Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.07.2013 ПО ДЕЛУ N А21-3406/2012

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2013 г. по делу N А21-3406/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей И.Г.Савицкой, О.И.Есиповой
при ведении протокола судебного заседания: Е.С.Федосеевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Степанян И.Р. - доверенность от 30.05.2013; предст. Максимова В.Н. - доверенность от 30.05.2013
от ответчика (должника): не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10365/2013) ООО "ТПК "Балтптицепром" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.04.2013 по делу N А21-3406/2012 (судья С.Н.Сычевская), принятое
по иску (заявлению) ООО "ТПК "Балтптицепром"
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калининградской области
о признании недействительным предписания N 02/б/н от 07.02.2012

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Торгово-птицеводческая компания "Балтптицепром" (ОГРН 1053900198857; далее - ООО "ТПК "Балтптицепром", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калининградской области (далее - Управление, Россельхознадзор, административный орган) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным пунктов 2 и 4 предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калининградской области от 07.02.2012 по устранению нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в области земельного надзора.
Решением суда от 01.04.2013 в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В апелляционной жалобе ООО "ТПК "Балтптицепром" просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив требования заявителя в полном объеме. По мнению подателя жалобы, выводы суда о допущенных Обществом нарушениях не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Как указывает податель жалобы, Общество производит органическое удобрение в соответствии с ТУ 9849-043-00483470-2008, на соответствие которым на предприятии проведена сертификация продукции и ее серийного производства. Общество также полагает, что Управлением не доказано повреждений мелиоративной системы.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.
Управление извещено надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 156 и 266 АПК РФ без участия представителей Россельхознадзора.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в период с 22 по 27 декабря 2011 года Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калининградской области была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения плодородия почв, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения) на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 39:05:06 11 27:0016, расположенном по адресу: Калининградская область, Зеленоградский район, Переславский сельский округ, в районе п. Котельниково, общая площадь 64,2 га, принадлежащем ООО "ТПК "Балтптицепром".
По результатам проверки составлен акт от 27.12.2011 N 02/449, в котором отражены выявленные нарушения статьи 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", статей 29, 30 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель", статей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
В связи с выявленными нарушениями 07.02.2012 Обществу было выдано предписание по устранению нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в области земельного надзора, в котором заявителю указано, в том числе, на необходимость:
- в соответствии с п. п. 4.2 ГОСТ Р 53117-2008 "Удобрения органические на основе отходов животноводства. Технические условия" дополнительно исследовать органическое удобрение (компост) на следующие показатели: ГХЦГ, ДДТ и его метаболиты; наличие патогенных и болезнетворных микроорганизмов, энтерококков, энтеровирусов, наличие жизнеспособных яиц и личинок гельминтов, нематод, трематод, цестод. Срок исполнения - 03 сентября 2012 года (пункт 2 предписания);
- в соответствии с п/п. 5, 6 п. 1 статьи 13, статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, Приказом Минприроды Российской Федерации от 22.12.1995 N 525 "Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" (Постановление Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы") на основе разработанного проекта рекультивации, прошедшего положительное заключение государственной экологической экспертизы:
- - провести мероприятия по восстановлению нарушенной земляными работами мелиоративной системы с заключением ФГБУ "Калининградмелиоводхоз" о мелиоративном состоянии земельного участка в границах земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 39:05:06 11 27:0016, расположенного вблизи пос. Котельниково Зеленоградского района Калининградской области;
- - провести мероприятия по восстановлению плодородия почв (рекультивацию) нарушенного земляными работами земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 39:05:06 11 27:0016, расположенного вблизи пос. Котельниково Зеленоградского района Калининградской области. Срок исполнения -19 ноября 2012 года (пункт 4 предписания).
Общество также привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 8.6, части 3 статьи 10.10, части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с пунктами 2 и 4 предписания Россельхознадзора от 07.02.2012, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции не установил предусмотренных статьей 198 АПК РФ оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
Апелляционная коллегия соглашается с данным выводом суда и не находит правовых и фактических оснований для его переоценки.
В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); сохранению достигнутого уровня мелиорации (часть 1 статьи 13 ЗК РФ).
Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий, а также выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом и федеральными законами.
Судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы Общества о том, что выполнение дополнительных исследований на соответствие отдельных показателей качества опилочнопометного компоста требованиям ГОСТ Р 53117-2008 не является обязательным для ООО "ТПК "Балтптицепром", так как сертификация опилочнопометного компоста осуществлялась в соответствии с техническими условиями в 2008 году (пункт 2 предписания).
Как установлено в ходе проверки и отражено в Акте N 02/449 (л.д. 106) земельный участок с кадастровым номером 39:05:06 11 27:0016 используется для складирования отходов производства (компоста). Однако обществом не соблюдаются стандарты, нормы и правила проведения агрохимических мероприятий в части обращения с органическими удобрениями, а именно, в нарушение п. п. 4.2. ГОСТ Р 53117-2008 "Удобрения органические на основе отходов животноводства. Технические условия" в представленных при проведении проверки протоколах испытаний от 15.06.2010 N 2903, от 23.06.2011 N 3291 и от 17.08.2011 N 3695 отсутствуют показатели, обязательные для определения в химических удобрениях: ГХЦГ, ДДТ и его метаболиты; наличие патогенных и болезнетворных микроорганизмов, энетрококков, энтеровирусов, наличие жизнеспособных яиц и личинок гельминтов, нематод, трематод, цестод.
В разделе 1 "Область применения" ГОСТ Р 53117-2008 указано, что настоящий стандарт распространяется на органические удобрения, производимые на основе органических отходов животного происхождения (например навоз, помет) с использованием либо без применения влагопоглощающих материалов растительного происхождения (например торф, солома, опилки, кора, стружка и пр.).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Общество, производящее и использующее органические удобрения, обязано соблюдать требования данного ГОСТа, а следовательно, отсутствуют правовые и фактические основания для признания пункта 2 обжалуемого предписания незаконным.
В соответствии с пунктом 4 оспариваемого предписания Обществу в срок до 19 ноября 2012 года предписано провести мероприятия по восстановлению нарушенной земляными работами мелиоративной системы с заключением ФГБУ "Калининградмелиоводхоз" о мелиоративном состоянии земельного участка в границах земельного участка сельскохозяйственного назначения с КН 39:05:06 11 27:0016; провести мероприятия по восстановлению плодородия почв (рекультивацию) нарушенного земляными работами земельного участка сельскохозяйственного назначения с КН 39:05:06 11 27:0016.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" граждане (физические лица) и юридические лица, которые эксплуатируют мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические сооружения и защитные лесные насаждения, обязаны содержать указанные объекты в исправном (надлежащем) состоянии и принимать меры по предупреждению их повреждения.
Правила эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, а также правила содержания защитных лесных насаждений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и другими государственными органами.
Как установлено в ходе проверки и отражено в Акте N 02/449, на части принадлежащего Обществу земельного участка проводились земляные работы - вырыты 2 канавы на глубину до 1,0 метра; обнаружена сломанная мелиоративная трубка; установлено подтопление земельного участка. В нарушение статьи 30 Федерального закона "О мелиорации земель" земляные работы проведены в отсутствие проектно-сметной документации; не предъявлена проектно-сметная документация, акты выполненных работ, договоры на восстановление нарушенной при производстве земляных работ дренажной системы. Следы механической обработки почвы, сенокошения отсутствуют; земельный участок зарастает многолетней сорной травянистой, местами древесно-кустарниковой растительностью, используется для складирования отходов производства (компоста); место хранения органических удобрений (компост) не защищено от проникновения подпочвенных, ливневых и поверхностных стоков. У общества отсутствует проектно-сметная документация на производство работ по снятию, перемещению и хранению плодородного, потенциально-плодородного слоев почвы.
Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в Акте, подтверждаются в том числе приложенными к акту фотоматериалами и не были опровергнуты присутствовавшим при проведении проверки генеральным директором общества.
Кроме того, факт невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, факт самовольного снятия или перемещения плодородного слоя почвы установлены административным органом в постановлениях от 07.02.2012 N 02/09/2012, которые были Обществом обжалованы и признаны законными вступившими в законную силу судебными актами по делу N А21-2160/2012 и N А21-2158/2012.
Суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления Общества, не установив несоответствия оспариваемого предписания Россельхознадзора закону и иным нормативным правовым актам, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Доводы апелляционный жалобы аналогичный доводам, приведенным в заявлении, которым судом первой инстанции дана полная и исчерпывающая оценка.
Судом правильно применены нормы материального права, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, не допущено нарушений процессуальных норм, в связи с чем оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 01 апреля 2013 года по делу N А21-3406/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торгово-птицеводческая компания "Балтптицепром" - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.В.ЗОТЕЕВА

Судьи
И.Г.САВИЦКАЯ
О.И.ЕСИПОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)