Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.12.2010 N 06АП-5539/2010 ПО ДЕЛУ N А04-3106/2010

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2010 г. N 06АП-5539/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2010 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балинской И.И.
судей Гричановской Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т.Н.
при участии в заседании:
- от индивидуального предпринимателя Архипова Эдуарда Александровича: представитель не явился;
- от Министерства имущественных отношений Амурской области: представитель не явился;
- от Администрации города Благовещенска: представитель не явился;
- от третьего лица:
- открытого акционерного общества "Амурские коммунальные системы" в лице филиала "Амурэлектросетьсервис": представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства имущественных отношений Амурской области, Администрации города Благовещенска
на решение от 14.10.2010
по делу N А04-3106/2010
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей В.И. Котляревским
по заявлению индивидуального предпринимателя Архипова Эдуарда Александровича
к Министерству имущественных отношений Амурской области, Администрации города Благовещенска
о признании недействительным отказа, незаконным бездействия
третье лицо открытое акционерное общество "Амурские коммунальные системы" в лице филиала "Амурэлектросетьсервис"

установил:

индивидуальный предприниматель Архипов Эдуард Александрович (далее - ИП Архипов Э.А., предприниматель) обратился Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным, как не соответствующим Земельному кодексу РФ, отказа в выборе земельного участка для строительства Министерства имущественных отношений Амурской области (далее - Министерство имущественных отношений АО), указанный в письме от 31.05.2010 N исх.07-17/4752, при повторном рассмотрении заявления от 01.04.2009 N вх. 4635з ИП Архипова Э.А; о признании не законным, как не соответствующим Земельному кодексу РФ, бездействий Администрации г. Благовещенска при повторном рассмотрении заявления от 01.04.2009 N вх. 4635з ИП Архипова Э.А., выразившееся в не надлежащем обеспечении процедуры выбора земельного участка для строительства, не рассмотрении всех возможных вариантов выбора земельного участка и места расположения объекта, планируемого к строительству, не оформлении указанных вариантов Актом выбора земельного участка с приложенными к нему схемами всех возможных вариантов выбора, не направлении в Комиссию по выбору земельных участков на согласование и принятия решения акта выбора земельного участка со схемами всех возможных вариантов выбора.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 14.10.2010 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Министерство имущественных отношений АО и Администрация г. Благовещенска обратились в суд апелляционной инстанции с апелляционными жалобами, в которых просят принятый по делу судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт.
ИП Архипов Э.А. не согласен с доводами апелляционных жалоб по причинам, изложенным им в своем отзыве. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
От ИП Архипова Э.А., Министерства имущественных отношений АО поступили ходатайства о рассмотрении апелляционных жалоб в их отсутствие. Данные ходатайства судом апелляционной инстанции удовлетворены.
Администрация г. Благовещенска и ОАО "Амурские коммунальные системы" в лице филиала "Амурэлектросетьсервис" участия в судебном заседании не принимали, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд установил следующее.
01.06.2009 ИП Архипов Э.А. обратился в Министерство имущественных отношений АО с заявлением N 4635з о рассмотрении возможности оформления акта выбора земельного участка по адресу Ленина, 97 размерами 55 м x 50 м для строительства двух - пяти этажного здания под гостиницу с мастерскими или гостиничными помещениями на 1 этаже, а также принятии решения о согласования места размещения объекта строительства и принятии решения о предоставлении земельного участка в долгосрочную аренду.
Письмом от 24.08.2009 N 07-27/6058 Министерство имущественных отношений АО на основании письма Администрация г. Благовещенска от 07.08.2009 N 02-19/4403, рассмотрев обращения ИП Архипова Э.А. о выборе земельных участков для строительства, сообщило заявителю о невозможности обеспечения выбора земельных участков.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 26.11.2009 по делу N А04-6549/2009, оставленным без изменения постановлениями Шестого арбитражного апелляционного суда и Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа отказы Министерства имущественных отношений АО и Администрации г. Благовещенска в выборе земельного участка ИП Архипову Э.А. признаны недействительными; администрация г. Благовещенска обязана повторно рассмотреть вопрос выбора земельного участка по заявлению предпринимателя от 01.06.09 N 4635з.
Повторно рассмотрев заявление предпринимателя, администрация г. Благовещенска письмом от 23.04.2010 N 01-19/1922 сообщила Министерству имущественных отношений АО, что в ходе проведения процедуры выбора земельного участка установлено, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования г. Благовещенска, утвержденными решением Благовещенской городской Думы от 31.01.2008 N 38/09 (в редакции от 28.01.2010 N 4/01) по карте градостроительного зонирования, запрашиваемый земельный участок входит в границы зоны многоэтажной жилой застройки с ограничениями по условиям регулирования застройки.
Градостроительными регламентами данной зоны предусмотрено размещение указанного выше объекта только на земельных участках, примыкающих к красным линиям улиц и дорог всех типов, являющихся территориями общего пользования. Запрашиваемый земельный участок не примыкает к красной линии (заключение Управления главного архитектора от 07.04.2010 N 251/09).
Кроме того, по запрашиваемому земельному участку проложены подземные кабельные линии электропередачи 0,4-10 кВ (информация филиала ОАО "АКС" "Амурэлектросетьсервис").
С учетом изложенных обстоятельств администрация г. Благовещенска сообщила Министерству имущественных отношений АО о том, что оснований для завершения процедуры выбора земельного участка для размещения гостиницы в квартале 57, у администрации не имеется.
На основании указанного письма Министерство имущественных отношений АО письмом от 31.05.2010 N 07-17/4752 сообщило предпринимателю, что оснований для завершения процедуры выбора земельного участка для размещения двух-пяти этажного здания под гостиницу с мастерским или гостиничными помещениями у администрации города Благовещенска не имеется. Согласно пункту 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ министерство отказало предпринимателю в размещении объекта на запрашиваемом земельном участке в квартале 57.
Пунктом 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Земельным кодексом РФ и утвержденным постановлением мэра города Благовещенска Регламентом комиссии по выбору земельных участков для строительства на территории муниципального образования города Благовещенска установлено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом выбора земельного участка (ч. 5 ст. 31 ЗК РФ, п. 2.1 Регламента), орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами (ч. 2 ст. 31 ЗК РФ), при выявлении в ходе согласования членами Комиссии акта выбора обстоятельств, препятствующих выбору земельного участка, Комиссия имеет право вносить необходимые изменения в схему расположения земельного участка (п. 2.5 Регламента).
В силу статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления обязан решить вопрос выбора земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования. Указанные действия могут быть осуществлены с привлечением заявителя и корректировкой места размещения объекта или размеров запрашиваемого земельного участка.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в нарушение приведенных норм администрация г. Благовещенска не осуществила выезд специалиста по заявлению предпринимателя на запрашиваемый земельный участок, не подготовила схему расположения земельного участка на топооснове в удобном для работы масштабе, не обеспечила членов Комиссии необходимыми графическими материалами, также не составила акт выбора земельного участка, не обеспечила выбор земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования.
Порядок предоставления для строительства земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен Земельным кодексом РФ. В частности, согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. При этом в силу пункта 5 этой статьи предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Процедура выбора земельного участка для строительства определена в статье 31 Земельного кодекса РФ. В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. При этом исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Кодекса).
Судом установлено, что при повторном рассмотрении заявления предпринимателя орган местного самоуправления не исполнил обязанности по выбору земельного участка, так как процедура выбора земельного участка для строительства не была осуществлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, что подтверждается представленными в материалы дела актом N 12/5 о выборе земельного участка для размещения объекта от 31.03.2010, из которого следует, что Комиссия рассматривала единственный вариант расположения земельного участка, какие либо иные варианты размещения объекта не рассматривались, в акте отсутствуют согласования всех членов комиссии, письмом администрации г. Благовещенска от 23.04.2010 N 01-19/1922 в котором указано, что оснований для завершения процедуры выбора земельного участка для размещения гостиницы в квартале 57, у администрации не имеется.
В силу статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления обязан решить вопрос выбора земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования. Указанные действия могут быть осуществлены с привлечением заявителя и корректировкой места размещения объекта или размеров запрашиваемого земельного участка.
Суд первой инстанции обоснованно указал на то, что отказ администрации г. Благовещенска в выборе земельного участка без соблюдения установленного порядка рассмотрения такого заявления противоречит положениям Земельного кодекса Российской Федерации.
Решение Министерства имущественных отношений Амурской области об отказе в выборе и согласовании земельного участка также обоснованно признано судом первой инстанции недействительным, поскольку основано на незаконном отказе органа местного самоуправления в выборе земельного участка.
Между тем, вступившим в силу с 26.06.2010 Законом Амурской области от 25.06.2010 N 347-ОЗ "О внесении изменений в Закон Амурской области "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области" Правительство Амурской области лишено полномочий по распоряжению в городе Благовещенске, являющемся административно-политическим центром области, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Указанные полномочия возложены на органы местного самоуправления. В связи с данными изменениями, следует исключить из резолютивной части обжалуемого решения, возложенную судом на Министерство имущественных отношений Амурской области обязанность по рассмотрению акта выбора земельного участка и принятию по нему соответствующего решения.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Амурской области от 14.10.2010 по делу N А04-3106/2010 изменить, изложив 3 абзац его резолютивной части в следующей редакции:
"Обязать Администрацию города Благовещенска с участием ИП Архипова Эдуарда Александровича обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта, указанного в заявлении ИП Архипова Эдуарда Александровича от 01.04.2009 г. N вх. 4635з, и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформить актом о выборе земельного участка для строительства. Рассмотреть акт выбора земельного участка и принять решение в соответствии с требованиями статьи 31 Земельного кодекса РФ. Об исполнении решения суда сообщить в Арбитражный суд Амурской области".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке, в двухмесячный срок.

Председательствующий
И.И.БАЛИНСКАЯ

Судьи
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Е.А.ШВЕЦ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)