Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.04.2013 ПО ДЕЛУ N А52-3125/2012

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 апреля 2013 г. по делу N А52-3125/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 1 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 2 апреля 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бландовым Ю.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ВЫРВА" директора Степанова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Пустошкинского района на решение Арбитражного суда Псковской области от 21 декабря 2012 года по делу N А52-3125/2012 (судья Васильева О.Г),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ВЫРВА" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий администрации Пустошкинского района (далее - Администрация), выраженных в письме от 13.09.2012 N 1393 об отказе в принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт выбора земельного участка от 08.09.2009. В целях устранения нарушения законных прав ООО "Вырва" просило обязать администрацию Пустошкинского района принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта - центра по воспроизведению поголовья озерной рыбы, расположенного на земельных участках из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения общей площадью 82 500 кв. м, в том числе участок N 1 с кадастровым номером 60:19:032201:28 площадью 46800 кв. м, участок N 2 с кадастровым номером 60:19:042502:138 площадью 36700 кв. м, расположенных по адресу: Псковская область, Пустошкинский район, Щукинская волость, южнее дер. Озерное, утверждающее акт о выборе земельного участка от 08.09.2009.
Решением суда требования удовлетворены.
Администрация в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Указывает, что в заявлении не был обоснован запрашиваемый размер земельного участка общей площадью 82 500 кв. м; в соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации акты выбора должен быть согласован с органами местного самоуправления, то есть с главами волостей, на территории которых расположены земельные участки, глава Забельской волости отказал в предварительном согласовании места размещения объекта на участке площадью 46 800 кв. м по причине отсутствия объектов строительства в границах испрашиваемого земельного участка; с учетом представленной заявителем в судебное заседание предварительной концепции по компоновке рыбхоза "ВЫРВА" Администрация пришла к выводу, что при выборе земельного участка не учтены и не могли быть учтены объекты производственного назначения в части ограничений, предусмотренных для водоохранных зон.
Администрация надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, ее представители в суд не явились, в связи с чем разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, 17.07.2009 Общество обратилось в Администрацию с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) площадью 8,25 га, находящегося по адресу: Пустошкинский район, Щукинская волость, южнее деревни Озерное, для строительства центра по воспроизведению поголовья озерной рыбы для дальнейшего предоставления в аренду.
Комиссия, действующая на основании распоряжения Главы района от 23.04.2007 N 425, 08.09.2009 составила акт предварительных согласований по выбору земельного участка для строительства центра по воспроизведению поголовья озерной рыбы южнее д. Озерное Щукинской волости Пустошкинского района Псковской области. Согласно заключению Комиссии земельный участок целесообразно использовать для строительства центра по воспроизведению поголовья озерной рыбы. К акту приложена ситуационная схема земельного участка для строительства центра по воспроизведению поголовья озерной рыбы. Акт и схема согласованы со всеми необходимыми службами.
Комиссией по рассмотрению заявлений и предоставлению земельных участков на территории муниципального образования "Пустошкинский район" 22.09.2009 принято решение удовлетворить заявление Общества и предоставить ему в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта земельные участки общей площадью 82 500 кв. м, в том числе: участок N 1 - площадью 46 800 кв. м, участок N 2 - площадью 35 700 кв. м, из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, находящиеся по адресу (имеющий адресные ориентиры): Псковская область, Пустошкинский район, Щукинская волость, южнее д. Озерное, для строительства центра по воспроизведению поголовья озерной рыбы в границах, указанных на кадастровом плане территории, на 49 лет. В протоколе заседания комиссии имеется информация об отсутствии претензий со стороны заинтересованных лиц в предоставлении земельного участка после опубликования сообщения.
Распоряжением Главы муниципального образования "Пустошкинский район" от 29.09.2009 N 969 утверждена схема расположения земельных участков из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения общей площадью 82 500 кв. м, в том числе: участок N 1 - площадью 46 800 кв. м, участок N 2 - площадью 36 700 кв. м, расположенных по адресу: Псковская область, Пустошкинский район, Щукинская волость, южнее дер. Озерное Пустошкинского района Псковской области для строительства центра по воспроизведению поголовья озерной рыбы согласно приложений.
Информация о предстоящем предоставлении в аренду земельных участков общей площадью 82 500 кв. м, в том числе: участок N 1 - площадью 46 800 кв. м, участок N 2 - площадью 36 700 кв. м, расположенных по адресу: Псковская область, Пустошкинский район, Щукинская волость, южнее дер. Озерное Пустошкинского района Псковской области, для строительства центра по воспроизведению поголовья озерной рыбы опубликована в общественно-политической газете Пустошкинского района "Вперед".
После проведения кадастровых работ земельные участки 08.12.2010 поставлены на кадастровый учет с присвоением им кадастровых номеров 60:19:042502:138 (35 700 кв. м) и 60:19:32201:28 (46 800 кв. м).
Общество 14.12.2010 обратилось к Главе администрации Пустошкинского района с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельных участков с кадастровыми номерами 60:19:042502:138 и 60:19:32201:28 для организации центра по воспроизводству ценных пород рыбы.
В ответ на заявление Администрация письмом от 24.12.2010 N 1958 предложила Обществу дополнительно представить устав или учредительный договор, свидетельства о регистрации юридического лица, его постановке на учет в налоговом органе, выписку из ЕГРЮЛ, документ, подтверждающий полномочия руководителя.
Указанные документы и кадастровые паспорта земельных участков 21.02.2011 предоставлены Обществом в Администрацию.
Письмом от 21.03.2011 N 404 Администрация предложила Обществу дополнительно представить договор на рыбопромысловые участки, территориально примыкающие к заявленным земельным участкам, проектно-сметную документацию на строительство Центра, финансовый план (обеспечение строительства Центра).
Письмом от 15.07.2011 N 1174 Администрация со ссылкой на пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации сообщила Обществу об отказе в удовлетворении его заявления о предоставлении в аренду земельных участков в связи с отсутствием решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Общество 22.07.2011 обратилось с заявлением в Администрацию с просьбой разобраться в сложившейся ситуации. В ответ на заявление Администрация письмом от 22.08.2011 N 1412 сообщила об отсутствии решения о предварительном согласовании места размещения объекта и нецелесообразности строительства промышленной инфраструктуры в живописном, рекреационном месте массового отдыха людей.
В ответе на обращение Общества в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по строительству и земельным отношениям от 03.11.2011 N 1820 Администрация сообщила Обществу о невозможности заключения договора аренды, поскольку акт предварительных согласований по выбору земельного участка не является решением органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, которое служит основанием для заключения договора аренды земельного участка. Кроме того, ответчик сослался на сведения, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности Общества.
Общество 06.09.2012 обратилось к Главе Администрации с заявлением о принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта - центра воспроизведения поголовья озерной рыбы и утверждении акта о выборе земельного участка южнее д. Озерное Щукинской волости Пустошкинского района Псковской области.
Письмом от 13.09.2012 N 1393 Администрация отказала Обществу в размещении центра по воспроизведению поголовья озерной рыбы на земельном участке площадью 8,25 га, сославшись на то, что Глава Забельской волости, на территории которой расположен земельный участок с кадастровым номером 60:19:0032201:28 площадью 4,68 га, отказал в предварительном согласовании места размещения объекта по причине отсутствия объектов строительства в границах данного участка согласно представленному ООО "ВЫРВА" генплану.
В судебное заседание суда первой инстанции заявитель представил предварительную концепцию по компоновке рыбхоза "Вырва", контракт от 27.11.2012 N 1742-12 с фирмой "Aquacultur Fischtechnik GmqH", г. Нинбург/Везер, Германия, на оказание консультационных услуг предпроектного характера по инкубационно-мальковому цеху для выращивания молоди радужной форели.
Суд первой инстанции удовлетворил требования Общества, придя к выводу, что Общество представило в Администрацию все требуемые документы, и указав, что обязательность представления технико-экономического обоснования проекта строительства или необходимых расчетов Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) не предусмотрена. Суд со ссылкой на кадастровые паспорта земельных участков отметил, что оба земельных участка расположены на территории Щукинской волости.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда.
Статьей 30 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 5 данной статьи установлено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Последовательность действий по выбору земельных участков для строительства установлена статьей 31 ЗК РФ.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно пункту 6 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу пункта 7 указанной статьи копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
На территории Пустошкинского района порядок предоставления земельных участков для строительства установлен Положением о порядке предоставления земельных участков на территории муниципального образования "Пустошкинский район", утвержденным Собранием депутатов Пустошкинского района от 24.10.2008 N 117, (далее - Положение).
Согласно пункту 2.2 Положения к заявлению юридического лица о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта прилагаются копии следующих документов: учредительные и регистрационные документы, устав или учредительный договор, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, выписка из ЕГРЮЛ, документ, подтверждающий полномочия руководителя. К заявлению могут прилагаться технико-экономические расчеты.
Из материалов дела следует и не оспаривается Администрацией, что Общество представило все необходимые в соответствии со статьей 31 ЗК РФ и пунктом 2.2 Положения документы. Таким образом, возражения Администрации, касающиеся сведений о финансово-хозяйственной деятельности Общества, и требования о предоставлении технико-экономических расчетов или проектной документации не основаны на законе.
Апелляционный суд не может согласиться с доводом Администрации о том, что в заявлении Общества от 17.07.2009 не был обоснован размер запрашиваемого земельного участка. В обоснование размера испрашиваемого земельного участка Обществом был предоставлен генплан строительства центра по воспроизведению поголовья озерной рыбы. Распоряжением Главы муниципального образования "Пустошкинский район" от 29.09.2009 N 969 утверждена схема расположения земельных участков для строительства центра по воспроизведению поголовья озерной рыбы общей площадью 82 500 кв. м. Данное распоряжение не отменено и не признано недействительным. Таким образом, необходимость предоставления Обществу в обозначенных целях земельного участка таких размеров подтверждена Администрацией. Суд также учитывает то обстоятельство, что ранее земельный участок с кадастровым номером 60:19:042502:0041 площадью 82 500 кв. м, из которого образованы два спорных земельных участка, находился на праве постоянного (бессрочного) пользования у акционерного общества закрытого типа "Озерное", которое также занималось деятельностью, аналогичной планируемой Обществом. Данное обстоятельство Администрацией не оспаривается. Кроме того, необходимость использования земельного участка запрашиваемого размера подтверждается представленной заявителем в суд предварительной концепцией по компоновке рыбхоза ООО "Вырва".
Не может согласиться апелляционный суд также и с доводом Администрации об отсутствии согласования акта от 08.09.2009 с Главой муниципального образования "Забельская волость".
Пунктом 1.1 Положения установлено, что управление и распоряжение земельными участками на территории Пустошкинского района, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет администрация Пустошкинского района.
В соответствии с пунктом 2.5 Положения Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации организует работу постоянно действующей комиссии по выбору земельного участка, в состав которой включаются представители Администрации, ГИБДД, организаций связи, энергетики газо-, водо-, теплоснабжения, главы сельских поселений и других соответствующих органов.
Таким образом, согласование акта о выборе земельного участка с главой сельского поселения предусмотрено посредством его участия в работе комиссии по выбору земельного участка, организация работы которой возложена на Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации.
В данном случае решением комиссии от 22.09.2009 заявление Общества удовлетворено.
Апелляционный суд не может согласиться с возражениями Главы муниципального образования "Забельская волость" об отсутствии объектов строительства на генплане строительства центра по воспроизведению поголовья озерной рыбы. Возражения, связанные с данным обстоятельством, в ходе согласований акта о выборе земельного участка не заявлялись. Отсутствие на генплане объектов строительства на одном из участков не явилось препятствием для принятия распоряжения об утверждении схемы расположения земельных участков. Обществом представлена предварительная концепция по компоновке рыбхоза ООО "Вырва", согласно которой строения планируется возвести на обоих земельных участках.
Апелляционный суд не может согласиться с доводом Администрации о том, что в акте о выборе земельного участка не учтены объекты производственного назначения в части ограничений, предусмотренных для водоохранных зон, поскольку пунктом 2 распоряжения от 29.09.2009 N 969 предписано в целях соблюдения режима водоохранной зоны реки Великая в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации установить ограничения по использованию земельных участков.
Пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В соответствии с пунктом 6 данной статьи ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно пункту 2.7 Положения результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, к которому прилагаются схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Пунктом 2.8 Положения установлено, что Администрация принимает распоряжение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Из приведенных норм следует, что Администрация рассматривает все предложенные актом о выборе земельного участка с приложенными схемами расположения земельных участков варианты выбора земельных участков и в качестве предварительного согласования места размещения объекта утверждает один из них.
В данном случае акт о выборе земельного участка предусматривал единственный вариант выбора земельного участка и, соответственно, была составлена одна схема расположения земельных участков. Распоряжение от 29.09.2009 N 969 об утверждении этой схемы расположения земельных участков принято после принятия решения по заявлению Общества комиссией по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков (22.09.2009), что свидетельствует о том, что Администрация утвердила данную схему в качестве единственно возможного варианта.
Поскольку схема расположения земельных участков является приложением к акту о выборе земельного участка, названная схема, предусматривающая единственный вариант выбора земельного участка, в данном случае не может быть утверждена без утверждения самого акта о выборе.
Как уже отмечено, распоряжение от 29.09.2009 N 969 не отменено и не признано недействительным.
Следовательно, в силу того, что основанием для принятия распоряжения о предоставлении земельного участка для строительства является распоряжение о предварительном согласовании места размещения объекта, Администрация обязана принять распоряжение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка.
При таких обстоятельствах требования Общества правомерно удовлетворены судом.
Нарушенное право заявителя в соответствии с частью 5 статьи 201 АПК РФ подлежит восстановлению путем обязания Администрации принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Псковской области от 21 декабря 2012 года по делу N А52-3125/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Пустошкинского района - без удовлетворения.

Председательствующий
Т.В.ВИНОГРАДОВА

Судьи
А.Ю.ДОКШИНА
О.А.ТАРАСОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)