Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Веряскиной С.Г., Дубровиной О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поморовой Н.М.,
при участии в судебном заседании:
от закрытого акционерного общества "Восторг" - Лукпанов Н.М. по доверенности б/н от 10.12.2007 г.,
от Комитета по правлению имуществом Саратовской области - не явились, извещены
надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Восторг", г. Саратов,
на решение арбитражного суда Саратовской области от 09 апреля 2008 года по делу N А57-468/2008-22, принятое судьей Храмовой Е.В.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Восторг", г. Саратов,
к Комитету по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов,
о признании незаконным бездействия Комитета по управлению имуществом
Саратовской области, выразившегося в отказе направить заявку в ФГУП "Земельная
кадастровая палата" по Саратовской области в целях государственного кадастрового учета земельного участка площадью 0,4393 га, расположенного по адресу: город
Саратов, Ленинский район, улица Блинова, и необходимого ЗАО "Восторг" для строительства многоэтажного жилого дома в соответствии с постановлением администрации
города Саратова N 109А-170 от 28.05.2004 года,
установил:
Решением арбитражного суда Саратовской области от 09.04.2008 года в отказано удовлетворении требований закрытого акционерного общества "Восторг" (далее - ЗАО "Восторг", Общество) о признании незаконным бездействия Комитета по управлению имуществом Саратовской области, выразившегося в отказе направить заявку в ФГУП "Земельная кадастровая палата" по Саратовской области в целях государственного кадастрового учета земельного участка площадью 0,4393 га, расположенного по адресу: город Саратов, Ленинский район, улица Блинова, и необходимого ЗАО "Восторг" для строительства многоэтажного жилого дома в соответствии с постановлением Администрации города Саратова N 109А-170 от 28.05.2004 года.
ЗАО "Восторг" не согласилось с принятым решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции от 09.04.2008 года, вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Комитет по управлению имуществом Саратовской области (далее - КУИ Саратовской области) отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей КУИ Саратовской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы, что подтверждается имеющимся в материалах дела почтовым уведомлением о вручении копии судебного акта N 97930.
Исследовав материалы дела, заслушав в судебном заседании представителя Общества, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалобы подлежит удовлетворению, а принятый по делу судебный акт - отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации г. Саратова N 109А-170 от 28.05.2004 года ЗАО "Восторг" согласовано место размещения многоэтажного жилого дома и утвержден акт выбора земельного участка площадью 0,4393 га, расположенного по адресу: город Саратов, Ленинский район, улица Блинова.
В целях государственного кадастрового учета земельного участка ЗАО "Восторг" обратилось в КУИ Саратовской области с заявлением N 35/06 от 25.09.2006 года о направлении заявки в кадастровую палату для получения кадастрового плана земельного участка, расположенного по адресу: город Саратов, Ленинский район, улица Блинова, дом 3; а также с заявлением N 69/07 от 28.11.2007 года с просьбой направить ответ на заявление от N 35/06 от 25.09.2006 года.
Письмами N 6471 от 24.11.2006 года, N Т-5655 от 07.12.2007 года КУИ Саратовской области уведомил заявителя о невозможности направлении заявки в кадастровую палату с целью постановки на кадастровый учет данного земельного участка в связи с тем, что постановление администрации города Саратова N 109А-170 от 28.05.2004 года ЗАО "Восторг" является незаконным.
ЗАО "Восторг", не согласившись с бездействием КУИ Саратовской области, выразившимся в отказе направить заявку в ФГУП "Земельная кадастровая палата" по Саратовской области в целях государственного кадастрового учета земельного, обратилось в арбитражный суд Саратовской области с настоящим заявлением.
Требования ЗАО "Восторг" мотивированы следующим. Согласно ч. 1 ст. 32 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами, являются:
1. решение о предварительном согласовании места размещения объекта и
2. проект границ земельного участка.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка площадью 0,4393 га., расположенного по адресу: г. Саратов, Ленинский район, ул. Блинова, ЗАО "Восторг" были получены в установленном законом порядке. Это признано решением арбитражного суда Саратовской области от 15.11.2007 года по делу N А-57-10916/07-7-33. Суд признал, что первоначальная процедура предоставления земельного участка (выбор земельного участка, предварительное согласование земельного участка) ЗАО "Восторг" было соблюдено и нормы законодательства, действовавшего в спорный период, нарушены не были.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа 07.04.2008 года оставил решение суда Саратовской области от 15.11.2007 года по делу N А-57-10916/07-7-33 в силе и в части признания первоначальной процедуры предоставления земельного участка (выбор земельного участка, предварительное согласование земельного участка) и постановления администрации города Саратова от 28.05.2004 года N 109А-170 законным решение не изменил.
Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона N 28-ФЗ от 02.01.2000 года "О государственном земельном кадастре", подавать в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков, это обязанност правообладателя земельного участка (в данном случае - Комитета по управлению имуществом Саратовской области). Эту обязанность может исполнить уполномоченное правообладателем земельного участка лицо, при условии, что правообладатель земельного участка предоставит ему данные полномочия.
Однако КУИ Саратовской области не исполнил своих полномочий по государственному кадастровому учету земельного участка площадью 0,4393 га, расположенного по адресу: г. Саратов, Ленинский район, ул. Блинова, чем нарушил право ЗАО "Восторг" на приобретение в аренду земельного участка без проведения аукциона.
КУИ Саратовской области возражал против удовлетворения требований ЗАО "Восторг" поскольку, по его мнению, постановление администрации г. Саратова от 28.05.2004 г. N 109А-170 о предварительном согласовании места размещения объекта на указанном земельном участке не может являться основанием для проведения государственного кадастрового учета земельного участка, поскольку является незаконным и принято администрацией г. Саратова с превышением полномочий, в нарушение ст. 4 Закона Саратовской области от 21.05.2004 г. N 23-ЗСО "О земле".
Отказывая в удовлетворении заявления ЗАО "Восторг", суд первой инстанции исходил из того, что положения п. 2 ст. 19 Федерального закона N 28-ФЗ от 02.01.2000 года "О государственном земельном кадастре" должны применяться с учетом норм ЗК РФ, в частности ст. 32 ЗК РФ, из которой следует, что ЗАО "Восторг" вправе самостоятельно принять меры по постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что из п. 2 ст. 19 Федерального закона N 28-ФЗ от 02.01.2000 года "О государственном земельном кадастре" усматривается право, а не обязанность правообладателя земельного участка подавать в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки и документы о межевании земельных участков.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда ошибочными по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Саратовской области правильно установил обстоятельства дела.
Так, суд в решении указал, что пунктом 3 статьи 70 Земельного Кодекса РФ установлено, что порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается Федеральным законом N 28-ФЗ от 02.01.2000 года "О государственном земельном кадастре".
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона N 28-ФЗ от 02.01.2000 года "О государственном земельном кадастре" для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность - по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
В соответствии со ст. 2 ЗК РФ предусмотрено, что земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Согласно п. 1 ст. 32 ЗК РФ, решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Однако из анализа данных законодательных норм суд делает неверный вывод о том, что ЗАО "Восторг" вправе самостоятельно принять меры по постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, для чего ЗАО "Восторг" необходимо было обратиться с заявлением в целях государственного кадастрового учета земельного участка к ФГУП "Земельная кадастровая палата".
Данный вывод суда противоречит вышеприведенным нормам закона, так как ЗАО "Восторг" не является правообладателем земельного участка.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", п. 2 ст. 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" в данном случае обязанность по осуществлению кадастрового учета возложена на орган местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, как правообладателя (собственника) земель.
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" сведения о площади, местоположении земельных участков, об их количественных, качественных, экономических и иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании материалов геодезических и картографических работ, землеустройства, лесоустройства, иных обследований и изысканий. Этими данными располагает и ими распоряжается только правообладатель (собственник, арендатор и т.д.) земельного участка и никто иной.
Согласно ответу ФГУП "Земельная кадастровая палата" по Саратовской области от 24.04.2008 исх. N 174 подавать в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков, это обязанность правообладателя земельного участка. Эту обязанность может исполнить заинтересованное в предоставлении земельного участка лицо, при условии, что правообладатель земельного участка предоставит ему данные полномочия.
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", который вступил в действие с 1 марта 2008 года, предоставил право заинтересованным лицам, не являющимся правообладателями земельных участков, самим обратиться с заявлением о постановке на кадастровый учет в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (ст. 20). До 1 марта 2008 года такими полномочиями данные лица не обладали. В связи с этим, при обращении таких лиц с заявлением о кадастровом учете земельных участков до 1 марта 2008 года, им отказывалось в осуществлении кадастрового учета.
Арбитражный суд Саратовской области также указал в решении, что из п. 2 ст. 19 Федерального закона N 28-ФЗ от 02.01.2000 года "О государственном земельном кадастре" усматривается, что данной нормой предусмотрено право, а не обязанность правообладателя земельного участка подавать в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки и документы о межевании земельных участков.
Данный вывод суда является ошибочным.
Согласно п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- 1. выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- 2. проведение работ по формированию земельного участка;
- 3. государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Кодекса;
- 4. принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Как видно из анализа данной нормы, государственный кадастровый учет земельного участка является одним из этапов предоставления в аренду любого земельного участка.
Положительное решение о предварительном согласовании является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка. Так, в соответствии с п. 8 ст. 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В случае, если по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта решение о предоставлении земельного участка не было принято, лица, права которых были ограничены, вправе требовать возмещения от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 настоящего Кодекса и принявших такое решение, понесенных убытков.
При указанных взаимосвязанных обстоятельствах отказ в предоставлении земельного участка не может быть признан законным.
Государственный кадастровый учет земельного участка, как было отмечено выше, является одним из этапов предоставления в аренду земельного участка. Следовательно, отказ в проведении государственного кадастрового учета земельного участка при указанных взаимосвязанных обстоятельствах также не может быть законным.
Частью 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания правомерности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).
КУИ Саратовской области не доказана обоснованность и законность отказа направить заявку в ФГУП "Земельная кадастровая палата" по Саратовской области в целях государственного кадастрового учета земельного участка площадью 0,4393 га, расположенного по адресу: г. Саратов, Ленинский район, ул. Блинова, и необходимого ЗАО "Восторг" для строительства многоэтажного жилого дома в соответствии с постановлением Администрации города Саратова N 109А-170 от 28.05.2004 года.
В решении арбитражного суда Саратовской области от 15.11.2007 года по делу N А-57-10916/07-7-33 дана правовая оценка постановлению администрации г. Саратова от 28.05.2004 года N 109А-170 "О предварительном согласовании ЗАО "Восторг" места размещения многоэтажного жилого дома на земельном участке площадью 0,4393 га, расположенном по адресу: г. Саратов, ул. Блинова". Данное постановление судом признано законным.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа 07 апреля 2008 года оставил решение арбитражного суда Саратовской области от 15.11.2007 года по делу N А-57-10916/07-7-33 без изменения.
Кроме того, вступившим в законную силу решением арбитражного суда Саратовской области от 19.05.2008 г. по делу N А57-748/08-5 по заявлению КУИ Саратовской области о признании недействительным постановления администрации г. Саратова от 28.05.2004 г. N 109А-170 установлено, что указанное постановление является законным, принято администрацией г. Саратова в пределах предоставленных ей полномочий, поскольку на момент его вынесения действовала редакция ст. 4 Закона Саратовской области "О земле" от 21.05.2004 г. N 23ЗСО, предусматривающая, что распоряжение земельными участками, занятыми жилым фондом (к которым относится спорный земельный участок) осуществляется органами местного самоуправления.
Таким образом, обжалуемое бездействие является несоответствующим закону и нарушает права и законные интересы ЗАО "Восторг".
Так, Федеральным законом от 18.12.2006 года N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в п. 15 ст. 3 Федерального закона от 25.01.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которыми:
- до 30 декабря 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено соглашением, заключенным таким лицом с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления при одновременном соблюдении следующих условий:
- соглашение заключено с таким лицом до 30 декабря 2004 года;
- соглашением предусмотрены осуществление таким лицом передачи жилых помещений, снос объектов капитального строительства либо строительство объектов коммунальной или социальной инфраструктуры и на момент заключения договора аренды земельного участка в соответствии с настоящим пунктом указанные обязательства выполнены полностью.
- до 1 марта 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 1 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
В случае, если в соответствии с Земельным Кодексом Российской Федерации частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 1 октября 2005 года не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона.
25 сентября 2006 года ЗАО "Восторг" обратилось в КУИ Саратовской области с заявлением, в котором просило направить заявку в кадастровую палату в целях государственного кадастрового учета земельного участка площадью 0,4393 га., расположенного по адресу: г. Саратов, Ленинский район, ул. Блинова, и необходимого ЗАО "Восторг" для строительства многоэтажного жилого дома в соответствии с постановлением Администрации г. Саратова N 109 А - 170 от 28.05.2004, и выдать доверенность ЗАО "Восторг" для получения кадастровой карты (плана) на данный земельный участок.
Однако в нарушение закона КУИ Саратовской области в данной просьбе отказал, чем неправомерно лишил ЗАО "Восторг" права приобрести земельный участок в аренду без проведения торгов в соответствии с законом до 1 марта 2007 года.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при рассмотрении заявления ЗАО "Восторг" о признании незаконным бездействия Комитета по управлению имуществом Саратовской области, Арбитражный суд Саратовской области неправильно применил нормы материального права, а именно: п. 2 ст. 19 Федерального закона N 28-ФЗ от 02.01.2000 года "О государственном земельном кадастре"; ст. 2, ч. 5 ст. 30, п. 8 ст. 31, ст. 32, п. 3 ст. 70 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах принятое по делу решение подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ. Апелляционная жалоба ЗАО "Восторг" подлежит удовлетворению.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы и отменой решения суда первой инстанции судебный расходы по оплате государственной пошлины апелляционный суд согласно ст. 110 АПК РФ относит на КУИ Саратовской области.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, суд
постановил:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 09.04.2008 года по делу N А57-468/2008-22 отменить и вынести по делу новый судебный акт.
Признать незаконным бездействие Комитета по управлению имуществом Саратовской области, выразившееся в отказе направить заявку в ФГУП "Земельная кадастровая палата" по Саратовской области в целях государственного кадастрового учета земельного участка площадью 0,4393 га, расположенного по адресу: г. Саратов, Ленинский район, ул. Блинова, и необходимого ЗАО "Восторг" для строительства многоэтажного жилого дома в соответствии с постановлением администрации города Саратова N 109А-170 от 28.05.2004 года.
Взыскать с Комитета по управлению имуществом Саратовской области в пользу ЗАО "Восторг" расходы по государственной пошлине в сумме 3000 (три тысячи) рублей.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке ст. 273 АПК РФ.
Председательствующий
Н.В.ЛУГОВСКОЙ
Судьи
С.Г.ВЕРЯСКИНА
О.А.ДУБРОВИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.07.2008 ПО ДЕЛУ N А57-468/2008-22
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2008 г. по делу N А57-468/2008-22
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Веряскиной С.Г., Дубровиной О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поморовой Н.М.,
при участии в судебном заседании:
от закрытого акционерного общества "Восторг" - Лукпанов Н.М. по доверенности б/н от 10.12.2007 г.,
от Комитета по правлению имуществом Саратовской области - не явились, извещены
надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Восторг", г. Саратов,
на решение арбитражного суда Саратовской области от 09 апреля 2008 года по делу N А57-468/2008-22, принятое судьей Храмовой Е.В.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Восторг", г. Саратов,
к Комитету по управлению имуществом Саратовской области, г. Саратов,
о признании незаконным бездействия Комитета по управлению имуществом
Саратовской области, выразившегося в отказе направить заявку в ФГУП "Земельная
кадастровая палата" по Саратовской области в целях государственного кадастрового учета земельного участка площадью 0,4393 га, расположенного по адресу: город
Саратов, Ленинский район, улица Блинова, и необходимого ЗАО "Восторг" для строительства многоэтажного жилого дома в соответствии с постановлением администрации
города Саратова N 109А-170 от 28.05.2004 года,
установил:
Решением арбитражного суда Саратовской области от 09.04.2008 года в отказано удовлетворении требований закрытого акционерного общества "Восторг" (далее - ЗАО "Восторг", Общество) о признании незаконным бездействия Комитета по управлению имуществом Саратовской области, выразившегося в отказе направить заявку в ФГУП "Земельная кадастровая палата" по Саратовской области в целях государственного кадастрового учета земельного участка площадью 0,4393 га, расположенного по адресу: город Саратов, Ленинский район, улица Блинова, и необходимого ЗАО "Восторг" для строительства многоэтажного жилого дома в соответствии с постановлением Администрации города Саратова N 109А-170 от 28.05.2004 года.
ЗАО "Восторг" не согласилось с принятым решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции от 09.04.2008 года, вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Комитет по управлению имуществом Саратовской области (далее - КУИ Саратовской области) отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей КУИ Саратовской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы, что подтверждается имеющимся в материалах дела почтовым уведомлением о вручении копии судебного акта N 97930.
Исследовав материалы дела, заслушав в судебном заседании представителя Общества, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалобы подлежит удовлетворению, а принятый по делу судебный акт - отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации г. Саратова N 109А-170 от 28.05.2004 года ЗАО "Восторг" согласовано место размещения многоэтажного жилого дома и утвержден акт выбора земельного участка площадью 0,4393 га, расположенного по адресу: город Саратов, Ленинский район, улица Блинова.
В целях государственного кадастрового учета земельного участка ЗАО "Восторг" обратилось в КУИ Саратовской области с заявлением N 35/06 от 25.09.2006 года о направлении заявки в кадастровую палату для получения кадастрового плана земельного участка, расположенного по адресу: город Саратов, Ленинский район, улица Блинова, дом 3; а также с заявлением N 69/07 от 28.11.2007 года с просьбой направить ответ на заявление от N 35/06 от 25.09.2006 года.
Письмами N 6471 от 24.11.2006 года, N Т-5655 от 07.12.2007 года КУИ Саратовской области уведомил заявителя о невозможности направлении заявки в кадастровую палату с целью постановки на кадастровый учет данного земельного участка в связи с тем, что постановление администрации города Саратова N 109А-170 от 28.05.2004 года ЗАО "Восторг" является незаконным.
ЗАО "Восторг", не согласившись с бездействием КУИ Саратовской области, выразившимся в отказе направить заявку в ФГУП "Земельная кадастровая палата" по Саратовской области в целях государственного кадастрового учета земельного, обратилось в арбитражный суд Саратовской области с настоящим заявлением.
Требования ЗАО "Восторг" мотивированы следующим. Согласно ч. 1 ст. 32 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами, являются:
1. решение о предварительном согласовании места размещения объекта и
2. проект границ земельного участка.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка площадью 0,4393 га., расположенного по адресу: г. Саратов, Ленинский район, ул. Блинова, ЗАО "Восторг" были получены в установленном законом порядке. Это признано решением арбитражного суда Саратовской области от 15.11.2007 года по делу N А-57-10916/07-7-33. Суд признал, что первоначальная процедура предоставления земельного участка (выбор земельного участка, предварительное согласование земельного участка) ЗАО "Восторг" было соблюдено и нормы законодательства, действовавшего в спорный период, нарушены не были.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа 07.04.2008 года оставил решение суда Саратовской области от 15.11.2007 года по делу N А-57-10916/07-7-33 в силе и в части признания первоначальной процедуры предоставления земельного участка (выбор земельного участка, предварительное согласование земельного участка) и постановления администрации города Саратова от 28.05.2004 года N 109А-170 законным решение не изменил.
Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона N 28-ФЗ от 02.01.2000 года "О государственном земельном кадастре", подавать в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков, это обязанност правообладателя земельного участка (в данном случае - Комитета по управлению имуществом Саратовской области). Эту обязанность может исполнить уполномоченное правообладателем земельного участка лицо, при условии, что правообладатель земельного участка предоставит ему данные полномочия.
Однако КУИ Саратовской области не исполнил своих полномочий по государственному кадастровому учету земельного участка площадью 0,4393 га, расположенного по адресу: г. Саратов, Ленинский район, ул. Блинова, чем нарушил право ЗАО "Восторг" на приобретение в аренду земельного участка без проведения аукциона.
КУИ Саратовской области возражал против удовлетворения требований ЗАО "Восторг" поскольку, по его мнению, постановление администрации г. Саратова от 28.05.2004 г. N 109А-170 о предварительном согласовании места размещения объекта на указанном земельном участке не может являться основанием для проведения государственного кадастрового учета земельного участка, поскольку является незаконным и принято администрацией г. Саратова с превышением полномочий, в нарушение ст. 4 Закона Саратовской области от 21.05.2004 г. N 23-ЗСО "О земле".
Отказывая в удовлетворении заявления ЗАО "Восторг", суд первой инстанции исходил из того, что положения п. 2 ст. 19 Федерального закона N 28-ФЗ от 02.01.2000 года "О государственном земельном кадастре" должны применяться с учетом норм ЗК РФ, в частности ст. 32 ЗК РФ, из которой следует, что ЗАО "Восторг" вправе самостоятельно принять меры по постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что из п. 2 ст. 19 Федерального закона N 28-ФЗ от 02.01.2000 года "О государственном земельном кадастре" усматривается право, а не обязанность правообладателя земельного участка подавать в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки и документы о межевании земельных участков.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда ошибочными по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Саратовской области правильно установил обстоятельства дела.
Так, суд в решении указал, что пунктом 3 статьи 70 Земельного Кодекса РФ установлено, что порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается Федеральным законом N 28-ФЗ от 02.01.2000 года "О государственном земельном кадастре".
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона N 28-ФЗ от 02.01.2000 года "О государственном земельном кадастре" для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность - по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
В соответствии со ст. 2 ЗК РФ предусмотрено, что земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Согласно п. 1 ст. 32 ЗК РФ, решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Однако из анализа данных законодательных норм суд делает неверный вывод о том, что ЗАО "Восторг" вправе самостоятельно принять меры по постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, для чего ЗАО "Восторг" необходимо было обратиться с заявлением в целях государственного кадастрового учета земельного участка к ФГУП "Земельная кадастровая палата".
Данный вывод суда противоречит вышеприведенным нормам закона, так как ЗАО "Восторг" не является правообладателем земельного участка.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", п. 2 ст. 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" в данном случае обязанность по осуществлению кадастрового учета возложена на орган местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, как правообладателя (собственника) земель.
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" сведения о площади, местоположении земельных участков, об их количественных, качественных, экономических и иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании материалов геодезических и картографических работ, землеустройства, лесоустройства, иных обследований и изысканий. Этими данными располагает и ими распоряжается только правообладатель (собственник, арендатор и т.д.) земельного участка и никто иной.
Согласно ответу ФГУП "Земельная кадастровая палата" по Саратовской области от 24.04.2008 исх. N 174 подавать в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков, это обязанность правообладателя земельного участка. Эту обязанность может исполнить заинтересованное в предоставлении земельного участка лицо, при условии, что правообладатель земельного участка предоставит ему данные полномочия.
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", который вступил в действие с 1 марта 2008 года, предоставил право заинтересованным лицам, не являющимся правообладателями земельных участков, самим обратиться с заявлением о постановке на кадастровый учет в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (ст. 20). До 1 марта 2008 года такими полномочиями данные лица не обладали. В связи с этим, при обращении таких лиц с заявлением о кадастровом учете земельных участков до 1 марта 2008 года, им отказывалось в осуществлении кадастрового учета.
Арбитражный суд Саратовской области также указал в решении, что из п. 2 ст. 19 Федерального закона N 28-ФЗ от 02.01.2000 года "О государственном земельном кадастре" усматривается, что данной нормой предусмотрено право, а не обязанность правообладателя земельного участка подавать в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки и документы о межевании земельных участков.
Данный вывод суда является ошибочным.
Согласно п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- 1. выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- 2. проведение работ по формированию земельного участка;
- 3. государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Кодекса;
- 4. принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Как видно из анализа данной нормы, государственный кадастровый учет земельного участка является одним из этапов предоставления в аренду любого земельного участка.
Положительное решение о предварительном согласовании является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка. Так, в соответствии с п. 8 ст. 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В случае, если по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта решение о предоставлении земельного участка не было принято, лица, права которых были ограничены, вправе требовать возмещения от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 настоящего Кодекса и принявших такое решение, понесенных убытков.
При указанных взаимосвязанных обстоятельствах отказ в предоставлении земельного участка не может быть признан законным.
Государственный кадастровый учет земельного участка, как было отмечено выше, является одним из этапов предоставления в аренду земельного участка. Следовательно, отказ в проведении государственного кадастрового учета земельного участка при указанных взаимосвязанных обстоятельствах также не может быть законным.
Частью 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания правомерности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).
КУИ Саратовской области не доказана обоснованность и законность отказа направить заявку в ФГУП "Земельная кадастровая палата" по Саратовской области в целях государственного кадастрового учета земельного участка площадью 0,4393 га, расположенного по адресу: г. Саратов, Ленинский район, ул. Блинова, и необходимого ЗАО "Восторг" для строительства многоэтажного жилого дома в соответствии с постановлением Администрации города Саратова N 109А-170 от 28.05.2004 года.
В решении арбитражного суда Саратовской области от 15.11.2007 года по делу N А-57-10916/07-7-33 дана правовая оценка постановлению администрации г. Саратова от 28.05.2004 года N 109А-170 "О предварительном согласовании ЗАО "Восторг" места размещения многоэтажного жилого дома на земельном участке площадью 0,4393 га, расположенном по адресу: г. Саратов, ул. Блинова". Данное постановление судом признано законным.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа 07 апреля 2008 года оставил решение арбитражного суда Саратовской области от 15.11.2007 года по делу N А-57-10916/07-7-33 без изменения.
Кроме того, вступившим в законную силу решением арбитражного суда Саратовской области от 19.05.2008 г. по делу N А57-748/08-5 по заявлению КУИ Саратовской области о признании недействительным постановления администрации г. Саратова от 28.05.2004 г. N 109А-170 установлено, что указанное постановление является законным, принято администрацией г. Саратова в пределах предоставленных ей полномочий, поскольку на момент его вынесения действовала редакция ст. 4 Закона Саратовской области "О земле" от 21.05.2004 г. N 23ЗСО, предусматривающая, что распоряжение земельными участками, занятыми жилым фондом (к которым относится спорный земельный участок) осуществляется органами местного самоуправления.
Таким образом, обжалуемое бездействие является несоответствующим закону и нарушает права и законные интересы ЗАО "Восторг".
Так, Федеральным законом от 18.12.2006 года N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в п. 15 ст. 3 Федерального закона от 25.01.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которыми:
- до 30 декабря 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено соглашением, заключенным таким лицом с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления при одновременном соблюдении следующих условий:
- соглашение заключено с таким лицом до 30 декабря 2004 года;
- соглашением предусмотрены осуществление таким лицом передачи жилых помещений, снос объектов капитального строительства либо строительство объектов коммунальной или социальной инфраструктуры и на момент заключения договора аренды земельного участка в соответствии с настоящим пунктом указанные обязательства выполнены полностью.
- до 1 марта 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 1 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
В случае, если в соответствии с Земельным Кодексом Российской Федерации частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 1 октября 2005 года не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона.
25 сентября 2006 года ЗАО "Восторг" обратилось в КУИ Саратовской области с заявлением, в котором просило направить заявку в кадастровую палату в целях государственного кадастрового учета земельного участка площадью 0,4393 га., расположенного по адресу: г. Саратов, Ленинский район, ул. Блинова, и необходимого ЗАО "Восторг" для строительства многоэтажного жилого дома в соответствии с постановлением Администрации г. Саратова N 109 А - 170 от 28.05.2004, и выдать доверенность ЗАО "Восторг" для получения кадастровой карты (плана) на данный земельный участок.
Однако в нарушение закона КУИ Саратовской области в данной просьбе отказал, чем неправомерно лишил ЗАО "Восторг" права приобрести земельный участок в аренду без проведения торгов в соответствии с законом до 1 марта 2007 года.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при рассмотрении заявления ЗАО "Восторг" о признании незаконным бездействия Комитета по управлению имуществом Саратовской области, Арбитражный суд Саратовской области неправильно применил нормы материального права, а именно: п. 2 ст. 19 Федерального закона N 28-ФЗ от 02.01.2000 года "О государственном земельном кадастре"; ст. 2, ч. 5 ст. 30, п. 8 ст. 31, ст. 32, п. 3 ст. 70 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах принятое по делу решение подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ. Апелляционная жалоба ЗАО "Восторг" подлежит удовлетворению.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы и отменой решения суда первой инстанции судебный расходы по оплате государственной пошлины апелляционный суд согласно ст. 110 АПК РФ относит на КУИ Саратовской области.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, суд
постановил:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 09.04.2008 года по делу N А57-468/2008-22 отменить и вынести по делу новый судебный акт.
Признать незаконным бездействие Комитета по управлению имуществом Саратовской области, выразившееся в отказе направить заявку в ФГУП "Земельная кадастровая палата" по Саратовской области в целях государственного кадастрового учета земельного участка площадью 0,4393 га, расположенного по адресу: г. Саратов, Ленинский район, ул. Блинова, и необходимого ЗАО "Восторг" для строительства многоэтажного жилого дома в соответствии с постановлением администрации города Саратова N 109А-170 от 28.05.2004 года.
Взыскать с Комитета по управлению имуществом Саратовской области в пользу ЗАО "Восторг" расходы по государственной пошлине в сумме 3000 (три тысячи) рублей.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке ст. 273 АПК РФ.
Председательствующий
Н.В.ЛУГОВСКОЙ
Судьи
С.Г.ВЕРЯСКИНА
О.А.ДУБРОВИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)