Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2008 года. Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2008 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Луговой Ю.Б.,
судей: Сулейманова З.М., Жукова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Жуковым Е.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу N 1074 от 15.11.2007 г. Администрации Кегультинского сельского муниципального образования на решение арбитражного суда Республики Калмыкия от 16.10.2007 г. по делу N А22-514/07/14-58 по иску Администрации Кегультинского сельского муниципального образования к Республиканскому государственному унитарному предприятию "Кегульта" о взыскании задолженности по арендной плате, процентов за пользование чужими денежными средствами и расходов по уплате государственной пошлины в размере 241 349 рублей 28 копеек,
при участии:
от ответчика: представитель Вакуленко А.В. по доверенности от 17.01.08 г.,
от истца: не явились, извещены надлежащим образом,
от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
Администрация Кегультинского сельского муниципального образования (далее - истец) обратилась в арбитражный суд Республики Калмыкия с иском к РГУП "Кегульта" (далее - ответчик) о взыскании долга по арендной плате в размере 217 504,80 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 17 641,56 руб. и расходов по уплате госпошлины в размере 6 202,92 руб.
Определением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 26.07.2007 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечены: Администрация Кетченеровского РМО РК, Министерство имущества РК, Министерство земельных отношений РК, МУП "Кадастровое бюро" Кетченеровского РМО РК, Кетченеровский филиал ФГУ "ЗКП" по РК.
Определением Арбитражного суда РК от 21.08.2007 г. Министерство имущества РК исключено из состава третьих лиц участвующих в деле.
Решением арбитражного суда Республики Калмыкия от 16.10.2007 г. в удовлетворении требований Администрации Кегультинского Сельского муниципального образования Республики Калмыкия к Республиканскому государственному унитарному предприятию "Кегульта" отказано.
Не согласившись с принятым решением, Администрация Кегультинского Сельского муниципального образования Республики Калмыкия обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований, обосновав свою позицию тем, что решение вынесено с нарушением норм материального права, суд не учел то обстоятельство, что признание договора аренды земельных участков ничтожной сделкой не влечет автоматический отказ в иске о взыскании задолженности по арендной плате за пользование земельными участками, и если отсутствуют обязанности арендной платы, то должны применяться правила главы 60 ГК РФ, регулирующей вопросы неосновательного обогащения. В суде первой инстанции истец отказался изменить исковые требования на требование о взыскании неосновательного обогащения. Суд первой инстанции сделав вывод об отсутствии у истца полномочий на заключение договора аренды, проигнорировал положения п. 10 ст. 3 ФЗ РФ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", согласно которому до разграничения государственной собственности на землю распоряжение землями осуществлялось органами местного самоуправления в пределах их полномочий, следовательно выводы суда первой инстанции противоречат обстоятельствам дела.
РГУП "Кегульта" предоставило отзыв, согласно которому считают требования администрации Кегультинского сельского муниципального образования необоснованными, не основанными на законе, обосновав свою позицию тем, что ничтожность сделки означает ее недействительность и такая сделка не порождает юридических последствий, в связи с чем требования истца подлежат отклонению.
Представитель третьего лица Администрации Кетченеровского РМО РК в судебное заседание не явился, отзыв не предоставил, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Министерство земельных отношений РК в судебное заседание не явился, отзыв не предоставил, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица МУП "Кадастровое бюро" Кетченеровского РМО РК в судебное заседание не явился, отзыв не предоставил, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Кетченеровский филиал ФГУ "ЗКП" по РК в судебное заседание не явился, отзыв не предоставил, извещен надлежащим образом.
Представитель истца администрации Кегультинского сельского муниципального образования в судебное заседание не явился, отзыв не предоставил, извещен надлежащим образом, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика Вакуленко А.В. поддержал доводы отзыва и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Правильность решения Арбитражного суда Республики Калмыкия от 16.10.07 г. по делу N А22-514/07/14-58 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 АПК РФ.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и поступившего отзыва, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции вынесено законно и обоснованно и не подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 16 февраля 2006 г. между Истцом ("Арендодатель") и Ответчиком ("Арендатор"), был заключен договор N 1 от 16.02.06 г. аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности. Срок действия договора установлен с 16.02.2006 г. по 31.12.2006 г.
В соответствии с условиями договора N 1 от 16.02.2006 г. истец принял на себя обязательство предоставить, а Ответчик - принять в аренду земельные участки из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", расположенные по адресу: Республика Калмыкия: в 2 км на запад от с. Кегульта, (кадастровый N 08:04:26 01 01:0009-117га); в 7,75 км на север от с. Кегульта, (кадастровый N 08:04:26 01 01:0017-26 га); в 6,5 км на север от с. Кегульта, (кадастровый N 08:04:26 01 01:0025-200 га); в 7,5 км на восток от с. Кегульта, (кадастровый N 08:04:26 01 01:0037-10523 га); в 2 км на северо-восток от с. Кегульта, (кадастровый N 08:04:26 01 03:0043-590 га); в 4,5 км на север от с. Кегульта, (кадастровый N 08:04:26 01 01:0047-64 га); в 5,0 км на север от с. Кегульта, (кадастровый N 08:04:26 01 01:0053-1420 га); в 0,5 км на запад от с. Кегульта, (кадастровый N 08:04:26 01 01: 0054-408 га); в 3,5 км на запад от с. Кегульта, (кадастровый N 08:04:26 01 01:0055-719 га); в 3,0 км на юг от с. Кегульта, (кадастровый N 08:04:26 01 01:0056-72 га); в 2,0 км на юг от с. Кегульта, (кадастровый N 08:04:26 01 01::0057-268 га); в 0,5 км на восток от с. Кегульта. (кадастровый N 08:04:26 01 01:0058-904 га); в 3,5 км на восток от с. Кегульта. (кадастровый N 08:04:26 0101:0061-6054 га); в 4,0 км на северо-запад от с. Кегульта, (кадастровый N 08:04:26 01 01:0007-273.5 га); в 4,5 км на север от с. Кегульта, (кадастровый N 08:04:26 01 01:0022-61 га); в 4,5 км на север от с. Кегульта, (кадастровый N 08:04:26 01 01:0024-658 га); в 6,0 км на северо-восток от с. Кегульта, (кадастровый N 08:04:26 01 01:0029-684 га); в 6,0 км на северо-запад от с. Кегульта, (кадастровый N 08:04:26 01 01:0065-127 га); в 2,0 км на северо-запад от с. Кегульта, (кадастровый N 08:04:26 01 01:0076-2357 га); в 5,0 км на запад от с. Кегульта, (кадастровый N 08:04:26 01 01:0077-214 га); в 3,0 км на юго-запад от с. Кегульта, (кадастровый N 08:04:26 01 01:0078-1000 га); в 5,0 км на север от с. Кегульта, (кадастровый N 08:04:26 01 01:0079-178.5 га); в 3,5 км на север от с. Кегульта, (кадастровый N 08:04:26 01 01:0080-658 га); в 2,5 км на юго-запад от с. Кегульта, (кадастровый N 08:04:26 01 01:0081-108 га); в 3,0 км на юго-запад от с. Кегульта, (кадастровый N 08:04:26 01 01:0082-74 га); в 1,5 км на юг от с. Кегульта, (кадастровый N 08:04:26 01 01:0083-216 га), для производства сельскохозяйственной продукции и производить оплату в порядке, сроки и на условиях предусмотренным данным договором.
Указанные земельные участки ранее были переданы ответчику в аренду Администрацией Кетченеровского РМО РК по договору аренды земельных участков N 05/38 от 22.12.05 г., находящихся в государственной собственности.
Предметом договора аренды от 16.02.2006 г. являются земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения, данные земельные участки входят в фонд перераспределения земель. Ранее фонды перераспределения земель были образованы во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" в соответствии с которым функции по распоряжению вышеуказанных земель принадлежали районным органам исполнительной власти (ст. ст. 4, 5 Указа).
В силу п. 11 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие ЗК РФ в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 323 от 27.12.1991 г. "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" фондах перераспределения земель.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" от 17.07.2001 г. основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав, в том числе фонда перераспределения земель.
Таким образом, земельные участки, входящие в фонд перераспределения земель являются собственностью Республики Калмыкия.
В соответствии со ст. 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику.
Кроме того, в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 ЗК РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 9 Закона Республики Калмыкия от 25 апреля 2003 г. "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" сообщения о наличии предлагаемых для передачи земельных участков в аренду должно быть опубликовано в газетах "Хальмг унн" и "Известия Калмыкии".
Судом первой инстанции установлено, что в материалах дела отсутствуют и истцом не представлены доказательства опубликования сообщения о наличии предлагаемых для аренды земельных участков в вышеуказанных газетах.
В соответствии со статьей 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков в аренду из земель, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в орган местного самоуправления, в которых должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его. В материалах дела отсутствует утвержденный проект границ земельного участка. После утверждения проекта границ орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение о передаче в аренду земельного участка с приложением проекта его границ. Договор аренды земельного участка заключается в недельный срок после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в орган местного самоуправления.
Из материалов дела видно, что соответствующего решения о предоставлении земельного участка РГУП "Кегульта" в аренду администрация не принимала, кадастровый план в орган местного самоуправления РГУП "Кегульта" не представило.
Поскольку заключению договора аренды должно предшествовать принятие решения о предоставлении земельного участка в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а из материалов дела не следует, что администрацией такое решение принято, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Статьей 34 ЗК РФ предусмотрен порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством: "органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (п. 1. ст. 34 ЗК РФ).
Кроме того, согласно ст. 34 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в структуру органов местного самоуправления входят представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования.
В силу п. 10 ст. 35 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности является исключительной компетенцией представительного органа муниципального образования.
Судом первой и апелляционной инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что договор аренды земельных участков N 1 заключен 16 февраля 2006 г. между Администрацией Кегультинского СМО в лице Главы администрации и РГУП "Кегульта". Однако представительный орган муниципального образования свои полномочия по управлению и распоряжению земельными участками передал Главе администрации только 21.03.2006 г. (решение сессии Собрания депутатов Кегультинского СМО N 33 от 21.03.2006 г.).
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что на момент заключения договора у Главы администрации Кегультинского СМО отсутствовали надлежащие полномочия при заключении договора аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности N 1 от 16.02.2006 г.
В соответствии с п. п. 2, 4, 5 ст. 34 ЗК РФ лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ. Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании указанного в п. 2 ст. 34 ЗК РФ заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 ЗК РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду земельного участка с приложением проекта его границ.
Кроме того, договор аренды земельного участка заключается в недельный срок после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ (п. 6 ст. 34 ЗК РФ).
Апелляционным судом установлено и подтверждается материалами дела, что заявлений о заключении или продлении договора аренды земельных участков сроком с 16.02.2006 г. по 31.12.2006 г. не поступало.
В материалах дела также имеются заявления РГУП "Кегульта" в адрес главы администрации Кетченеровского РМО N 135 от 18.09.2006 г., N 328 от 28.09.2006 г. и N 156 от 28.11.2006 г. о внесении изменений в договор аренды N 05/38 от 22 декабря 2005 г. (л.д. 5-10, т. 2).
По договору аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности N 05/38 от 22.12.2005 г. ответчик получил в аренду спорные земельные участки от Администрации Кетченеровского районного муниципального образования РК.
Судом первой инстанции установлено, что к договору аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности N 1 от 16.02.2006 г. кадастровых карт (планов) земельных участков не имеется.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Администрации Кегультинского Сельского муниципального образования Республики Калмыкия суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал фактические обстоятельства по делу, оценил представленные доказательства в деле, и сделал правильный вывод о том, что в соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.
В п. 32. постановления Пленума ВС РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 1 июля 1996 г. ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом (пункт 1 статьи 166). В связи с тем, что ничтожная сделка не порождает юридических последствий, она может быть признана недействительной лишь с момента ее совершения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно отказал в исковых требованиях Администрации Кегультинского СМО РК.
Доводы Администрации Кегультинского сельского муниципального образования отклоняются судом за необоснованностью и не могут быть приняты судом во внимание в силу указанного. В суде первой инстанции истец отказался изменить исковые требования о взыскании неосновательного обогащения.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам находит, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера, правильно применены нормы материального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности и исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права, вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 269 - 271 АПК РФ, суд
постановил:
Решение арбитражного суда Республики Калмыкия от 16.10.2007 г. по делу N А22-514/07/14-58 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий
Ю.Б.ЛУГОВАЯ
Судьи
Е.В.ЖУКОВ
З.М.СУЛЕЙМАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.01.2008 N 16АП-2014/07 ПО ДЕЛУ N А22-514/07/14-58
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2008 г. N 16АП-2014/07
Дело N А22-514/07/14-58
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2008 года. Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2008 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Луговой Ю.Б.,
судей: Сулейманова З.М., Жукова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Жуковым Е.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу N 1074 от 15.11.2007 г. Администрации Кегультинского сельского муниципального образования на решение арбитражного суда Республики Калмыкия от 16.10.2007 г. по делу N А22-514/07/14-58 по иску Администрации Кегультинского сельского муниципального образования к Республиканскому государственному унитарному предприятию "Кегульта" о взыскании задолженности по арендной плате, процентов за пользование чужими денежными средствами и расходов по уплате государственной пошлины в размере 241 349 рублей 28 копеек,
при участии:
от ответчика: представитель Вакуленко А.В. по доверенности от 17.01.08 г.,
от истца: не явились, извещены надлежащим образом,
от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
Администрация Кегультинского сельского муниципального образования (далее - истец) обратилась в арбитражный суд Республики Калмыкия с иском к РГУП "Кегульта" (далее - ответчик) о взыскании долга по арендной плате в размере 217 504,80 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 17 641,56 руб. и расходов по уплате госпошлины в размере 6 202,92 руб.
Определением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 26.07.2007 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечены: Администрация Кетченеровского РМО РК, Министерство имущества РК, Министерство земельных отношений РК, МУП "Кадастровое бюро" Кетченеровского РМО РК, Кетченеровский филиал ФГУ "ЗКП" по РК.
Определением Арбитражного суда РК от 21.08.2007 г. Министерство имущества РК исключено из состава третьих лиц участвующих в деле.
Решением арбитражного суда Республики Калмыкия от 16.10.2007 г. в удовлетворении требований Администрации Кегультинского Сельского муниципального образования Республики Калмыкия к Республиканскому государственному унитарному предприятию "Кегульта" отказано.
Не согласившись с принятым решением, Администрация Кегультинского Сельского муниципального образования Республики Калмыкия обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований, обосновав свою позицию тем, что решение вынесено с нарушением норм материального права, суд не учел то обстоятельство, что признание договора аренды земельных участков ничтожной сделкой не влечет автоматический отказ в иске о взыскании задолженности по арендной плате за пользование земельными участками, и если отсутствуют обязанности арендной платы, то должны применяться правила главы 60 ГК РФ, регулирующей вопросы неосновательного обогащения. В суде первой инстанции истец отказался изменить исковые требования на требование о взыскании неосновательного обогащения. Суд первой инстанции сделав вывод об отсутствии у истца полномочий на заключение договора аренды, проигнорировал положения п. 10 ст. 3 ФЗ РФ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", согласно которому до разграничения государственной собственности на землю распоряжение землями осуществлялось органами местного самоуправления в пределах их полномочий, следовательно выводы суда первой инстанции противоречат обстоятельствам дела.
РГУП "Кегульта" предоставило отзыв, согласно которому считают требования администрации Кегультинского сельского муниципального образования необоснованными, не основанными на законе, обосновав свою позицию тем, что ничтожность сделки означает ее недействительность и такая сделка не порождает юридических последствий, в связи с чем требования истца подлежат отклонению.
Представитель третьего лица Администрации Кетченеровского РМО РК в судебное заседание не явился, отзыв не предоставил, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Министерство земельных отношений РК в судебное заседание не явился, отзыв не предоставил, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица МУП "Кадастровое бюро" Кетченеровского РМО РК в судебное заседание не явился, отзыв не предоставил, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Кетченеровский филиал ФГУ "ЗКП" по РК в судебное заседание не явился, отзыв не предоставил, извещен надлежащим образом.
Представитель истца администрации Кегультинского сельского муниципального образования в судебное заседание не явился, отзыв не предоставил, извещен надлежащим образом, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика Вакуленко А.В. поддержал доводы отзыва и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Правильность решения Арбитражного суда Республики Калмыкия от 16.10.07 г. по делу N А22-514/07/14-58 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 АПК РФ.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и поступившего отзыва, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции вынесено законно и обоснованно и не подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 16 февраля 2006 г. между Истцом ("Арендодатель") и Ответчиком ("Арендатор"), был заключен договор N 1 от 16.02.06 г. аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности. Срок действия договора установлен с 16.02.2006 г. по 31.12.2006 г.
В соответствии с условиями договора N 1 от 16.02.2006 г. истец принял на себя обязательство предоставить, а Ответчик - принять в аренду земельные участки из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", расположенные по адресу: Республика Калмыкия: в 2 км на запад от с. Кегульта, (кадастровый N 08:04:26 01 01:0009-117га); в 7,75 км на север от с. Кегульта, (кадастровый N 08:04:26 01 01:0017-26 га); в 6,5 км на север от с. Кегульта, (кадастровый N 08:04:26 01 01:0025-200 га); в 7,5 км на восток от с. Кегульта, (кадастровый N 08:04:26 01 01:0037-10523 га); в 2 км на северо-восток от с. Кегульта, (кадастровый N 08:04:26 01 03:0043-590 га); в 4,5 км на север от с. Кегульта, (кадастровый N 08:04:26 01 01:0047-64 га); в 5,0 км на север от с. Кегульта, (кадастровый N 08:04:26 01 01:0053-1420 га); в 0,5 км на запад от с. Кегульта, (кадастровый N 08:04:26 01 01: 0054-408 га); в 3,5 км на запад от с. Кегульта, (кадастровый N 08:04:26 01 01:0055-719 га); в 3,0 км на юг от с. Кегульта, (кадастровый N 08:04:26 01 01:0056-72 га); в 2,0 км на юг от с. Кегульта, (кадастровый N 08:04:26 01 01::0057-268 га); в 0,5 км на восток от с. Кегульта. (кадастровый N 08:04:26 01 01:0058-904 га); в 3,5 км на восток от с. Кегульта. (кадастровый N 08:04:26 0101:0061-6054 га); в 4,0 км на северо-запад от с. Кегульта, (кадастровый N 08:04:26 01 01:0007-273.5 га); в 4,5 км на север от с. Кегульта, (кадастровый N 08:04:26 01 01:0022-61 га); в 4,5 км на север от с. Кегульта, (кадастровый N 08:04:26 01 01:0024-658 га); в 6,0 км на северо-восток от с. Кегульта, (кадастровый N 08:04:26 01 01:0029-684 га); в 6,0 км на северо-запад от с. Кегульта, (кадастровый N 08:04:26 01 01:0065-127 га); в 2,0 км на северо-запад от с. Кегульта, (кадастровый N 08:04:26 01 01:0076-2357 га); в 5,0 км на запад от с. Кегульта, (кадастровый N 08:04:26 01 01:0077-214 га); в 3,0 км на юго-запад от с. Кегульта, (кадастровый N 08:04:26 01 01:0078-1000 га); в 5,0 км на север от с. Кегульта, (кадастровый N 08:04:26 01 01:0079-178.5 га); в 3,5 км на север от с. Кегульта, (кадастровый N 08:04:26 01 01:0080-658 га); в 2,5 км на юго-запад от с. Кегульта, (кадастровый N 08:04:26 01 01:0081-108 га); в 3,0 км на юго-запад от с. Кегульта, (кадастровый N 08:04:26 01 01:0082-74 га); в 1,5 км на юг от с. Кегульта, (кадастровый N 08:04:26 01 01:0083-216 га), для производства сельскохозяйственной продукции и производить оплату в порядке, сроки и на условиях предусмотренным данным договором.
Указанные земельные участки ранее были переданы ответчику в аренду Администрацией Кетченеровского РМО РК по договору аренды земельных участков N 05/38 от 22.12.05 г., находящихся в государственной собственности.
Предметом договора аренды от 16.02.2006 г. являются земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения, данные земельные участки входят в фонд перераспределения земель. Ранее фонды перераспределения земель были образованы во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" в соответствии с которым функции по распоряжению вышеуказанных земель принадлежали районным органам исполнительной власти (ст. ст. 4, 5 Указа).
В силу п. 11 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие ЗК РФ в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 323 от 27.12.1991 г. "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" фондах перераспределения земель.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" от 17.07.2001 г. основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав, в том числе фонда перераспределения земель.
Таким образом, земельные участки, входящие в фонд перераспределения земель являются собственностью Республики Калмыкия.
В соответствии со ст. 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику.
Кроме того, в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 ЗК РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 9 Закона Республики Калмыкия от 25 апреля 2003 г. "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" сообщения о наличии предлагаемых для передачи земельных участков в аренду должно быть опубликовано в газетах "Хальмг унн" и "Известия Калмыкии".
Судом первой инстанции установлено, что в материалах дела отсутствуют и истцом не представлены доказательства опубликования сообщения о наличии предлагаемых для аренды земельных участков в вышеуказанных газетах.
В соответствии со статьей 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков в аренду из земель, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в орган местного самоуправления, в которых должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его. В материалах дела отсутствует утвержденный проект границ земельного участка. После утверждения проекта границ орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение о передаче в аренду земельного участка с приложением проекта его границ. Договор аренды земельного участка заключается в недельный срок после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в орган местного самоуправления.
Из материалов дела видно, что соответствующего решения о предоставлении земельного участка РГУП "Кегульта" в аренду администрация не принимала, кадастровый план в орган местного самоуправления РГУП "Кегульта" не представило.
Поскольку заключению договора аренды должно предшествовать принятие решения о предоставлении земельного участка в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а из материалов дела не следует, что администрацией такое решение принято, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Статьей 34 ЗК РФ предусмотрен порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством: "органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (п. 1. ст. 34 ЗК РФ).
Кроме того, согласно ст. 34 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в структуру органов местного самоуправления входят представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования.
В силу п. 10 ст. 35 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности является исключительной компетенцией представительного органа муниципального образования.
Судом первой и апелляционной инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что договор аренды земельных участков N 1 заключен 16 февраля 2006 г. между Администрацией Кегультинского СМО в лице Главы администрации и РГУП "Кегульта". Однако представительный орган муниципального образования свои полномочия по управлению и распоряжению земельными участками передал Главе администрации только 21.03.2006 г. (решение сессии Собрания депутатов Кегультинского СМО N 33 от 21.03.2006 г.).
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что на момент заключения договора у Главы администрации Кегультинского СМО отсутствовали надлежащие полномочия при заключении договора аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности N 1 от 16.02.2006 г.
В соответствии с п. п. 2, 4, 5 ст. 34 ЗК РФ лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ. Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании указанного в п. 2 ст. 34 ЗК РФ заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 ЗК РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду земельного участка с приложением проекта его границ.
Кроме того, договор аренды земельного участка заключается в недельный срок после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ (п. 6 ст. 34 ЗК РФ).
Апелляционным судом установлено и подтверждается материалами дела, что заявлений о заключении или продлении договора аренды земельных участков сроком с 16.02.2006 г. по 31.12.2006 г. не поступало.
В материалах дела также имеются заявления РГУП "Кегульта" в адрес главы администрации Кетченеровского РМО N 135 от 18.09.2006 г., N 328 от 28.09.2006 г. и N 156 от 28.11.2006 г. о внесении изменений в договор аренды N 05/38 от 22 декабря 2005 г. (л.д. 5-10, т. 2).
По договору аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности N 05/38 от 22.12.2005 г. ответчик получил в аренду спорные земельные участки от Администрации Кетченеровского районного муниципального образования РК.
Судом первой инстанции установлено, что к договору аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности N 1 от 16.02.2006 г. кадастровых карт (планов) земельных участков не имеется.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Администрации Кегультинского Сельского муниципального образования Республики Калмыкия суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал фактические обстоятельства по делу, оценил представленные доказательства в деле, и сделал правильный вывод о том, что в соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.
В п. 32. постановления Пленума ВС РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 1 июля 1996 г. ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом (пункт 1 статьи 166). В связи с тем, что ничтожная сделка не порождает юридических последствий, она может быть признана недействительной лишь с момента ее совершения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно отказал в исковых требованиях Администрации Кегультинского СМО РК.
Доводы Администрации Кегультинского сельского муниципального образования отклоняются судом за необоснованностью и не могут быть приняты судом во внимание в силу указанного. В суде первой инстанции истец отказался изменить исковые требования о взыскании неосновательного обогащения.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам находит, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера, правильно применены нормы материального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности и исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права, вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 269 - 271 АПК РФ, суд
постановил:
Решение арбитражного суда Республики Калмыкия от 16.10.2007 г. по делу N А22-514/07/14-58 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий
Ю.Б.ЛУГОВАЯ
Судьи
Е.В.ЖУКОВ
З.М.СУЛЕЙМАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)