Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24.06.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 28.06.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тучковой О.Г., судей Каструбы М.В., Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., при участии от истца - Немца А.Г. (доверенность от 20.12.2012), в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 03.04.2013 по делу N А09-579/2013 (судья Макеева М.В.),
установил:
следующее.
Закрытое акционерное общество "Производственное объединение "Дизельный завод" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области (далее - ответчик, управление) об урегулировании разногласий при заключении договора купли-продажи земельного участка, а именно - пункт 2.1 договора купли-продажи находящегося в федеральной собственности земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий на праве собственности закрытому акционерному обществу "Производственное объединение "Дизельный завод", от 12.12.2012 N 211 принять в редакции закрытого акционерного общества "Производственное объединение "Дизельный завод": "Стоимость участка составляет 248 287 (двести сорок восемь тысяч двести восемьдесят семь) рублей 09 копеек".
Решением арбитражного суда от 03.04.2013 исковые требования удовлетворены.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Считает, что письма Минэкономразвития Российской Федерации, положенные в основу решения суда, не могут являться легальным толкованием действующего законодательства, поэтому ссылка на них суда первой инстанции необоснованна. Указывает, что истец в срок, установленный для льготной приватизации земельных участков, находящихся в государственной собственности, с соответствующим заявлением не обращался, следовательно, он не обладает правом не приобретение земельного участка, расположенного под административный зданием, по льготной цене.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителя истца, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Российская Федерация является собственником земельного участка, категория земель: земли поселений, общей площадью 3 017 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Фокинский район, ул. Уральская, 107, кадастровый номер 32:28:04 29 07:0003, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 26.04.2006 32-АГ N 081879 (т. 1, л.д. 107).
На основании постановления администрации города Брянска от 19.02.1993 N 217 земельный участок общей площадью 3 017 кв. м, расположенный по адресу: Брянская область, Фокинский район, ул. Уральская, 107, кадастровый номер 32:28:04 29 07:0003, был предоставлен Брянскому экспериментальному заводу по ремонту дизельных машин на праве бессрочного (постоянного) пользования под административное здание (т. 1, л.д. 68) согласно свидетельству на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 06.04.1993 N 500 (т. 1, л.д. 67).
Согласно постановлению администрации Брянской области от 18.03.1993 N 190 и Указу Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества" ГП "Брянский экспериментальный завод по ремонту дизельных машин" преобразовано в ОАО "Брянский экспериментальный завод по ремонту дизельных машин".
Постановлением администрации Фокинского района г. Брянска от 30.03.1993 N 326 ОАО "Брянский экспериментальный завод по ремонту дизельных машин" зарегистрировано в качестве юридического лица.
ОАО "Брянский экспериментальный завод по ремонту дизельных машин" в 2005 г. внесло в качестве учредительного имущества в уставной капитал ЗАО "Производственное объединение "Дизельный завод" по акту приема-передачи административное здание, назначение нежилое, общей площадью 4115,20 кв. м, расположенное по адресу: Брянская область, Фокинский район, ул. Уральская, 107, что подтверждается актом приема- передачи N 1 имущества открытого акционерного общества "Брянский экспериментальный завод по ремонту дизельных машин" в качестве учредительного имущества в уставной капитал закрытого акционерного общества "Производственное объединение "Дизельный завод".
В связи с этим в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 24.05.2006 внесена запись N 32-32-01/032/2006-501 о государственной регистрации права собственности ЗАО "Производственное объединение "Дизельный завод" на административное здание общей площадью 4115,20 кв. м, расположенное по адресу: Брянская область, Фокинский район, ул. Уральская, 107, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.05.2006 32АГ N 090371.(т. 1, л.д. 106).
Между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Брянской области (арендодатель), правопреемником которого является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области, и ЗАО "ПО "Дизельный завод" (арендатор) был заключен договор аренды находящегося в федеральной собственности земельного участка от 20.11.2007 N 562, согласно п. 1.1, п. 2.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду находящийся в федеральной собственности земельный участок из земель населенных пунктов общей площадью 3 017 кв. м, расположенный по адресу: Брянская область, Фокинский район, ул. Уральская, 107, для эксплуатации административного здания, сроком с 01.10.2007 по 30.09.2056 (т. 1, л.д. 17-20).
Договор аренды земельного участка от 20.11.2007 N 562 зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, внесена регистрационная запись от 21.01.2008 N 32:32:01/039/2007-829.
Земельный участок общей площадью 3 017 кв. м, расположенный по адресу: Брянская область, Фокинский район, ул. Уральская, 107, был передан по акту приема-передачи земельного участка от 20.11.2007 (т. 1, л.д. 21).
ЗАО "Производственное объединение "Дизельный завод" обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области с заявлением от 24.08.2012 о предоставлении на праве собственности земельного участка общей площадью 3 017 кв. м, кадастровый номер 32:28:04 29 07:0003, на котором расположен принадлежащий заявителю объект недвижимости - административное здание, назначение нежилое, общей площадью 4 115,20 кв. м, расположенное по адресу: Брянская область, Фокинский район, ул. Уральская, 107, принадлежащий на праве собственности ЗАО "ПО "Дизельный завод" (т. 1, л.д. 108-109).
ЗАО "Производственное объединение "Дизельный завод" повторно обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области с заявлением от 12.10.2012 N 95, в котором просило предоставить на праве собственности (приватизировать) земельный участок общей площадью 3 017 кв. м, кадастровый номер 32:28:04 29 07:0003, расположенный по адресу: Брянская область, Фокинский район, ул. Уральская, 107, на котором расположен объект недвижимости - административное здание, назначение нежилое, общей площадью 4 115,20 кв. м, расположенное по адресу: Брянская область, Фокинский район, ул. Уральская, 107, принадлежащий на праве собственности ЗАО "Производственное объединение "Дизельный завод" (т. 1, л.д. 22-23).
Рассмотрев вышеуказанное заявление, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области с сопроводительным письмом 13.12.2012 направило в адрес ЗАО "Производственное объединение "Дизельный завод" распоряжение от 11.12.2012 N 238, договор купли-продажи находящегося в федеральной собственности земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащей на праве собственности закрытому акционерному обществу "Производственное объединение "Дизельный завод" от 12.12.2012 N 211 (т. 1, л.д. 13-15) и акт приема-передачи земельного участка (т. 1, л.д. 16).
ЗАО "Производственное объединение "Дизельный завод", не согласившись с редакцией п. 2.1 договора купли-продажи находящегося в федеральной собственности земельного участка от 12.12.2012 N 211, направило в адрес ответчика 17.12.2012 протокол разногласий к проекту договора (т. 1, л.д. 12), который был отклонен ответчиком по основаниям, изложенным в письме от 14.01.2013 N 05-94 (т. 1, л.д. 26-27).
Поскольку возникшие между сторонами при заключении договора купли-продажи находящегося в федеральной собственности земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащей на праве собственности закрытому акционерному обществу "Производственное объединение "Дизельный завод", от 12.12.2012 N 211 разногласия урегулированы не были, ЗАО "Производственное объединение "Дизельный завод" обратилось в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 36 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
Согласно п. 2 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучения извещения о результатах рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу ст. 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Как было указано выше, согласно пункту 2.1 проекта договора купли-продажи земельного участка от 12.12.2012 N 211, предложенного управлением, стоимость участка составляет 9 931 483 руб. 75 коп.
Не согласившись с данной редакцией п. 2.1 договора, ЗАО "Производственное объединение "Дизельный завод" направило в адрес ответчика протокол разногласий к проекту договора, в котором изложило п. 2.1 в следующей редакции: "Стоимость участка составляет 248 287 руб. 09 коп.".
При этом истец исходил из того, что стоимость земельного участка должна определяться согласно положениям п. 2.2 ст. 3, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и составлять 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Ответчик возражал против указанного протокола разногласий, ссылаясь на то, что после 01.07.2012 собственники зданий, строений, сооружений, в случаях, не указанных в п. 2.2 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной в размере его кадастровой стоимости, а согласно кадастровому паспорту спорного земельного участка его кадастровая стоимость составляет 9 931 483 руб. 75 коп.
Таким образом, разногласия по договору между сторонами сводятся к вопросу о применимости к спорной ситуации нормы п. 2.2 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с п. 2.2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации. С 1 июля 2012 года собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 2 указанного Федерального закона, в случаях, если: в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 1 июля 2012 года в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды; такие земельные участки образованы из земельных участков, указанных в абзаце третьем данного пункта.
Исходя из положений приведенной нормы Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственники зданий, строений, сооружений при наличии вышеуказанных условий (в том числе, если в период со дня вступления в силу данного Федерального закона до 1 июля 2012 года в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды) с 1 июля 2012 г. приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ цена земельных участков устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности; до установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
Из анализа вышеприведенных положении правовых норм следует, что собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, в отношении которых в период со дня вступления в силу Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ до 1 июля 2012 года осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, с 1 июля 2012 г. приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, равной двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в населенных пунктах с численностью населения не выше 3 миллионов человек (к которым относится и город Брянск).
Указанное толкование правовых норм федерального законодательства соответствует позиции Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенной в письмах от 24.08.2011 N Д23-3577, от 31.08.2011 N ОГ-Д23-1167, от 08.10.2011 N 22075-ЭН/223, от 14.10.2011 N Д23-4302, от 28.10.2011 N ОГ-Д23-1865, от 15.11.2011 N Д23-4720.
На основании изложенного апелляционным судом отклоняется довод жалобы о том, что ссылка суда на письма Минэкономразвития Российской Федерации, является необоснованной, поскольку они не являются легальным толкованием действующего законодательства, в силу того, что положения, содержащиеся в указанных письмах, соответствуют нормам федерального законодательства.
Федеральным законом от 18.07.2011 N 214-ФЗ "О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрен ряд мероприятий, направленных на стимулирование (упрощение) переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. Так, для лиц, которые переоформят право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право собственности до 1 января 2012 г. (в действующей редакции Федерального закона - до 1 июля 2012 г.), устанавливается специальная льготная выкупная цена земельного участка в размере 2,5 процента (а в городах с численностью населения более 3 млн. человек - 20 процентов) от кадастровой стоимости земельного участка. При этом указанная льготная выкупная цена земельных участков должна распространяться после 1 января 2012 г. (в действующей редакции - после 1 июля 2012 г.) на лиц, которые до 1 января 2012 г. (в действующей редакции - до 1 июля 2012 г.) переоформили право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды.
В рамках вышеуказанного Федерального закона N 214-ФЗ соответствующим лицам предоставляется право продления срока действия льготной цены выкупа земельного участка при условии своевременного переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на него. Установленная ст. 2 Федерального закона N 137-ФЗ льготная выкупная стоимость земельного участка распространяется на лиц, которые до 01 января 2012 г. (в действующей редакции Федерального закона - до 1 июля 2012 г.) переоформили право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды, и после 2012 г. при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом N 214-ФЗ.
Как следует из материалов дела, договор аренды земельного участка из земель населенных пунктов, общей площадью 3 017 кв. м, расположенный по адресу: Брянская область, Фокинский район, ул. Уральская, 107 N 562 был заключен 20.11.2007, прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке.
До заключения указанного договора земельный участок принадлежал правопредшественнику истца - ОАО "Брянский экспериментальный завод по ремонту дизельных машин" на праве постоянного (бессрочного) пользования. В связи с переходом к истцу права собственности на здание административного корпуса, к нему в соответствии с п. 1 ст. 35 ЗК РФ перешло право на пользование земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и у предыдущего собственника здания - ОАО "Брянский экспериментальный завод по ремонту дизельных машин". В то же время истец в силу нормы п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ не имел права оформить за собой право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, в связи с этим ЗАО "Производственное объединение "Дизельный завод" был заключен договор аренды с ответчиком.
Следовательно, истцом право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды переоформлено до 1 июля 2012 г.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что ЗАО "Производственное объединение "Дизельный завод" имеет право приобрести спорный земельный участок по льготной цене - 2,5% от кадастровой стоимости.
Согласно копии кадастрового паспорта спорного земельного участка площадью 3 017 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Фокинский район, ул. Уральская, 107, кадастровый номер 32:28:04 29 07:0003 (выписки из государственного кадастра недвижимости) от 05.12.2012 N 32/201/12-170508 кадастровая стоимость земельного участка составляет 9 931 483 руб. 75 коп. Указанная кадастровая стоимость земельного участка сторонами не оспаривалась, следовательно, цена земельного участка в размере 2,5% от его кадастровой стоимости составляет 248 287 рублей 09 копеек.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно принял в редакции истца п. 2.1 договора купли-продажи находящегося в федеральной собственности земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий на праве собственности закрытому акционерному обществу "Производственное объединение "Дизельный завод", от 12.12.2012 N 211: "Стоимость участка составляет 248 287 (двести сорок восемь тысяч двести восемьдесят семь) рублей 09 копеек".
Апелляционным судом отклоняется как противоречащий материалам дела довод жалобы о том, что истец в срок, установленный для льготной приватизации земельных участков, находящихся в государственной собственности, с соответствующим заявлением не обращался, следовательно, он не обладает правом не приобретение земельного участка, расположенного под административный зданием, по льготной цене.
Суд первой инстанции верно установил, что применимой к спорным правоотношениям специальной нормой права является именно норма п. 2.2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предусматривающая право собственников зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, в отношении которых в период со дня вступления в силу Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ до 1 июля 2012 года осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, с 1 июля 2012 г. приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по льготной цене (в данном случае - равной двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка).
Доводы апелляционной жалобы противоречат изложенному выше толкованию подлежащих применению к спорным правоотношениям правовых норм, не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 03.04.2013 по делу N А09-579/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.Г.ТУЧКОВА
Судьи
М.В.КАСТРУБА
Е.В.РЫЖОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.06.2013 ПО ДЕЛУ N А09-579/2013
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июня 2013 г. по делу N А09-579/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 24.06.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 28.06.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тучковой О.Г., судей Каструбы М.В., Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., при участии от истца - Немца А.Г. (доверенность от 20.12.2012), в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 03.04.2013 по делу N А09-579/2013 (судья Макеева М.В.),
установил:
следующее.
Закрытое акционерное общество "Производственное объединение "Дизельный завод" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области (далее - ответчик, управление) об урегулировании разногласий при заключении договора купли-продажи земельного участка, а именно - пункт 2.1 договора купли-продажи находящегося в федеральной собственности земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий на праве собственности закрытому акционерному обществу "Производственное объединение "Дизельный завод", от 12.12.2012 N 211 принять в редакции закрытого акционерного общества "Производственное объединение "Дизельный завод": "Стоимость участка составляет 248 287 (двести сорок восемь тысяч двести восемьдесят семь) рублей 09 копеек".
Решением арбитражного суда от 03.04.2013 исковые требования удовлетворены.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Считает, что письма Минэкономразвития Российской Федерации, положенные в основу решения суда, не могут являться легальным толкованием действующего законодательства, поэтому ссылка на них суда первой инстанции необоснованна. Указывает, что истец в срок, установленный для льготной приватизации земельных участков, находящихся в государственной собственности, с соответствующим заявлением не обращался, следовательно, он не обладает правом не приобретение земельного участка, расположенного под административный зданием, по льготной цене.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителя истца, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Российская Федерация является собственником земельного участка, категория земель: земли поселений, общей площадью 3 017 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Фокинский район, ул. Уральская, 107, кадастровый номер 32:28:04 29 07:0003, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 26.04.2006 32-АГ N 081879 (т. 1, л.д. 107).
На основании постановления администрации города Брянска от 19.02.1993 N 217 земельный участок общей площадью 3 017 кв. м, расположенный по адресу: Брянская область, Фокинский район, ул. Уральская, 107, кадастровый номер 32:28:04 29 07:0003, был предоставлен Брянскому экспериментальному заводу по ремонту дизельных машин на праве бессрочного (постоянного) пользования под административное здание (т. 1, л.д. 68) согласно свидетельству на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 06.04.1993 N 500 (т. 1, л.д. 67).
Согласно постановлению администрации Брянской области от 18.03.1993 N 190 и Указу Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества" ГП "Брянский экспериментальный завод по ремонту дизельных машин" преобразовано в ОАО "Брянский экспериментальный завод по ремонту дизельных машин".
Постановлением администрации Фокинского района г. Брянска от 30.03.1993 N 326 ОАО "Брянский экспериментальный завод по ремонту дизельных машин" зарегистрировано в качестве юридического лица.
ОАО "Брянский экспериментальный завод по ремонту дизельных машин" в 2005 г. внесло в качестве учредительного имущества в уставной капитал ЗАО "Производственное объединение "Дизельный завод" по акту приема-передачи административное здание, назначение нежилое, общей площадью 4115,20 кв. м, расположенное по адресу: Брянская область, Фокинский район, ул. Уральская, 107, что подтверждается актом приема- передачи N 1 имущества открытого акционерного общества "Брянский экспериментальный завод по ремонту дизельных машин" в качестве учредительного имущества в уставной капитал закрытого акционерного общества "Производственное объединение "Дизельный завод".
В связи с этим в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 24.05.2006 внесена запись N 32-32-01/032/2006-501 о государственной регистрации права собственности ЗАО "Производственное объединение "Дизельный завод" на административное здание общей площадью 4115,20 кв. м, расположенное по адресу: Брянская область, Фокинский район, ул. Уральская, 107, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.05.2006 32АГ N 090371.(т. 1, л.д. 106).
Между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Брянской области (арендодатель), правопреемником которого является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области, и ЗАО "ПО "Дизельный завод" (арендатор) был заключен договор аренды находящегося в федеральной собственности земельного участка от 20.11.2007 N 562, согласно п. 1.1, п. 2.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду находящийся в федеральной собственности земельный участок из земель населенных пунктов общей площадью 3 017 кв. м, расположенный по адресу: Брянская область, Фокинский район, ул. Уральская, 107, для эксплуатации административного здания, сроком с 01.10.2007 по 30.09.2056 (т. 1, л.д. 17-20).
Договор аренды земельного участка от 20.11.2007 N 562 зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, внесена регистрационная запись от 21.01.2008 N 32:32:01/039/2007-829.
Земельный участок общей площадью 3 017 кв. м, расположенный по адресу: Брянская область, Фокинский район, ул. Уральская, 107, был передан по акту приема-передачи земельного участка от 20.11.2007 (т. 1, л.д. 21).
ЗАО "Производственное объединение "Дизельный завод" обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области с заявлением от 24.08.2012 о предоставлении на праве собственности земельного участка общей площадью 3 017 кв. м, кадастровый номер 32:28:04 29 07:0003, на котором расположен принадлежащий заявителю объект недвижимости - административное здание, назначение нежилое, общей площадью 4 115,20 кв. м, расположенное по адресу: Брянская область, Фокинский район, ул. Уральская, 107, принадлежащий на праве собственности ЗАО "ПО "Дизельный завод" (т. 1, л.д. 108-109).
ЗАО "Производственное объединение "Дизельный завод" повторно обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области с заявлением от 12.10.2012 N 95, в котором просило предоставить на праве собственности (приватизировать) земельный участок общей площадью 3 017 кв. м, кадастровый номер 32:28:04 29 07:0003, расположенный по адресу: Брянская область, Фокинский район, ул. Уральская, 107, на котором расположен объект недвижимости - административное здание, назначение нежилое, общей площадью 4 115,20 кв. м, расположенное по адресу: Брянская область, Фокинский район, ул. Уральская, 107, принадлежащий на праве собственности ЗАО "Производственное объединение "Дизельный завод" (т. 1, л.д. 22-23).
Рассмотрев вышеуказанное заявление, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области с сопроводительным письмом 13.12.2012 направило в адрес ЗАО "Производственное объединение "Дизельный завод" распоряжение от 11.12.2012 N 238, договор купли-продажи находящегося в федеральной собственности земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащей на праве собственности закрытому акционерному обществу "Производственное объединение "Дизельный завод" от 12.12.2012 N 211 (т. 1, л.д. 13-15) и акт приема-передачи земельного участка (т. 1, л.д. 16).
ЗАО "Производственное объединение "Дизельный завод", не согласившись с редакцией п. 2.1 договора купли-продажи находящегося в федеральной собственности земельного участка от 12.12.2012 N 211, направило в адрес ответчика 17.12.2012 протокол разногласий к проекту договора (т. 1, л.д. 12), который был отклонен ответчиком по основаниям, изложенным в письме от 14.01.2013 N 05-94 (т. 1, л.д. 26-27).
Поскольку возникшие между сторонами при заключении договора купли-продажи находящегося в федеральной собственности земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащей на праве собственности закрытому акционерному обществу "Производственное объединение "Дизельный завод", от 12.12.2012 N 211 разногласия урегулированы не были, ЗАО "Производственное объединение "Дизельный завод" обратилось в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 36 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
Согласно п. 2 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучения извещения о результатах рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу ст. 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Как было указано выше, согласно пункту 2.1 проекта договора купли-продажи земельного участка от 12.12.2012 N 211, предложенного управлением, стоимость участка составляет 9 931 483 руб. 75 коп.
Не согласившись с данной редакцией п. 2.1 договора, ЗАО "Производственное объединение "Дизельный завод" направило в адрес ответчика протокол разногласий к проекту договора, в котором изложило п. 2.1 в следующей редакции: "Стоимость участка составляет 248 287 руб. 09 коп.".
При этом истец исходил из того, что стоимость земельного участка должна определяться согласно положениям п. 2.2 ст. 3, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и составлять 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Ответчик возражал против указанного протокола разногласий, ссылаясь на то, что после 01.07.2012 собственники зданий, строений, сооружений, в случаях, не указанных в п. 2.2 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной в размере его кадастровой стоимости, а согласно кадастровому паспорту спорного земельного участка его кадастровая стоимость составляет 9 931 483 руб. 75 коп.
Таким образом, разногласия по договору между сторонами сводятся к вопросу о применимости к спорной ситуации нормы п. 2.2 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с п. 2.2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации. С 1 июля 2012 года собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 2 указанного Федерального закона, в случаях, если: в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 1 июля 2012 года в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды; такие земельные участки образованы из земельных участков, указанных в абзаце третьем данного пункта.
Исходя из положений приведенной нормы Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственники зданий, строений, сооружений при наличии вышеуказанных условий (в том числе, если в период со дня вступления в силу данного Федерального закона до 1 июля 2012 года в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды) с 1 июля 2012 г. приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ цена земельных участков устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности; до установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
Из анализа вышеприведенных положении правовых норм следует, что собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, в отношении которых в период со дня вступления в силу Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ до 1 июля 2012 года осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, с 1 июля 2012 г. приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, равной двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в населенных пунктах с численностью населения не выше 3 миллионов человек (к которым относится и город Брянск).
Указанное толкование правовых норм федерального законодательства соответствует позиции Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенной в письмах от 24.08.2011 N Д23-3577, от 31.08.2011 N ОГ-Д23-1167, от 08.10.2011 N 22075-ЭН/223, от 14.10.2011 N Д23-4302, от 28.10.2011 N ОГ-Д23-1865, от 15.11.2011 N Д23-4720.
На основании изложенного апелляционным судом отклоняется довод жалобы о том, что ссылка суда на письма Минэкономразвития Российской Федерации, является необоснованной, поскольку они не являются легальным толкованием действующего законодательства, в силу того, что положения, содержащиеся в указанных письмах, соответствуют нормам федерального законодательства.
Федеральным законом от 18.07.2011 N 214-ФЗ "О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрен ряд мероприятий, направленных на стимулирование (упрощение) переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. Так, для лиц, которые переоформят право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право собственности до 1 января 2012 г. (в действующей редакции Федерального закона - до 1 июля 2012 г.), устанавливается специальная льготная выкупная цена земельного участка в размере 2,5 процента (а в городах с численностью населения более 3 млн. человек - 20 процентов) от кадастровой стоимости земельного участка. При этом указанная льготная выкупная цена земельных участков должна распространяться после 1 января 2012 г. (в действующей редакции - после 1 июля 2012 г.) на лиц, которые до 1 января 2012 г. (в действующей редакции - до 1 июля 2012 г.) переоформили право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды.
В рамках вышеуказанного Федерального закона N 214-ФЗ соответствующим лицам предоставляется право продления срока действия льготной цены выкупа земельного участка при условии своевременного переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на него. Установленная ст. 2 Федерального закона N 137-ФЗ льготная выкупная стоимость земельного участка распространяется на лиц, которые до 01 января 2012 г. (в действующей редакции Федерального закона - до 1 июля 2012 г.) переоформили право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды, и после 2012 г. при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом N 214-ФЗ.
Как следует из материалов дела, договор аренды земельного участка из земель населенных пунктов, общей площадью 3 017 кв. м, расположенный по адресу: Брянская область, Фокинский район, ул. Уральская, 107 N 562 был заключен 20.11.2007, прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке.
До заключения указанного договора земельный участок принадлежал правопредшественнику истца - ОАО "Брянский экспериментальный завод по ремонту дизельных машин" на праве постоянного (бессрочного) пользования. В связи с переходом к истцу права собственности на здание административного корпуса, к нему в соответствии с п. 1 ст. 35 ЗК РФ перешло право на пользование земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и у предыдущего собственника здания - ОАО "Брянский экспериментальный завод по ремонту дизельных машин". В то же время истец в силу нормы п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ не имел права оформить за собой право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, в связи с этим ЗАО "Производственное объединение "Дизельный завод" был заключен договор аренды с ответчиком.
Следовательно, истцом право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды переоформлено до 1 июля 2012 г.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что ЗАО "Производственное объединение "Дизельный завод" имеет право приобрести спорный земельный участок по льготной цене - 2,5% от кадастровой стоимости.
Согласно копии кадастрового паспорта спорного земельного участка площадью 3 017 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Фокинский район, ул. Уральская, 107, кадастровый номер 32:28:04 29 07:0003 (выписки из государственного кадастра недвижимости) от 05.12.2012 N 32/201/12-170508 кадастровая стоимость земельного участка составляет 9 931 483 руб. 75 коп. Указанная кадастровая стоимость земельного участка сторонами не оспаривалась, следовательно, цена земельного участка в размере 2,5% от его кадастровой стоимости составляет 248 287 рублей 09 копеек.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно принял в редакции истца п. 2.1 договора купли-продажи находящегося в федеральной собственности земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий на праве собственности закрытому акционерному обществу "Производственное объединение "Дизельный завод", от 12.12.2012 N 211: "Стоимость участка составляет 248 287 (двести сорок восемь тысяч двести восемьдесят семь) рублей 09 копеек".
Апелляционным судом отклоняется как противоречащий материалам дела довод жалобы о том, что истец в срок, установленный для льготной приватизации земельных участков, находящихся в государственной собственности, с соответствующим заявлением не обращался, следовательно, он не обладает правом не приобретение земельного участка, расположенного под административный зданием, по льготной цене.
Суд первой инстанции верно установил, что применимой к спорным правоотношениям специальной нормой права является именно норма п. 2.2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предусматривающая право собственников зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, в отношении которых в период со дня вступления в силу Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ до 1 июля 2012 года осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, с 1 июля 2012 г. приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по льготной цене (в данном случае - равной двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка).
Доводы апелляционной жалобы противоречат изложенному выше толкованию подлежащих применению к спорным правоотношениям правовых норм, не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 03.04.2013 по делу N А09-579/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.Г.ТУЧКОВА
Судьи
М.В.КАСТРУБА
Е.В.РЫЖОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)