Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Сириной В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества
с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Надым"
на постановление от 25.06.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Золотова Л.А., Сидоренко О.А) по делу N А81-4861/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Надым" (629730, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Зверева, 1, ИНН 8903019871,
ОГРН 1028900578080) к департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, ул. Матросова, 29, ИНН 8901017195, ОГРН 1058900021861) об обжаловании действий (бездействия).
Другие лица, участвующие в деле: открытое акционерное общество "Газпром".
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Надым" - Титаренко В.А. по доверенности от 29.12.2012 N 24/4-3.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Надым" (далее - заявитель, общество, ООО "Газпром добыча Надым") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным решения в части отказа в согласовании перевода прав и обязанностей по договору аренды лесного участка N 60/Л-08 на открытое акционерное общество "Газпром" (далее - ОАО "Газпром") и обязании департамента заключить соглашение о переводе на ОАО "Газпром" прав и обязанностей по договору аренды лесного участка в составе земель лесного фонда от 07.03.2008 N 60/Л-08.
Решением от 18.02.2013 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Сеитов Э.М.) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением от 25.06.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение отменено по пункту 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ), принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение от 18.02.2013, указал, что указанный судебный акт затрагивает права и обязанности ОАО "Газпром" как лица, которому передаются права и обязанности по договору лесного участка, однако не привлек его к участию в деле.
В кассационной жалобе общество просит постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы указывает на нарушение арбитражными судами норм материального и процессуального права. Заявитель полагает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку отказ департамента препятствует ОАО "Газпром" - собственнику объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, осуществлять свои права.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 АПК РФ доводы кассационной жалобы, правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что оснований для отмены постановления апелляционного суда не имеется.
Из материалов дела следует, что 31.05.1999 между ОАО "Газпром" (инвестор) и ООО "Газпром добыча Надым" (заказчик) заключен инвестиционный договор, согласно которому инвестор поручает, а заказчик принимает обязательства по реализации инвестиционных проектов на строительство и сдачу в эксплуатацию объектов, указанных в приложении N 1 к договору.
На основании пунктов 7.8, 13.1, 13.4 указанного договора общество передает генподрядчику по акту строительную площадку с оформленными в установленном порядке документами на право землепользования, обеспечивает выполнение работ по созданию разбивочной геодезической основы. Завершенные строительством объекты после подписания акта приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов передаются заказчиком на баланс инвестору. Инвестор является собственником объектов, построенных в результате инвестиционной деятельности заказчика по настоящему договору.
В соответствии с приказом департамента от 28.11.2007 N 494-3 с ООО "Газпром добыча Надым" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка в составе земель лесного фонда от 07.03.2008 N 60/Л-08 (далее - договор) сроком с 28.11.2007 по 27.11.2012, в соответствии с условиями которого арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок площадью 258,396 га в составе земель лесного фонда под строительство объекта "Расширение Ямсовейского месторождения (Ярейская площадь)" (далее - земельный участок).
Согласно подпункту "г" пункта 11 договора общество имеет право с согласия департамента сдавать лесной участок, прошедший государственный кадастровый учет, в субаренду, передавать свои права и обязанности по настоящему договору другим лицам.
Во исполнение инвестиционного договора обществом на земельном участке были построены объекты, необходимые для разработки месторождений полезных ископаемых. На данные объекты зарегистрировано право собственности за ОАО "Газпром", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
10.07.2012 между ООО "Газпром добыча Надым" и ОАО "Газпром" подписаны соглашение о передаче ОАО "Газпром" прав и обязанностей по договору. Земельный участок передан ОАО "Газпром" по акту приема-передачи.
07.08.2012 общество обратилось в департамент с заявлением N 029/8217 о передаче прав и обязанностей по договору ОАО "Газпром".
Департамент, отказывая обществу письмом от 30.08.2012 N 2701-17/14875 указал, что у ОАО "Газпром" отсутствует лицензия на право пользования недрами, являющаяся одним из оснований для заключения договора аренды лесного участка для разработки месторождений полезных ископаемых.
Однако департамент указал, что у ОАО "Газпром" на спорном земельном участке находятся на праве собственности объекты недвижимого имущества.
26.11.2011 на совместном совещании обществу рекомендовано обратиться в судебный орган для подкрепления своей позиции по отсутствию в пакете заявочных документов лицензии на добычу УВС у ОАО "Газпром".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в суд с вышеуказанными требованиями.
Апелляционной инстанция, отменяя решение суда, отказывая обществу в удовлетворении требований и привлекая к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ОАО "Газпром", исходила из того, что пользование лесным участком на основании договора аренды в целях разработки месторождений полезных ископаемых возможно при наличии у арендатора лицензии на пользование недрами, тогда как данная лицензия у ОАО "Газпром" отсутствует.
Кроме того, апелляционный суд указал, что вопрос о предоставлении ОАО "Газпром" в аренду спорного лесного участка, как собственнику объектов недвижимости, расположенных на данном участке, должен разрешаться в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы жалобы, и поддерживая выводы апелляционного суда, исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для использования в целях, предусмотренных статьей 25 ЛК РФ, предоставляется лицу по договору аренды.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3 статьи 71 ЛК РФ).
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи. Без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случае разработки месторождений полезных ископаемых (части 1, 3 статьи 74 ЛК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 615 ГК РФ арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем). К договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Приказом Рослесхоза от 26.07.2011 N 319 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и Формы примерного договора аренды лесного участка" утвержден Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и Формы примерного договора аренды лесного участка (далее - Порядок).
Согласно пунктам 18, 21 Порядка при заключении договора аренды лесного участка без проведения аукциона заинтересованное лицо подает заявление в органы государственной власти или органы местного самоуправления с приложением сведений о наличии лицензии на пользование недрами или документов, подтверждающих включение инвестиционного проекта в области освоения лесов в перечень приоритетных инвестиционных проектов, утвержденный в установленном порядке.
В соответствии с положениями статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Лицензия удостоверяет право разработки месторождений полезных ископаемых.
Согласно абзацу 7 статьи 17.1 Закона о недрах право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в случае передачи права пользования участком недр юридическим лицом - пользователем недр, являющимся дочерним обществом, юридическому лицу, являющемуся его основным обществом, если юридическое лицо, которому передается право пользования недрами, создано в соответствии с законодательством Российской Федерации, соответствует требованиям, предъявляемым к пользователю недр законодательством Российской Федерации, условиям проведения конкурса или аукциона на право пользования данным участком недр, условиям лицензии на пользование данным участком недр и такому юридическому лицу передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование недрами, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах участка недр.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 24.02.2011 N 204-О-О указал, что учитывая особенности экономического оборота, законодатель допускает возможность перехода права пользования участками недр и определяет правила такого перехода в статье 17.1 Закона о недрах. В частности, при переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению; в этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат. Названное правило обусловлено необходимостью поддержания стабильности экономических отношений и определенности правового статуса недропользователей и не может рассматриваться как нарушающее права заявителя.
Таким образом, правомерным является вывод апелляционного суда о том, что для пользования лесным участком на основании договора аренды в целях разработки месторождений полезных ископаемых обязательно наличие у арендатора лицензии на пользование недрами.
Так, основанием для заключения договора с обществом в отношении земельного участка явилось наличие у него лицензии на право пользования недрами серии СЛЯ номер 02042.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на земельном участке в рамках инвестиционного договора были построены объекты недвижимости (подъездные автодороги, газопроводы, линии электропередач, кусты скважин и другие). На данные объекты зарегистрировано право собственности за ОАО "Газпром", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 01.04.2011, 16.03.2011, 18.03.2011.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства"). Приватизация одним лицом земельного участка в той его части, которая необходима для использования этого участка другим лицом, являющимся собственником расположенного на нем объекта недвижимого имущества, нарушает исключительное право последнего на приватизацию данного земельного участка. Следовательно, исключительность закрепленного в статье 36 ЗК РФ права на приватизацию земельного участка собственником здания, строения, сооружения, на нем расположенного, означает также, что такой собственник вправе приватизировать земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования.
Статьей 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
На основании вышеизложенного апелляционная инстанция пришла к правомерному выводу о том, что вопрос о предоставлении ОАО "Газпром" в аренду спорного лесного участка, как собственнику объектов недвижимости, должен разрешаться в порядке статьи 36 ЗК РФ.
Апелляционный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 25.06.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-4861/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.ОРЛОВА
Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
В.В.СИРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.10.2013 ПО ДЕЛУ N А81-4861/2012
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 октября 2013 г. по делу N А81-4861/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Сириной В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества
с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Надым"
на постановление от 25.06.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Золотова Л.А., Сидоренко О.А) по делу N А81-4861/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Надым" (629730, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Зверева, 1, ИНН 8903019871,
ОГРН 1028900578080) к департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, ул. Матросова, 29, ИНН 8901017195, ОГРН 1058900021861) об обжаловании действий (бездействия).
Другие лица, участвующие в деле: открытое акционерное общество "Газпром".
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Надым" - Титаренко В.А. по доверенности от 29.12.2012 N 24/4-3.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Надым" (далее - заявитель, общество, ООО "Газпром добыча Надым") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным решения в части отказа в согласовании перевода прав и обязанностей по договору аренды лесного участка N 60/Л-08 на открытое акционерное общество "Газпром" (далее - ОАО "Газпром") и обязании департамента заключить соглашение о переводе на ОАО "Газпром" прав и обязанностей по договору аренды лесного участка в составе земель лесного фонда от 07.03.2008 N 60/Л-08.
Решением от 18.02.2013 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Сеитов Э.М.) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением от 25.06.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение отменено по пункту 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ), принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение от 18.02.2013, указал, что указанный судебный акт затрагивает права и обязанности ОАО "Газпром" как лица, которому передаются права и обязанности по договору лесного участка, однако не привлек его к участию в деле.
В кассационной жалобе общество просит постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы указывает на нарушение арбитражными судами норм материального и процессуального права. Заявитель полагает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку отказ департамента препятствует ОАО "Газпром" - собственнику объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, осуществлять свои права.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 АПК РФ доводы кассационной жалобы, правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что оснований для отмены постановления апелляционного суда не имеется.
Из материалов дела следует, что 31.05.1999 между ОАО "Газпром" (инвестор) и ООО "Газпром добыча Надым" (заказчик) заключен инвестиционный договор, согласно которому инвестор поручает, а заказчик принимает обязательства по реализации инвестиционных проектов на строительство и сдачу в эксплуатацию объектов, указанных в приложении N 1 к договору.
На основании пунктов 7.8, 13.1, 13.4 указанного договора общество передает генподрядчику по акту строительную площадку с оформленными в установленном порядке документами на право землепользования, обеспечивает выполнение работ по созданию разбивочной геодезической основы. Завершенные строительством объекты после подписания акта приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов передаются заказчиком на баланс инвестору. Инвестор является собственником объектов, построенных в результате инвестиционной деятельности заказчика по настоящему договору.
В соответствии с приказом департамента от 28.11.2007 N 494-3 с ООО "Газпром добыча Надым" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка в составе земель лесного фонда от 07.03.2008 N 60/Л-08 (далее - договор) сроком с 28.11.2007 по 27.11.2012, в соответствии с условиями которого арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок площадью 258,396 га в составе земель лесного фонда под строительство объекта "Расширение Ямсовейского месторождения (Ярейская площадь)" (далее - земельный участок).
Согласно подпункту "г" пункта 11 договора общество имеет право с согласия департамента сдавать лесной участок, прошедший государственный кадастровый учет, в субаренду, передавать свои права и обязанности по настоящему договору другим лицам.
Во исполнение инвестиционного договора обществом на земельном участке были построены объекты, необходимые для разработки месторождений полезных ископаемых. На данные объекты зарегистрировано право собственности за ОАО "Газпром", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
10.07.2012 между ООО "Газпром добыча Надым" и ОАО "Газпром" подписаны соглашение о передаче ОАО "Газпром" прав и обязанностей по договору. Земельный участок передан ОАО "Газпром" по акту приема-передачи.
07.08.2012 общество обратилось в департамент с заявлением N 029/8217 о передаче прав и обязанностей по договору ОАО "Газпром".
Департамент, отказывая обществу письмом от 30.08.2012 N 2701-17/14875 указал, что у ОАО "Газпром" отсутствует лицензия на право пользования недрами, являющаяся одним из оснований для заключения договора аренды лесного участка для разработки месторождений полезных ископаемых.
Однако департамент указал, что у ОАО "Газпром" на спорном земельном участке находятся на праве собственности объекты недвижимого имущества.
26.11.2011 на совместном совещании обществу рекомендовано обратиться в судебный орган для подкрепления своей позиции по отсутствию в пакете заявочных документов лицензии на добычу УВС у ОАО "Газпром".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в суд с вышеуказанными требованиями.
Апелляционной инстанция, отменяя решение суда, отказывая обществу в удовлетворении требований и привлекая к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ОАО "Газпром", исходила из того, что пользование лесным участком на основании договора аренды в целях разработки месторождений полезных ископаемых возможно при наличии у арендатора лицензии на пользование недрами, тогда как данная лицензия у ОАО "Газпром" отсутствует.
Кроме того, апелляционный суд указал, что вопрос о предоставлении ОАО "Газпром" в аренду спорного лесного участка, как собственнику объектов недвижимости, расположенных на данном участке, должен разрешаться в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы жалобы, и поддерживая выводы апелляционного суда, исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для использования в целях, предусмотренных статьей 25 ЛК РФ, предоставляется лицу по договору аренды.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3 статьи 71 ЛК РФ).
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи. Без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случае разработки месторождений полезных ископаемых (части 1, 3 статьи 74 ЛК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 615 ГК РФ арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем). К договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Приказом Рослесхоза от 26.07.2011 N 319 "Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и Формы примерного договора аренды лесного участка" утвержден Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и Формы примерного договора аренды лесного участка (далее - Порядок).
Согласно пунктам 18, 21 Порядка при заключении договора аренды лесного участка без проведения аукциона заинтересованное лицо подает заявление в органы государственной власти или органы местного самоуправления с приложением сведений о наличии лицензии на пользование недрами или документов, подтверждающих включение инвестиционного проекта в области освоения лесов в перечень приоритетных инвестиционных проектов, утвержденный в установленном порядке.
В соответствии с положениями статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Лицензия удостоверяет право разработки месторождений полезных ископаемых.
Согласно абзацу 7 статьи 17.1 Закона о недрах право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в случае передачи права пользования участком недр юридическим лицом - пользователем недр, являющимся дочерним обществом, юридическому лицу, являющемуся его основным обществом, если юридическое лицо, которому передается право пользования недрами, создано в соответствии с законодательством Российской Федерации, соответствует требованиям, предъявляемым к пользователю недр законодательством Российской Федерации, условиям проведения конкурса или аукциона на право пользования данным участком недр, условиям лицензии на пользование данным участком недр и такому юридическому лицу передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование недрами, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах участка недр.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 24.02.2011 N 204-О-О указал, что учитывая особенности экономического оборота, законодатель допускает возможность перехода права пользования участками недр и определяет правила такого перехода в статье 17.1 Закона о недрах. В частности, при переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению; в этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат. Названное правило обусловлено необходимостью поддержания стабильности экономических отношений и определенности правового статуса недропользователей и не может рассматриваться как нарушающее права заявителя.
Таким образом, правомерным является вывод апелляционного суда о том, что для пользования лесным участком на основании договора аренды в целях разработки месторождений полезных ископаемых обязательно наличие у арендатора лицензии на пользование недрами.
Так, основанием для заключения договора с обществом в отношении земельного участка явилось наличие у него лицензии на право пользования недрами серии СЛЯ номер 02042.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на земельном участке в рамках инвестиционного договора были построены объекты недвижимости (подъездные автодороги, газопроводы, линии электропередач, кусты скважин и другие). На данные объекты зарегистрировано право собственности за ОАО "Газпром", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 01.04.2011, 16.03.2011, 18.03.2011.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства"). Приватизация одним лицом земельного участка в той его части, которая необходима для использования этого участка другим лицом, являющимся собственником расположенного на нем объекта недвижимого имущества, нарушает исключительное право последнего на приватизацию данного земельного участка. Следовательно, исключительность закрепленного в статье 36 ЗК РФ права на приватизацию земельного участка собственником здания, строения, сооружения, на нем расположенного, означает также, что такой собственник вправе приватизировать земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования.
Статьей 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
На основании вышеизложенного апелляционная инстанция пришла к правомерному выводу о том, что вопрос о предоставлении ОАО "Газпром" в аренду спорного лесного участка, как собственнику объектов недвижимости, должен разрешаться в порядке статьи 36 ЗК РФ.
Апелляционный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 25.06.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-4861/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.ОРЛОВА
Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
В.В.СИРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)