Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Епифанцевой С.Ю., Мордкиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
- от некоммерческого партнерства по содействию в благоустройстве загородной недвижимости "Нанопоселок Морозов": Грама И.Г. по доверенности от 26.11.12;
- от администрации муниципального образования сельское поселение Луневское Солнечногорского муниципального района Московской области: Рязанов В.А. по доверенности от 09.01.13;
- от некоммерческого партнерства по благоустройству "ТИЗ Полянка": Рязанов В.А. по доверенности от 25.03.13,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу некоммерческого партнерства по содействию в благоустройстве загородной недвижимости "Нанопоселок Морозов" на решение Арбитражного суда Московской области от 21 августа 2013 года по делу N А41-44811/12, принятое судьей Шайдуллиной А.С., по заявлению некоммерческого партнерства по содействию в благоустройстве загородной недвижимости "Нанопоселок Морозов" о признании незаконным постановления администрации муниципального образования сельское поселение Луневское Солнечногорского муниципального района Московской области, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, Комитета по управлению имуществом администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, некоммерческого партнерства по благоустройству "ТИЗ Полянка", государственного унитарного предприятия городского хозяйства Московской области "Мособлгаз",
установил:
Некоммерческое партнерство по содействию в благоустройстве загородной недвижимости (НП) "Нанопоселок Морозов" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации муниципального образования сельское поселение Луневское Солнечногорского муниципального района Московской области N 199 от 06.08.12 "Об отказе в одобрении проекта газификации некоммерческого партнерства по содействию в благоустройстве загородной недвижимости "Нанопоселок Морозов", расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, сельское поселение Луневское, д. Владычино", а также просило считать схему расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории, кадастровый квартал 50:09:0060702, 50:09:0060735, а также акт выбора земельного участка для строительства газопровода НП "Нанопоселок Морозов" согласованными администрацией муниципального образования сельское поселение Луневское Солнечногорского муниципального района Московской области (т. 1, л.д. 5 - 9).
Определением Арбитражного суда Московской области от 16 января 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены государственное унитарное предприятие городского хозяйства Московской области (ГУП) "Мособлгаз", Некоммерческое партнерство по благоустройству (НП) "ТИЗ Полянка" (т. 1, л.д. 102 - 103).
До вынесения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу спора, НП "Нанопоселок Морозов" уточнило заявленные требования, просило признать недействительным постановление администрации муниципального образования сельское поселение Луневское Солнечногорского муниципального района Московской области N 199 от 06.08.12 "Об отказе в одобрении проекта газификации некоммерческого партнерства по содействию в благоустройстве загородной недвижимости "Нанопоселок Морозов", расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, сельское поселение Луневское, д. Владычино"; обязать администрацию муниципального образования сельское поселение Луневское Солнечногорского муниципального района Московской области согласовать Схему расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории, кадастровый квартал 50:09:0060702, 50:09:0060735, а также акт о выборе земельного участка, предоставляемого для строительства линейно-кабельного сооружения связи или газопровода с запрашиваемым видом разрешенного использования "под строительство газопровода", предоставляемого НП "Нанопоселок Морозов", расположенного в Московской области Солнечногорского муниципального района сельское поселение Луневское, деревня Владычино (т. 1. л.д. 133 - 134).
Определением Арбитражного суда Московской области от 06 мая 2013 года была произведена замена ненадлежащего ответчика - муниципального образования сельское поселение Луневское Солнечногорского муниципального района Московской области на администрацию сельского поселения Луневское Солнечногорского муниципального района Московской области, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены администрация Солнечногорского муниципального района Московской области и Комитет по управлению имуществом администрации Солнечногорского муниципального района Московской области (т. 1, л.д. 150 - 152).
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 августа 2013 года в удовлетворении заявленных требований было отказано (т. 2, л.д. 36 - 43).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, НП "Нанопоселок Морозов" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права (т. 2, л.д. 47, 58 - 63).
В судебном заседании апелляционного суда представитель НП "Нанопоселок Морозов" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представители администрации сельского поселения Луневское Солнечногорского муниципального района Московской области и НП "Полянка" возражали против доводов заявителя апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 2686 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 31.01.12 НП "Нанопоселок Морозов" были получены технические условия для присоединения N 139-9/4, согласно которым объектом газификации являются 96 жилых домов, источник газоснабжения: газопровод ср. д. P = 0,3 МПа, d = 110 мм п/эт., проложенный к ГРП ТИЗ "Полянка" (т. 1, л.д. 15 - 17).
26.03.12 НП "Нанопоселок Морозов" обратилось к Главе Солнечногорского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 2 520 кв. м для прокладки газопровода среднего давления протяженностью 630 м в целях газоснабжения жилых домов, расположенных по адресу: Московская обл., Солнечногорский район, с./ Лунево, д. Владычино, участки расположены в центральной части кадастрового квартала 50:09:0060735, коттеджный поселок "Морозов" (т. 1, л.д. 13).
Согласно заключению Межведомственной комиссии по земельно-имущественным отношениям и градостроительной деятельности на территории Солнечногорского муниципального района Московской области N 60-Ю-2 от 29.05.12 Главе Солнечногорского муниципального района Московской области было рекомендовано предоставить в соответствии с действующим законодательством НП "Нанопоселок Морозов" в аренду земельный участок площадью 2 520 кв. м для прокладки газопровода среднего давления протяженностью 630 кв. м. в целях газоснабжения жилых домов в КП "Морозов" (т. 1. л.д. 14).
Согласно полученному заключению N Л-081-12 от 16.05.12 Управления архитектуры и градостроительства администрации Солнечногорского муниципального района Московской области строительство газопровода в предполагаемом земельном участке допускалось при соблюдении указанных планировочных ограничений, в том числе, НП "Нанопоселок Морозов" предлагалось предварительно:
- - определить охранные зоны инженерных коммуникаций согласованиями с эксплуатирующими службами;
- - определить охранную зону проектируемого газопровода в соответствии с ПП РФ N 878 от 20.11.00;
- - нормативные расстояния между инженерными коммуникациями принять в соответствии с СНиП 2.07.01-89 (т. 1, л.д. 18 - 19).
Дополнительно указывалось, что планировочным ограничением является полоса отвода существующей автодороги.
Также в заключении N Л-081-12 от 16.05.12 НП "Нанопоселок Морозов" было рекомендовано, среди прочего, соблюдение следующих условий:
- - получить согласование балансодержателя автомобильной дороги в д. Владычино по выбору земельных участков, предоставляемых для строительства газопровода;
- - до разработки проекта выполнить топографическую съемку М 1:500 с нанесением инженерных коммуникаций, их охранных зон и согласованием со службами, в ведении которых они находятся;
- - разработать проектную документацию на заявленный объект (проект прохождения трасы газопровода) с учетом планировочных ограничений;
- - получить согласование балансодержателей инженерных коммуникаций на предмет оформления испрашиваемого участка в охранной зоне.
16.05.13 администрация Солнечногорского муниципального района Московской области сообщила НП "Нанопоселок Морозов" о необходимости согласования вопроса о предоставлении земельного участка с администрацией сельского поселения Луневское (т. 1, л.д. 20).
04.06.12 НП "Нанопоселок Морозов" обратился к Главе сельского поселения Луневское с заявлением о необходимости согласования схемы расположения земельного участка (т. 1, л.д. 21).
В ответ Глава администрации сельского поселения Луневское в письме N 0611-вх от 15.06.13 сообщила о невозможности согласования схемы расположения земельного участка, поскольку испрашиваемый земельный участок является собственностью сельского поселения Луневское с разрешенным видом использования: внутриквартальная дорога, а также в связи с тем, что жилые строения и земельные участки граждан попадают в охранную зону планируемого газопровода (т. 1, л.д. 22).
28.06.12 НП "Нанопоселок Морозов" вновь обратилось с заявлением к Главе сельского поселения Луневское, в котором пояснило, что им было принято решение о строительстве газопровода путем горизонтально-наклонного бурения и готовности компенсировать неудобства, причиняемые строительством газопровода (т. 1, л.д. 23 - 24).
Решением N 40 от 17.07.12 администрация муниципального образования сельское поселение Луневское назначила публичные слушания по вопросу рассмотрения проекта газификации НП "Нанопоселок Морозов", расположенного по адресу: Московская обл., Солнечногорский район, сельское поселение Луневское, д. Владычино (т. 1, л.д. 135).
По результатам публичных слушаний от 27.07.12 было принято решение не одобрять в предложенном варианте проект газификации НП "Нанопоселок Морозов", рекомендовать получить технические условия в Дмитровском тресте газового хозяйства и разработать альтернативные проекты газификации по землям не занятым частной собственностью (т. 1, л.д. 12, 136 - 137).
06.08.12 на основании результатов проведенных публичных слушаний администрацией сельского поселения Луневское было издано постановление N 199 "Об отказе в одобрении проекта газификации некоммерческого партнерства по содействию в благоустройстве загородной недвижимости "Нанопоселок Морозов", расположенного по адресу: Московская обл., Солнечногорский район, сельское поселение Луневское, д. Владычино" (т. 1, л.д. 135).
Полагая, что указанным постановлением нарушаются его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, НП "Нанопоселок Морозов" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на отсутствие доказательств несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта нормам действующего законодательства.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, НП "Нанопоселок Морозов" указало, что администрацией сельского поселения Луневское Солнечногорского муниципального района Московской области незаконно было отказано в предоставлении земельного участка для прокладки газопровода.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи (п. 2 ст. 30 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
Пунктом 5 названной статьи установлен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, состоящий из трех этапов:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Согласно положениям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, для выбора земельного участка для строительства гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением, оформленным в установленном порядке.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица, обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими органами и организациями (п. п. 1, 2, ст. 31 ЗК РФ).
Пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.10 N 4224/10 сформулирована правовая позиция, в соответствии с которой положения пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации призваны обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан. Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
Таким образом, по смыслу статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации после определения участка(ов), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию. Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
При этом, подпункт 3 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации с учетом положений пункта 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает предварительную и заблаговременную публикацию сообщения о наличии предлагаемых для передачи земельных участков, то есть уже сформированных в установленном порядке земельных участков.
После совершения указанных действий результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны (п. 5 ст. 31 ЗК РФ).
Затем исполнительный орган государственный власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимают решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или отказа в размещении объекта. В соответствии с пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Таким образом, согласно положениям Земельного кодекса Российской Федерации при осуществлении выбора земельного участка необходимые согласования, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории относятся к полномочиям соответствующего органа местного самоуправления.
Апелляционный суд также принимает во внимание, что согласование органом местного самоуправления акта выбора земельного участка и утверждение схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом местного самоуправления, является лишь промежуточным этапом при выделении собственником земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта. Этим действием орган местного самоуправления не распоряжается соответствующим земельным участком, а лишь выполняет возложенные на него законом обязанности. На основании сформированного пакета документов собственник принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Как следует из материалов дела, на основании заявления НП "Нанопоселок Морозов" администрация сельского поселения Луневское Солнечногорского муниципального района Московской области решением N 40 от 17.07.12 назначила публичные слушания по вопросу рассмотрения проекта газификации НП "Нанопоселок Морозов", расположенного по адресу: Московская обл., Солнечногорский район, сельское поселение Луневское, д. Владычино.
По результатам публичных слушаний от 27.07.12 было принято решение не одобрять в предложенном варианте проект газификации НП "Нанопоселок Морозов", рекомендовать получить технические условия в Дмитровском тресте газового хозяйства и разработать альтернативные проекты газификации по землям не занятым частной собственностью (т. 1, л.д. 12, 136 - 137).
В обоснование принятого решения было указано, что жители и владельцы земельных участков и жилых домов не могут согласовать прохождение трассы газопровода вдоль улицы Северная.
Из материалов дела также следует, что находящиеся в непосредственной близости от предполагаемого места прокладки газопровода земельные участки с кадастровыми номерами 50:09:0060702:0127 общей площадью 50 кв. м и с кадастровым номером 50:09:0060702:0126 общей площадью 25 кв. м, расположенные по адресу: Московская область, Солнечногорский район, д. Владычино, Искровский с.о., принадлежат на праве собственности НП ТИЗ "Полянка" (т. 1, л.д. 62 - 63),
10.01.13 представителями НП ТИЗ "Полянка", НП "Северное", ТИЗ "Северное Владычино" и администрации сельского поселения Луневское был составлен акт осмотра территории: дороги, проходящей по ул. Полянка и ул. Северная д. Владычино Солнечногорского района Московской области, из которого следует, что:
- - ширина территории, прилегающей к твердому дорожному покрытию на участках улицы Полянка и улицы северная по правой стороне, при движении от деревни Владычино в сторону территории НП "Морозов", составляет от 150 см до 200 см;
- - на указанной прилегающей территории размещены конструктивные элементы дороги: обочина, водостоки, а также высоковольтный кабель с установленными реперами, а также прилегает труба газопровода от дома N 140А до N 160 по ул. Северная;
- - помимо указанного на данной территории обустроены заезды на прилегающие земельные участки (т. 1. л.д. 72 - 73).
К указанному акту приложены фототаблицы, подтверждающие выводы комиссии (т. 1, л.д. 74 - 82).
Указанные документы свидетельствуют о том, что прокладка газопровода на выбранном НП "Нанопоселок Морозов" земельном участке будет нарушать права и законные интересы третьих лиц.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности отказа администрации сельского поселения Луневское Солнечногорского муниципального района Московской области в согласовании проекта газификации, принятого по результатам публичных слушаний, с учетом интересов третьих лиц.
Доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению как документально неподтвержденные и основанные на неверном толковании норм материального права.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 21 августа 2013 года по делу N А41-44811/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА
Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Л.М.МОРДКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.10.2013 ПО ДЕЛУ N А41-44811/12
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2013 г. по делу N А41-44811/12
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Епифанцевой С.Ю., Мордкиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
- от некоммерческого партнерства по содействию в благоустройстве загородной недвижимости "Нанопоселок Морозов": Грама И.Г. по доверенности от 26.11.12;
- от администрации муниципального образования сельское поселение Луневское Солнечногорского муниципального района Московской области: Рязанов В.А. по доверенности от 09.01.13;
- от некоммерческого партнерства по благоустройству "ТИЗ Полянка": Рязанов В.А. по доверенности от 25.03.13,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу некоммерческого партнерства по содействию в благоустройстве загородной недвижимости "Нанопоселок Морозов" на решение Арбитражного суда Московской области от 21 августа 2013 года по делу N А41-44811/12, принятое судьей Шайдуллиной А.С., по заявлению некоммерческого партнерства по содействию в благоустройстве загородной недвижимости "Нанопоселок Морозов" о признании незаконным постановления администрации муниципального образования сельское поселение Луневское Солнечногорского муниципального района Московской области, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, Комитета по управлению имуществом администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, некоммерческого партнерства по благоустройству "ТИЗ Полянка", государственного унитарного предприятия городского хозяйства Московской области "Мособлгаз",
установил:
Некоммерческое партнерство по содействию в благоустройстве загородной недвижимости (НП) "Нанопоселок Морозов" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации муниципального образования сельское поселение Луневское Солнечногорского муниципального района Московской области N 199 от 06.08.12 "Об отказе в одобрении проекта газификации некоммерческого партнерства по содействию в благоустройстве загородной недвижимости "Нанопоселок Морозов", расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, сельское поселение Луневское, д. Владычино", а также просило считать схему расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории, кадастровый квартал 50:09:0060702, 50:09:0060735, а также акт выбора земельного участка для строительства газопровода НП "Нанопоселок Морозов" согласованными администрацией муниципального образования сельское поселение Луневское Солнечногорского муниципального района Московской области (т. 1, л.д. 5 - 9).
Определением Арбитражного суда Московской области от 16 января 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены государственное унитарное предприятие городского хозяйства Московской области (ГУП) "Мособлгаз", Некоммерческое партнерство по благоустройству (НП) "ТИЗ Полянка" (т. 1, л.д. 102 - 103).
До вынесения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу спора, НП "Нанопоселок Морозов" уточнило заявленные требования, просило признать недействительным постановление администрации муниципального образования сельское поселение Луневское Солнечногорского муниципального района Московской области N 199 от 06.08.12 "Об отказе в одобрении проекта газификации некоммерческого партнерства по содействию в благоустройстве загородной недвижимости "Нанопоселок Морозов", расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, сельское поселение Луневское, д. Владычино"; обязать администрацию муниципального образования сельское поселение Луневское Солнечногорского муниципального района Московской области согласовать Схему расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории, кадастровый квартал 50:09:0060702, 50:09:0060735, а также акт о выборе земельного участка, предоставляемого для строительства линейно-кабельного сооружения связи или газопровода с запрашиваемым видом разрешенного использования "под строительство газопровода", предоставляемого НП "Нанопоселок Морозов", расположенного в Московской области Солнечногорского муниципального района сельское поселение Луневское, деревня Владычино (т. 1. л.д. 133 - 134).
Определением Арбитражного суда Московской области от 06 мая 2013 года была произведена замена ненадлежащего ответчика - муниципального образования сельское поселение Луневское Солнечногорского муниципального района Московской области на администрацию сельского поселения Луневское Солнечногорского муниципального района Московской области, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены администрация Солнечногорского муниципального района Московской области и Комитет по управлению имуществом администрации Солнечногорского муниципального района Московской области (т. 1, л.д. 150 - 152).
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 августа 2013 года в удовлетворении заявленных требований было отказано (т. 2, л.д. 36 - 43).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, НП "Нанопоселок Морозов" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права (т. 2, л.д. 47, 58 - 63).
В судебном заседании апелляционного суда представитель НП "Нанопоселок Морозов" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представители администрации сельского поселения Луневское Солнечногорского муниципального района Московской области и НП "Полянка" возражали против доводов заявителя апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 2686 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 31.01.12 НП "Нанопоселок Морозов" были получены технические условия для присоединения N 139-9/4, согласно которым объектом газификации являются 96 жилых домов, источник газоснабжения: газопровод ср. д. P = 0,3 МПа, d = 110 мм п/эт., проложенный к ГРП ТИЗ "Полянка" (т. 1, л.д. 15 - 17).
26.03.12 НП "Нанопоселок Морозов" обратилось к Главе Солнечногорского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 2 520 кв. м для прокладки газопровода среднего давления протяженностью 630 м в целях газоснабжения жилых домов, расположенных по адресу: Московская обл., Солнечногорский район, с./ Лунево, д. Владычино, участки расположены в центральной части кадастрового квартала 50:09:0060735, коттеджный поселок "Морозов" (т. 1, л.д. 13).
Согласно заключению Межведомственной комиссии по земельно-имущественным отношениям и градостроительной деятельности на территории Солнечногорского муниципального района Московской области N 60-Ю-2 от 29.05.12 Главе Солнечногорского муниципального района Московской области было рекомендовано предоставить в соответствии с действующим законодательством НП "Нанопоселок Морозов" в аренду земельный участок площадью 2 520 кв. м для прокладки газопровода среднего давления протяженностью 630 кв. м. в целях газоснабжения жилых домов в КП "Морозов" (т. 1. л.д. 14).
Согласно полученному заключению N Л-081-12 от 16.05.12 Управления архитектуры и градостроительства администрации Солнечногорского муниципального района Московской области строительство газопровода в предполагаемом земельном участке допускалось при соблюдении указанных планировочных ограничений, в том числе, НП "Нанопоселок Морозов" предлагалось предварительно:
- - определить охранные зоны инженерных коммуникаций согласованиями с эксплуатирующими службами;
- - определить охранную зону проектируемого газопровода в соответствии с ПП РФ N 878 от 20.11.00;
- - нормативные расстояния между инженерными коммуникациями принять в соответствии с СНиП 2.07.01-89 (т. 1, л.д. 18 - 19).
Дополнительно указывалось, что планировочным ограничением является полоса отвода существующей автодороги.
Также в заключении N Л-081-12 от 16.05.12 НП "Нанопоселок Морозов" было рекомендовано, среди прочего, соблюдение следующих условий:
- - получить согласование балансодержателя автомобильной дороги в д. Владычино по выбору земельных участков, предоставляемых для строительства газопровода;
- - до разработки проекта выполнить топографическую съемку М 1:500 с нанесением инженерных коммуникаций, их охранных зон и согласованием со службами, в ведении которых они находятся;
- - разработать проектную документацию на заявленный объект (проект прохождения трасы газопровода) с учетом планировочных ограничений;
- - получить согласование балансодержателей инженерных коммуникаций на предмет оформления испрашиваемого участка в охранной зоне.
16.05.13 администрация Солнечногорского муниципального района Московской области сообщила НП "Нанопоселок Морозов" о необходимости согласования вопроса о предоставлении земельного участка с администрацией сельского поселения Луневское (т. 1, л.д. 20).
04.06.12 НП "Нанопоселок Морозов" обратился к Главе сельского поселения Луневское с заявлением о необходимости согласования схемы расположения земельного участка (т. 1, л.д. 21).
В ответ Глава администрации сельского поселения Луневское в письме N 0611-вх от 15.06.13 сообщила о невозможности согласования схемы расположения земельного участка, поскольку испрашиваемый земельный участок является собственностью сельского поселения Луневское с разрешенным видом использования: внутриквартальная дорога, а также в связи с тем, что жилые строения и земельные участки граждан попадают в охранную зону планируемого газопровода (т. 1, л.д. 22).
28.06.12 НП "Нанопоселок Морозов" вновь обратилось с заявлением к Главе сельского поселения Луневское, в котором пояснило, что им было принято решение о строительстве газопровода путем горизонтально-наклонного бурения и готовности компенсировать неудобства, причиняемые строительством газопровода (т. 1, л.д. 23 - 24).
Решением N 40 от 17.07.12 администрация муниципального образования сельское поселение Луневское назначила публичные слушания по вопросу рассмотрения проекта газификации НП "Нанопоселок Морозов", расположенного по адресу: Московская обл., Солнечногорский район, сельское поселение Луневское, д. Владычино (т. 1, л.д. 135).
По результатам публичных слушаний от 27.07.12 было принято решение не одобрять в предложенном варианте проект газификации НП "Нанопоселок Морозов", рекомендовать получить технические условия в Дмитровском тресте газового хозяйства и разработать альтернативные проекты газификации по землям не занятым частной собственностью (т. 1, л.д. 12, 136 - 137).
06.08.12 на основании результатов проведенных публичных слушаний администрацией сельского поселения Луневское было издано постановление N 199 "Об отказе в одобрении проекта газификации некоммерческого партнерства по содействию в благоустройстве загородной недвижимости "Нанопоселок Морозов", расположенного по адресу: Московская обл., Солнечногорский район, сельское поселение Луневское, д. Владычино" (т. 1, л.д. 135).
Полагая, что указанным постановлением нарушаются его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, НП "Нанопоселок Морозов" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на отсутствие доказательств несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта нормам действующего законодательства.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, НП "Нанопоселок Морозов" указало, что администрацией сельского поселения Луневское Солнечногорского муниципального района Московской области незаконно было отказано в предоставлении земельного участка для прокладки газопровода.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи (п. 2 ст. 30 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
Пунктом 5 названной статьи установлен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, состоящий из трех этапов:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Согласно положениям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, для выбора земельного участка для строительства гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением, оформленным в установленном порядке.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица, обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими органами и организациями (п. п. 1, 2, ст. 31 ЗК РФ).
Пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.10 N 4224/10 сформулирована правовая позиция, в соответствии с которой положения пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации призваны обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан. Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
Таким образом, по смыслу статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации после определения участка(ов), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию. Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
При этом, подпункт 3 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации с учетом положений пункта 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает предварительную и заблаговременную публикацию сообщения о наличии предлагаемых для передачи земельных участков, то есть уже сформированных в установленном порядке земельных участков.
После совершения указанных действий результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны (п. 5 ст. 31 ЗК РФ).
Затем исполнительный орган государственный власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимают решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или отказа в размещении объекта. В соответствии с пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Таким образом, согласно положениям Земельного кодекса Российской Федерации при осуществлении выбора земельного участка необходимые согласования, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории относятся к полномочиям соответствующего органа местного самоуправления.
Апелляционный суд также принимает во внимание, что согласование органом местного самоуправления акта выбора земельного участка и утверждение схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом местного самоуправления, является лишь промежуточным этапом при выделении собственником земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта. Этим действием орган местного самоуправления не распоряжается соответствующим земельным участком, а лишь выполняет возложенные на него законом обязанности. На основании сформированного пакета документов собственник принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Как следует из материалов дела, на основании заявления НП "Нанопоселок Морозов" администрация сельского поселения Луневское Солнечногорского муниципального района Московской области решением N 40 от 17.07.12 назначила публичные слушания по вопросу рассмотрения проекта газификации НП "Нанопоселок Морозов", расположенного по адресу: Московская обл., Солнечногорский район, сельское поселение Луневское, д. Владычино.
По результатам публичных слушаний от 27.07.12 было принято решение не одобрять в предложенном варианте проект газификации НП "Нанопоселок Морозов", рекомендовать получить технические условия в Дмитровском тресте газового хозяйства и разработать альтернативные проекты газификации по землям не занятым частной собственностью (т. 1, л.д. 12, 136 - 137).
В обоснование принятого решения было указано, что жители и владельцы земельных участков и жилых домов не могут согласовать прохождение трассы газопровода вдоль улицы Северная.
Из материалов дела также следует, что находящиеся в непосредственной близости от предполагаемого места прокладки газопровода земельные участки с кадастровыми номерами 50:09:0060702:0127 общей площадью 50 кв. м и с кадастровым номером 50:09:0060702:0126 общей площадью 25 кв. м, расположенные по адресу: Московская область, Солнечногорский район, д. Владычино, Искровский с.о., принадлежат на праве собственности НП ТИЗ "Полянка" (т. 1, л.д. 62 - 63),
10.01.13 представителями НП ТИЗ "Полянка", НП "Северное", ТИЗ "Северное Владычино" и администрации сельского поселения Луневское был составлен акт осмотра территории: дороги, проходящей по ул. Полянка и ул. Северная д. Владычино Солнечногорского района Московской области, из которого следует, что:
- - ширина территории, прилегающей к твердому дорожному покрытию на участках улицы Полянка и улицы северная по правой стороне, при движении от деревни Владычино в сторону территории НП "Морозов", составляет от 150 см до 200 см;
- - на указанной прилегающей территории размещены конструктивные элементы дороги: обочина, водостоки, а также высоковольтный кабель с установленными реперами, а также прилегает труба газопровода от дома N 140А до N 160 по ул. Северная;
- - помимо указанного на данной территории обустроены заезды на прилегающие земельные участки (т. 1. л.д. 72 - 73).
К указанному акту приложены фототаблицы, подтверждающие выводы комиссии (т. 1, л.д. 74 - 82).
Указанные документы свидетельствуют о том, что прокладка газопровода на выбранном НП "Нанопоселок Морозов" земельном участке будет нарушать права и законные интересы третьих лиц.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности отказа администрации сельского поселения Луневское Солнечногорского муниципального района Московской области в согласовании проекта газификации, принятого по результатам публичных слушаний, с учетом интересов третьих лиц.
Доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению как документально неподтвержденные и основанные на неверном толковании норм материального права.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 21 августа 2013 года по делу N А41-44811/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА
Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Л.М.МОРДКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)