия,
установил:
Открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Администрации городского округа Сызрань Самарской области (далее ответчик) с заявлением о признании незаконным постановления от 29.06.2012 N 1641 об отказе в предоставлении в собственность ОАО "Волжская ТГК" земельного участка общей площадью 1 943 кв. м, под объектом недвижимого участка "Насосная станция N 5", кадастровый номер 63:08:0108015:81, категория земель "земли населенных пунктов", обязании подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка общей площадью 1 943 кв. м, под объектом недвижимого участка "Насосная станция N 5", кадастровый номер 63:08:0108015:81, категория земель "земли населенных пунктов", с выкупной стоимостью в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка в размере 37 477, 07 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29 декабря 2012 г. по делу N А55-27522/2012 заявленные требования удовлетворены полностью.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя и ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником объекта недвижимости "Насосная станция N 5", входящим в объект недвижимого имущества "Теплосетевой комплекс тепломагистраль N 2", расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Звездная, д. 2 А. Данным объектом недвижимости общество владеет на праве собственности на основании договора о создании ОАО "Волжская ТГК" от 18.07.2005 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.03.2007 г.
Факт нахождения объекта недвижимости заявителя на указанном земельном участке подтверждается кадастровым паспортом от 18.05.2012 г. N 63-00-102/12-179882.
01.06.2012 г. заявитель в порядке п. 5 ст. 36 ЗК РФ обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему объект недвижимости. К заявлению были приложены документы согласно Перечню документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденному приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 г. N 475.
Постановлением Администрации городского округа Сызрань Самарской области N 1641 от 29.06.2012 г. Обществу отказано в предоставлении в собственность по льготной цене земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Звездная, д. 2 А, площадью 1 943 кв. м.
В постановлении в качестве основания для отказа указан подпункт 10 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений, со ссылкой на ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", согласно которой насосная станция является гидротехническим сооружением.
Согласно п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Пунктом 6 ст. 36 ЗК РФ установлено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 4 Постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указал, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
В рассматриваемом случае препятствием для передачи в собственность заявителя спорного земельного участка послужил вывод ответчика о наличии на этом участке гидротехнического сооружения.
Согласно п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В частности, п. п. 10 п. 5 ст. 27 ЗК РФ предусмотрено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений.
Ответчиком при принятии оспариваемого постановления не принято во внимание следующее.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее Федеральный закон N 117-ФЗ) гидротехническими сооружениями являются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций (за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения), предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении"; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
В силу ст. 7 Федерального закона N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений. Доказательств того, что принадлежащая заявителю на праве собственности насосная станция N 5 включена в Российский регистр гидротехнических сооружений, в материалы дела не представлено. Данное обстоятельство подтверждается письмом Нижне-Волжского БВУ от 29.08.2012 г.
Кроме того, согласно письму Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.09.2012 г. N 07-12/7319 насосная станция N 5 в г. Сызрань согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности на "Теплосетевой комплекс тепломагистрали N 2" является объектом теплосетевого комплекса в качестве перекачивающей насосной станции и не является гидротехническим сооружением, в понятии данном в статье 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" в редакции Федерального закона от 07.12.2011 N 417-ФЗ.
Согласно техническому паспорту теплосетевого комплекса тепломагистраль N 2 на 15.11.2006 г. и геосъемке насосная станция N 5 и насосная станция N 4 входят в состав теплосетевого комплекса. Вышеуказанные насосные станции являются перекачивающими насосными станциями и предназначены для подачи прямой воды с температурой согласно температурному графику, сетевыми насосами СЭ 1250Х70Х11 в жилые массивы Юго-Западного района и откачки обратной воды с температурой согласно температурному графику, сетевыми насосами СЭ1250Х70Х11 из жилых районов на СТЭЦ.
Насосная станция N 5 является неотъемлемой частью производственно-технологического комплекса "Тепломагистраль N 2", предназначенного исключительно для обеспечения тепловой энергией Сызранской ТЭЦ конечных потребителей города Сызрань.
Расположение тепломагистрали N 2 относительно Сызранской ТЭЦ и Юго-Западного района г. Сызрань с обозначением насосной станции N 5 указано на расчетной схеме тепломагистралей N 1, 2 и приложению к техническому паспорту БТИ.
При этом Сызранская ТЭЦ не осуществляет забор воды из поверхностных и подземных водных объектов, а получает необходимую для производственных нужд техническую воду от ОАО "Сызранский нефтеперерабатывающий завод" в соответствии с договором от 01.01.2012 г. N 3301712/0275Д на услуги по отпуску технической воды и приему промышленных сточных вод.
Ответчик не представил в материалы дела доказательств того, что принадлежащая заявителю насосная станция является гидротехническим сооружением.
Следовательно, вывод о наличии на испрашиваемом земельном участке гидротехнических сооружений не подтвержден надлежащими доказательствами.
Других оснований, препятствующих приобретению заявителем в собственность испрашиваемого земельного участка, в оспариваемом постановлении заинтересованного лица не приведено.
Заявителем к заявлению о приобретении в собственность земельного участка были приложены все документы согласно Перечню документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденному приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 N 475.
Пунктом 1 ст. 2 закона N 137-ФЗ предусмотрено, что до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Таким образом, для приобретения в собственность земельного участка по цене, предусмотренной в п. 1 ст. 2 закона N 137-ФЗ, достаточным критерием установления права собственника недвижимого имущества на льготу служит факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
В рассматриваемом случае факт отчуждения принадлежащих заявителю объектов недвижимости из государственной собственности подтверждается решением Арбитражного суда Самарской области от 10.05.2006 г. по делу N А55-296/2006 которым установлено, что на основании акта приватизации к ОАО "Самараэнерго" перешло право собственности на теплосетевой комплекс тепломагистраль N 2. Данное обстоятельство подтверждается Планом приватизации, утвержденным решением Комитета по управлению имуществом Самарской области от 06.04.1993 N 314 в соответствии с Распоряжением Госкомимущества РФ от 25.12.1992 N 1233-р "Об утверждении типового устава и плана приватизации производственного объединения энергетики и электрификации", а также Перечнем имущества, утвержденным решением Департамента управления государственным имуществом Администрации Самарской области от 25.05.2001 N 386. В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Приватизация ОАО "Самараэнерго" осуществлялась в соответствии с Законом РФ от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", Указами Президента РФ от 14.08.1992 N 922 "Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества", а также от 15.08.1992 N 923, от 05.11.1992 N 1334. Таким образом, собственником теплосетевого комплекса тепломагистрали N 2. На основании пункта 3.2 договора о создании Открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" от 18.07.2005 ОАО "Самараэнерго" внесло в оплату акций имущество, в том числе тепломагистраль N 2, что подтверждается Перечнем имущества, являющимся Приложением N 1 к указанному договору.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно пункту 3 статьи 213 ГК РФ, разъясненному пунктом 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" с момента внесения имущества в уставный (складочный) капитал и государственной регистрации соответствующих юридических лиц учредители (участники) названных юридических лиц утрачивают право собственности на это имущество. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
Следовательно, заявитель, являющийся собственником отчужденных из государственной собственности объектов недвижимого имущества, имеет право на применение льготной цены выкупа земельного участка, установленной п. 1 ст. 2 закона N 137-ФЗ.
Обязанность установления выкупной цены земельного участка в соответствии с законом вытекает из публичных полномочий Администрации городского округа Сызрань Самарской области как уполномоченного органа, обязанного осуществить продажу земельных участков по определенной цене в предусмотренных законом случаях.
На возможность предъявления требований об обязании продать земельный участок по установленной законом цене в порядке главы 24 АПК РФ указано и в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.04.2009 N 14649/08.
Кроме того, заявитель в письме от 01.06.2012 г. просил предоставить ему в собственность земельный участок именно по цене, равной двум с половиной процентам от его кадастровой стоимости, следовательно ответчик был обязан рассмотреть вопрос о продаже земельного участка именно по этой цене.
Ответчик не оспаривает право заявителя на приобретение земельного участка по льготной цене, установленной п. 1 ст. 2 закона N 137-ФЗ. Доказательств того, что у заявителя отсутствует право приобретения земельного участка по указанной цене, в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемое постановление об отказе в предоставлении в собственность заявителю по льготной цене земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Звездная, д. 2 А, площадью 1943 кв. м не соответствует статье 36 Земельного кодекса РФ и Закону N 137-ФЗ, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, препятствуя ему в полной мере реализовать право на выкуп земельного участка, занимаемого объектами недвижимости.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 декабря 2012 г. по делу N А55-27522/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
Н.Ю.МАРЧИК
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Н.Ю.МАРЧИК
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)